Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шаг №27 Принятие исполнения «Операционных бюджетов», «Бюджета движения денежных средств», «Бюджета доходов и расходов», «Расчетного баланса» Бюджетным комитетом. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Исполнитель: Бюджетный комитет Ответственный: Руководитель БК
В случае, если отклонения план-факт по планам (бюджетам) составляют более 20-30%, то это говорит о том, что система бюджетирования неэффективна. Дополнение: 1. Ежемесячно, в расходной части бюджета движения денежных средств предусматривается создание резервного фонда генерального директора и руководителя БПФПиК. 2. Незапланированные расходы, возникающие в течение месяца, должны пройти стадии согласования и утверждения у генерального директора по утвержденной форме и представляться в ЭО, ФО. Общая сумма незапланированного расхода денежных средств за месяц не должны превышать резервный фонд генерального директора и руководителя БПФПиК. 3. Изменение статьи оплаты в пределах суммы плана расчетов с поставщиками возможно с разрешения Экономического директора. Изменение оформляется на имя Экономического директора и передается в ФО с отметкой ЭО. 4. Планы расчетов с поставщиками составляются одновременно с планами затрат для включения их в операционный бюджет с разницей во времени по графику оплаты (пример: предоплата по коммунальным услугам на следующий период включается в график платежей текущего месяца, а затраты по ним пройдут в операционном бюджете следующего месяца). 5. Если по результатам планирования получаются показатели, ухудшающие деятельность компании (недостаток финансовых средств, убыток от выпуска или реализации товарной продукции, значительное уменьшение чистой прибыли и т.п.) Экономический директор для принятия решения об изменении планов и бюджетов может созывать рабочую группу из числа участников БПФПиК и членов БК. В этом случае новые планы и бюджеты снова проходят все стадии планирования по шагам №№ 1-22 Регламента.
3. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия
3.1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным Ф. № 2 Бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках) Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Для учредителей и акционеров анализ финансовых результатов важен с точки зрения возможностей увеличения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность определить, сможет ли предприятие вернуть кредит (заем) и уплатить проценты по нему. Рассмотрим анализ финансовых результатов деятельности предприятия в таблице 3.1 (Приложение А) По данным таблицы видно, что сумма выручки от реализации: в 2006 году увеличилась на 1 211 341 тыс. руб., в 2007 году на 931 332 тыс руб., а в 2008 году уменьшилась на -71 290 тыс руб. Сумма прибыли от продаж в 2006 году также выросла на 125 816 тыс. руб., в 2007 году на 401 289 тыс руб., а в 2008 году также упала на -364 018 тыс руб. Прибыль от продажи продукции составляет преобладающую долю в прибыли до налогообложения. Между тем наблюдается превышение прочих расходов над прочими доходами, что означает потери прибыли от продажи продукции и требует дополнительного анализа прочих доходов и расходов, их состава, структуры. Чистая прибыль за 2005-2006 период выросла на 72 298 тыс. руб., за 2006-2007 – на 310 887 тыс руб., а за 2007-2008 период снизилась на 274125 тыс. руб.. Для более же детального анализа финансовых результатов необходим факторный анализ. Рассмотрим его на примере анализа прибыли от реализации продукции,поскольку последняя является важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли (таблица 3.2). Как видно из нее, в отчетном 2006 году по сравнению с предыдущим 2005 годом прибыль от продаж выроста на 125 816 тыс. руб., что составило 39,5 %, за 2006-2007 на 401 289 тыс. руб., что составило 90,3 %, а если взглянуть на показатели периода 2007-2008 года то здесь имеет место убыток на 364 018 тыс. руб., что составило 43 %.
