Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фет основные темы и идеи 55 page





Подлость «притянула» подлость и «захлебнулась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломки бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению «Чичиков — делец-приобретатель» можно было бы добавить — «в российских условиях».

«Милый подлец» Чичиков все же остается подлецом, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков — славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом в том понятии, в которое на Руси всегда вкладывали отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно и симпатизируя оптимизму Чичикова, и осуждая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

 

ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО

(по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму «Мертвые души» в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма была закончена, но члены московского цензурного комитета, в который он представил рукопись, пришли в негодование, ознакомившись с содержанием произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые дни для писателя. Он обратился за помощью к Белинскому. Тот сделал все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь».

Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, еще несвойственное России. Пытаясь ответить на вопрос, куда идет Русь, Гоголь погружает Чичикова в самые разнообразные ситуации, сталкивает героя с «мертвыми душами».

Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны", «мертвая» Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Эта в поэме представлена одним героем. Чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, Гоголь подробно останавливается на биографии, характере и психологии Чичикова.

Писатель показывает, как сформировалось умение его героя приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадную, неис-

 

 

тощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Жизнь и окружающая среда научили его, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напрямик». Его жизненным лозунгом стало: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай».

В плане практической деятельности, сметливости и изворотливости Чичиков выделяется на фоне губернского общества, живущего в атмосфере застоя и косности. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде он очаровывает собеседников, у некоторых даже вызывает восхищение и всегда достигает своей цели. Все это лишний раз доказывает, что Чичиков — большой психолог.

Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторая образованность, энергичность, предприимчивость, к тому же ловкость этого героя — необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие к провинциальным дворянам и чиновникам. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Но, показав превосходство своего героя по сравнению с окружающим его обществом, Гоголь осветил всю пошлость и, скажем прямо, подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства ничуть не свойственны Чичикову, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюра Чичикова связана с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше крепостных умирало.


Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова с местным дворянством и чиновниками, это одна и та же черта — жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия гражданских и общественных обязанностей, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник дохода. В этой среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие мысли. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу.

 

Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города — это пустота. Сплетни, перешедшие пределы».

Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. Претензии на вкусы и образованность соседствуют со сплетнями, пустой болтовней о городских новостях, жарких спорах о нарядах. Дамы стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносят ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против убожества окружающей жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, есть продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной писателем в «Мертвых душах».

ЧИЧИКОВ - ГЕРОЙ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

(по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма Гоголя «Мертвые души» была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях и появились представители новой формации — предприниматели.

Павел Иванович Чичиков — один из самых ярких и интересных героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, не чуждающийся рискованных махинаций, искатель приключений. С другой стороны, Чичиков, как представитель своего поколения, не только воплотил в себе все характерные качества своих современников, но и превзошел их. Павел Иванович Чичиков обладает обходительностью и любезностью Манилова, изощренностью фантазии Ноздрева, прижимистостью и индивидуализмом Собакевича, «светлой жадностью» Плюшкина. Превосходство Чичикова над остальными в том, что он своим авантюризмом, умением перевоплощаться и находить общий язык с другими

 

 

оказывает влияние на остальных героев. Он, как хороший психолог, умеет найти у каждого свою струнку, зацепив которую, добивается своей цели. Он слащав и задумчив в разговоре с Маниловым, развязен и наставителен с Коробочкой, деловит и расчетлив с Собакевичем, а при встрече с Плюшкиным мгновенно превращается в благодетеля, способного «себе в убыток» помочь терпящему нужду старику. Все это свидетельствует не только о находчивости Чичикова, но и о многогранности его характера.

Фигура Чичикова неоднозначна, его нельзя назвать отрицательным или положительным героем. Ему присущи не только плохие, но и хорошие черты. Вспомним сцену с Ноздревым. Испугавшись, что тот убьет его, Чичиков думает лишь о том, что, пропав, он не оставит «будущим детям ни состояния, ни честного имени». Чичиков не считает, что делает что-то неправильное, покупая «мертвые души». В условиях жизни того времени приобретение, богатство было условием жизни: накопительство стало девизом. «Все приобретают!» — в этих словах выражена психология чиновника в эпоху перехода к капитализму.


Полученное в детстве воспитание развило черты, которые в будущем станут основными в характере Чичикова-предпринимателя. Детство маленького Павлуши было довольно трудным: он рано остался без поддержки родителей. Отец оставил в наследство наставление; «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай... угождай учителям и начальникам... а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Всю жизнь Павлуша следовал завету отца. Еще учась в школе, он обнаружил «большой ум... со стороны практической». Не обладая большими талантами, зато в совершенстве владея хорошими манерами и проявляя обходительность, он уже в школе сумел скопить небольшой капитал. Сначала он прятал полученные от друзей угощения и позже продавал их им же. Потом нашел другое средство обогащения: накупив на рынке булок, продавал их

 

втридорога богатым товарищам. Затем приобрел на рынке мышь, отдрессировал ее и выгодно продал. Да, Чичиков — карьерист, спекулянт, авантюрист, основной целью которого стало обогащение и нажива, но он обладал неиссякаемой энергией, активностью и живым воображением. Никогда не унывая, не впадая в отчаяние, он всегда умел вывернуться из любой неблагоприятной ситуации. Вспомним, как долго Чичиков оставался неуловимым для полиции. Когда Чичиков потерял приобретенное в результате долгих усилий место в конторе, а потом еще и «потерпел за правду» на службе в таможне, он не пал духом, наоборот: «героя нашего осенила вдохнрвеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову!.. Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок... вот уже двести тысяч капиталу!»

Деньги для Чичикова являются не средством, а самоцелью. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному — желанию стать богатым любой ценой. В осуществлении заветной мечты он демонстрирует такие качества, как упорство, изворотливость, жажда деятельности. Все эти качества можно было бы назвать положительными, если бы они были направлены на общее благо.

Сам Гоголь относится к своему герою довольно противоречиво. В начале и в середине поэмы он называет его подлецом, затем, в конце, сам задается вопросом, так ли это. Гоголь словно не до конца уверен, кто его герой. Даже описание внешности какое-то расплывчатое: «„.не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Гоголь как бы представляет своего героя на суд читателей, пусть решают, чего же в Чичикове больше: хорошего или плохого.


Как бы то ни было, Чичиков — это символ хитроумия, воплощение предпринимательства в период зарождения капиталистических отношений в России. Чичиков — тот человек, который должен прийти на смену инертным маниловым, неуклюжим собакеви-чам, дубинноголовым коробочкам, пустым ноздревым и жадным Плюшкиным.

 

 

Гоголь впервые в русской литературе показал образ предпринимателя. Вечная молодость поэмы в том, что образ этот характерен не только для России того времени, но и для наших дней. Не так трудно найти Чичиковых в современную эпоху. Чичиков — одна из самых загадочных фигур, которую когда-либо породило писательское воображение.

УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ

Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ?

Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова «Горе от ума». Над чем же смеялся Гоголь? Объектом его смеха были не монархия, церковь и даже не крепостное право. В первую очередь Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя высоких интересов, ценностей и идеалов.

Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не выходило. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. «Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность...» — писал Гоголь.

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наше время. Не перевелись до конца Чичиковы, маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы. Но будем надеяться, что все же их стало меньше.

Герои поэмы «Мертвые души», созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приня-

 

ло у него смешные и даже уродливые формы. Он не принес окружающим никакой реальной пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя.

Гоголь разоблачил явление маниловщины, характерное для значительной части дворянской России. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться — они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика — организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. «Маниловщина», если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна помещичьему и чиновничье-бю-рократическому слоям России. Провинциальный помещик Манилов подражал «первому помещику России» — Николаю I и его окружению. Гоголь изобразил «маниловщину» верхов через ее отражение в провинциальной среде. «"Маниловщина" Николая I и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью», — писал академик Лихачев.

А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову! Именно поэтому, читая «Мертвые души», мы ощущаем, что этот герой нам знаком.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не претендует на высокий уровень культуры, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания связаны с хозяйством. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Это меткое определение вполне освещает психо-■логию помещицы. Согласитесь, что и в нашей сегодняшней жизни подобные Коробочки встречаются. Только сейчас в людях, возможно, больше жестокосердия, стремления к накопительству.

Типичен для нашего времени и образ Но-здрева. Любит он пьяный разгул, буйное ве-

 

 

селье, карточную игру — это его стихия. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью не только на словах. Это хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно-разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограниченны. Цель его жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?!

Еще одним героем «Мертвых душ» является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков, «Прореха на человечестве» — так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному нравственному уродству. В людях он видел только расхитителей своего имущества. Сам Плюшкин никогда не покидал поместья и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. Люди у него мрут как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение, но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличье. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам «знакомым незнакомцем».

«"Мертвые души" потрясли всю Россию», — отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в новом произведении Гоголя, а вслед за ними и реакционная критика злобно осудили автора, обвиняя его в том, что он не любит Россию, что поэма — насмешка над русским обществом. Гоголь предвидел, как отнесутся к его труду представители правящих кругов, но считал своим долгом

 

перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина в период его работы над поэмой.

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя — новый тип в русской литературе. Гоголь показывает, как возникло умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений.

Павел Иванович прилагает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. Чичиков больше других кажется нам «знакомым незнакомцем», ведь и сейчас жизненной философией многих современных «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Многие считают, если «прямой дорогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик».

В произведениях Гоголя предстает галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени...Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», — писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встреча-

 

 

емся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения читают до сих пор. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и по сей день.

ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения — вся Русь. И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, он хотел изобразить путь своего героя Чичикова сначала в «аду» (первый том), затем «в чистилище» — второй и «в раю» — третий том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, читатели получили в полном объеме только первый том, в котором показаны отрицательные, стороны русской жизни.

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть «мертвые души» поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: «Черт знает что такое!». Его мечтательность — это праздность, паразитизм, безволие.

В образе Коробочки представлен нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится «дубинноголовой» в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

 

Ноздрев символизирует иную форму разложения дворянства. Писатель показывает две сущности Ноздрева: сначала он — лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева — безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость — это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия — пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, — «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».

Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром его сравнивают с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека и омертвения его души. Завершает галерею «мертвых душ» «прореха на человечестве» Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин — крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются, по существу, «мертвыми душами», примыкают и губернские чиновники. Кого же можно назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они здесь? Думается, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне также изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Коры-то, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине.

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, — есть люди, составляющие «соль земли». Взялся же откуда-то сам Гоголь, ■ этот гений сатиры и певец красоты Руси! Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся

 

 

в будущее, в котором не будет ноздревых и Плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

СОВРЕМЕННАЯ ГОГОЛЮ

ЧИНОВНИЧЬЯ РОССИЯ

(по поэме «Мертвые души»)

Николай Васильевич Гоголь не раз обращался к теме чиновничьей России. Сатира этого писателя затронула современных ему чиновников в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Эта тема нашла свое отражение и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания. В отличие от детально обрисованных в этом произведении портретов помещиков образы чиновников даны только несколькими штрихами. Но они настолько мастерские, что создают у читателя полное представление о том, каким был российский чиновник 30—40-х годов XIX столетия.

Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с черными густыми бровями, и почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Созданные Гоголем портреты-миниатюры хорошо запоминаются по характерным деталям, которые дают полное представление о том или ином персонаже. Вот, например, почему начальник губернии, человек, занимающий очень ответственную государственную должность, описан Гоголем как добряк, вышивающий по тюлю? У читателя напрашивается мысль, что больше он ни на что не способен, раз его характеризуют только с этой стороны. Да и у занятого человека навряд ли найдется время для такого занятия. То же можно сказать и про его подчиненных.

А что мы знаем из поэмы о прокуроре? То, что он, как человек праздный, верно, сидит дома. Так о нем отзывается Собакевич. Один из самых значительных чинов города, призванный следить за законностью, прокурор не утруждал себя государственной службой. Он занимался только подписыванием бумаг. А все решения принимал за него стряпчий,

 

«первый хапуга в мире». Поэтому когда прокурор умер, мало кто мог сказать, что было выдающегося в этом человеке. Чичиков, например, подумал на похоронах, что единственное, чем может запомниться прокурор, — это уустыми черными бровями. «...Зачем он умер или зачем жил, один Бог ведает» — этими словами Гоголь говорит о полной бессмысленности жизни прокурора.

А каким смыслом наполнена жизнь чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло? Набрать побольше взяток. Этот чиновник вымогает их, пользуясь своим служебным положением. Гоголь описывает, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою».

Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» не' только знакомит читателя с отдельными представителями чиновничества, но и дает их своеобразную классификацию. Он делит их на три группы — низшие, тонкие и толстые. Низшие представлены мелкими чиновниками (писари, секретари). Большинство из них пьяницы. Тонкие — это средняя прослойка чиновничества, а толстые — губернская знать, которая умеет извлекать немалую пользу из своего высокого положения.

Автор дает нам также представление об образе жизни российских чиновников 30— 40-х годов девятнадцатого века. Гоголь сравнивает чиновников с эскадроном мух, налетающих на лакомые кусочки рафинада. Их занимают игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. В обществе этих людей процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Гоголь изображает это сословие как воров, взяточников и бездельников. Вот почему они не могут уличить Чичикова в его махинациях — они связаны круговой порукой, у каждого, что называется, «рыльце в пушку». А если они попытаются задержать Чичикова.за мошенничество, все их грехи вылезут наружу.

В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает данный им в поэме коллективный портрет чиновника. Равнодушие, с которым сталкивается герой войны инвалид Копейкин, ужасает. И здесь уже речь идет не о каких-нибудь мелких уездных чиновниках. Гоголь показывает, как отчаявшийся ге-

 

 

рой, который пытается получить положенную ему пенсию, доходит до самых высоких инстанций. Но и там он не находит правды, сталкиваясь с полным равнодушием высокопоставленного петербургского сановника. Тем самым Николай Васильевич Гоголь дает понять, что пороки поразили всю чиновничью Россию — от маленького уездного городка до столицы. Эти пороки и делают людей «мертвыми душами».

Острая сатира автора не только выставляет напоказ чиновничьи грехи, но и показывает страшные социальные последствия бездеятельности, равнодушия и жажды наживы.

ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА

В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ

«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

(вариант 1)

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму «Мертвые души» в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма была закончена, но члены московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой.

Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В «Мертвых душах» дана широкая

 

и правдивая картина русской жизни 20— 30-х годов XIX века. Губернский город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках мертвых душ, крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами — таков социальный фон поэмы. Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир «мертвых душ» — жадных стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.

Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от помещиков и чиновников, от болтунов и оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к.образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России — резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое одушевление. В поэме «Мертвые души» Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил искреннюю надежду, что ■ Россия поднимется к величию и славе.







Date: 2016-07-25; view: 265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию