Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции культурологии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Гносеологическая (познавательная) функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии. Эвристическая функция культурологии задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Это созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. С эвристической тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данной культурой, сопровождается воспитанием индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т. е. то, что мы называем культурой поведения. И еще одну функцию культурологии следует выделять - мировоззренческую. По сути дела она является принадлежностью философии культуры, являющейся составной частью культурологии. Назначением мировоззренческой функции служит в данном случае выявление как бы духовного ядра, определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной либо научной картины мира. Скажем, для русской культуры XIX в. стержневой была проблема исторической судьбы России, которая нашла столь разнообразное решение в творчестве А. С. Пушкина, идейном противоборстве славянофилов и западников, в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в живописи и музыке, в культурологических изысканиях сторонников «русской идеи».
Понятие культуры Понятие «Культура» – центральное в культурологии. В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности. В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»; 1) уровень общего состояния ума; 2) уровень интеллектуального развития целого общества; 3) совокупность художественно-творческой деятельности; 4) способ жизни материального и духовного плана. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры. В широком понимании - это все, что создано человечеством, его физическими и интеллектуальными усилиями. В узком значении - это особое состояние общества.
Функции культуры 1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций; 2) познавательная; 3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации; 4) образовательная; 5) воспитательная; 6) коммуникативная (общение); 7) нормативная (регулятивная); 8) психологическая разрядка.
Структура культуры Культура содержит 4 элемента: 1. понятия (концепты), благодаря им становится возможным упорядочить мир людей. Основой является язык. 2. отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности. 3. ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей. 4. правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры. Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер. Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи». К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др. Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека. Формы духовной культуры: 1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой. В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают: Тотемизм – поклонение животному миру. Фетишизм – поклонение неживой природе. Анимизм – одухотворение живой и неживой природы. Язычество – многобожие. 2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой. 3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления. 4) Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека. 5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии. 6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.
Date: 2016-07-25; view: 1399; Нарушение авторских прав |