Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. А. Фет основные темы и идеи 25 page
тия 1825 года наложили печать жесткой требовательности на мысли и поступки героев. «Евгений Онегин» — первое произведение в истории русской литературы, в котором автору удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. В огромном зеркале романа читатели узнали жгучую современность, себя и своих знакомых, деревню, город и столицу, помещиков и крепостных. Они услышали живую разговорную, искреннюю речь лучшего из своих современников. За широкий охват жизненных тем, за глубину и точную передачу исторических деталей В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. С присущей ему точностью Пушкин освещает экономическую и культурную жизнь России первой четверти XIX века. Мы мимоходом узнаем структуру торговых отношений России: за лес и сало из-за границы ввозились всевозможные декоративные украшения, безделушки: «гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов». С восхищением описывает автор театр, балет своего времени: драматург Озеров «дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил», самым известным постановщиком балетов был Дидло, известная балерина Истомина была «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна». На фоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практически все социальные группы русской нации — от крепостного крестьянства до столичной аристократии. Автор противопоставляет праздной жизни представителя «золотой дворянской молодежи» Онегина деловую, размеренную жизнь трудового Петербурга. Образ жизни аристократии противоестественный: в нем смешались день и ночь, нет места здоровому, целеустремленному труду: Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра о<сизнь его готова, Однообразна и пестра.
Бессмысленность этого праздного существования, не дающего пищи ни уму, ни сердцу, приносит лишь душевную опустошенность, скуку и выглядит еще более укоряюще на фоне содержательной жизни делового Петербурга: ...А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На,биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит. Проснулся утра шум приятный. Главный герой, умный, критически мыслящий человек, разочарован в окружающей среде, в эгоистичных людях, вполне удовлетворенных своим высоким положением в обществе: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Непроходимые глупцы... Правда, автор дает и другую оценку высшему обществу, лучшие представители которого составляют элиту нации, берут на себя ответственность за судьбу страны, посвящают свои знания и опыт служению отечеству. Дворянская Москва, гордящаяся своими устоями, традициями, изображена Пушкиным достаточно сатирически. Поэт гордится городом как символом исторической памяти народа, символом национального единства, но духовная ограниченность московского дворянства отталкивает его: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой. Еще более сатирически выглядит в романе провинциальное дворянство. Поэту нравится простота отношений и хлебосольство деревенских помещиков, но именно неприятие бездуховности и ограниченности этого социального слоя и роднит главных героев. Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом, Ни общежития искусством. Неспособность критически оценить свое существование отталкивает главных героев и автора от этого общества. Поэт даже изобразил деревенских помещиков в сне Татьяны в образах получудовищ, полулюдей. В своем романе Пушкин изобразил также и жизнь крестьян, их жизнь, мировосприятие, моральные устои. Няня Татьяны Лариной "с крестьянской непосредственностью рассказывает историю своего печального замужества. В словах няни, где она говорит про свой удел: «Так, видно, Бог велел», — смиренность покорность и терпеливость простого русского народа. В романе нашли отражение все слои русского общества. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни отразил А. С. Пушкин в своем великолепном произведении. РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», написанный в 1823—1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде «лишних людей» и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне», переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы. Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь
и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество. Описывая один обычный день Онегина, автор формирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. На первый взгляд день героя насыщен до предела: Бывало, он еще в постели: К нему записочки несут. Что? Приглашены?В самом деле, Три дома на вечер зовут... Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается «Петербург неугомонный». Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути не пересекаются. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, Па биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит... Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе, но и к серьезным научным произведениям: Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в об-
разе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой — о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая «равнодушною княгиней», «законодательницей зал». Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:...Сейчас отдашь я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, «цвет столицы», в лицах — это «знать» и «моды образцы», «везде встречаемые лица, необходимые глупцы». На балу мы видим и «бального диктатора», и «залетного путешественника», и субъекта, заслужившего известность «низостью души», и «на все сердитого господина» — но дельного человека среди них нет. В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется темный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой. Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны «целью взоров и суждений» был жирный пирог, «к несчастию, пересоленный». Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить в таком окружении.
Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор; Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели, Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод... Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе «Филипьевны седой» мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить. Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, «собирая ягоду в кустах», в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит. Роман «Евгений Онегин» — это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.
В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧНОСТЬ РОМАНАА. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Царствование Александра I, ссылка, изгнание, декабрь 1825 года. Иных уже не было, другие томились в ссылке. За это время многое переменилось в жизни. Много осталось поводов для раздумий и разочарований. А тут знаменитая Болдинская осень. 30-летний Пушкин завершал работу над романом «Евгений Онегин». Работа над романом захватывала, стих лился легко и свободно. Работая над ним, поэт чувствовал свой «полдень». В романе возникло отражение легко узнаваемой жизни Москвы, Петербурга, сонной провинции, замелькали лица дворян и дворовых, военных и штатских, старых и молодых — вся Россия. Как в зеркале, отразились в нем история и культура, национальные черты. Ведь истинная национальность, по словам Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», а им пронизано все произведение. И хотя Пушкин представил в романе в основном дворянское сословие, к которому принадлежал сам, в нем «почти исключительно выразился прогресс» эпохи двадцатых годов XIX века. Онегин принадлежал к высшему кругу общества, который диктовал свои законы воспитания, образования, поведения. Многие, как и отец героя, служили, но жили долгами, балами, препоручив воспитание детей гувернерам-иностранцам, а те учили «чему-нибудь и как-нибудь». Свет завершал образование «наукой страсти нежной». В Россию через молодежь, обучавшуюся в университетах Германии, как Ленский, проникали западные прогрессивные идеи, которые не прививались, а лишь вызывали споры, брожение умов. «Волшебный край» искусства захватывал, завораживал на время, но устаревшие течения вызывали критику: сентиментализм наводил сон, а романтизм был темен и вял. Попадая в суету света, отдавая себя балам, обедам, театрам, даже лучшие из лучших вели праздную жизнь, без цели, забот и
труда. Когда «Петербург неугомонный» уже бывал пробужден к трудовой жизни, Онегин только возвращался домой, чтобы к вечеру опять погрузиться в водоворот развлечений и удовольствий. Неудивительно, что «рано чувства в нем остыли», «наскучил света шум» и что им овладела «русская хандра». Трагедия Онегина и ему подобных в том, что нет в их жизни высокой цели, что они оторваны от национальной культуры, но связаны условностями света, их страшит «шепот, хохотня глупцов», а естественные человеческие чувства и порывы прячутся, подавляются. Свет признает лишь тех, Кто в двадщтъ лет был франт илъ хват, А в тридцать выгодно женат\ Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился... Не отличается ни в чем от столицы и белокаменная Москва, «ярмарка невест», хотя она более привержена старине и несколько отстает от моды: Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп... Те же обеды, разговоры, альбомы, сплетни — «бессвязный, пошлый вздор». Помещики ездят по работам, ведут расходы, солят на зиму грибы, бранятся с ключницами и приказчиками, наказывают слуг, а в остальном, как и в столице, много едят, пьют, устраивают балы, молятся без усердия. Так живут Пустяковы, Буяновы — помещики с «говорящими» фамилиями. Так живут и Ларины, так жили их отцы и деды. Черты народного быта отмечены Пушкиным штрихами: у помещика Пустякова мужики нищие, мать Татьяны скора на расправу, девушки-крестьянки, собирая ягоды, поют, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели... Образы, созданные Пушкиным, вместили в себя очень много. Одно точно подобранное слово — эпитет, метафора — и вот перед нами целый мир. Мир человека и природы тесно связаны на страницах романа. Пейзаж нередко является реальным фоном, на котором развертываются события, указывает на дви-
жение времени, оттеняет чувства героев, подчеркивает народную основу: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму... Превосходны лирические отступления — комментарий автора, пожалуй самого главного героя романа. В них много мягкого юмора, душевной теплоты, нежности, мудрости и сердца. Великий критик Белинский, давая общую характеристику роману «Евгений Онегин», писал: «В своем романе Пушкин сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, русского общества. Поэтому-то «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РОМАН (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин») «Евгений Онегин» — самое крупное произведение поэта. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823—1831). То обстоятельство, что поэт работал над «Евгением Онегиным» долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого поэта. Заканчивал роман уже и тот и не тот человек, который его начинал. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах», — писал Белинский. Почему роман в стихах? Рифмованное произведение намного сильнее воздействует на читателя, чем прозаическое, красота повествования достигается путем использования строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» пушкинского времени. По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха.
7 Зак. 269
Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие «энциклопедия», вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось «томов премногих тяжелей». Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы. Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые на первый взгляд вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания, образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и «наука страсти нежной», разные лики русской природы и трагедия Наполеона, глядящего на пылающую Москву. Кое-что Пушкин бросает походя, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя. Но в общей картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, все важно и существенно. Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал Белинский, «отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития». Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, тем не менее несут разную содержательную нагрузку. Онегин — типичный петербуржец, получивший традиционное воспитание и, несмотря на яркую индивидуальность, ведущий традиционный для своей среды образ жизни. Ленский — поэт, романтик, который «из Германии туманной привез учености плоды». Татьяна, «русская душою», — самобытная и сильная женская натура, впитавшая все «привычки милой старины».
Ольга — почти дитя природы, если бы не ограниченность и пошлость того круга, к которому она принадлежит. Только соединив в романе судьбы героев, заставив их взаимодействовать, автор и мог дать обобщенный портрет русского дворянства начала XIX века. Все впечатления своей собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев. Впрочем, подробности жизни главных героев не могут ускользнуть даже от самого невнимательного читателя, но ими далеко не исчерпывается энциклопедичность романа. Уже в первой главе, целиком посвященной Онегину, мы узнаем и о репертуаре русского театра: Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин... и о труде разносчика, и об Адаме Смите, книгами которого увлекается главный герой, и об импорте в Россию: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам... и о многих мелочах быта, без которых нельзя считать исторически точным изображение жизни в ее многоликости. Быт поместного дворянства написан не менее подробно и точно: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь... Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины... Наивность и простота сельского быта трогают душу поэта, но вовсе не вызывают у него сентиментальных восклицаний и не заслоняют всей косности и стылости этой размеренной жизни. А кроме Петербурга и деревни, есть еще Москва, которая входит в сюжет романа прежде всего как «ярмарка невест», на которую везут Татьяну.
Но автор расширяет сюжетные рамки, напоминая читателям о подвиге Москвы в 1812 году: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе... Но и этого мало. Пушкин создает блестящий портрет московского барства, проникнутый ассоциациями со знаменитой грибоедов-ской Москвой. Полагаясь на читателя, который, конечно, вспомнит этот «старый образец», воспетый Грибоедовым, Пушкин укладывает в одну строфу целый слой московского общества: Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец: У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец, Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп... Пушкин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии. Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной и без сыновнего чувства поэта к родной природе: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года... Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что «Евгений Онегин» — в высшей степени народное произведение», что это «первое истинно национальное русское произведение». • Конечно, и великолепие родной природы, и стихия русского языка, и характер русского человека с его неудовлетворенностью — все это вместе складывается в единое понятие национальной стихии. И все-таки главное в самом понятии «народность» — это ясное осознание отличия народности от простонародности. Именно поэтому Белинский был готов к тому, что многие удивятся его мысли о народности пушкинского романа. В эпоху Белинского еще господствовало
странное мнение, «будто бы русский во фраке или русская в корсете уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста». Отстаивая свое утверждение, Белинский ссылается и на Гоголя, считавшего, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Безусловно, пленительными, естественными и в высшей степени поэтическими являются в «Евгении Онегине» сцены разговора Татьяны с няней, которую поэт, конечно же, списал с Арины Родионовны, и описание бегания дворового мальчика с жучкой в салазках, и знаменитая «Песня девушек», которую должны петь крестьянки, чтобы не есть господской ягоды. Но народность романа не в этих превосходных сценах или, во всяком случае, не только в них, а прежде всего, в изображении мыслящего человека и его среды. В том-то и состояла гениальная «находка» поэта, что героем своего произведения он сделал светского человека, в котором автора привлекали типично русские черты: «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». Только такой герой и мог держать автора в плену все долгие годы работы над романом. И конечно, Татьяна Ларина, «русская душою», «милый идеал» Пушкина. Показательно, однако, что и Татьяна не сливается со средой скотининых, пустяковых и прочих соседей, еще ярче оттеняющих самобытность любимой героини Пушкина. «Собранье пестрых глав», как насмешливо писал сам автор о своем романе, стало первым истинно национальным русским романом, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно». «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — " ЭТО РОМАН О ЛЮБВИ (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») На жизненном пути каждый из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» встречает любовь — замечательное чувство. И это1
был довольно смелый поступок в те чопорные времена — вывести на первый план любовные отношения и ставить в зависимость от них судьбы людей. Ведь посмотрите, как было принято относиться к любви. Няня Татьяны Лариной говорит, что она в ее время даже «не слыхала про любовь». Когда мать Татьяны была молодой, о любви уже не только «слыхали», но и читали французские романы, которые определяли сознание девушек. Но это не оказывало никакого реального влияния на жизнь. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого человека. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так: Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. Таким образом, любви не придавалось большого значения, она существовала, но с ней общество не считалось. И мечтательные девушки, выходя замуж, забывали о любви, которую заменяла привычка. Другое отношение к этому чувству у Татьяны. Она любит Онегина самозабвенно. Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего действия романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение долга перед мужем возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве. Этим самым Пушкин бросает дерзкий вызов обществу, он ставит выше меркантильных понятий святое чувство любви и утверждает, что от него зависит счастье человека. Ведь и любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности похожа на переживания Татьяны: «Он пел любовь, любви послушный...» Пушкин восхищается чувством Ленского: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят...» Другое дело Онегин. Сначала он разочаровывается в женщинах («...красавицы не долго были предмет его привычных дум...»), но потом переживает крах своего прежнего мироощущения. Евгений пишет Татьяне: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!
Действительно, к другому пониманию любви приходит Онегин в конце романа. Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! Мог ли такие слова сказать Онегин из первой главы? К пониманию любви он пришел через муки, и это было для него главным открытием в жизни. Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе. Таково отношение А. С. Пушкина к любви. По его понятиям — это самое прекрасное человеческое чувство. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» -ИСТОРИЯ ЛЮБВИ Роман «Евгений Онегин» создан с удивительным поэтическим мастерством, которое нашло выражение и в композиции, и в ритмической организации романа. Главный герой произведения А. С. Пушкина — молодой, привлекательный, очень неглупый человек, дворянин. Автор относится к своему герою с симпатией и со значительной долей иронии. В первой главе поэт рассказывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге, о том, как и кем он воспитывался: Сперва мадам за ним ходила, Потом мосье ее сменил, Ребенок был резов, но мил. В пору юности Евгений вел себя точно так, как молодые люди его круга, то есть «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал». Но главной его наукой, признает Пушкин, «была наука страсти нежной». Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений. Автор подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен», он рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на балах, в ухаживании за женщинами. Точно так же жили тысячи молодых дворян. Такой уклад был привычен дворянскому сословию. Онегин занимал определенное место в светском обществе, где имел «счастливый
талант» и возбуждал «улыбку дам огнем нежданных эпиграмм». Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Она пишет письмо Евгению с признанием и задает ему вопрос: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель...». Кажется, не способный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная, тонкая девушка верит, что «Евгений послан Богом». Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того. Следующим необдуманным шагом являются его взаимоотношения с Ольгой Лариной. Онегин просто так, от скуки, начинает ухаживать за невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность жениха. Переломным моментом явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: «Онегин с содроганием» видит дело своих рук, как «труп оледенелый» юноши везут в санях. Ленский убит «приятельской рукой». Бессмысленность этого поступка становится очевидной. А что же Татьяна? Она молчаливо поддерживает в горе сестру. Впрочем, Ольга «не долго плакала», а увлеклась неким уланом, с которым вскоре пошла под венец. В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам не способен сострадать. Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну — светскую женщину, «законодательницу мод». Он узнает, что теперь она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происходит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней, неприступною богиней», томится, страдает. Да, она перестала быть похожей на провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько величавости и небрежности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства. Date: 2016-07-25; view: 252; Нарушение авторских прав |