Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории происхождения государства.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества В развитии политико-правовой мысли существовали разного рода концепции, объясняющие происхождение государства. Патриархальная теория, которая имела наибольшее распространение в древнее время и средневековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризуется: - признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни; - рассмотрением процесса образования государства как результата постепенного разрастания одной семьи; - отождествлением власти государства с семейной отеческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми. Договорная теория, получившая наиболее широкое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется: - четкой направленностью против системы феодальной политической власти и абсолютизма как одного из крайних ее проявлений; - постулированием так называемого “естественного” состояния общества, т.е. общества, подчиняющегося стихийным природным интересам, не имевшего политических государственных структур; - констатацией необходимости выхода из естественного состояния для самосохранения, безопасности общества; - ее реализации путем сознательного соглашения между людьми (общественного договора), по которому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения собственности, безопасности, равенства людей; - выводом о праве народа на свержение правителей, нарушающих условия общественного договора. Теория насилия, получившая особое распространение в XIX веке и разработанная в ряде произведений Дюринга, Гумпловича, Каутского. Она характеризуется: - признанием в качестве основной причины возникновения государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты; - констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство; - выводом о том, что государство по своей первоначальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому приводят не внутренние, а внешние факторы - покорение одного народа другим; - признанием того, что современное государство в отличие от государств предшествующих эпох теряет насильственный характер, поскольку покорявшие и покоренные народы ассимилируются друг с другом. Теория классовых антагонизмов, получившая наибольшее распространение во второй половине XIX - начале XX веков и обоснованная в трудах социалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении нескольких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой социалистической системы. Ее основные положения сводятся к следующему: - в основе процесса образования государства лежат экономические причины -совершенствование производительных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повышение его производительности, производство прибавочного продукта и присвоение его частью общества; - изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в результате часть населения обращается в рабство, а само общество раскалывается на два антагонистических класса - рабов и рабовладельцев; - для поддержания власти над рабами, принуждения их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является организацией, обеспечивающей политическими средствами и, прежде всего, вооруженной силой господство одного класса (собственников основных средств производства) над эксплуатируемыми классами; - пока в обществе сохраняется деление на антагонистические классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим. 2. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА. Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установление причин его возникновения помогает понять необходимость существования государства на протяжении длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПРИЗНАЕТ, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали различные теории, в той или иной мере влияли на процесс образования государства. Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении длительного исторического времени лежат более глубокие социальные причины. Они связаны с качественными изменениями, происшедшими в жизни первобытных людей в эпоху неолита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в результате перехода от присваивающего к производящему способу взаимоотношения с природой, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело: - в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительности, обмену продуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникновению разнообразных форм собственности; - в социальной сфере - к интенсивному росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (различных профессий, богатых и бедных, свободных и несвободных), резкому повышению роли отдельной личности в системе социальных связей, разделению и противоречивости интересов личности, социальных групп, общества в целом; - в духовной сфере - к интенсификации интеллектуальной деятельности, переходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы материального производства. Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его социального расслоения определила постепенную замену родовых органов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государством с его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом. Date: 2016-07-25; view: 282; Нарушение авторских прав |