Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фет основные темы и идеи 45 page





 

родным поступкам. Это еще больше его угнетает. Мятежная душа Печорина отказывается от радостей и спокойствия. Г"гюй слишком переполнен страстями и мыслями, слишком свободен, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших событий, ощущений. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких личностей не притягивают обычные житейские радости.

Одаренный от природы, наделенный глубоким умом, способностью анализировать, с сильным характером и стальной волей, он имеет некоторую, по словам автора, странность: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Эта «странность» — еще одно доказательство того, как глубоко Печорин разуверился во всех обольщениях мира, какими безнадежными видит он свои жизненные перспективы.

Стремясь к полноте жизни, мечтая об идеале, Печорин между тем проводит жизнь бесплодно. С горечью вынужден констатировать герой: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Печорин все время в поиске. Он повсюду ищет идеал благородства, чистоты, душевной красоты. И ошибается, и разочаровывается, считая вначале, что идеал этот — Бэла. Оказывается, эта девушка не способна подняться выше безоглядной любви к Печорину, и это быстро охлаждает чувства героя. Печорин — эгоист, с этим нельзя не согласиться, но таким его сделало его время, которое не в состоянии удовлетворить его ищущую, глубоко чувствующую натуру.

Не складываются отношения у Печорина и с Максимом Максимычем: герои слишком не похожи друг на друга. Эти два человека в романе представляют собой две стороны, два пласта русской жизни: Россию народную, необразованную и Россию дворянскую. Потому-то и не понимают они друг друга, потому и не могут подружиться. Между ними нет и не может быть настоящего чувства привязанности: ограниченность одного и искушенность другого исключают такие отношения. Еще отчетливее проявляется богатство печо-ринской натуры, сила его характера на фоне подлеца и негодяя Грушницкого.

 

 

Все происходящие с Печориным события демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни, а их разрозненный характер только подчеркивает власть обстоятельств, не зависящих от личной воли героя. Все ситуации подтверждают некие общие законы жизни. Все столкновения Печорина с людьми случайны, но каждый случай убеждает его в закономерности тех понятий о жизни, которые дал ему предшествующий опыт.

В романе полностью раскрывается психологический портрет Печорина и отражены социально-политические условия, формирующие «героя времени». Это лермонтовское произведение предвосхитило психологические романы Достоевского, а Печорин продолжил ряд «лишних людей» в русской литературе. У меня двойственное отношение к Печорину (и эгоист, и благороден), но абсолютно однозначное восхищение Лермонтовым, который смог так психологически тонко изобразить противоречивую личность.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ — СОЗДАТЕЛЬ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА

«Герой нашего времени» — социально-психологический и в то же время философский роман. В этом Лермонтов является первооткрывателем. Роман впитал в себя традиции, заложенные Грибоедовым («Горе от ума») и Пушкиным («Евгений Онегин»). Он появился не на пустом месте, а был подготовлен всем предыдущим творчеством Лермонтова и берет истоки из его поэзии. Недаром Жуковский писал: «"Герой нашего времени" связан множеством нитей с поэзией Лермонтова».

Лермонтов долго готовился к написанию романа. Об этом говорит и тот факт, что черты характера Печорина носят герои и более ранних произведений Лермонтова. Вспомним пьесу «Два брата», написанную в 1836 году. Герои пьесы — братья Юрий и Александр Радины. Первый напоминает героев юношеских пьес Лермонтова, а другой, Александр Радин, говорит о себе так: «Да?., такова бы-

 

ла моя участь со дня рождения... все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было... но их предполагали — и они родились...» Этот монолог почти дословно передан Лермонтовым в дневнике Печорина. В пьесе показана и женщина, которую позже будет любить Печорин, — Вера.

Печорин занимает центральное место в романе. Лермонтов наделяет его недюжинным умом, огромной волей. Печорин хорошо знает философию, историю, литературу, в свое время он занимался наукой, владеет литературным языком, поэтической речью.

Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» написаны в виде дневника. Изложение от первого лица — это тоже своеобразный психологический прием, где через исповедь героя раскрывается его характер.


На протяжении всего- романа Печорин сталкивается с разными людьми, но всякий раз Лермонтов ставит своего героя выше их. Взаимоотношения Печорина и других героев романа очень напоминают психологический эксперимент, который служит той же цели — показать внутренний мир, раскрыть характер героев.