3.2. Предварительный анализ финансового состояния предприятия, его содержание и процедуры. Цель данного этапа анализа - наглядная и достаточно простая оценка имущественного и финансового положения, а также динамики и основных тенденций развития организации на основе получения оперативной информации о ее финансовом состоянии. Задачи данного этапа: отбор небольшого количества существенных и несложных в исчислении показателей, отслеживание их динамики, обнаружение «болевых» точек деятельности предприятия и тенденций его развития с тем, чтобы определиться с направлениями дальнейшего углубленного анализа. Сформируем сравнительный аналитический баланс предприятия в таблице 3.3(2006), 3.3(2007), 3.3(2008). Как видно из таблицы 3.3 (2006), 3.3(2007), 3.3(2008) общая стоимость имущества организации увеличилась в 2006 г. на 371 785 тыс. руб., в 2007 на 861 000 тыс. руб., а в 2008 г. на 863 671 тыс. руб. Рост активов произошел за счет увеличения внеоборотных активов: в 2006 г на 19 710 тыс. руб., что составляет 5,3 % от общего изменения стоимости имущества организации, в 2007 г на 111 555 тыс. руб., что составляет 12,96 % от общего изменения стоимости имущества организации, и в 2008 г на 55 481 тыс. руб., что составляет 6,04 % от общего изменения стоимости имущества организации. В структуре внеоборотных активов наибольшее абсолютное и относительное изменение вызвано увеличением долгосрочных финансовых вложений. При доминирующей доле основных средств во внеоборотных активах и в общей величине имущества организации (9,37 % и 8,82 % соответственно на начато и конец анализируемого периода за 2006 г.) их относительная динамика (удельный вес) характеризуется снижением (-0,55 %). В 2007 г. соответственно 8,82 % и 8,15%, относительная динамика характеризуется снижением (-0,67 %). В 2008 г. соответственно 8,15 % и 8,58%, и их относительная динамика (удельный вес) характеризуется повышением (0,44 %). Динамика стоимости оборотных активов также положительна. Она увеличилась в 2006 на 352 075 тыс. руб., или на 45,96 %, что составляет 94,70 % от общего изменения стоимости имущества организации. В 2007 на 749 445 тыс. руб., или на 67,03 %, что составляет 87,04 % от общего изменения стоимости имущества организации. В 2008 на 863 671 тыс. руб., или на 46,25 %, что составляет 93,96 % от общего изменения стоимости имущества организации. Как видно из таблицы, основной вклад в формирование оборотных активов вносят дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 мес., запасы, краткосрочные финансовые вложения. Вместе с тем сама структура имущества предприятия, соотношение его внеоборотных и оборотных активов, характеризуется высокой степенью иммобилизации, значительным превышением доли внеоборотных активов в общей стоимости имущества (77,46 % и 82,17 % в 2006 г., 82,17% и 84,06% в 2007 г., 84,06% и 86,96 % в 2008 г., соответственно на начало и конец анализируемого периода). С финансовой точки зрения, чем выше уровень мобильности имущества (доля оборотных активов в составе имущества), тем лучше. Но не все так просто. Прежде всего, соотношение внеоборотных и оборотных активов определяется отраслевой принадлежностью предприятия и условиями его деятельности. С этой точки зрения мобильность активов, к примеру, торгового предприятия будет всегда выше, чем металлургического, машиностроительного или предприятия связи, как это имеет место в нашем случае, поскольку для предприятий данной отрасли внеоборотные активы представляют наибольшую ценность и на их развитии делается основной акцент. Однако снимать со счетов рациональную политику управления оборотными активами нельзя. Здесь нужно помнить, что увеличение оборотных средств не должно являться самоцелью. Практически увеличить оборотные активы можно либо за счет уменьшения (продажи) внеоборотных активов, либо за счет дополнительных источников финансирования. Следовательно, наращивание оборотных активов должно происходить в случае необходимости (роста объемов производства, выхода на новые рынки, внедрения в производство нового вида продукта и т. д.). Доля внеоборотных активов в общем объеме имущества в целом сократилась (- 4,71 % в 2006 г, -1,89% в 2007 г и -2,90 % в 2008 г), доля же оборотных, наоборот, возросла (4,71 % в 2006 г, 1,89 % в 2007 г. и 2,90 % в 2008 г.). Рост расходов в незавершенном строительстве на 58 568 тыс. руб. или на 922,48 %, в 2007 году, при определенных условиях может негативно сказаться на результативности финансово-хозяйственной деятельности, поскольку данные активы не участвуют в производственном обороте. После общей оценки имущественного состояния предприятия следует изучить движение и причины изменения основных видов имущества в отдельности. В процессе анализа пассива балансаорганизации изучаются изменения в его динамике, составе, структуре. Как видно из таблице 3.3 (2006), 3.3 (2007), 3.3 (2008), в анализируемом периоде произошел рост собственных средств. Однако доля собственного капитала в общем объеме финансирования компании в течение 2006 года снизилась на 3,07% в 2008 на 7,37%. Удельный вес заемного капитала, соответственно, вырос на эту величину. Данное обстоятельство свидетельствует в пользу устойчивости финансового положения предприятия. Однако здесь требуется более глубокий анализ деятельности предприятия. Кредиторская задолженность на конец отчетного периода значительно превысила размер дебиторской задолженности (на 1032662 тыс. руб.), что создает угрозу потери финансовой устойчивости предприятия. Однако требуется дополнительно сравнить скорость оборота дебиторской и кредиторской задолженности.
3.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам его финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая предпринимательская организация в финансовом отношении. Для этого анализа необходимо рассчитать излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат.
Определим наличие собственных оборотных средств (таблица 3.4): где К- реальный собственный капитал - внеоборотные активы
таблица 3.4
Определим общую величину основных источников формирования запасов и затрат (таблица 3.5): где М – краткосрочные займы
таблица 3.5
На основании перечисленных выше показателей рассчитаем показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования (таблица 3.6): 1. излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств: таблица 3.6
2. излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (таблица 3.7): таблица 3.7
По степени финансовой устойчивости предприятия возможны 4 типа устойчивости (таблица 3.8): 1) Абсолютная устойчивость возможна при условии 2) Нормальная устойчивость возможна при условии 3) Неустойчивое финансовое состояние возникает при 4) Кризисное финансовое состояние возникает при таблица 3.8
Финансовая устойчивость ОАО «АК ОЗНА» связана с общей финансовой структурой предприятия и степенью его зависимости от кредиторов и дебиторов. В данном случае структура предприятия «собственный капитал — заемный капитал» имеет значительный перевес в сторону последнего в 2007 и 2008 г.г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовая устойчивость предприятия в долгосрочном плане характеризуется соотношением его собственных и заемных средств. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является основой финансовой устойчивости.
3.4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
Платежеспособность организации (предприятия)— это ее способность своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства,т. е. это некая моментная характеристика предприятия, отражающая наличие необходимой суммы свободных денежных средств для немедленного погашения требований кредиторов. И в то же время платежеспособность должна быть обеспечена в любой момент времени. Тем самым следует различать текущую и долгосрочную платежеспособность.Последняя, в свою очередь, предполагает возможность предприятия рассчитаться по своим обязательствам долгосрочного характера. Под ликвидностью организации понимают способность быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства, что по времени соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву. Активы предприятия можно разделить (таблица 3.9): наиболее ликвидные актива () – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения; быстрореализуемые активы () – дебиторская задолженность и прочие активы; медленно реализованные активы (); труднореализуемые активы таблица 3.9
Обязательства предприятия (статьи пассива баланса) тоже делятся на 4 группы (таблица 3.10): наиболее срочные обязательства (); краткосрочные (); долгосрочные (); постоянные (). таблица 3.10
Для определения ликвидности баланса надо сопоставить приведенные выше таблицы актива и обязательств предприятия (пассива) (таблица 3.11). 1)текущая ликвидность (платежеспособность 2)текущая ликвидность (платежеспособность) таблица 3.11
3)перспективная ликвидность (прогноз платежеспособности) (таблица 3.12) таблица 3.12
Как видно из расчетов, компания не обладает абсолютной ликвидностью, так как сумма наиболее ликвидных активов значительно меньше суммы кредиторской задолженности. Платежный излишек, получаемый при сопоставлении быстро реализуемых активов и краткосрочных обязательств анализируемого периода, возникает из-за превышения краткосрочной задолженности дебиторов над краткосрочной задолженностью кредиторам. Медленно реализуемые активы, включающие запасы и затраты, а также долгосрочные финансовые вложения на начало периода были меньше размера долгосрочных пассивов, а на конец периода превышали долгосрочные пассивы благодаря росту долгосрочных финансовых вложений. Выполнение третьего и четвертого неравенства анализируемого периода свидетельствует о том, что компания имеет перспективную ликвидность.
4. Выводы и предложения Основным видом деятельности эмитента является оказание услуг по привлечению финансирования с целью дальнейшего развития ОАО «АК ОЗНА». Экономический анализ прибыльности, убыточности эмитента исходя из динамики приведенных показателей. В том числе раскрывается информация о причинах, которые, по мнению органов управления эмитента, привели к убыткам, прибыли эмитента, отраженным в бухгалтерском балансе по состоянию на момент окончания отчетного года в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (Приложение Б): В 2006 году у эмитента был период становления, общество практически хозяйственную деятельность не осуществляло. Размещение облигаций осуществлено в декабре месяце 2006 года. Получена небольшая выручка от продажи товаров, величина ее составила 1211341 тыс. руб. Чистая прибыль характеризует реальный прирост – 72298 тыс.руб. За 2007 финансовый год получена небольшая выручка от продажи товара, величина ее составила 931 332 тыс. руб. Чистая прибыль – это конечный финансовый результат деятельности общества за отчетный период. Она характеризует реальный прирост собственного капитала эмитента. За 2007 финансовый год получена чистая прибыль в сумме 310887 тыс. руб. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала – сколько рублей прибыли приносит каждый рубль вложенных собственных средств. Из-за отсутствия собственного капитала (имеет отрицательное значение) расчет данного показателя не приводится. Рентабельность активов характеризует устойчивость финансового состояния компании – общую эффективность использования средств (активов), принадлежащих собственникам. Показатель низкий из-за малой величины чистой прибыли по сравнению с балансовой стоимостью активов. Положительная динамика объясняется с уменьшением стоимости активов в связи с направлением средств на приобретение собственных облигаций и получением чистой прибыли, хотя и небольшой. Коэффициент чистой прибыльности показывает долю чистой прибыли в общей сумме выручки. В связи с тем, что величина чистой прибыли в 2007 году превысила выручку более чем в три раза, то и значение данного коэффициента составило соответственно 205,2 %. Рентабельность услуг (продаж) характеризует основную деятельность и показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованных услуг. По причине убытка от продаж показатель имел отрицательное значение. Убыток от продаж обусловлен единовременными управленческими расходами при выпуске облигаций в декабре 2006 г. и распределенными на 3 года. Сумма непокрытого убытка. За 2007 финансовый год эмитент имел непокрытый убыток в сумме 265 тыс. руб. В связи с тем, что сумма непокрытого убытка за отчетный период небольшая по сравнению с валютой баланса, то ее отношение к валюте баланса тоже незначительное. Но по сравнению с прошедшим годом Соотношение непокрытого убытка и валюты баланса увеличилось в два раза за счет опережающего снижения балансовой стоимости активов. У эмитента за 2008 финансовый год выручка отсутствует, то есть величина выручки уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 71 тыс. руб. Чистая прибыль. По сравнению с 2007 годом величина чистой прибыли увеличилась в 5,4 раза и составила 184 тыс. руб. за счет повышения процентных ставок. Рентабельность собственного капитала. За отчетный период получен убыток, а также у эмитента отсутствует собственный капитал, в связи с чем данный показатель не рассчитывается. Рентабельность активов. Показатель низкий из-за малой величины чистой прибыли по сравнению с балансовой стоимостью активов. Однако по сравнению с 2007 годом значение рентабельности активов резко выросла за счет увеличения прибыли (в 5,4 раза) и уменьшения активов (в 20,2 раза). Коэффициент чистой прибыльности. За отчетный 2008 год выручка у эмитента отсутствует, в связи с чем данный коэффициент не рассчитывается. Рентабельность услуг, продаж. Убыток от продаж обусловлен единовременными управленческими расходами при выпуске облигаций в декабре 2006 г. и распределенными на 3 года. Предложения: В виду того, что эмитент осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, на него имеет влияние изменение инфляции. Рост инфляции в РФ приведет к общему росту процентных ставок. С начала 1990-х годов в России сохраняются высокие темпы инфляции. Тем не менее, анализ динамики инфляции в России за последние годы показывали, что ее темпы снижались. Так в 2000 году она составила 20,2% годовых, в 2001- 18,6%, в 2002 -15,1%, в 2003 - 12 %, в 2004 - 11,7%, в 2005 - 10,9%, в 2006 г. – 9,0 %. Но в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом, с 2007 года инфляция начала расти. Темпы ее роста увеличились в 2008 году. На конец отчетного 2008 года уровень инфляции составила около 13 %. Повышение процентных ставок неблагоприятно скажется на деятельности эмитента (особенно процентных ставок по банковским кредитам и по рублевым инструментам с фиксированной процентной ставкой). В случае неблагоприятных изменений процентных ставок эмитенту необходимо временно прекратит заимствования на долговом рынке, выплаты по обязательствам эмитента необходимо осуществлены за счет возврата средств, предоставленных компании. В случае если значение инфляции превысит указанные значения, эмитенту необходимо увеличить в своих активах долю краткосрочных финансовых инструментов, провести мероприятия по сокращению внутренних издержек. Основными факторами, которые улучшить результаты деятельности эмитента, являются: - улучшение общего инвестиционного климата в Российской Федерации; - повышение кредитного рейтинга Российской Федерации и приток средств иностранных инвесторов на российский фондовый рынок; - расширение производственной деятельности ОАО «АК ОЗНА»; - расширение базы инвесторов на российском фондовом рынке (страховые компании, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и пр.).
Эмитент рассматривает вышеуказанные факторы как значимые и оценивает вероятность их появления как высокую. В то же время, большинство данных факторов носит макроэкономический характер и не зависит от эмитента. Эмитент полагает, что действия вышеуказанных факторов сохранится в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Эмитент не планирует изменения основной деятельности и источника доходов. Видом деятельности, приносящим основной доход, которым эмитент занимается сейчас и планирует заниматься в будущем, является оказание услуг по привлечению финансирования с целью дальнейшего развития ОАО «АК ОЗНА».
|