Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции управления делятся на две группы: общие и специальные.





Общие функции подразделяются на:

1) Титрование:

- формулируют цели и задачи на предстоящий период;

- разрабатывают стратегию действий (стратегическое планирование);

- составляют необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).

2) Организационные - воплощение планов и программ. Реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределения работы среди подразделений, сотрудников и координация их деятельности.

3) Мотивационная функция - заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную заинтересованность работников в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

4) Контроль - призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Специальные функции, т.е. функции по управлению подразделениями организации и т.д.

В организации можно выделить следующие объекты управления:

1) производство;

2) материально-техническое снабжение;

3) инновации;

4) маркетинг и сбыт готовой продукции;

5) кадры;

6) финансы;

7) учет и анализ хозяйственных процессов и т.д.

Организация предполагает решение 2 вопросов:

1) Делегирование полномочий – (права принимать решения и использовать ресурсы) конкретным работником.

Руководителю необходимо делегировать некоторые из своих обязанностей подчиненным, то есть дать им право самостоятельно решать некоторые вопросы.

Психологи утверждают, что в оптимальном случае у любого руководителя должно быть не более семи подчиненных. По этой причине необходимо обеспечить следующие обстоятельства:

- менеджер должен быть в состоянии проконтролировать выполнение работы всеми своими подчиненными,

- руководитель должен отвечать за поступки своих подчиненных.

2) Приспособление организационной структуры к задачам, которые должна решать организация. Для достижения этого необходимо снабдить следующие условия:

- каждый работник должен иметь только одного начальника,

- все подразделения должны действовать в интересах предприятия,

- подразделение или управляющий орган должны создаваться для выполнения конкретной функции — придумывание функции «под человека» недопустимо;

- сочетание свободы и ответственности должно быть оптимальным;

- количество распоряжений уравновешивало количество решений, принимаемых работником самостоятельно (принцип эластичности организационной структуры).

Уровень ответственности должен соответствовать уровню полномочий: недопустимо налагать на работника ответственность за действия, если у него практически нет свободы действия, и наоборот, нельзя освобождать работника от ответственности, если ему даны значительные полномочия.

 

 

Билет 5

1. Юридическое значение документа

Юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

Юридическое значение документа – это свойство официального документа быть подлинным доказательством чего-либо.

Чтобы документ имел юридическое значение, он должен быть правильно оформлен, не противоречить по содержанию действующему законодательству, быть изданным организацией, имеющей на это право.

Документ – материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Значение юридических документов состоит в следующем:

1) С их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения и т. д.) становятся объективированными и доступными для других субъектов права.

2) Они позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, прочности их правового положения.

3) Благодаря им - юридическим действиям придается официальный характер.

Виды юридических документов:

- Нормативные правовые акты.

- Документы, содержащие решения индивидуального характера.

- Документы, фиксирующие юридические факты.

- Документы, фиксирующие факты-доказательства.

Признаки юридических документов:

- Содержат юридически значимую информацию.

- Изготавливаются в процессе юридической деятельности.

- Основанием их издания является законодательство, волеизъявления граждан и организаций.

- Издаются (составляются) в пределах компетенции (государственные органы и должностные лица) или правоспособности (граждане и организации).

- Порождают юридические последствия, т. е. имеют обязательный характер.

- Должны быть составлены по всем правилам юридической техники.

- Могут иметь как документальную, так и электронную форму.

- Предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера.

 

2. Сущность планирования

Планирование – одна из функций управления. Его ключевая роль определяется тем, что планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано формулировать цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определять необходимые для этого средства.

План - это совокупность конкретных заданий, содержащих основные параметры управления организацией для достижения стоящих перед ними целей.

Планирование – процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внешних и внутренних условий. Это наиболее динамическая функция, и она должна выполняться эффективно, чтобы обеспечить прочный фундамент для остальных видов управленческой деятельности.

Цель функции планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей ее деятельности.

Решения принижаются относительно:

• распределения ресурсов;

• координации деятельности между отдельными подразделениями;

• координации с внешней средой (рынком);

• создания эффективной внутренней структуры;

• контроля за деятельностью;

• развития организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Планирование предусматривает рассмотрение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач.

Долгосрочный план, как правило, рассчитан на срок от 5 до 15 лет и предусматривает формирование перспективных целей предприятия, а также принятие решений, направленных на лучшее распределение его ресурсов на основе долгосрочных прогнозов. Этот вид планирования имеет два важных основания: внедрение новшеств и объединение инновационных стратегий подразделения предприятия.

Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 года до 5 лет. В сравнении с долгосрочными — эти планы более подробны, содержат больше количественных показателей и в них де­лают упор на распределение ресурсов. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура предприятия, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования, разработки и пр.

Краткосрочное планирование рассчитано на срок до 1 го­да (в том числе год, полгода, месяц и менее). Примером краткосрочного планирования служат план товарооборота, производственный план, план по труду, план движения запасов го­товой продукции и смета расходов.

 

 

Билет 6

1. Унификация и стандартизация документов (ГОСТ) (ОСТ) (РСТ)

Унификация документов – это приведение документов к единой системе, форме, единообразию и сокращение исходного множества форм или видов документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций и задач.

Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники.

Стандартизация документов – это форма юридического закрепления результатов унификации.Установление единых норм и правил, предъявляемых к документам с целью упорядочения управления. Стандартизация является итогом унификации, ее высшей формой.

Установлены следующие категории стандартов:

• государственные стандарты (ГОСТ) – разрабатывается на продукцию, имеющую межотраслевое значение. (Отрасль – отдельная сфера науки, знаний, производства. Примеры отраслей: отрасль экономики, производства, нефтяная отрасль и т.д.)

• отраслевые стандарты (ОСТ) – разрабатывается на продукцию отраслевого значения.

• республиканские стандарты (РСТ) – разрабатывается на продукцию республиканского значения.

 

2. Рабочая группа и ее структура. Коллектив и его особенности

Рабочая группа – это совокупность работников, объединенных профессиональной деятельностью, взаимодействующих между собой и выступающих по отношению к окружающим как единое целое.

Взаимодействие людей в производственном процессе нуждается в координации и направлении усилий всех членов группы. Поэтому рабочая группа является главным объектом управления. От объединения в рабочие группы субъекты существенно выигрывают в производительности труда, что приводит к росту доходов. Это и заставляет людей объединяться в рабочие группы.

Группы подразделяются:

- Реальные / Формальные группы это группы, созданные по воле руководства. (объединение людей в совместном труде). Членство в реальной рабочей группе не означает, что люди должны постоянно находиться рядом и совместно выполнять работу. Члены группы могут быть разделены пространственно. Главное здесь – включение в единый производственный процесс на основе кооперации труда и в определенную систему межличностных отношений. Так же к формальной группе помимо рабочей группы относят группу руководителей и комитет.

- Условные / Неформальная группа (участники объединены статистически по какому-либо признаку). Спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

По степени сплоченности участников группы классифицируют:

1. Группа-конгломерат (толпа) – состоящая из лиц, случайно оказавшихся рядом и не связанных между собой. Толпа – бесструктурное скопление людей, не имеющих общей цели, но связанных сходством эмоционального состояния и объектом внимания.

2. Группа-объединение (стая) – временное образование для решения конкретных разовых проблем. Данное образование включает лиц, которые стремятся к сходным целям и между которыми возможно сотрудничество, но члены такой группы безразличны друг к другу в личном плане.

3. Группа-коллектив – общность, характеризующаяся постоянным участием, единством целей, средств, условий деятельности, неформальными отношениями участников, наличием механизмов поддержания сплоченности.

Коллектив – (от лат. collectivus собирательный) группа, объединяющая людей единой концепцией, занятых совместной деятельностью, решением задач, целей, в рамках какой либо организации, предприятия (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др).

Признаки коллектива:

1) Наличие общей цели у всех его членов.

2) Психологическое признание его членами друг друга. В основе этого лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство или дополняемость характеров и т.п.

3) Практическое взаимодействие людей, которое направлено на достижение цели (не все члены коллектива активны; часть его может быть инертной, нуждающейся в подчинении, поощрении, принуждении).

4) Наличие определенной культуры –общие ценности, нормы, мнения, правила поведения, моральный облик участников, символика, традиции и т.п.

5) Система социального контроля – воздействие на участников через надзор, санкции, поощрения. Влияние коллектива проявляется в том, что человек иногда боится получить негативную оценку. Часто люди более заинтересованы в одобрения коллектива, чем руководства. Это связано с социальным контролем.

6) Достаточно четко выраженная структура – количественное соотношение элементов целого.

Структура коллектива может быть:

– функциональной (учитываются производственные задачи, выполняемые каждым сотрудником);

– политической (исходя из принадлежности к тем или иным группировкам);

– социально-демографической (например, по полу, возрасту, образованию и др.);

– социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями);

– поведенческой (определяемой активностью людей);

– мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения людей) и др.

Повседневная жизнь в коллективе подчинена ряду законов, среди которых следует особо выделить два:

– закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;

– закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

 

Билет 7

1. Реквизиты документа

ГОСТ Р 6.30-2003устанавливает следующие реквизиты, которые используются при подготовке и оформлении организационно-распорядительных документов:

01 - Государственный герб Российской Федерации ;
02
- герб субъекта Российской Федерации ;
03
- эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания) ;
04
- код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
05
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (присваивается налоговыми органами);
06
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) проставляется в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами;
07
- код формы документа проставляют по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
08
- наименование организации ;
09
- справочные данные об организации (индекс предприятия связи, почтовый индекс, телефон, телеграфный адрес, факс, е-mail, название банка и номер счета в банке);
10
- наименование вида документа ;
11
- дата документа ;
12
- регистрационный номер документа ;
13
- ссылка на регистрационный номер и дату документа ;
14
- место составления или издания документа ;
15
- адресат ;
16
- гриф утверждения документа ;
17
- резолюция ;
18
- заголовок к тексту ;
19
- отметка о контроле ;
20
- текст документа ;
21
- отметка о наличии приложения ;
22
- подпись ;
23
- гриф согласования документа ;
24
- визы согласования документа ;
25
- оттиск печати ;
26
- отметка о заверении копии ;
27
- отметка об исполнителе ;
28
- отметка об исполнении документа и направлении его в дело ;
29
- отметка о поступлении документа в организацию ;
30
- идентификатор электронной копии документа.

2. Понятие конфликта и его структурные компоненты

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть как конкретные лица, группы, так и организации в целом. Причем это несогласие между сторонами приводит к тому, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.

Основными структурными компонентами любого конфликта являются:
- Участники конфликта - индивидуумы,

- социальные группы,

- организации, институты, чьи интересы сталкиваются в конфликте.

Структурные элементы конфликта:

1) Конфликтирующие стороны;

2) Зона разногласий;

3) Представление о ситуации;

4) Мотивы;

5) Действия.

1) Конфликтующие стороны

В конфликте участвуют, как минимум, две конфликтующие стороны («конфликтанты») — отдельные индивиды или целые группы (бывают многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники — сочувствующие (той или другой стороне), провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы.

2) Зона разногласий

Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема.

3) Представления о ситуации

Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для их столкновения.

4) Мотивы

Стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т. д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.Люди нередко скрывают подлинные мотивы своего поведения, а то и сами их как следует не понимают и искренне заблуждаются относительно них. Однако для конфликтолога очень важно разобраться в мотивах, стремлениях, желаниях конфликтантов, потому что иначе невозможно ни понять их поведение, ни повлиять на него так, чтобы направить ход конфликта к конструктивному и обоюдоприемлемому завершению.

5) Действия

Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели, — то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. В таком столкновении направленных против друг друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта.

 

 

Билет 8

1. Требование к бланкам документов на основе Госстандарта РФ ГОСТ Р6.30-2003

Устанавливают два стандартных формата бланков документов - А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм).


Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:

20 мм - левое;

10 мм - правое;

20 мм - верхнее;

20 мм - нижнее.


4.2 Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.


4.3 Бланки документов оформляют в соответствии с приложением А[1]. Ориентировочные границы зон расположения реквизитов обозначены пунктиром. Каждая зона определяется совокупностью входящих в нее реквизитов.

4.4 В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков - угловой и продольный.

4.5 Реквизит 01 (02 или 03) располагают над серединой реквизита 08. Реквизит 03 допускается располагать на уровне реквизита 08.

Реквизиты 08, 09, 10, 14, ограничительные отметки для реквизитов 11,

12, 13 в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов:
- центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);

- флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

4.6 Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов:

- общий бланк;

- бланк письма;

- бланк конкретного вида документа.

4.7 Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма.

Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.

4.8 Для организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации, целесообразно использование продольного бланка; при этом реквизиты 08, 09, 14 печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.

4.9 При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.


 

2. План и его структура, виды планов

План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности действий, сроков и исполнителей, намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки ведения работ.

План - это совокупность конкретных заданий, содержащих основные параметры управления организацией для достижения стоящих перед ними целей.

План должен быть содержательным, ясным и кратким по форме изложения.

Структура планов - зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия.

Классификация планов/ виды планов:

По времени реализации:
Долгосрочные — от 10 до 25 лет
Среднесрочные — от 3 до 10 лет
Краткосрочные — от 1 года до 3 лет
Оперативные — до 1 года

По типу целей:
Тактические
Оперативные
Стратегические
Нормативные

По степени точности:
Укрупненные
Уточненные

По масштабности целей:
Стратегические — предусматривают глобальные цели
Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки
Бизнес-операции

По уровню управления (сфера применения):
Корпоративные
Бригадные
Цеховые

Конкретная установка:
Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции
Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу
Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности

Содержание:
План производства и реализации продукции
План по материально-техническому снабжению
План по труду и кадрам
План по издержкам производства
План инвестиций
Финансовый план
План по социальному развитию

Метод обоснования:
Рыночные (индикативные)
Административные (централизованные)

Стадия разработки:
Предварительные
Окончательные

Ориентир планирования:
Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта
Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед
Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы
Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы.

 

 

Билет 9

1. Общие требования к текстам и оформлению документов

В делопроизводстве организацией, тексты документов могут составляться:

- на основе официально утвержденных унифицированных форм документов;

- с учетом требований нормативных актов, регламентирующих создание отдельных видов документов;

- в форме, отражающей устойчивую практику документирования.

Тексты документов излагаются:

1) от 1-го лица единственного числа: "Прошу рассмотреть вопрос об установлении льгот…; Приказываю подготовить и представить на рассмотрение…";

2) 3-го лица единственного числа: "Правительство Российской Федерации постановляет…; Министерство не может согласиться с вашим предложением…";

3) 1-го лица множественного числа: "Просим предоставить данные о…; Представляем на рассмотрение и утверждение…; Слушали…; Выступили…; Постановили… (в протоколах); Приказываем…; Решили… (в совместных документах)";

4) 3-го лица множественного числа: Дирекция, профсоюзный комитет ОАО «Кристалл» убедительно просят..."

Для некоторых видов документов необходимо использовать устойчивые языковые обороты (Например, в гарантийном письме уместно использование фразы «Гарантируем оплату по туру в срок до...»).

Ссылки на документы -основания должны ставиться автором документа:

- в тексте документа, подготовленного на основании законодательных, иных нормативных правовых актов,

- а также документов, ранее изданных организацией.

Оформление бланков документов регламентируется Государственным стандартом ГОСТ Р6.30 от 3 марта 2003 года.

--

Рубрикация – членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой:

- с помощью заголовков,

- подзаголовков,

- нумерации,

- знака дефис (тире) или абзацного отступа.

Для выделения рубрик может использоваться:

- знак тире,

- абзацный отступ или нумерация арабскими цифрами. Другие символы в оформлении текста документов не приняты.

Рубрикация может быть многоуровневой (элементов перечисления должно быть не менее двух, но не более четырех уровней). Такая система нумерации исключает необходимость использовать слова «раздел», «глава», «параграф» и т.д.

Приведем пример рубрикации текста инструкции:

13. Порядок передачи документов на хранение в архив

13.1. Организация архивного хранения документов

13.1.1. Документы...

13.1.2. Для хранения...

13.2.3. Подготовка документов...

При обозначении рубрик цифры отделяются от текста точкой, а буквы – закрывающейся скобкой.

а) наименование вопроса...

Полужирный шрифт.

В тексте нормативного правового акта: заголовки разделов, подразделов, глав печатаются полужирным шрифтом, причем слова «раздел», «глава», «статья» и др. печатаются обычным шрифтом. Также полужирном печатаются слова «постановляю» (в постановлениях) и «приказываю» (в приказах).

Глаголы в форме настоящего времени.

В текстах законодательных и иных нормативных правовых актов широко используются предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме настоящего времени, которая придает тексту констатирующе-предписывающий характер, например: "Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства)".

 

2. Централизация и децентрализация полномочий.

Централизация — концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

Цель централизации увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления.

Достоинства централизации управления: наиболее полно проявляются при решении глобальных, стратегических задач.

Недостатки централизации управления: снижение оперативности управления, уменьшение возможностей адаптации к новым условиям работы.

Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией.

Она облегчает процессы принятия решений, стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности сотрудников на нижних уровнях управления и повышает оперативность руководства, адаптивность организации к новым условиям. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией.

Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы) или при необходимости специализации.

Негативные стороны децентрализации — эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос.

Проблема выбора между централизацией и децентрализацией весьма сложна, т.к. решение определяет все структуры организации. На решение менеджмента влияют следующие факторы:

- размеры организации;

- вид бизнеса (предпринимательство);

- качество товаров;

- степень разделения труда;

- стремление частей организации к самостоятельности;

- долевое распределение капитала и финансовые интересы;

- организационная культура;

- государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.д.

Огромное значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе баланса власти, определяемого основным законом: уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.

 

 

Билет 10

1. Порядок составления документов

Документ состоит из отдельных информационных элементов, которые называются реквизитами (подпись, печать, название вида документа, текст документа и т.д.). Совокупность реквизитов документа, расположенных в установленном порядке, составляет формуляр документа.

Документ составленный на бланке установленной формы - заполняется реквизитами. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.

Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью.

Текст – основной реквизит документа, который должен содержать достоверную и объективную информацию, изложенную ясно, точно, нейтральным тоном и по возможности кратко. Текст документа должен быть безупречным в юридическом отношении и не допускать двоякого толкования.

Если в тексте или цифрах допущена ошибка, ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ. В некоторых документах, например приходных и расходных кассовых ордерах, исправления делать не разрешается.

Документы составляются на русском или национальном языке в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных языках. Текст документа может быть представлен в виде таблицы, анкеты, связного текста.

Тексты документов большого объема подразделяются на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруются арабскими цифрами.

 

2. Виды коммуникаций.

Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

Коммуникации – это процесс, в ходе которого два или несколько человек обмениваются и осознают получаемую информацию.

Информация – это сведения о чём-либо не зависимо от формы их представления. В бытовом смысле информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

В процессе коммуникации информация передаётся от одного субъекта к другому.

Виды коммуникации - классификация процессов коммуникации. В соответствии с тремя видами трансакций различают:

- Фронтальная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.

- Диалог - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.

- Опосредованная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.

Других видов коммуникации у людей не существует.

 

Коммуникации в менеджменте:

1) Вертикальная — это обмен информацией между руководителем и подчиненными.

2) Горизонтальная — представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня.

3) Вербальная — осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.

4)Невербальная — общение с помощью мимики, жестов, поз, взглядов, манер.

5) Формальная — позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Они определяются существующими регламентами:
• организационными (например, схемой организационной структуры);
• функциональными (например, положением об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между подразделениями»). Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющим иерархическую структуру управления.

6) Неформальная — социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов.

7) Межличностная – субъектами коммуникации являются отдельные люди или группы людей. Коммуникации осуществляются путём передачи идеей, фактов, мнений, восприятий, отношений и т.п. от одного лица к другому в устной, письменной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

8) Эмфатическая – произносимый в приподнятом тоне, сильный, выразительный.

9) Интеллектуальная – обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы при помощи жестов, устной речи, письменности и т. п. Различают сферы массовой коммуникации (основными средствами которой являются печать, радио, телевидение) и научной коммуникации.

Также коммуникации бывают:

а) Организационные – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за её пределами.

б) Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.

в) Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненных к руководителю.

г) Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий – в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.

д) Массовая коммуникация — процесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

е) Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур.

Коммуникации подразделяются на две группы:

- с внешней средой – это информационное взаимодействие с существующими потребителями и потенциальными клиентами, с общественностью, с конкурентами, поставщиками и партнёрами, с органами государственного регулирования.

- коммуникации внутри организации – это информационное взаимодействие в рамках организации, которое может быть формальным: межуровневые коммуникации, горизонтальные коммуникации «руководитель-подчинённый», коммуникации между руководителем и рабочей группой и неформальным.

 

 

Билет 11

1.Организационно-распорядителная документация

Организационно-распорядительная документация (ОРД) — комплекс документов закрепляющих функции, задачи, цели, а также права и обязанности работников и руководителей по выполнению конкретных действий, необходимость которых возникает в операционной деятельности организации.

Организационно-распорядительными документами (ОРД) — это документы, функционирующие в сфере управления. С помощью ОРД определяются функции и права органа управления, устанавливается структура и штаты подразделений, контролируют подведомственные объекты, фиксируются кадровые решения и т. д.

Можно выделить следующие основные группы документов:

1) организационные (уставы, положения, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);

2) распорядительные (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);

3) справочно-информационные (акты, письма, факсы, докладные записки, справки, телефонограммы);

4) документы по личному составу предприятия (приказы по личному составу, трудовые контракты, личные дела, личные карточки по форме Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые книжки);

5) коммерческие документы (контракты, договоры).

Целью распорядительных документов является регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.

Документирования распорядительной деятельности зависит от статуса и компетенции должностного лица:

Первый руководитель издает приказы и дает указания.

Заместители директора, руководители крупных структурных подразделений издают распоряжения, указания.

Порядок рассмотрения вопроса на основе принципа коллегиальности предусматривает издание таких документов, как постановления и решения.

 

2. Методы планирования

Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.

Планирование на фирме — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.

На фирмах используются такие методы планирования как:

- балансовый,

- расчетно-аналитический,

- графо-аналитический,

- программно-целевой,

- экономико-математический.

Балансовый метод - обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.

Расчетно-аналитический метод - используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Графо-аналитический метод - позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии. Графики и диаграммы дают возможность наглядно представить взаимосвязь и взаимозависимость различных показателей между собой.

Программно-целевой метод - используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы — генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др.

Экономико-математические методы - лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.

На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.

 

 

Билет 12

1. Организационная документация

К организационной документации относят:

- учредительные документы организации (уставы),

- положения о структурных подразделениях,

- должностные инструкции и другие,

- штатные расписания,

- правила внутреннего трудового распорядка,

- памятки и др.

Организационные документы служат правовой основой деятельности организации. Они обеспечивают реализацию функций организации системы и процессов управления, устанавливают статус и компетенцию учреждения, его структуру, штатную численность и должностной состав, определяют функциональное содержание деятельности структурных подразделений и должностных лиц и т.д. Организационные документы считаются действительными до их отмены или до утверждения новых, поэтому они относятся к бессрочным.

Организационные документы оформляются на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов. В процессе подготовки они в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами и утверждения.

Устав — является основным, учредительным документом, определяющим правовой статус организации, необходимым согласно закону для ее государственной регистрации. С момента регистрации организация приобретает права юридического лица, а фирменное наименование ее может быть использовано только данной организацией.

Устав разрабатывается и утверждается учредителями (участниками) хозяйственных обществ, производственных кооперативов и других юридических лиц. Если хозяйственное общество создается одним лицом, то это лицо и утверждает Устав. Устав производственного кооператива утверждается общим собранием его членов. Устав государственного и муниципального унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Устав государственного предприятия утверждается Правительством Российской Федерации.

Устав оформляется на общем бланке организации. Структура текста и его содержание определяются разработчиками Устава.

В число обязательных разделов включаются:

- Общие положения (определяются цели и задачи создаваемой организации1).

- Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).

- Регламент организации (формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц).

- Финансово-материальная база (определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями).

- Отчетная и ревизионная деятельность.

- Порядок ликвидации организации.

Положение — организационно-правовой акт, определяющий порядок формирования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений.

Положение об организации в целом (например, положение о персонале) утверждается с помощью распорядительного документа вышестоящей организации, учредителями хозяйственных обществ, кооперативов и т.д.

Проект положения о подразделении согласовывают с юридическим отделом и представляют на утверждение руководителю организации.

Текст положения может состоять из следующих разделов: общие положения, основные задачи и функции, права и ответственность, организация работы предприятия в целом или конкретного структурного подразделения.

Должностная инструкция — организационно-правовой документ, устанавливающий для работника организации (подразделения) конкретные трудовые (должностные) обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

На основании должностной инструкции составляется трудовой договор с работником. Трудовой договор и должностная инструкция используются при разрешении конфликтных ситуаций (споров) между работодателем и работником (сотрудником) организации.

Разработка должностной инструкции - обязанность руководителя подразделения и отдела управления персоналом, согласовывается с юристом и затем утверждается руководителем организации. Все наиболее существенные изменения вносятся в должностную инструкцию приказом руководителя организации. Оформляется на общем бланке.

Другие инструкции – также издаются в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, финансовые и иные стороны деятельности организаций.

Штатное расписание — в нем закрепляется должностной и численный состав с указанием фонда заработной платы. Штатное расписание составляется по унифицированной форме № T-3 Госкомстата России и содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание разрабатывается организациями самостоятельно и составляется и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно.

 

2. Межличностное общение и его проблемы

Межличностное общение – общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивациями.

Межличностное общение характеризуется открытостью и многоплановостью взаимодействия людей, основанного на их личном интересе друг к другу. Несмотря на преимущественно деловую направленность, деловое общение неминуемо имеет характер межличностного контакта, содержит некий межличностный радикал. Осуществление делового общения в любом случае обусловлено не только конкретным делом или обсуждаемым деловым вопросом, но и личностными качествами партнеров, их отношением друг к другу. Поэтому деловое общение неотделимо от межличностного контакта.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблемы

Особый круг проблем межличностного общения возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств. Следовательно возникают психологические и эмоциональные барьеры.

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

 

 

Билет 13

1. Распорядительная документация

Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.

Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали.

К распорядительной документации относятся:

- постановления;

- решения;

- приказы;

- распоряжения;

- указания.

Постановление – правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения.

Решение – правовой акт коллегиального или совещательного органа министерств, ведомств, комитетов, общественных организаций, вузов, а также cоветов директоров предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Указание – правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

 

2. Методика сбора информации о работе организации и отдельных ее подразделений

В самом общем виде методы сбора информации, которые применяются в сфере управления, можно разделить на две группы:

1) Промышленный шпионаж;

2) Аналитическая работа.

Промышленный шпионаж – в основном относится к получению конфиденциальной информации.

Аналитическая работа - процесс получения важных сведений на основе синтеза информации из множества открытых источников.

Состоит из следующих этапов:

а) Определение круга исходной информации, необходимой для анализа.

б) Интерпретация информации, т.е. выявление истинного значения той или иной информации.

в) Выделение посторонней информации.

г) Оценка информации – расстановка источников информации в зависимости от их надежности и достоверности.

д) Построение предварительных версий – этап аналитической работы, объясняющий место основных полученных фактов в цепи событий.

е) Определение потребности в дополнительной информации означает решение вопроса о том, какая именно информация необходима.

Для того чтобы оценить и измерить количество информации в соответствии с вышеизложенными аспектами, применяются различные подходы и методы. Среди них выделяются:

1) Статистический подход (формулы) - исторически наибольшее развитие. Изучается в обширном разделе кибернетики, называемом теорией информации.

2) Семантический подход - является наиболее трудно формализуемым и до сих пор окончательно неопределившимся.

3) Прагматический подход - определяет количество информации как меру, способствующую достижению поставленной цели.

4) Структурный подход - связан с проблемами хранения, реорганизации и извлечения информации и по мере увеличения объемов накапливаемой в компьютерах информации приобретает все большее значение.

 

 

Билет 14

1. Справочная документация

Документация – совокупность документов, оформленных по единым правилам. Документация может быть представлена в различных видах: графическая, конструкторская, рабочая, исполнительная, нормативно-справочная, отчётная, проектно-сметная, разрешительная, организационно-технологическая.

Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.

Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации.

На основе резолюции руководителя информационно-справочные документы могут стать основанием для принятия каких-то решений или подготовки распорядительных документов.

В состав информационно-справочных документов входят:

- докладная записка, служебная записка, объяснительная записка,

- предложение, представление, заявление,

- все разновидности переписки, протокол, акт, справка, заключение, отзыв, сводка, список, перечень.

1 ) Докладная записка – документ, адресованный руководителю организации и содержащий информацию о событиях, фактах и др., в связи с которыми требуется принятие решения.

2) Служебная записка – информационно-справочный документ ("внутренняя переписка"), используемый для обмена информацией между структурными подразделениями организации и работниками.

3) Объяснительная записка:

- документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта);

- сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу.

4) Предложение – разновидность докладной записки, содержащая перечень конкретных предложений по определенному вопросу.

5 ) Представление – документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.

6) Заявление – документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу.

7) Переписка – обобщенное название различных по содержанию документов (служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма (факс), электронное сообщение и др.), использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями.

8) Протокол – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

9) Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.

10) Справка:

- документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.

- документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.

11) Заключение – документ, содержащий мнение, вывод учреждения, комиссии, специалиста по какому-либо документу или вопросу.

12) Отзыв – документ, содержащий мнение учреждения или специалиста по поводу какой-либо работы.

13) Сводка – документ, представляющий собой обобщенные данные по одному вопросу (сводка предложений, сводка замечаний, сводка требований и т.д.).

14 ) Список – перечисление лиц или предметов в определенном порядке, составленное в целях информации или регистрации.

15) Перечень – систематизированный список документов, предметов, объектов, составленный в целях распространения на них определенных норм или требований.

 

2. Разделение труда и его виды

Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе производственных процессов.

Разделение труда — это обособление качественно отличных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам.

Разделение труда способствует росту профессиональных навыков, повышению качества работы, подъему производительности труда и т. д.

Различают 3 вида разделения труда:

1) Общее разделение (в масштабе всей страны – производство, сельское хозво, сфера услуг)

2) Частное (внутри отрасли – автомобилестроение, парикмахерские услуги)

3) Единичное (в рамках предприятия или его подразделения)

На предприятиях и организациях существует несколько форм разделения труда:

1) Функциональное разделение;

2) Профессиональное;

3) Технологическое;

4) Квалификационное и др.

Функциональное разделение труда - предусматривает обособление на предприятиях отдельных работ и категорий персонала в зависимости от их содержания и функций.

Профессиональное разделение труда - предполагает обособление внутри каждой функциональной группы работников в зависимости от технологического содержания и вида выполняемых работ различных профессий, специальностей.

Технологическое разделение труда - означает расчленение действующих на предприятии производственных процессов на отдельные ситуации, операции, и закрепляемые за определенным исполнителем. Различают предметное и операционное разделение труда.

Предметное - закрепление за рабочим комплексов операций для получения готового продукта.

Операционное - закрепление отдельных операций за рабочим.

Квалификационное разделение труда - определяется уровнем профессионального мастерства, производственного опыта личных способностей.

 

 

Билет 15

1. Документирование трудовых отношений. Законодательное и нормативное документирование, документирование приема на работу

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником труда за плату (работы по должности, профессии или специальности).

Документирование движения кадров — неотъемлемая обязанность любой организации независимо от масштабов его деятельности. Под движением кадров понимают: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение, предоставление отпусков и командирование.

Прием на постоянную работу нового сотрудника сопровождается оформлением документов: резюме, заявление, трудовой договор, приказ о приеме, запись в трудовую книжку.

Процедура приема на работу предусматривает следующую последовательность действий:

1. Будущий работник составляет в письменной форме заявление на имя руководителя организации о приеме его на работу, ставит дату и подписывает заявление.

При этом он предъявляет необходимые документы, предусмотренные (ст. 65 ТК РФ):

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;

— страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— документ об образовании, о квалификации.

Лицо, уполномоченное осуществлять прием работников, пишет на заявлении гражданина «В приказ», ставит дату и подписывается.

2. С работником заключается письменный трудовой договор, который подписывается работником и работодателем (директором, начальником отдела кадров). Составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя — как правило, в отделе кадров (ст. 67 ТК РФ).

3. Прием на работу оформляется приказом (форма № Т-1а), изданным на основании заключенного трудового договора, и объявляется работнику под расписку в трехдневный срок. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ). По требованию работника ему должна быть выдана заверенная копия указанного приказа.

Приказ о приеме работника на работу — это распорядительный документ, которым оформляется подписанный трудовой договор. Ни приказ, ни завизированное заявление о приеме не могут заменить трудовой договор.

4. Прием гражданина на работу завершается внесением соответствующей записи в трудовую книжку, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, в нее вносятся все последующие записи (например, о переводах, поощрениях, увольнении).

При приеме на работу кадровик обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором (ст. 68 ТК РФ). Кроме того, работник должен быть ознакомлен с поручаемой работой, условиями труда, его правами и обязанностями, должностной инструкцией. С новым работником должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной безопасности и другим правилам по охране труда. Вопросы оплаты, условий труда и отдыха, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и т.д. должны регулироваться условиями коллективного договора и другими локальными актами.

Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, колле

Date: 2016-07-25; view: 808; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию