Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформация российского государства и общества.





Гг.

Переход к рыночной экономике. На первом этапе руководство независимой России основное внимание сосредоточило на радикализации экономической реформы с целью заложить в течение нескольких лет основы рыночной экономики, сохраняя при этом (для обеспечения общественного согласия) старые политические институты (советы, армию, КГБ). Необходимость радикализации экономической реформы объяснялась ее инициаторами нарастанием кризисных процессов и неудачами мягкого, умеренного ее варианта. Программа перехода к рынку, изложенная президентом Б.Н. Ельциным (он же возглавил и правительство с вице-премьерами Е. Гайдаром, Г. Бурбулисом, А. Чубайсом) и принятая V СНД РФ, включала: либерализацию с начала 1992г. цен и торговли, приватизацию государственных предприятий, сокращение государственного вмешательства в экономику, государственных расходов, финансовую стабилизацию. Предполагалось, что разгосударствление экономики, свободное предпринимательство приведет к структурной перестройке экономики, большей ее ориентации на потребление, создаст условия и стимулы для повышения личного благосостояния.

Переход к рынку оказался очень тяжелым и болезненным процессом, сопровождался резким ухудшением материального положения большинства населения, ростом социального напряжения, к тому же осуществлялся он в условиях расширявшейся демократии. Поэтому экономическая реформа не только не имела широкой социальной поддержки, но и вызывала массовый социальный протест. И реформаторам во главе с Б.Н. Ельциным, настаивавшим на быстрых радикальных преобразованиях, приходилось идти на уступки, лавировать, в итоге экономическая политика оказывалась противоречивой. Тем не менее, рынок стал пополняться товарами широкого потребления и продуктами, но и цены выросли не в несколько раз, как ожидалось, а в десятки и сотни раз, (приближаясь к мировым или даже превосходя, реформаторы не учли высокую степень монополизированности советской промышленности. Зарплаты тоже росли, но гораздо медленнее, денежные сбережения граждан обесценились, в результате большая часть людей оказалась за чертой бедности.. В конце 1992 г. директорский корпус добился отставки Е. Гайдара с поста вице-премьера, новое коалиционное правительство возглавил крупный хозяйственник В. Черномырдин, проводивший умеренно-жесткий либеральный курс.

Приватизация. Денежная приватизация по реальной стоимости предприятий тогда была невозможной. Еще до рыночной реформы значительная часть госпредприятий (включая все крупнейшие) была фактически приобретена их директорами в форме аренды, выкупа по низким ценам или бесконтрольного использования. Это была стихийная, «директорская» или номенклатурная приватизация, которая не привела к появлению эффективного собственника. Теперь правительству оставалось формально узаконить ее. Это и было сделано в ходе «народной», чековой приватизации в 1992 – 1994 гг. Формально приватизационные чеки («ваучеры» стоимостью 10 тыс. руб.) получили все жители России, и таким образом номинально миллионы людей могли стать акционерами, но фактически владельцами бывшей общенародной собственности оказалось ограниченное число новых хозяев, овладевших большей частью чеков и акций. Приватизация предприятий торговли, сферы услуг была осуществлена методом аукционов. С 1995 г. приватизация госпредприятий носила денежный характер (по заниженной балансовой стоимости, без выяснения источников накоплений), т.е. также через аукционы. Слой реальных собственников оказался крайне малочисленным, но таким путем был осуществлен передел государственной собственности, заложены основы рыночной экономики. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходилось 70% ВНП.

Либерализация экономики имела тяжелые последствия для промышленности, значительная часть которой работала на оборону (в России на ее долю приходилось 20 - 25% всего ВНП, в США - 5 - 6%). Предприятия, особенно в машиностроении, из-за резкого сокращения госзаказа и финансирования свертывали производство, начались массовые увольнения. Главным приоритетом власть тогда считала демилитаризацию экономики, но намеченная конверсия оборонных предприятий из-за отсутствия средств осуществлялась очень медленно. Целые отрасли, ориентированные на внутренний спрос (оборонная, машиностроительная, автомобильная, угольная, легкая промышленность) оказались в состоянии глубокого упад ка, резко сокращалось производство сложных отечественных товаров (из-за увеличения импорта и неконкурентоспособности). Экономика переориентировалась на обслуживание экспортных, добывающих отраслей (нефть, газ, металлургия, лесозаготовки) и естественных монополий (РАО ЕЭС, Газпром, МПС), оказавшихся в привилегированном положении. У правительства не было программы поддержки отечественного производителя, развития малого бизнеса, стратегии НТП. Общий объем промышленного производства сократился к 1996 г. в 2 раза. Рыночная экономика приобрела во многом криминальный характер, форму «дикого» капитализма.


Аграрная реформа была направлена на изменение структуры собственности путем реформирования колхозов и совхозов в кооперативные, акционерные и частные предприятия (с индивидуальными паями крестьян), создания фермерских хозяйств, постепенного введения частной собственности на землю. В 1993 г. действовало 270 тыс. фермерских хозяйств, занимавших 3% сельхозугодий и дававших 2% валовой сельскохозяйственной продукции, после чего начался спад фермерского движения из-за отсутствия необходимых средств и инфраструктуры. В целом происходил быстрый спад сельскохозяйственного производства (в 1997 г. оно составляло 60% к уровню 1990 г.) из-за сокращения государственной поддержки, диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, значительного импорта продовольствия (в крупных городах его доля составляла более 60% всех поставок). Росла доля личных подсобных хозяйств в общем производстве с 28% в 1991 г. до 44% в 1996г.), население (в том числе и городов) переходило на продовольственное самообеспечение. Право частной собственности на землю в результате неприятия его крестьянским большинством и левой оппозицией в Госдуме фактически стало вводиться только в отдельных областях. Постепенно происходила адаптация во многом деградировавшего агропромышленного комплекса к рынку, с 1996 г. начался медленный подъем сельского хозяйства.

Очень высокой оказалась социальная цена экономической реформы. Реальные доходы населения уменьшились к 1996 г. на 30%, около трети имело доход меньше прожиточного минимума, а более половины находилось за чертой бедности. Россия стала обществом особенно резких социальных контрастов (10% населения получало более трети всех доходов), росла безработица (составлявшая 7% по официальным данным и 13% по экспертным оценкам), постоянными и повсеместными были задержки с выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Жестокой реальностью стали массовая нищета, люмпенизация населения, рост заболеваемости, смертности, падение рождаемости, абсолютная убыль населения, деградация здравоохранения, госучреждений образования, культуры, науки, детская беспризорность, криминализация общества, коррупция чиновничества, росла внешняя задолженность государства, возобновились массовые забастовки.

После потрясения от финансового кризиса осенью 1998 г. (вследствие отказа правительства С. Кириенко от выполнения своих внутренних и внешних финансовых обязательств и обвальной девальвации рубля) и сокращения импорта стали улучшаться (при правительстве Е. Примакова) некоторые показатели экономики: начался промышленный рост, прекратилось падение сельскохозяйственного производства, сократилась доля убыточных предприятий (в промышленности до 41%), снизились темпы инфляции, выросли доходы госбюджета, уменьшалась задолженность по зарплате и пенсиям, стабилизировались инвестиции, выросли объемы жилищного строительства.


В результате экономической реформы произошли изменения в социальной структуре российского общества. Появились наиболее богатые собственники, новый высший класс, представленный старой советской номенклатурой, мафиозно-криминальными элементами («новыми русскими»), составляющими примерно 3 - 5% населения. Началось возрождение нового среднего класса, к концу 90-х гг. насчитывавшего около 15 млн. человек (10% населения). К началу 1999 г. имелось около 840 тыс. предприятий среднего и малого бизнеса (он давал 10% ВВП и 15% поступлений в госбюджет).

Становление новой государственности. После распада СССР руководство России заявило о необходимости продолжения демократических преобразований и формирования правового государства и гражданского общества. Реализацию намеченной программы ускорил политический кризис осени 1993 г. В основе его лежало обострившееся противостояние между двумя ветвями власти - президентской, правительственной (выступавшей за расширение полномочий президента и радикализацию экономической реформы) и парламентской в лице большинства СНД и ВС РФ (добивавшихся парламентской республики и более мягкой и социально направленной реформы), а также личное соперничество между Б. Ельциным и Р. Хасбулатовым (председателем ВС). Взаимные обвинения и ультиматумы приводили к параличу власти. В начале октября 1993 г., после неконституционного решения Ельцина о роспуске СНД и Верховного Совета, блокады Белого дома и введения чрезвычайного положения и войск (расцененных частью ВС как антигосударственный переворот), конфликт перерос в вооруженное противостояние в Москве (погибло около 150 человек, несколько сотен ранено), которое могло вылиться в гражданскую войну.

Одновременно Ельцин принял указ о роспуске местных Советов, заявил о предстоящей конституционной реформе и назначил выборы в новые органы власти (Государственной думы и местного самоуправления). Был подготовлен окончательный проект новой конституции, одобренный 58% участников референдума (в нем приняло участие 53% избирателей). Решения президента положили конец системе советов и советской власти. Новая конституция провозгласила Россию демократическим, федеративным, правовым государством, независимость трех ветвей власти, определила структуру и полномочия высших и местных органов власти, закрепила многопартийность, рыночную экономику. Права и свободы граждан Конституция провозгласила высшей ценностью. Она существенно расширила полномочия президента и ограничила функции парламента - Федерального собрания, состоящего из нижней (Государственная дума) и верхней (Совет Федерации) палат.

С конца 1993 г. основным стержнем политической жизни в России становились выборы - президентские, парламентские, региональные (губернаторов и местных законодательных органов). Выборы Государственной Думы первого созыва (избиралась на 2 года) на многопартийной основе отражали разочарование большей части населения ходом радикальных реформ. Депутаты от блоков демократической ориентации получили 31% мест (в том числе блок Е. Гайдара «Выбор России» 14%), тогда как депутаты коммунистической и националистической платформы - 40% (ЛДПР, КПРФ, Аграрная партия), депутаты-центристы - 17%. Поскольку ни одна из политических сил не получила большинства в парламенте, многие законы и решения Государственной Думы носили компромиссный характер. Президенту и правительству В.Черномырдина также приходилось находить компромисс с левой оппозицией. Государственная Дума второго созыва (XII. 1995 г.) оказалась еще более оппозиционной. Депутаты-реформаторы получили 30% голосов избирателей (в том числе «Наш дом Россия 10%, ДВР около 4%, «Яблоко» около 7%), коммунисты и националисты - 47%, центристы - 15%.


На президентских выборах лета 1996 г. Б. Ельцин, имевший вначале мало шансов на успех, благодаря мощной поддержке (финансовой и информационной) заинтересованных кругов во главе с А. Чубайсом (руководителем предвыборного штаба) получил в первом туре 35% (Г. Зюганов -32%, А. Лебедь - 14%), а во втором туре около 54% (Г. Зюганов - более 40%). Из-за болезни дееспособность президента падала, главное внимание он уделял перестановкам в правительстве, росло влияние его администрации (А.Волошин). Тем не менее, попытка левой оппозиции добиться досрочной отставки президента успеха не имела. В Государственной Думе, избранной XII. 1999г., соотношение политических сил осталось прежним (КПРФ -27%, проправительственный центристский блок «Единство» и близкий к нему ОВР - 29%, СПС - 6%, «Яблоко» - 4%, ЛДПР - 4%, независимые депутаты - 26%). Новое большинство Государственной Думы теперь выступает не против экономической реформы, а за ее корректировку во имя подъема экономики и улучшения жизни населения. 31 декабря 1999 г. Б.Ельцин под давлением общественных настроений объявил, наконец, о своей досрочной отставке и назначил до очередных выборов (март 2000 г.) и.о. президента недавно ставшего главой правительства В.В. Путина.

Национально-государственное строительство в РФ. Реформирование России как многонационального государства (30 национальных областей, в том числе 16 автономных республик, 89 территориальных областей) имело целью сохранение государственной целостности, перераспределение прав и полномочий между центром и национальными и территориальными образованиями. На волне национал-сепаратистских движений национальные элиты боролись за государственный суверенитет, самостоятельное распоряжение местными ресурсами и добились больших уступок от Федеративного центра. Они были закреплены в Федеративном договоре 31.III.1992 г., в Конституции РФ 1993 г., а также в двухсторонних договорах центра с республиками и областями. Татарстан (президент М. Шаймиев) добился особых, еще больших прав. Компромисс тогда позволил избежать использование силы в решении национальных проблем.

На многонациональном Северном Кавказе наиболее острыми и взрывоопасными были осетино-ингушский конфликт, межэтнический конфликт в Карачаево-Черкессии. Реальную угрозу для целостности России представлял режим генерала Д. Дудаева в Чечне, установившийся в октябре 1991 г. Была провозглашена независимость Чечни, заявлено о готовности чеченцев к священной войне с Россией, начался захват военных складов, незаконное создание вооруженных формирований. Д. Дудаев и Б. Ельцин не смогли найти компромиссное решение, и в декабре 1994 г. началась военная операция федеральных войск в Чечне с целью восстановления конституционного порядка. Она была плохо подготовлена, столкнулась с сильным сопротивлением со стороны боевиков, поддержанных населением, вылилась в кровопролитную войну с большими взаимными потерями (в том числе мирного населения) и встретила осуждение в общественном мнении в России. После гибели Дудаева (IV, 1996 г.), захвата отрядом Ш. Басаева больницы в Будённовске и поражения федеральных войск в Грозном начались переговоры и было подписано соглашение о прекращении войны. В соответствии с ним федеральные войска выводились из Чечни, статус ее предстояло определить до конца 2001 г. Фактически Чечня стала независимым государством, при этом экономическая помощь и социальные выплаты Федерацией продолжались. Руководство Чечни (президентом был избран А. Масхадов) отказывалось от сотрудничества с федеральными властями, не признавало российские законы и главные усилия направляло на укрепление своих вооруженных формирований. После ряда терактов на Северном Кавказе и в Москве, нападения отрядов Басаева на дагестанские села (с целью создания независимого мусульманского государства под эгидой Чечни) в октябре 1999 г. была начата вторая военная антитеррористическая операция, более подготовленная и успешная, в основном завершившаяся к марту 2000 г. Главой администрации Чечни был назначен ее бывший муфтий (ранее поддерживавший боевиков) А.Кадыров.

Внешняя политика. Распад СССР кардинально изменил геополитическую ситуацию и положение России в мире. Объективно требовалась более сбалансированная внешняя политика по всем направлениям. Россия стала правопреемницей СССР во всех международных организациях, а также всех внешних долгов и активов за рубежом. В течение ряда лет российские лидеры и дипломатия (министр иностранных дел А. Козырев) питали иллюзию об отсутствии объективных противоречий с США и Западом и возможности поэтому открытых, равноправных и дружественных отношений с ними. Россия безоговорочно поддерживала США на между народной арене, часто вопреки национальным интересам, но в расчете на масштабную экономическую помощь Запада в осуществлении либеральных реформ. Ставилась цель вхождения в западное сообщество и мировые экономические структуры. Россия и США подписали декларацию о прекращении «холодной войны» (ноябрь 1992 г.), договор об ограничении СНВ-2 (непропорциональный), сокращалась численность вооруженных сил (и ухудшалось их оснащение). С начала 1994 г. МИД России (после расширения НАТО на восток и под давлением парламентской оппозиции) заявил о необходимости большего соблюдения национальных интересов. Россия не могла препятствовать расширению НАТО (с обещанием не размещать свои вооруженные силы на территории новых членов), но стремилась добиться максимальных уступок и присоединилась к предложенной программе партнерства с НАТО во имя мира (ноябрь 1994 г.). Реальная экономическая помощь Запада России в 1990-е гг. была незначительной. В целом дипломатия А. Козырева больших успехов не принесла.

С 1996 г. (после назначения министром иностранных дел Е. Примакова) растет инициативность и самостоятельность внешней политики России, утверждается более реалистический и прагматический взгляд на ее цели и методы. Начинается переориентация на страны ближнего зарубежья, восточноевропейские страны, активизируются отношения с восточными партнерами - Китаем, Индией, Ираном, восстанавливаются утраченные в первой половине 90-х гг. позиции России (с 38% до 10% в 1995г.) на международном рынке вооружений. Россия не отказалась от сотрудничества с НАТО, но (особенно после бомбардировок Югославии) на равноправной основе.

Внешнеполитическим приоритетом стало ближнее зарубежье. СНГ объединяет 12 государств (бывших республик СССР), имеет свой устав, свои органы, подписаны сотни договоров. Попытка сохранить объединенные вооруженные силы СНГ не удалась, и сразу начался их раздел (в том числе Черноморского флота на Украине), формирование национальных армий. Из-за несовпадения интересов экономическая интеграция также шла очень трудно, не удалось сохранить единое экономическое пространство, вводились национальные валюты и таможенные границы. Преобладало размежевание. В интересах России и всего Содружества, надежной охраны внешних границ СНГ создавались пограничные отряды, военные базы и объекты, миротворческие силы СНГ (в Приднестровье, Южной Осетии, Аджарии, Абхазии для стабилизации межнациональных конфликтов), заключались договоры о коллективной безопасности с рядом государств. Более тесные политические и экономические отношения стали складываться у России с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Арменией. В 1996 -1997 гг. были заложены основы Союза Белоруссии и России, имеющего и стратегическое значение. Удалось заключить военно-оборонительный союз с 6 странами СНГ.

Россия в 2000 – 2011 гг.

 

Корректировка политического курса. На президентских выборах в марте 2000 г. В.В. Путин (являвшийся кандидатурой Б.Н. Ельцина) победил уже в первом туре (53% голосов против 29% у Г. Зюганова и 5,8% у Г. Явлинского). Платформа и курс нового президента включали: опору на большинство населения; отказ от яростного антикоммунизма; продолжение либеральных, реформ в экономике при усилении регулирующей роли государства, обеспечение роста и социальной направленности экономики, борьба с бедностью; отстранение олигархов от власти; сохранение демократических основ при одновременном укреплении федеральной власти; активизация борьбы с терроризмом, преступностью и коррупцией; продолжение реформ в социальной и правовой системе; реформирование и укрепление вооруженных сил; стабилизация положения в Чечне и на Северном Кавказе; укрепление позиций России в мире и более эффективная защита ее национальных интересов.

Укрепление государственности. В целях усиления вертикали власти было образовано 7 федеральных округов и назначены полномочные представители президента в них. В Совет Федерации стали входить теперь не губернаторы, а избранные на местах представители республик и областей. Губернаторы вошли в Госсовет, но теперь только с совещательными функциями. Вскоре губернаторы стали не избираться населением, как прежде, а назначаться президентом и утверждаться местными законодательными собраниями. При правительстве М. Касьянова происходила стабилизация экономики и финансов, наметился экономический подъем, была введена пониженная ставка налога на доходы (до 13%), стали расти промышленное и сельскохозяйственное производство (впервые ставшее рентабельным), реальные доходы населения, уменьшилась утечка капиталов за рубеж. В 2000 г. ВВП вырос на 7,7%, объем промышленной продукции на 9%, сельскохозяйственной на 5%, инвестиции на 17%. Своевременно, как правило, выплачивались зарплаты бюджетникам, пенсии и пособия.

На выборах в Государственную Думу в марте 2004 г. благодаря мощному административному ресурсу значительное преимущество получила проправительственная, центристская партия «Единство» (лидер Б. Грызлов), добившаяся большинства в парламенте, практически по всем вопросам поддерживающая президента и правительство. Парламентская оппозиция (левая и правая) оказалась в меньшинстве и впервые лишилась возможности влиять на политический курс. Стремление власти сохранить политическую стабильность на практике приводит к ограничению демократических свобод. Новый закон о партиях ужесточил требования к ним и условия прохождения их кандидатов в Государственную Думу (как считает власть, это сделано в целях формирования крупных и влиятельных партий). Накануне и в ходе кампаний по выборам в Госдуму (декабрь 2007 г.) и нового президента (2 марта 2008 г.) в жесткие рамки были поставлены многие оппозиционные партии. В результате позиции партии Единая России в действующем парламенте еще более укрепились (ЕР – 70%, КПРФ – 12,4%, ЛДПР - 8,6%, Справедливая Россия - 8,4%).

Стабилизация и подъем экономики. В 2004 – 2008 г. (при премьерах М. Фрадкове и В.Зубкове) стабильно росли ВВП (на 6 - 7% в год), зарплата (на 10 - 12%), реальные доходы (на 9 -12%), благодаря нефтедолларам сохраняется значительный профицит госбюджета (превышение доходов над расходами). Золотой запас в 2004 г. составил 120 млрд. долл., стабилизационный фонд – 750 млрд. рублей, внешний долг – 140 млрд. долл. В 2005-2007 гг. эти показатели (кроме сократившегося внешнего долга) продолжали расти. Стали осуществляться национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства. Однако экономический рост и финансовая стабильность по-прежнему достигаются в основном за счет добывающих отраслей и высоких мировых цен на нефть. Не решены коренные проблемы экономического и социального развития страны – модернизация производства, структурная перестройка экономики, привилегированное положение монополизированных отраслей и госкорпораций, значительный отток капиталов, (при одновременном росте их притока), бедность значительной части населения (по официальным оценкам, она сократилась с 30% в 2001 – 2002 гг. до 18% в 2004 г.) и низкий платежеспособный спрос большинства населения. Правительство осуществляло реформирование (монетизацию) системы социальных льгот (крайне неудачно, что вызвало широкий протест населения), намерено и далее продолжать реформы ЖКХ, здравоохранения, образования. Болезненно и трудно налаживаются цивилизованные отношения между властью и бизнесом, высокой остается преступность и коррупция, нестабильно положение на Северном Кавказе. Замедлился процесс укрепления демократических институтов, прав и свобод, развития гражданского общества, усилилось давление на оппозиционные партии, независимые и оппозиционные СМИ.

Внешняя политика. Ослабление военного потенциала России поставило ее в зависимость от глобальной политики СШАА и НАТО¸ ярко выраженного стремления США к мировому лидерству. Внешняя политика России исходит из многополярности современного мира. Она включала договоренности с США в сфере сокращения наступательных потенциалов, стратегическое взаимодействие в борьбе международным терроризмом (после событий 11 сентября 2001 г.), стремление к взаимодействию и установлению равноправных отношений с НАТО и Евросоюзом, оссии исходит из многополя)рности

особую позицию России относительно Ирака, Ирана, Косово и др. Россия добивалась расширения реальной интеграции в рамках СНГ. выполняла обязательства по миротворческой миссии в Абхазии и Южной Осетии.

Д. Медведев, предложенный в качестве кандидата В.Путиным, утвержденный «Единой Россией» и избранный 2 марта 2008 г. новым президентом голосами более 70% избирателей, заявил о намерении продолжать стратегический курс предыдущего президента, сосредоточить усилия на модернизации экономики, реализации намеченных национальных программ и проектов, преодолении бедности, дальнейшем реформировании системы здравоохранения, образования, ЖКХ, судопроизводства, армии, укреплении позиций России в мире.

 







Date: 2016-07-25; view: 245; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию