Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самораскрытие посредством упражнений, направленных на постижениеСтр 1 из 59Следующая ⇒
Мэнли П. Холл
Пробуждение и развитие внутреннего восприятия... Практические наставления по философии правильного мышления и ощущения...
Перевод А.Мищенко ("София", Киев 1995)
Содержание
Глава I
Основы духовного развития Личное дерзание Восток и Запад Первое постижение
Глава II
Внутреннее восприятие Уплата кармических долгов Подготовка окружения Очищение Диета Физические нагрузки Нововведения Организации Второе постижение
Глава III
Сообщества Воздержание Черная магия Методы развития Самоанализ Совершенствование характера Конструктивные основания Постоянство Третье постижение
Глава IV
Безмятежность Самообладание Непостоянство Терпение Прямота действия Символы постижения Поза Неподвижность Практика Четвертое постижение
Глава V
Сосредоточение Подготовка к сосредоточению Символы сосредоточения Магия мандал Чаша для милостыни Практика сосредоточения Пятое постижение
Глава VI
Философское внимание Сосредоточение как разновидность переживания Духовная алхимия Цикл поиска Шестое постижение
Глава VII
Адепты Вспоминание Дальнейшее рассмотрение сосредоточения Седьмое постижение
Глава VIII
Расширение сознания Тайна трансцендентной личности Мотивация духовного развития Притча о птицах Трансцендентное существо Восьмое постижение
Глава IX
Материальная и метафизическая личность Новый обзор основных принципов Умножение метафизической личности Девятое постижение
Глава X
Подход к духовности Постижение в действии Десятое постижение
Глава XI
Просветление Постижение и просветление Одиннадцатое постижение
Глава XII
Выход на пределы объективного разума Заключение Двенадцатое постижение
Глава I
Основы духовного развития
Эта книга представляет собой попытку донести до вас при помощи слов то, что не может быть выражено в словах. Рассмотрение метафизических упражнений следует начать с определения основных понятий, поскольку для изложения этого крайне сложного предмета необходимо уточнить смысл часто используемых терминов. Однако на успех в духовном развитии можно рассчитывать лишь в том случае, когда удается развить интуитивное видение метафизических принципов.
Медитация представляет собой внутреннее созерцание божественных сущностей. Объектами медитации являются аспекты Истины. Истину можно созерцать только тогда, когда разум человека пребывает в покое. При этом не должно быть напряжения и не следует прилагать волевых усилий.
Постижение есть одновременное осознание и принятие Божества и Божественного смысла существования вещей. Кроме того, постижение подразумевает приятие всего таким, как оно есть, и видение правильности всего в том виде, в котором оно существует.
Просветление есть состояние сознательного единения со Вселенским Началом, в котором человек постигает свою причастность к Истине. Средства, используемые для достижения просветления, называются духовными упражнениями.
Духовные упражнения -- это особый способ направить свои действия в нужное русло и контролировать их. Духовные упражнения делают человека хозяином самого себя. Подлинные упражнения эффективны и в то же время не требуют приложения волевых усилий. Если человек изо всех сил стремится вести себя правильно, он не достигнет успеха на пути духовного развития. Преобразить свою природу в подобие Истины можно лишь посредством внутреннего постижения.<$F В Дзэн-буддизме путь просветления называют заставой без ворот. Китайские даосы говорят, что он требует приложения ненасильственных усилий. -- Прим. авт.>
I
Человеку свойственно расти. Однако мы ведь не считаем, что цветок пытается цвести или что фруктовое дерево стремится плодоносить. Цветение цветка является проявлением в жизни растения вселенского закона; это воля Бесконечного, которую можно лицезреть в конечном. Просветление есть цветение человеческой души; оно так же естественно, просто и неизбежно, как и цветение розы. Мудрец не стремится быть мудрым; мудрость так же естественна для него, как безрассудство для обычных смертных. Чтобы быть собой, человеку не нужно прилагать усилий.
Усилия свидетельствуют о противоречиях в душе человека. Большинство религиозных организаций регламентируют жизнь своих последователей строгими заповедями и предписаниями. Эти заповеди и предписания, как правило, начинаются словами Ты не должен и имеют своей целью посредством запретов и ограничений вынудить человека открыться Божественной милости. Однако тот, кто пытается сокрушить в себе пороки грубыми усилиями воли, подавляет зло лишь на время и тем самым становится невротиком.
Когда посредством постижения мы приходим к осознанию Божественной энергии, которая делает возможными наше существование и рост, мы перестаем сопротивляться ее естественному течению в нас и через нас. Когда в результате постижения у нас открывается видение изначально присущей нам Божественной добродетели, озаряется светом наше внутреннее естество, а вслед за ним неизбежно преображается и внешнее.
II
Метафизические упражнения не должны преследовать материальные цели. Подлинный мистик не занимается медитацией и сосредоточением для того, чтобы приобрести объекты материального мира. В равной мере медитация не является для него ни побегом от ответственности, ни средством избавиться от проблем обыденной жизни. Разумеется, это не означает, что метафизические упражнения не имеют осязаемых последствий. Когда человек с помощью медитации и постижения приводит в порядок свою внутреннюю жизнь, улучшается и становится более благополучным его физическое существование.
Когда ты познакомишься с основами философской жизни и принципами ненасильственного роста, ты заложишь в себе фундамент мудрости. Если эта книга с помощью несовершенных слов все же донесет до тебя неизреченную истину о том, что мудрость есть простое и естественное состояние развитого человека, ты приобретешь нечто великое и непреходящее.
Китайскую богиню Гуань-инь, Госпожу Милосердия, обычно изображают облаченной в ниспадающее свободными складками одеяние, которое в буддистской живописи символизирует космические структуры жизни. Существование в действительности представляет собой структуру, которая развивается в направлении реальности, оно есть движение в пространстве, течение всей жизни к мудрости и истине.
К метафизическим упражнениям не следует относиться как к испытаниям, которые дают предлог для соревнования с другими искателями Истины в красочности пережитых видений и повод для претензий на принадлежность к духовной аристократии. Все метафизические упражнения, которые достойны этого названия, подразумевают открытие в душе света добродетели, красоты и мудрости.
В качестве иллюстрации для этого урока взято классическое произведение дзэнского изобразительного искусства. На картине изображен одинокий странник -- монах-отшельник, который стоит на вершине огромной скалы, всматриваясь в простирающийся перед ним туман. Вдали смутно вырисовываются очертания высоких гор, которые ярко контрастируют с сучковатыми и искореженными деревьями на переднем плане.
(((Картинка, стр. 10. Подпись к ней:)))
[ (Китайское полотно, в котором прослеживается заметное дзэнское влияние. Из собрания автора.) Пилигрим с посохом в руках стоит на краю сферы чувственного восприятия. Он обращен лицом к расплывчатым очертаниям далеких гор, которые символизируют запредельные духовные Истины. Пилигрима отделяет от горных вершин океан тумана, пропасть Майи. ]
Об одиночестве мудреца и о том, что искатель Истины становится пилигримом, путешествующим от звезды к звезде, сказано немало. Для невежды мудрец кажется одиноким, потому что пребывает в недосягаемых глубинах сознания. Однако сам мудрец не чувствует себя одиноким. Мудрость приближает его к жизни; он осознает свой контакт с сердцем мира более непосредственно, чем любой обычный человек. Пристрастие к чтению книг может привести к одиночеству, ученость может толкнуть на отстаивание правоты своих убеждений, однако мудрец, устремленный вдаль, видит перед собой не пустоту, но пространство, наполненное жизнью, Истиной и Законом.
Последователь метафизического учения становится одиноким, когда пытается быть чем-то большим, нежели он есть на самом деле. Вперед ушла лишь одна его часть. Он презрел старые привязанности, но еще не дорос до новых идеалов. Он отрекся от материальных вещей, но так и не перерос их. Он одержим своим неведением и стремится к ущербной истине. Такой человек одинок и несчастен. Пространство вокруг него пусто, ибо он не постиг вездесущности Истины.
III
В терминах постижения Истина -- это космический факт, и этот факт прекраснее, благороднее, достойнее, мудрее и желательнее всего остального. Истина является не каким-то определенным словом, а той самодостаточностью, к которой стремится в своем развитии человек. Речь идет об абсолютном законе, распространяющемся как на самое отдаленное, так и на самое сокровенное. Для мудреца все является выражением этого закона. Только реальное может постичь и измерить глубину реального.
Древние наставники поведали нам, что просветление, великая награда за проявленное усердие, приходит внезапно -- никто не знает когда. В конце пути находится состояние, о котором говорят, что оно ожидает всех. Невозможно сказать, когда человек обретет это просветление. Оно может прийти завтра, оно может прийти после десяти тысяч жизней, однако целенаправленные занятия неуклонно приближают день освобождения. Метафизика дарует человеку свободу, безопасность и мудрость лишь тогда, когда он возвысит свой разум до постижения Божественного Замысла.
Личное дерзание
Ты желаешь построить практическое мировоззрение, которое приблизит тебя к решению твоих личных проблем и поможет тебе жить с большей отдачей для себя и других? В таком случае тебе прежде всего нужно познакомиться с основными принципами духовного развития, а затем выработать практическую программу действий, которая будет соответствовать твоим нуждам.
Человечество всегда в том или ином виде регламентирует свою деятельность. В материальном мире дисциплина способствует развитию искусности и эффективности; недостаточная подготовленность неизбежно сказывается на размере заработка. Элберт Хаббард как-то сказал, что хотя обычный неподготовленный рабочий и зарабатывает сто долларов в день, девяносто пять долларов следовало бы удерживать для выплаты жалования тем, кто за него думает и исправляет его ошибки.
Люди идут учиться, потому что понимают, что для экономического выживания необходимо овладеть каким-то ремеслом. В такой же мере необходимо овладеть духовными науками. Самую точную из этих наук, религию, невозможно постичь лишь с помощью молитвы и поста. Одни надежды и мечтания не помогут вам стать хорошим бухгалтером, равно как одни благие намерения не сделают из вас подлинного философа. Вы должны выполнять определенные философские упражнения и стремиться достичь мастерства в овладении священными науками.
Немногочисленные вдохновенные искатели обнаружили, что видимый мир и происходящая в нем деятельность имеют великую неявную цель. Наградой за дерзание служит более глубокое постижение духовных истин.
Спокойствие и безопасность невозможно обрести лишь путем получения новых сведений и развития мыслительных способностей. Если человек не преобразил себя внутренне, то как бы глубоко он ни переживал события свой жизни, как бы всесторонне он ни был образован и какого бы внешнего благополучия он ни достиг, он все еще не совершенен. Пока духовное сознание не обогатило и не украсило устремления его разума, человек все еще не обрел безопасность и не стал самодостаточным.
Материальное образование направлено на совершенствование ума и тела. Оно может также дать человеку представление об искусстве, ремеслах и науках. Однако современное образование не дает человеку знания его подлинного Я. Дух, душа и метафизические потребности не находят себе места в научной системе ценностей. Следствия этого очевидны. Материальное знание не приносит счастья. Оно не способствует нравственному совершенствованию. Оно не вдохновляет человека обретать целостность. Только духовное знание может завершить образование и даровать безопасность, моральную устойчивость и духовное просветление.
Конечная цель метафизического образования не сводится к запоминанию сведений, изложенных в учебниках по философии. Метафизическое образование представляет собой развитие тех способностей человеческого ума, которые дают возможность убедительно проявиться сокровенной жизни духа. Все великие системы метафизической философии включают в себя упражнения, которые призваны освобождать и совершенствовать духовное дарование человека.
Поскольку все систематические занятия в равной мере требуют прилежания и целеустремленности, человек, который получил лучшее образование, сможет больше других почерпнуть из метафизических упражнений. Метафизику не следует считать заменой обычному образованию, однако ее упражнения окажутся для человека тем более полезными, чем с большим разнообразием предметов он знаком. Между тем тот, кто считает, что сможет с помощью медитации углубить свои представления, скажем, о грамматике латинского языка, скорее всего будет разочарован.
Метафизические упражнения восходят к древнейшим религиозным системам. Школы метафизической мысли процветали в Индии в течение тысячелетий и существовали в большинстве национальных культур древнего мира. Различие между метафизикой и теологией сводится прежде всего к основополагающим установкам. Так, мудрейший и добродетельнейший из римских императоров Юлиан Отступник провозгласил, что только самые благородные и образованные люди достойны быть причастными к религии. Платон учил, что чистота намерений и самоограничение являются первыми заповедями философской жизни. После того как Нерон убил свою мать, он боялся вступить в Храм Таинств, хотя почитался верховным жрецом Рима.
Древние правила и заповеди, которыми руководствовались Платон, Пифагор и Аристотель, не были потеряны. Однако в течение столетий их не принимали во внимание западные мыслители, делая основной упор на объективные жизненные ценности. Между тем буддистские монахи Китая, Таиланда и Бирмы, а также жрецы-брахманы в Индии по-прежнему знают древние принципы и руководствуются ими в своей жизни. Как ни странно, эти принципы очень просты. Трудности возникают лишь с их применением.
Цель тайных учений в том, чтобы пробудить и проявить духовные ценности человека. Великие посвященные древнего мира своей жизнью подтвердили эффективность традиционных систем метафизических упражнений. Однако мы не живем сегодня в мире Платона и Аристотеля. Наше общество введено в заблуждение мнимыми социальными перспективами. Современная экономика и технологизация сильно изменили души людей. Поэтому древние упражнения, если им суждено сыграть важную роль в нашем развитии, должны быть адаптированы к нуждам сегодняшней жизни.
В настоящее время уже сделано много, чтобы приспособить старые метафизические упражнения к темпу жизни и способу мышления наших современников. Однако чаще всего такие попытки терпят неудачу. Неудача, как правило, объясняется неоправданным оптимизмом со стороны наставников и их последователей. Восточные учителя, которые приходят на Запад, обычно полагают, что их слушатели уже значительно преуспели в самосовершенствовании, тогда как на самом деле их типичный ученик представляет собой заурядного человека. Самые существенные затруднения возникают при выработке программы, которая будет понятной для многих и не введет никого в заблуждение. Автор глубоко убежден, что знакомство с этой книгой не повлечет за собой никаких осложнений в жизни читателя, и в то же время читателем будет сделан шаг в направлении более глубокого понимания древних учений о Тайне.
Практикуя метафизические упражнения, человек не станет нечувствительным в отношении переживаний, с которыми он сталкивается в своем повседневном существовании. Метафизика не может оказать влияние на законы кармы и перевоплощения, однако она помогает ученику понять смысл этих законов и осознать их действие в его жизни. Закон причины и следствия невозможно нарушить. Метафизика вдохновит вас на правильные поступки и даст терпение, необходимое для преодоления последствий неблагоприятных действий в прошлом. Метафизика не устраняет препятствий, страдания, бедности и обязанностей, а дает понимание, которое помогает взглянуть в лицо этим напастям, не теряя надежды, целостности и глубокой убежденности. Метафизика укрепляет характер и дает возможность чувствовать себя хозяином любого положения -- смело взглянуть в лицо обстоятельствам и рассудительно поступить в сложившейся ситуации.
Закон кармы, или причины и следствия, в приложении к действиям человека есть альфа и омега всех метафизических упражнений. Благодаря целенаправленным занятиям ученик улучшает свою жизнь, и поэтому не будет ничего удивительного, если с началом практики судьба станет благоприятствовать ему. Все причины влекут за собой соответствующие следствия. Если благодаря философии и постижению в непосредственном окружении человека воцарился порядок, тем самым достигается не только большая безопасность в текущей жизни, но и лучшее будущее в жизнях последующих.
В древности желающие посвятить свою жизнь изучению священных наук путешествовали в дальние страны для того, чтобы обучаться у великих просветленных наставников. Пифагор беседовал со своими последователями, сидя за ширмой, и лишь после многих лет ученичества им разрешалось увидеть его лицо. Пифагорейские методы обучения типичны для традиционных систем совершенствования. Кандидат в последователи его школы приносил рекомендацию от самых влиятельных граждан общества, в которой говорилось о его поведении и характере. Кроме того, кандидат должен был обладать глубокими познаниями в математике, астрономии и музыке -- в противном случае его заявление не рассматривалось. Пифагор определял с помощью метафизических принципов, какие упражнения больше всего подходят его новому ученику. Ученику предписывалось выполнять то или иное упражнение в течение определенного времени -- самым большим сроком могло быть двадцать лет. Под личным контролем наставника и его продвинутых учеников начинающий совершенствовался медленно, но он был защищен от всех опасностей, которые могут возникнуть вследствие неправильной интерпретации метафизических истин несведущими.
Со времен сожжения Пифагорейского института в Кротоне истекло почти двадцать пять столетий. Одна за другой канули в Лету все древние школы таинств. Современным искателям Истины не приходится больше добиваться разрешения стать учениками, смиренно ожидая у ворот храма. В наши дни искатель должен сам наставлять себя. Аполлоний Тианский, который жил через многие века после Пифагора, следовал всем пифагорейским заповедям и даже давал обет молчания в течение пяти лет. Он пошел на все эти самоограничения добровольно, ведь он знал, что это необходимо ему для духовного развития. Современный искатель должен относиться к своему совершенствованию точно так же. Эволюция наделила каждого человека способностью анализировать и оценивать свой собственный характер. В настоящее время жрецам не нужно рассказывать людям в чем суть проявления добра и зла. Ныне каждый человек сам себе высший жрец и наставник в метафизической жизни. Если вы поняли это, ваша собственная целостность должна вдохновить вас стать на стезю ученичества.
Восток и Запад
Среди моих друзей есть обаятельный джентльмен англо-саксонского происхождения. Его предки, скорее всего, сражались на поле битвы близ Хастингса, однако этот человек выглядит и мыслит как китаец. В настоящее время это пожилой мужчина с косыми восточными глазами и тонкими белесыми усами в конфуцианском стиле. Всю свою жизнь он посвятил изучению китайского языка, и вот теперь китайские ученые то и дело обращаются к нему, чтобы он объяснил им ту или иную тонкость их собственного языка. Этот добродушный образованный человек является географическим самородком. С точки зрения учения о перевоплощениях его теперешняя жизнь, возможно, представляет собой первое воплощение в теле западного человека.
Биографы Ральфа Уальдо Эмерсона называли его брахманом из Новой Англии. Его библиотека включала в себя почти всю восточную классику, а его отношение к философии было индуистским.
Это, конечно, очень яркие примеры, однако почти каждый из нас в предыдущей жизни был представителем другой расы или народа. Если присмотреться к окружающим людям и понаблюдать за их привычками, можно увидеть, как закон перевоплощения роднит жителей самых удаленных уголков нашей планеты.
Поскольку у каждого из нас свое духовное основание, поскольку перевоплощения провели каждого из нас по неповторимому пути эволюции, и поскольку карма воздает каждому из нас по-своему, то все мы учимся, развиваемся и совершенствуемся по-разному. Философия во многом сводится к интерпретации, а интерпретация зависит от точки зрения. Вот почему, если люди с различным духовным опытом пытаются интерпретировать одну метафизическую идею, они неизбежно приходят к разным выводам.
Каждый ученик должен интерпретировать метафизику в соответствии со своим характером и своими нуждами. Как сказал Св. Павел, пища одного человека для другого может оказаться ядом. Подобное расхождение в характерах людей требует, чтобы каждый метод метафизического совершенствования тщательно пересматривался в соответствии с темпераментом ученика. Между тем ни один метод невозможно приспособить к нуждам человека, если человек сам не изучит свои потребности и реакции на различного рода знания. Вот почему в этой книге не предлагаются метафизические упражнения, которые могут разочаровать человека или оказать иное отрицательное влияние.
Метафизика разделена на две великие ветви -- восточную и западную. Западная ветвь берет свое начало в Египте и Халдее, тогда как восточная уходит своими корнями в доведические культы, существовавшие по обе стороны Гималаев.
Западная школа развивалась в объективном направлении и нашла свое выражение в философии величайшего древнегреческого метафизика Платона. Восточная школа, ориентированная на субъективный мир человека, достигла высшей точки своего развития в учении Гаутамы Будды.
В своей психологической ориентации западный мир по существу объективен. Человек Запада верит в то, что видит. Он ценит материальные вещи и физическую жизнь, стремится к обладанию и власти. Современная индустрия, начисто лишенная идеализма и нацеленная на неуклонное повышение эффективности, является закономерным продуктом объективной философии, которую развивают люди нефилософского склада.
Для индуса реально невидимое, тогда как видимое -- всего лишь иллюзия. Восточный ум ясно постигает иерархию духовных ценностей. Целью восточного идеализма является полное отречение от всех физических привязанностей и материального имущества. Восточный мудрец живет с единственной целью -- достичь непривязанности. Он мечтает о времени, когда у него не будет ничего, тогда как человек Запада мечтает о дне, когда у него будет все. На Востоке богатством почитается мудрость, тогда как западный человек ставит во главу угла накопление видимых, физических вещей.
Мы знаем, что все крайности несовершенны и что величайшая добродетель лежит в умении довольствоваться тем, что имеется в наличии. Поэтому сегодняшний мудрец пытается объединить в себе восточную и западную тенденции и достичь равновесия между привязанностью и непривязанностью, между обладанием и отречением.
Наша современная система образования учит миллионы молодых людей одному и тому же. Накопление знаний становится самоцелью обучения, которое полностью игнорирует духовные ценности. Пристрастный интерес к спорту и политическим событиям делает для многих невозможным изучение более серьезных предметов.
На Востоке основания духовной жизни закладываются ребенку в детстве. Обычный двенадцатилетний мальчик-индус знает о религии больше, чем шестидесятилетний американский священник. Мистицизм искони присущ Востоку. На Западе же мистиками становятся втихомолку, рискуя своей экономической безопасностью. Возле Ганга я видел сидящего у пристани нищего брахмана, который не умел ни читать, ни писать, но мог процитировать наизусть все Веды. Читал он их довольно быстро, но все чтение занимало около четырнадцати дней, поскольку Веды значительно длиннее библейского Ветхого Завета.
Ты можешь спросить: Понимал ли святой то, что читал? На этот вопрос следует, по-видимому, ответить утвердительно, поскольку чтец относился в числу четырех миллионов нищих индусов, которые отреклись от мирского имущества, от своего уютного дома и путешествуют от одного святого места к другому. На Востоке это называется религиозной жизнью. Никто не рекомендует западному искателю Истины следовать по этому пути, однако один индусский пандит сказал мне: Человеку, который отдал все своей вере, больше нечего дать.
Мы, по существу, являемся материалистами, да и на Востоке теперь трудно найти человека, который в той или иной мере не был бы привязан к материальным ценностям, другим людям и своим идеалам. Поэтому метафизика для нас оказывается всего лишь хобби, развлечением, прихотью, мимолетным переживанием.
Мы должны принять материальность нашего народа как часть божественного замысла. Как блудный сын, мы должны иносказательно вернуться в Египет и пасти там свиней. И тогда в конце концов мы будем богаче, несмотря на все лишения, через которые нам суждено пройти, мы будем мудрее и благороднее, несмотря на путешествие по стране тьмы и заблуждений. В награду за пережитые злоключения мы обретаем мудрость, смелость, понимание и истину и становимся воистину величественнее ангелов.
Поскольку мы сильно отличаемся и от восточных людей, и от древних греков, мы должны приспособить их мистическую философию для наших нужд. Мы должны стать практическими идеалистами с ясным пониманием наших ограничений. Людям свойственно стремиться к мудрости, однако каждый индивид и народ получает ее по-своему -- в соответствии со своим опытом и пониманием.
Выражаясь метафизически, наше чувство изолированности является следствием материалистического мировоззрения. Пока мы отрицаем существование сверхъестественных миров, они остаются для нас за семью печатями. Пока мы живем в божественном мире, руководствуясь материальными стандартами, мы отделяем себя от божественных энергий, которые заполняют мир и питают собой все живое. Для восточного человека Бог пребывает внутри и является сердцем и естеством вещей. Для западного человека Бог очень далек и требует, чтобы к нему относились со страхом и трепетом. Он напоминает абсолютного монарха, божественное присутствие которого вынуждает человека пасть ниц. Поиски Истины должны учитывать эти различия, а духовные упражнения должны строиться в соответствии с темпераментом конкретного человека.
Темпы западного существования сделали для нас невозможным следование восточному идеалу сидячей, медитативной жизни. Однажды великого индийского святого попросили приехать в Америку и учить там людей. Он в ужасе поднял вверх руки и воскликнул, что суета жизни на Западе окажет пагубное влияние на его чувствительную нервную систему. В каком-то смысле эта суета отрицательно сказывается на каждом западном человеке, который пытается жить как созерцатель. Вибрации великих западных городов очень беспорядочны и оказывают плохое воздействие на нервные центры души, или симпатическую нервную систему.
Физическое тело человека Запада привыкло оказывать сопротивление внешним импульсам, выработало в себе противошоковые реакции и тем самым стало более грубым, менее чувствительным, нежели тело восточного человека. Для человека Запада стало жизненной необходимостью существование в сфере очевидного, а также построение философских теорий, которые оправдывают его образ жизни и подвергают критике другие мировоззрения. Все это является частью одного и того же механизма побега от действительности. Поэтому неудивительно, что более чувствительные люди Запада с радостью принимают элементы восточной философии, которые проникают на Запад. Восточный мистицизм становится привлекательным для тех, кто разочаровался в западном материализме. К несчастью, такие люди редко встречают понимание своих соотечественников.
За последние пятьдесят лет в Америку с Востока для проповеди философских учений прибыло несколько доброжелательных учителей. Их выступления привлекли к себе всеобщее внимание, а их системы духовного развития нашли себе многочисленных сторонников. Однако восточные учителя обнаружили, что по какой-то непонятной причине их самые серьезные ученики страдали, заболевали и умирали. Дело было в том, что человек Востока склонен переоценивать духовное понимание своих западных последователей. Его интересует великая философская система, тогда как учеников привлекает его личность. Они верят ему, а не тому, что он говорит. Поэтому многие западные последователи так и не преодолели своей духовной слепоты, что и возымело трагические последствия.
Различные формы йоги, дыхательные упражнения и поднятие кундалини относятся к очень опасным восточным учениям. Эти духовные практики вполне разумны и естественны для восточного человека и, в частности, индуса, который посвятил всю жизнь очищению тела и развитию у себя духовного восприятия. Однако они оказываются не просто бесполезной, но и опасной игрушкой в руках западных людей, которые считают, что путем дыхательных упражнений можно получить божественную милость. Когда обычный американский бизнесмен начинает занятия йогой, он не может по достоинству оценить эту систему и не обладает целостностью, которая необходима для ее правильного применения. Для него йога оказывается столь же опасным начинанием, как и введение в Индии американской экономической системы.
Когда изучающий метафизику пытается развить свои сверхчувственные способности, не руководствуясь при этом наставлениями опытного учителя, он сталкивается с опасностью увлечься аномальными психическими явлениями. Сообщения о необычных ментальных феноменах возбуждают воображение непосвященных. Планшетка для спиритических сеансов, видения, трансы, столоверчение и созерцание кристалла обладают необычайно притягательной силой. Непонятные явления становятся доказательством подлинности духовных способностей, что наводит на мысль об индийском йоге, который не так давно демонстрировал возможности своего космического сознания, разъезжая по центральным улицам города в автомобиле без горючего. Этот трюк завоевал ему популярность, на которую не может рассчитывать ни один мудрец. Поэтому очень важно, чтобы изучающий метафизику западный человек, который надеется достичь прогресса в духовной жизни, держался как можно дальше от всех аномальных психических феноменов.
Самые последовательные духовные традиции как на Востоке, так и на Западе предостерегают своих учеников против необычных явлений и медиумизма. В Индии такого рода трюками увлекаются сторонники низших ступеней йоги, но последователи Раджа-йоги никогда не практикуют их. При подготовке этой книги и подборе упражнений автор постоянно имел в виду проблему подобных явлений и всячески стремился избежать включения в нее опасных методик. Открытость в отношении трансцендентных энергий, которую стремится развить у себя последователь мистицизма, всегда контролируется его личной волей и поэтому ни при каких условиях не может привести к медиумичесским причудам.
Первое постижение
Религия Мудрости учит нас, что хотя личностей в мире много, в сокровенных глубинах все мы -- одно. Всеми людьми движет один и тот же дух. Несмотря на бесчисленные искусственные препятствия, которые отделяют нас друг от друга, у всех нас одно подлинное естество и одна цель.
Мы не просто подобны -- мы тождественны. Мы представляем собой проявления Единого, и каждый из нас является Его частью. Это сходство наших жизней, это единство целей и средств делает нас подлинно вселенскими.
Все растения произрастают из одной и той же почвы, и точно так же все жизни берут свое начало в единой жизни. Все мы являемся растениями, корни которых находятся в пространстве, всех нас питает одна и та же энергия, и мы растем, чтобы проявить один и тот же разум. Человек обретает мудрость в той мере, в которой он постигает это единство. Пока он может осознавать это безличностное единство, ему не страшны размежевания и мирская суета.
Понимание философии пробуждает в человеке дух и дарует ему постижение Единого. Поэтому, начиная с этого места, мы будем делать акцент на универсализации индивида, то есть на развитии вселенских качеств в каждом человеке.
Начните философскую жизнь с обретения непоколебимой уверенности в жизни и Законе, на котором будет строиться ваша медитация. Пытайтесь в своей обыденной жизни осуществлять таинство видения и никогда не переставайте руководствоваться своими самыми лучшими и высокими идеалами. Старайтесь жить в соответствии со своим пониманием и наблюдайте, как быстро одна за другой исчезают ваши проблемы. Если деятельность человека основывается на Истине, все сложное становится простым.
Если вам удастся достичь хотя бы небольшого понимания жизни, с помощью которого вы сможете построить позитивную практическую философию, можете считать, что вы добились многого. Совершенства нельзя достичь за один день -- порой для этого не хватает и жизни. Но если вы начнете постоянно работать над этим, то будете приближаться к пониманию с каждым днем. Постижение этого факта является вашим первым шагом. Глубоко задумайтесь над этим, ибо вы возведете Здание Вселенского Понимания на скале целостности личности как на основании.
Опасно пытаться жить чужими представлениями. Но не жить своими знаниями не менее рискованно.
Глава II
Внутреннее восприятие
Основными источниками метафизического учения, излагаемого в настоящей книге, являются восточные религии, но в качестве дополнения к ним отдельные элементы были взяты из пифагорейской и платоновской школ. Таким образом мы не только адекватно представим западную точку зрения, но и дополним и уравновесим восточные представления.
(1) Даосизм -- самая глубокая и субъективная среди всех китайских метафизических школ. Даосизм был основан в VI в. до н.э. загадочным философом Лао-Цзы. Учение даосизма построено на понимании и постижении того, что обозначается словом Дао. Это слово можно перевести по-разному, например, как Путь, Истина, Средства, Цель. Даосы утверждают, что слушать о Дао можно вечно и при этом нисколько не приблизиться к пониманию самого Дао. Между тем, когда внутреннее естество обретает просветление, это слово внезапно становится ключом ко всем знаниям, тайнам и аспектам Истины.
(2) Ламаизм -- необычное учение буддистских монахов, которые живут в высокогорных районах Центрального Тибета. Истоки этой традиции -- в деятельности индусского монаха Падмы Самбхавы, который прибыл в Тибет из Индии, захватив с собой все священные книги и преодолев на своем пути многие гималайские перевалы, путешествуя на упряжке, которую тянули мулы. Глубочайшая метафизика ламаизма изложена в трудах тибетского мудреца Миларепы, которому удалось выразить тайны трансцендентного мира в стройной и основательной философской системе.
(3) Дзэн -- самая метафизическая и мистическая буддистская секта. Слово Дзэн означает постижение. Монахи этой школы занимаются внутренним созерцанием Буддистской Истины. Секта Дзэн была основана более тысячи лет назад индийским буддистским монахом по имени Дарума, или Бодхидхарма. Секта была основана в Китае, но затем распространилась по Корее и Японии. Дарума был тридцать третьим патриархом индийского буддизма.
I
Чтобы наставления, излагаемые в этой книге, оказались действенными, следует предположить, что мы начинаем с самых основ. Если вы уже приступили к практике оккультных упражнений по методике других школ, духовных движений или учителей, лучше прекратить эти занятия, пока вы изучаете эту книгу. Дело в том, что смешивание различных метафизических систем редко бывает успешным.
Возможно, вы занимались сосредоточением, развитием умственных способностей, дыханием или достижением особых психических состояний, которые помогают сохранить здоровье, добиться успеха или других материальных целей.
Хотя вы и должны очистить свою ментальность, не следует расставаться с литературой по другим системам совершенствования или прекращать членство в метафизических организациях. Однако временно не читайте книг, в которых содержатся идеи, идущие вразрез с наставлениями, излагаемыми на страницах этой книги. Каждый из нас имеет право искать знание где угодно, и цель настоящей книги -- помочь вам понять все великие религии и философии мира. Ее автор не стремится неоправданно ограничить свободу ваших мыслей и действий. Однако он надеется на сотрудничество и прилежание с вашей стороны, пока вы будете изучать материал этой книги.
Если вы были учеником оккультных дисциплин в течение многих лет и уже добились признания в одной из религиозных организаций, автор этих строк надеется, что, познакомившись с его книгой, вы лучше осознаете значимость своих достижений и сможете распространить их на другие сферы жизни.
Как человеку, изучающему метафизику, вам не следует ожидать помощи от других людей; будьте готовы столкнуться с непониманием и даже недоброжелательностью. Подлинный мистик живет своим собственным духовным пониманием. Источник истины и вдохновения пребывает внутри. Когда вы разовьете в себе это внутреннее постижение, то достигнете спокойствия и убежденности, которые материальный мир никогда у вас не отнимет. Духовное знание дарует безопасность при любых обстоятельствах.
Упражнения по медитации и постижению требуют нового функционирования сознания. Психические процессы должны уступить место внутреннему мистическому восприятию, которое есть не мышление, но знание. В результате приходит постижение -- неописуемое состояние сознания, которое на языке психологии иногда называют мистическим опытом.
Это сверхчувственное состояние восприятия древние философы называли божественным состоянием. Прокл сказал, что был восхищен осознанием своей причастности к Реальности, ясно видел вещи и обладал Истиной.
Постижение является закономерным следствием практических занятий. Последние долго понимали как самоограничение или, по словам некоторых искателей, как укрощение низшего естества. Трудность в том, что такие слова, как укрощение и покорение свидетельствуют о неоправданной агрессивности методики. Подлинный метафизик не похож на человека, который устал от борьбы со своим низшим естеством. Настоящий метафизик уравновешен и спокоен, он добивается своего не борьбой, а постижением. Не подвергай себя страданиям, чтобы попасть в духовное состояние. Искатель, которому нужно постоянно умерщвлять свою плоть, преодолевая сопротивление низшего естества, должен прежде всего стать непривязанным.
Метафизика принимает в качестве одного из основных принципов то, что человек несовершенен. На начальных стадиях эволюции от человека не требуется быть образцом просветленности, ему нужно лишь проявить настойчивость.
В каждом человеке постоянно происходит борьба между идеалами и действиями. Каждый из нас знает это сам. Знание о том, что мы не совершенны, не должно нас разочаровывать, оно должно порождать в нас сознательное стремление улучшить себя путем достижения понимания. Многие напрасно потеряли долгие годы, сожалея о совершенных ошибках и не принимая во внимание новые возможности. Цель философии в том и состоит, чтобы упорядочивать жизни людей. В правильно организованной жизни высшее в человеке контролирует и направляет низшее; другими словами, дух контролирует разум, а разум -- тело.
Но и не гордись своими ошибками. Как только возникает напряжение, свидетельствующее, что ты прилагаешь усилия, знай, что тебя ждет неудача. Умение властвовать собой можно обрести путем внутреннего постижения, которое ненасильственно преодолевает сопротивление внешней личности и совершает требуемое действие. В метафизических упражнениях не нужно устранять последствия ошибочных действий; нужно изменить свое отношение к совершаемому.
Реально то, на чем мы фокусируем свое внимание, тогда как то, что находится вне сферы нашего внимания, прекращает существовать.
Не пытайся уничтожить зло; преумножай добро. Не вступай в борьбу с телом; совершенствуй сознание. Не стремись искоренить порок; будь верным добродетели.
II
Метафизика зиждется на законе. Закон есть воля вселенной для себя и для ее творений. Закон абсолютен и непоколебим.
У многих метафизиков сложилось неверное представление о Законе. Мы слышим о законах процветания, законах здоровья и других законах. Каждый изобретает закон в соответствии со своими потребностями. Однако такая тенденция неоправданна, и поэтому от нее следует отказаться. Закон есть непреложное качество бытия; именно Закон дает возможность практиковать метафизические упражнения. Закон не служит потребностям отдельных индивидов; все живое являет собой Закон.
По мнению последователей эзотерических учений, Закон есть необходимая, совершенная и достаточная Истина, которая породила вещи и питает их, благодаря которой вещи в конце концов достигают своей цели. Закон -- это Реальность и Истина, пребывающие в непрерывном становлении, это Правильность, которая все заключает во всем. Когда ты идешь по улице, может показаться, что тебя окружает беспорядочная толпа случайных людей, однако для внутреннего восприятия очевидно, что каждый человек в толпе следует своей судьбе, повинуясь Закону. Что бы мы ни совершали, все подвергается испытанию Законом. Где бы мы ни шли, мы пребываем в Законе. Для метафизика Закон есть вечное право, абсолютная истина и полная самодостаточность.
Как говорили древние, Закон -- это жизнь, это вечная животворящая истина, это источник и причина всего неописуемого многообразия живых существ, однако сам по себе он всеобщ и неделим. Сокровенное естество человека вечно пребывает в Законе. Человеческий разум оказывается в сфере неопределенности лишь тогда, когда внешние органы чувств затуманивают ясное видение Закона.
Среди всех искусств и наук жизнь является самой важной и самой точной. Жизнь есть движение к совершенству через Закон. Упражнения по медитации и постижению обогащают и совершенствуют жизнь, развивая у человека понимание. С углублением понимания мы становимся рассудительными, а рассудительность в свою очередь дает нам мужество и целостность, необходимые для высоких свершений.
III
Многие современные школы в своих занятиях делают акцент на продолжительности, однако время играет очень несущественную роль в вопросах, связанных с ростом. Человек может практиковать некоторые упражнения в течение десяти лет и быть по-прежнему далеким от просветления. Но бывает и так, что после нескольких недель занятий человек уже созрел для дальнейших наставлений. Продолжительность времени, которое требуется для пробуждения духовных способностей, определяется уровнем готовности человека к просветлению в предыдущей жизни. Для достижения самых благоприятных результатов необходимо практиковать упражнения в течение нескольких лет. Если же тебя легко разубедить, если ты не проявляешь усердия и настойчивости, польза от упражнений будет заметно меньше.
Духовные упражнения не дадут чудесных результатов на следующий день. Но если методично заниматься ими в течение длительного периода времени, они помогут тебе понять и постичь тайны жизни.
Уплата кармических долгов
Совершенствование приводит в действие закон кармы. По мере совершенствования ты увидишь, что твои возможности возрастают.
Здесь важно высказать одно предостережение. Когда ты начинаешь заниматься метафизическими упражнениями, в твоем внутреннем мире происходят определенные изменения. Ты можешь оградить себя от нежелательных физиологических влияний, но ты не можешь защититься от закона кармы. Когда человек становится на духовный путь, кармические закономерности имеют тенденцию проявляться более ярко, поэтому твои личные проблемы скорее всего дадут о себе знать в полную силу. Ты начнешь быстрее выплачивать свои кармические долги. Это очень важно для дальнейшего прогресса, но может поначалу показаться довольно неприятным.
Ты должен быть готов к тому, что попадешь к неприятные и затруднительные ситуации. Они дадут о себе знать, как только ты приступишь к занятиям. Так протекает процесс очищения, когда сознание отторгает от себя негативные составляющие. Бывает, что тело начинает выделять из себя физические яды, и тогда мы имеем дело с обычным недугом. Когда же яды начинает выделять душа, мы сталкиваемся с болезненными процессами во внутреннем мире. Последние зачатую сопровождаются конфликтами с близкими, финансовыми проблемами или гнетущими сомнениями. В этом случае не следует забывать, что яркое проявление кармических тенденций очищает душу и готовит ее к принятию метафизических наставлений. Поэтому не удивляйся, если количество трудностей поначалу будет возрастать.
Когда бывает трудно, можно успокоить себя тем, что мудрость природы никогда не поставит человека перед непреодолимыми препятствиями. Многим не удается решить своих проблем, однако эта неудача не связана с тем, что у них нет средств справиться с ними. Обычно затруднения, которые преследуют метафизика, обусловлены расширением сознания, и если он будет жить в соответствии со своими идеалами, то вскоре обнаружит, что его проблемы исчезают одна за другой, обогащая его новым опытом и давая возможность переоценить имеющиеся ценности.
Подготовка окружения
Окружение бывает внешним и внутренним. Внешнее окружение включает в себя материальный мир с его проблемами и привязанностями. Внутреннее окружение включает в себя саму личность, которая имеет определенные желания, устремления, эмоции, мысли и идеалы. Человеческая жизнь представляет собой взаимосвязь этих внешних и внутренних факторов, которые нередко конфликтуют друг с другом и не подчиняются волевым усилиям.
Ни у кого не вызывает сомнений, что обычный человек не может управлять миром, в котором живет. Однако он может подчинить себе внутренние импульсы и тем самым достичь освобождения от давления объективных факторов. Большинство великих философских систем учат тому, что постичь свое Я намного важнее, нежели овладеть целым миром. Это утверждение можно назвать трюизмом, однако оно выражает великую духовную истину, которая станет более очевидной для тебя, когда ты сделаешь первые шаги в своих занятиях.
Внутреннее окружение человека все еще недостаточно контролируется его волей и сознанием. Поэтому оно непостоянно и часто ведет себя непредсказуемо. Несовершенства низшего естества препятствуют перетеканию энергии от духовной природы. Цель самодисциплины в том, чтобы упорядочить и преобразить низшее естество. Тогда оно больше не будет препятствием на пути к духовным свершениям.
Выражаясь языком даосизма, можно сказать, что человек сам себе застит свет -- то есть сам преграждает себе путь к желаемому. Таким образом то, что мы есть, не дает нам стать тем, чем мы хотим быть. Дисциплина мышления и действия помогает человеку открыть себе дорогу.
Вслед за проблемой, связанной с тем, чем мы являемся, идут проблемы, связанные с тем, что мы имеем. Обладание имуществом порождает чувство собственничества и страх. Оба этих чувства заставляют человека беспокоиться. Обеспокоенный человек одержим своими проблемами и не может уделить должного внимания созерцанию божественных сущностей. Существует поучительный китайский рисунок, на котором изображен богатый человек, несущий свое имущество в огромном мешке. Этот мешок так велик, что человек не видит, откуда он пришел и куда идет. Радуясь тому, что накопил столько ценных вещей, человек не видит, что вот-вот сорвется в зияющую у его ног пропасть.
Богатый располагает собственностью весьма непостоянной и хрупкой природы. Гордый и эгоистичный человек обладает субъективным эквивалентом физического богатства. Он сгибается под тяжестью своей собственной важности. Все, что у нас есть, даже если речь идет о высокой самооценке, препятствует духовному развитию. Самая тягчайшая из всех обуз -- духовная гордость. Человек может отдать все, что у него есть, но все равно ему понадобятся годы упорных занятий, чтобы освободиться от тщеславия и высокомерности.
Мудрец, живущий в физическом мире, не стремится накопить богатство. Он желает пребывать в покое и безопасности, предпочитая имуществу удовлетворенность. По аналогии с этим искренний ученик стремится не возвеличить свое эго, а открыть в себе источник внутренней благодати, которую не купишь ни за какие деньги. Он не желает быть значительнее, чем другие люди. Ведь он постиг, что значительность относительна и иллюзорна. Поэтому ученик прежде всего ищет Закон и его проявления, черпая из него сокровища мудрости.
Не разочаровывайся, если в начале философской жизни ты столкнешься с трудностями. Одним из недостатков западного образа жизни являются всевозможные отвлечения. Искателя Истины со всех сторон осаждают соблазны, которые уводят его от духовных идеалов. Подобные неожиданные отвлечения даются для испытания его целеустремленности. Они являются внешними помехами и будут давать о себе знать до тех пор, пока внутренний мир человека не достигнет гармонии с внешним. Между тем, когда духовная практика приближает человека к его внутреннему миру и отдаляет его от соблазнов внешнего, подобные отвлечения больше не оказывают на него никакого влияния.
Тибетских монахов учат медитировать вблизи больших бьющих колоколов. Со временем у них вырабатывается такая непривязанность к внешнему миру, что они могут пребывать в глубокой медитации, невзирая на звук. Преодоление отвлекающих жизненных обстоятельств является неотъемлемой частью метафизического совершенствования. Они требуют сосредоточенности, которая развивает силу воли ученика. По этой причине не рекомендуется переселяться в безлюдные места или уходить от мира. Подобные действия ослабляют характер и делают человека неспособным противостоять стрессам.
Ученик однажды спросил Сократа, где лучше всего приступать к изучению священных наук. Тот сразу же ответил: Там, где ты находишься! Многие искатели Истины только и говорят о том, чтобы презреть это все и поселиться на вершине одинокого холма, где не слышно ничего, кроме мягких и приглушенных голосов природы. Насколько я могу судить, ни в философии, ни в жизни ни один из подобных отшельников ничего не достиг.
Несомненно, для того, чтобы восстановить силы, иногда бывает очень полезно оставить общество на короткое время, однако, когда такие промежутки отдыха становятся слишком продолжительными, страдает целостность характера человека. Св. Симеон Столпник в течение сорока лет сидел на вершине каменной колонны в Ливийской пустыне, получая пищу в корзинке, которую он поднимал вверх на веревке. Вследствие этого бессмысленного аскетизма он оказался не нужен никому, включая себя. Легко понять, почему многие устают от жизненных невзгод, но никто из тех, кто уходит от общества, ничего не достигает. Тело западного человека устроено так, что он может преуспеть в духовности и в то же время выполнять свои общественные функции. Повторим слова Сократа: Учиться нужно там, где ты находишься и добавим: Лучшее время для этого -- сейчас. Если ты будешь откладывать до тех пор, пока у тебя появится время, цели тебе не достичь никогда.
И даже оставаясь в обществе, человек может руководствоваться неправильными установками, которые сведут на нет все его усилия. Есть метафизики, которые сталкиваются с некоторым обстоятельством, а затем отрицают его в своих рассуждениях. Многие из нас встречались с больными людьми, чья жизненная философия утверждает, что болезнь -- иллюзия. Однако их мировоззрение почему-то не научило их, как справляться с этой иллюзией. Можно также вспомнить о пожилой леди, которая страдала от болезненного пристрастия к кофеину, но продолжала заговаривать каждую чашечку кофе, которую выпивала. Есть также шелковые дети, которые вырастают избалованными и затем требуют к себе особого отношения близких.
Установка на оправдание своих слабостей так же плоха, как и стремление убежать от себя. Существует много псевдометафизиков, которые могут прожить тысячи лет, не пройдя через духовные переживания и довольствуясь лишь абстрактными рассуждениями. Когда метафизика учит нас, что божественное начало пронизывает собой все вокруг, нужно внимательно следить за тем, чтобы это утверждение не превратилось в расхожую банальную фразу. Не пытайся утверждать, что все хорошо, когда очевидно, что что-то не ладится. Подобные утверждения могут оказывать гипнотическое воздействие. Когда маленький разум пускает в ход большие идеи, неизбежно воцаряется хаос. Философия не сделает неправильного правильным, однако она поможет тебе увидеть вселенскую реальность, которая направляет и пронизывает собой все сущее.
Постижение должно опираться на достаточные познания. Когда знаний хватает, в бессмысленных доказательствах нет необходимости.
Очищение
Устранение из жизни ограничений при помощи целенаправленных занятий называется очищением. Начальные упражнения по праву считаются катарсисом, потому что они исключают из жизни отрицательные и ненужные качества. Дисциплина не должна требовать приложения усилий. Другими словами, дисциплина должна быть медленным движением в направлении добродетели и постепенным перерастанием склонностей и привычек, которые пагубно влияют на гармоничность жизни. Очищающие упражнения были распространены среди последователей платонической школы и почитались естественным и ненасильственным средством для преодоления пороков и заблуждений.
Очищение тела -- это первый шаг. Люди склонны уделять слишком много внимания правильной диете, и поэтому они нередко встреча Date: 2016-07-25; view: 289; Нарушение авторских прав |