Печорин очень хорошо разбирается в людях. Он умеет найти в каждом из них ту сокровенную струнку, используя которую можно подчинить человека своей воле. Печорин знает, как обольстить, и для этого использует разные приемы. Он задаривает Бэлу подарками, хорошо зная, как они действуют на горянку, учит ее своему языку и сам учится у нее разговаривать по-татарски. Печорин завоевывает ее расположение, «входит» в ее внутренний мир. Результат трагичный — девушка погибает.

Своего рода психологические эксперименты Печорин проводит также с Мери и с Грушницким, которого он просто-напросто провоцирует на враждебные выпады.

Лермонтов раскрывает внутренний мир своих героев, наблюдая за их поведением, за взаимоотношениями между собой, посредством чего старается понять историю души человеческой, заглянуть в эту душу, найти там то особенное, что толкает героев на те или иные поступки.

 

 

Раскрытию психологического мира героев способствует их язык. Пышные, готовые фразы Грушницкого, который хочет показаться романтическим героем, противопоставляются в романе метким и точным замечаниям Печорина. Речь Вернера, Веры и Печорина насыщена парадоксами и афоризмами. То же самое можно сказать и о речи самого рассказчика. Все это указывает на сходство характеров этих героев. И Вера, и Вернер, и сам Печорин способны сделать психологические обобщения и философские умозаключения. Речь штабс-капитана бесхитростна, проста и близка к бытовой, что говорит о простоте его характера.

Образ Печорина занимает в романе особое местск Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными...» Сразу же в Печорине угадывается сильный человек, как физически так и духовно. Одежда говорит о том, что человек этот из аристократической семьи, принадлежащий к определенному кругу людей. Походка его ленива и небрежна, но он не размахивает руками. Это свидетельствует о скрытности характера. Лермонтов подчеркивает «нервическую слабость» Печорина и что-то женственное в его облике. Бросается в глаза противоречивость в описании внешнего вида Печорина, но Печорин и по натуре своей личность довольно противоречивая и загадочная.

Много внимания уделено глазам героя. «Они не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В то же время глаза «сияли каким-то фосфорическим блеском... то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...» Лермонтов через внешность раскрывает психологию, характер, душу.

Пейзаж в романе поясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает его переживания. Краткое выразительное описание природы раскрывает душевное


 

смятение Печорина, возвращающегося домой после дуэли: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Лермонтов использует эпитеты, метафоры, сравнения, которые позволяют сделать образ нагляднее, доходчивее.

Раскрывает особенности образа главного героя и композиция произведения. Главы расположены в романе не по хронологии, а по степени прояснения психологических особенностей Печорина. В «Бэле» мы знакомимся с главным героем из рассказа Максима Мак-симыча. В «Максиме Максимыче» Печорина описывает уже сам рассказчик, а остальные главы представляют собой дневник главного героя. Однако будет неверным утверждать, что в конце романа характер Печорина полностью проясняется. Заключительная глава романа — «Фаталист» еще раз показывает, насколько двойственна и непредсказуема натура главного героя.

Наиболее полно характер героя раскрывает он сам, делая дневниковые записи. Это богатая мыслями и страстями личность, которая жаждет деятельности, борьбы. Печорин много думает, анализирует, делает выводы. Он чувствует, что было у него какое-то «предназначенье великое», но он не смог или не сумел его реализовать. Настоящий трагизм его положения раскрывается в исповеди перед Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились... я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...»

Печорин — фигура социальная. Это человек не востребованный обществом и в то же время порожденный им и той эпохой, в которую ему пришлось жить. Лермонтов в романе раскрыл психологию, душу, характер не только героев, но и эпохи.

Традицию Лермонтова продолжили Гоголь, Тургенев, Достоевский, Лев Толстой. Толстой так говорит о прозе Лермонтова: «Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы...»

 

 

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» -НОВЫЙ ТИП РОМАНА

В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова «Бэла», а затем «Тамань» и «Фаталист». В 1840 году эти три повести вышли как главы романа «Герой нашего времени», а затем свет увидел весь роман целиком. Первоначально произведение называлось «Один из героев нашего века». Издание 1841 года было дополнено общим предисловием, в котором писатель отвечал критикам, утверждавшим, что Печорин — порочное явления, нетипичное для русской жизни, недостойная пародия на молодежь России. Это предисловие и предисловие к «Журналу Печорина» играют важную роль в произведении, максимально выявляя авторскую позицию, и дают ключ к разгадке лермонтовского метода познания действительности. Это первый опыт критического истолкования своего произведения самим автором.


Становление поэтики романа происходило по пути развития трех важнейших художественных начал: пространственной структуры повествования, психологических мотивировок и преодоления одномерности системы образов. На определяющую роль первого из них указал еще Белинский: «Роман нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор». Освоив и изучив художественный опыт европейских и русских писателей, в «Герое нашего времени» Лермонтов разрабатывал практически все ключевые темы, проблемы, образы своей лирики и прозы («Мцыри», «Маскарад», «Дума», «Княгиня Лиговская»}. Подобная композиция позволяет добиться такого восприятия лермонтовской прозы, когда одно и то же событие читатель видит глазами Печорина и его окружения, что дает возможность автору, в нарушение романтической поэтики, не отождествлять себя ни с одним из действующих лиц.

Для достижения этого эффекта Лермонтов обращается к сложной игре жанрами: «Бэла» — путевой очерк и повесть, первоначально иронически стилизованная под романтические повести и поэмы; «Княжна Мери» — сатирический очерк нравов общества, авантюрно-любовная и светская повесть;

 

«Фаталист» — мистический рассказ о роковом выстреле и зарисовка станичного быта; «Тамань» — путевой очерк, наполненный намеками на таинственные повести романтиков. Таким образом, романтические повести сменяются реалистическими и наоборот.

В отличие от традиционного для европейской литературы той эпохи приема, в «Герое нашего времени» циклизация ранее самостоятельных повестей в более сложное художественное единство произошла не вокруг повествователя, а вокруг последовательно раскрывающегося образа центрального героя (Печорина).

Роман Лермонтова — первый в русской литературе аналитический роман, в центре которого не биография человека, а именно личность, его душевная и умственная жизнь. Этот художественный психологизм является продуктом эпохи {реакция на восстание декабристов). Писатель подчеркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в постоянный самоанализ. Поэтому литература обращается к внутреннему миру человека. «Герой нашего времени» — абсолютно новый тип романа в русской литературе, сочетающий элементы нравоописательного, авантюрно-приключенческого, детективного, психологического, философского романа.

В повести «Бэла» описаны быт и нравы кавказских народов, их одежда, их дома. Черты армейского быта можно обнаружить в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». В повести «Княжна Мери» изображаются нравы светского и «водяного» общества. Приключенческий жанр дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать новый тип русского синтетического романа.

Приключенческая литература родилась из анархического бунта против чистого разума. Ее герои — всегда люди необычные и интересные, а живут они в странном мире, загадочном и необъяснимом. Именно таков Печорин. Он крадет одну девушку, обольщает другую, занимается любовью с третьей. Он вмешивается в дела «честных» контрабандистов, обезоруживает пьяного казака, убивает соперника и умирает в далекой Персии. Зна-

 

 

ет ли русская литература другого героя, совершившего столько «подвигов»? Главный герой нередко переступает грань между добром и злом, но им нельзя не восхищаться: он слишком красив, элегантен и остроумен.

Приключенческий опыт Вальтера Скотта, Купера, Дюма дал Лермонтову возможность обобщить наследие романтизма и создать русский роман нового типа. Если Вальтер Скотт переносил центр повествования в Шотландию, Купер — к Великим озерам, то Лермонтов — на Кавказ (на окраину империи). Он объединил художественные приметы романтизма и реализма в этом главном произведении. Само место действия было традиционно для русских романтиков. Кавказ вызывал ассоциации с «Кавказским пленником» Пушкина, с «Демоном», с лирикой самого Лермонтова.

Таким образом, Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. «Герой нашего времени» — это первый прозаический социально-психологический и философский роман в нашей литературе. Все в произведении подчинено главной задаче — глубоко и полно показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей 30-х годов XIX века.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

(вариант 1)

Нет ничего на свете прекраснее женщины... Ф. И. Тютчев

Основа творчества писателя — вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза — женщина, К женским ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще.

 

Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится передать через нее свое представление о прекрасном. Отношение писателя к своему герою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему? Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев девушку на свадьбе ее старшей сестры, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но, когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествователя.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопо-

 

 

нимает рассчитанное™ игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет, У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, следовательно, он по-своему искал пару среди женщин, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных,, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры — это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Лопухиной (Бахмете-вой). Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина! Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни М. Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова «О душах жи-

 

вых и мертвых», о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о современности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Льва Толстого.

М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, было использование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою (и самому роману) неповторимость, свежесть и четкость восприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душу и остается там навсегда.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

(вариант 2)

Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть на преступление.

В русской литературе создано много женских образов, ярких и запоминающихся. Они привлекают нас своей поэтичностью, добротой, нежностью и чистотой. Это и пушкинская Татьяна, и тургеневские девушки, и некрасовские героини, и многие другие женщины. У каждой из них свой мир, сложный или простой, но обязательно неповторимый.

В романе «Герой нашего времени» Лер-

 

12 Зак. 269

 

 

монтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа — Григория Александровича Печорина. Это типичный молодой человек 30-х годов XIX века. Он умен, не лишен очарования, остроумен, речь его правильна и литературна. Печорин хорошо разбирается в истории, философии, способен к глубокому анализу. Вместе с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток, холоден и, как следствие этого, одинок.

Мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «...Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем. В ее душе сталкиваются две страсти — вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез. Она добрая, нежная, самоотверженная, но она — только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений. Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души. И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые 'выводы.

Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд. Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными. В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавить-

 

ся от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» — все это было, по словам Печорина, для него обворожительно. Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное — очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.

Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери. Она — светская кокетка, но еще молода и неопытна, плохо разбирается в людях, ее привлекает внешний блеск светской жизни. В то же время княжна Мери — нежная, романтическая, мечтательная натура. Вспомним, как описывает ее Лермонтов: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее девичье обаяние, добрая душа, ум. Чем же привлекает ее Печорин? Она создает для себя образ любимого, опираясь не на жизненные впечатления, а на прочитанные книги. Мери ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Сначала ей нравится Грушницкий, «серая шинель» которого создавала ореол романтичности и загадочности, потом появляется Печорин. Но Печорин не такой, как Грушницкий и ему подобные, у него более сложная натура. Ухаживания Печорина девушка принимает за чистую монету. Она видит настойчивость Печорина и, естественно, делает вывод, что он ее полюбил. Так принято в ее обществе, где набор книжных слов: «мой ангел», «моя княжна», «ваш божественный образ» — заменяет истинные чувства. Печорин — другой. Девушка слышит странные его речи, понимает, что человек он необыкновенный, не такой, как все, и поэтому влюбляется в него. В любви она готова даже на самопожертвование, на пре-

 

 

 

небрежение законами общества, готова первая открыться в своей любви. Она надеется услышать ответные слова и от Печорина, но тот молчит. Любила ли она Печорина? Да, любила, но любила созданный ею образ, а не настоящего Печорина. Настоящего Печорина она не знала, не понимала, да и не стремилась понять. Для Печорина она была лишь очередным увлечением, новой игрой, которой он увлекался, пока она ему не наскучила. Мери не смогла понять, что Печорин — настоящий, а Грушницкий — подделка, она стремилась дать Печорину то счастье, которого хватило бы только для Грушницкого. В этом ее беда. Но мы искренне жалеем Мери и осуждаем Печорина, осуждаем за то, что он забавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно понимает, какие страдания приносит девушке, но не жалеет ее, а наслаждается происходящим: «...она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира...»

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она — единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери. Лермонтовский герой — натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин — эгоист, охотник за приключениями, для которого главное — добиться поставленной цели. Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.

Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение — и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.

Всем женщинам, с которыми сталкивается Печорин, он приносит одни страдания. Впрочем, от одиночества и непонятости страдает и сам Печорин.

 

Лермонтов пополнил галерею женских образов русской литературы своими героинями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и загадочность «ундины»-контрабандистки придают неповторимое очарование лермонтовской прозе.

ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ

В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно, — писал Белинский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества.» Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта, как М, Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все его творчество: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе «Герой нашего времени».

Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении «Дума»:

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж: тем под бременем познанъя иль сомненья

В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его — Григорий Александрович Печорин — и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко второму изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Какими чертами наделен герой времени 30-х годов? Он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями,

 

 

«жизнь его томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

Григорий Печорин напоминает лирического героя стихотворения «И скучно и грустно...» Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к ее преждевременной нелепой смерти. Герой романа восклицает: «Любить, но кого же? На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно...».







Date: 2016-07-25; view: 269; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию