Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика психоманипуляции. Особенности поведения манипулятивного лидера, критерии биофилии и некрофилии





Как же быть человеку, живущему в современном обществе, как разобраться во множестве религий и сект, школ и традиций, в море литературы. Как отличить истинную духовную традицию от подмены, фальсификации. Нам представляется. Что хотя и трудно, сделать это возможно. Один из подходов базируется на анализе реальной, а не декламируемой системы ценностей и мотивов лидеров соответствующей традиции. Естественно на уровне деклараций даже самые деструктивные лидеры обычно говорят очень хорошие вещи о светлом будущем, всеобщем братстве и т.д. Однако их реальное поведение свидетельствует о диаметрально противоположном. С помощью предлагаемой системы критериев вы сможете достаточно быстро понять, с кем имеете дело на самом деле, и вовремя избежать нежелательного контакта.

В основе предлагаемой системы критериев лежит представление о некрофилии и биофилии, предложенное Эрихом Фроммом. Термин "биофил" служит для обозначения светлого духовного начала, а "некрофил" - темного, животного, разрушительного. Сутью биофила является любовь к жизни, он любит ее во всех проявлениях, статике всегда предпочитает динамику жизненного процесса, разнообразие форм. Во всех явлениях природы он видит целое в неразрывном единстве, а не механическую сумму отдельных частей.

Некрофильство буквально переводится как "мертволюбие". При такой жизненной ориентации самым притягательным оказывается мертвое, механическое. Некрофила пугает неожиданное, непредсказуемое, разнообразное - все, что может разрушить жесткую, механистическую картину мира. Поэтому он и боится жизни, стремится к ее уничтожению, превращению людей в биороботов. Соответственно некрофилия может проявляться как на поведенческом, так и на биоэнергетическом уровнях, вплоть до одержания (chenelling), когда духовные аспекты личности практически теряют контроль над телом, и оно оказывается во власти вселившегося духа. Типичными некрофилами являются такие авторитарные лидеры, как Гитлер, Сталин, Пол Пот.

Естественно, биофилы или некрофилы никогда не встречаются в чистом виде. В каждом человеке есть часть того и другого. Тип личности определяется тем, что в ней доминирует.

С этой точки зрения задачей духовного самоусовершенствования является подавление свойств некрофилии и активизация биофильного, духовного начала. Большую помощь в этом может оказать понимание природы глубинных психологических механизмов и мотивов, управляющих поведением человека, особенностей поведенческих проявлений, свойственных некрофилии и биофилии. На этой основе возможны самоконтроль и коррекция собственного поведения в сторону уменьшения деструктивности и пробуждения духовности.

Таблица 6. Сравнительные характеристики некрофилии и биофилии

  Некрофил (разрушительное, животное начало) Биофил (творческое, духовное начало)
Центральные мотивы поведения Голод, Страх Власть Любовь Страх, Голод
Термодинамические характеристики Консервативная, замкнутая система. Тенденции к нарастанию энтропии (хаоса). Диссипативная, открытая система. Тенденции к уменьшению энтропии, самоорганизации.
Общая структура поведенческих механизмов Поведение и восприятие клишировано, язык предельно упрощен и безальтернативен. Многоальтернативное поведение и восприятие.
I. Особенности восприятия окружающего мира Мифологичность восприятия: "Вижу только то, что хочу и что "положено". 1. Имитатор, стремление не быть, а казаться, 2. Одномерная картина мира, черно-белое восприятие. 3. Клиширование, стремление определить, а не понять. 4. Закрытость для критики. 5. Сокрытие истинных мотивов поступков от других. 6. Сокрытие истинных мотивов своих поступков от себя (сначала делает, а потом объясняет благовидным образом). Многомерность восприятия, возможность рассмотрения с разных точке зрения, стремление разобраться, понять природу явления и истинные мотивы своих поступков.
II. Внутреннее поведение Самоуспокоенность, сброс мотивации, ориентация на получение удовольствия от потребления. Саморазвитие, активная мотивация к саморазвитию, самоусовершенствованию. Удовольствие от активной деятельности, преодоления препятствий.
III. Внешнее поведение. Основные поведенческие мотивы 1. ЭГОЦЕНТРИЗМ, примат животного начала. 1. Я-центр мира, все для меня; "броня", жесткая граница между собой и другими. 2. "Совершенство", восприятие себя в статике как идеального существа, требующего только отдельных доработок. 3. Отсутствие сомнений в собственной правоте. Максимальная требовательность к другим, снисходительность к себе. 1. Примат духовно начала. 1. Я и мир едины, восприятие страданий и радостей другого существа как своих собственных 2. Постоянное недовольство собой, восприятие себя в непрерывном развитии, самоусовершенствовании. 3. Постоянное сомнение в себе, в своем пути. Максимальная требовательность к себе.
  2. СТРАХ 1. Навязчивый страх за собственную жизнь, здоровье. 2. Боязнь и ненависть к новому, непонятному. 3. Страх разнообразия, стремление к монополизму, к единой, стандартной точке зрения. 2. Готовность к самопожертвованию. 1. Во имя духовных ценностей может пренебрегать здоровьем и жизнью. 2. Максимальное удовлетворение при контакте с новым, непонятным. 3. Величайшее уважение к разнообразию, необычным точкам зрения, способностям.
  3. ГОЛОД (жажда силы) стремление запасать, накапливать жизненную энергию, где только можно и любой ценой. 1. Тяга к магическим техникам, дающим власть, силу. 2. Вампиризм, паразитирование на жизненной энергии других людей (режим "всасывания", накопления жизненной энергии) 3. Жизненная сила - только средство, а не самоцель. 1. Ориентация не на накопление, а на восполнение жизненной энергии. 2. Восполнение жизненной энергии за счет открытости миру (режим "прокачки" жизненной энергии через свой организм).
  4. ЖАЖДА ВЛАСТИ, готовность на все, лишь бы не потерять власть. 1. Предпочтение авторитарной власти либеральной. 2. Заискивание перед толпой, игра на ее низменных инстинктах. 3. Наслаждение лестью, холуйством. 4. Власть как крест, тяжелая ноша, готовность к отказу от власти при первой возможности. 1. Ориентация на разнообразие социальных институтов. 2. Презрение к толпе, ее вкусам массовым стереотипам поведения. 3. Отвращение к лести, холуйству.
IV. Поведенческие клише 1. Миф о собственном мессианстве. 2. Вседозволенность "во имя светлых целей". 3. "Если не я, то все равно кто-то другой, но хуже". 4. Ненависть к тем, кому сам причинил зло или кому чем-то обязан.8. 5. "Всегда прав сильнейший". 6. Глумление над общечеловеческими идеалами: порядочностью, милосердием, религиозностью и т.д. - всем, что не связано с прямой материальной выгодой. 7. Абсолютизация клановых (партийных, национально-этнических и т.д.) идеалов и моральных ценностей. 8. Вера в молниеносное чудо. 9. Нигилистический подход (сломать плохое - хорошее само получится). Мотивы и цели поведения осмысленны, жесткие поведенческие клише отсутствуют.

Основные характеристики поведения некрофила и биофила даны соответственно в левой и правой частях Таблицы 6. В верхней части в виде двух треугольников показаны доминирующие мотивы, определяющие соответствующий тип личности. У некрофила - это голод и страх, а также тесно связанная с ним жажда власти, они образуют иньский треугольник, вершиной вниз. При доминировании биофилии определяющим мотивом является любовь ко всем окружающим нас существам, а животные мотивы, страх и голод, играют вторичную, подчиненную роль. В этом случае мы имеем янский треугольник, обращенный вершиной вверх. В начале таблицы приведены основные поведенческие мотивы, определяющие общую направленность поведения человека, его отношения с окружающими, систему ценностей. В данном, крайне упрощенном, варианте выделены четыре основные мотивации, доминирующие у некрофила, определяющие животный план психики человека. Естественно, эти же мотивации присутствуют и в психике биофила, однако, в этом случае они играют вторичную, соподчиненную роль, что можно увидеть из правой части таблицы.



Рассмотрим теперь основные проявления некрофилии и биофилии в поведении человека (см. табл. 6). Именно знание основных свойств этих двух аспектов человеческой природы делает возможным как эффективный самоконтроль, так и своевременное распознавание черт некрофилии у других людей.

Мифологичность

Одной из самых основных особенностей некрофила является сильнейшее расхождение между декларируемым и реальным поведением. Одновременно вы сталкиваетесь с изощреннейшей демагогией, позволяющей оправдать любое самое низменное поведение высокими мотивами и целями. Такая система мифов образует своеобразную скорлупу, скрывающую истинные цели поведения деструктивного лидера как от других, так и, зачастую, и от него самого.

Примером может служить одна их современных западных школ энергетического целительства. Имея явно выраженную пирамидальную структуру и собирая несоразмерно большие деньги с неофитов за "посвящения" (до 10000 долларов с человека!), они говорят что деньги - форма жертвы космическим силам для блага человечества. Естественно эти деньги поступают не на нужды Космоса и Человечества, а в карманы лидеров.

Следует отметить, что именно разрушению системы мифов (покрывало Майи) придается первостепенное значение в Восточной эзотерической традиции. Именно они, искажая восприятие реальности, делают человека игрушкой слепых животных инстинктов.

Такая мифологическая "скорлупа" складывается из двух компонент: мифов, искажающих восприятие реальности и мифов, позволяющих интерпретировать собственные поступки в выгодную для себя сторону (маска). Естественно, как только вы попадаете в сферу влияния такого манипулятивного лидера, он тут же пытается навязать вам эту систему мифов. Как правило, это делается не явно и достаточно тонко.

В табл. 6 приведены обе системы мифов. Их общей чертой является стремление к очень упрощенному, крайне схематичному видению реальности (черно-белая картина мира). При этом не допускается никаких альтернативных взглядов на мир, всегда декларируется единственная и "самая правильная" точка зрения. Такое одномерное мышление порождает крайне авторитарную личность, не терпящую никаких возражений, подавляющую инакомыслие. Причем это может делаться как с помощью прямого насилия, что характерно для тоталитарных режимов, так и путем всепроникающей рекламы, пропаганды пронизывающей все сферы жизни буквально с детских дней, что характерно для общества потребления.


Очень важным инструментом мифологизации механизмов восприятия является их клиширование, формирование так называемых когнитивных клише. При этом человек не пытается разобраться в сути происходящего, а просто навешивает на него "ярлычок" из имеющегося ассортимента. Вспомним Эллочку-людоедку, обходившуюся минимальным набором слов. Аналогично воспринимает мир и член очередной манипулятивной секты. Для него есть только одна самая правильная религия и те, кто в нее верит, а все остальные - слуги дьявола, агенты спецслужб и т.д. Естественно, чем меньше таких "ярлычков", тем сильнее, устойчивее клиширование. Ну а сам ассортимент клише формируется с раннего детства и потом поддерживается самой средой, в которой живет человек. Один из примеров "культура Макдональдса" (поколение, выбирающее пепси-колу), формируемая с детства рекламой, мультфильмами и поддерживаемая затем "мыльными операми", все той же рекламой, рок группами и т.д.

Еще одной очень важной особенностью подобной деструктивной личности является желание выглядеть определенным образом в глазах окружающих, именно выглядеть, производить впечатление, а не быть.

Ну а если нежелательная информация все же прорывается через мифологические фильтры, в ход вступают специальные механизмы блокировки. Это и сужение внимания, делающее невидимыми буквально бросающиеся в глаза вещи, и искаженное восприятие, придающее диаметрально противоположный смысл совершенно очевидным ситуациям. Ну и конечно "забывание", ошибочные действия и другие проявления не осознаваемых, вытесненных желаний, неоднократно описанные в психоанализе (7, 14). Все это настолько искажает восприятие, что как манипулятор, так и его жертва буквально становятся слепыми и глухими, похожими на зашоренную лошадь, которая видит только узкую щель перед своим носом.

Цели и мотивы

За разветвленной системой мифов скрывается истинная система целей и мотивов поведения некрофила. Она, как правило, имеет достаточно сложную многоуровневую структуру, истоки которой лежат в глубинах подсознания, а возможно, скрываются в тонкоматериальном мире и его обитателях (в случае одержания). Однако практически всегда эта система ценностей и мотивов характеризуется гипертрофией животного телесного начала, очень сильной материальной ориентацией. Это легко увидеть в табл. 6.

Это и сильнейший эгоцентризм, восприятие себя как центра мира, преломление всего только через призму собственных желаний. Это и разнообразные страхи, фобии, как правило, коренящиеся в не проработанном страхе смерти, подсознательной боязни потустороннего мира. Отсюда характерная некрофилическая боязнь всего нового, необычного, стремление втиснуть весь мир в жесткую примитивную схему. На социальном уровне эти страхи проявляются в стремлении уничтожать потенциальных конкурентов, окружать себя бездарными, но покорными, зависимыми людьми. Частым замещением этих глубинных страхов служит показная бравада, неоправданный риск, гипертрофированная жестокость.

 







Date: 2016-07-25; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию