Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фет основные темы и идеи 11 page





В 1826—1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых развивает свои взгляды: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием, творчество поэта — «благородный подвиг», поэт независим от служения светской толпе.

Сквозь все творчество Пушкина проходит мысль о трагической участи поэта. Когда-то

 

 

эту же тему развивал придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее поэтов раньше держали при дворе в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего предшественника. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню не уступала произведениям признанных мастеров русской поэзии. Накапливая достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее ищет оригинальный стиль. Он требует от поэзии истины в выражении чувств, он далек от романтизма Жуковского, не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна «парить» над миром. Пушкин — поэт действительности. Он освоил все жанры поэзии: оду, дружеское послание, элегию, сатиру, эпиграмму — везде Пушкин выступал как экспериментатор, сумел выработать свой поэтический стиль.

Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства пробовал свои силы в литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что неумение писать стихи такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить — для чего он пишет стихи? Пушкин изначально верил, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия — та же добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин». Пушкин выполнил это завещание.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ МОЛОДОГО ПУШКИНА

Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов

 

большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В лицее вырос гениальный поэт Пушкин, отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, — это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие: Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу, — восклицает молодой поэт в оде с символическим названием «Вольность».

В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола власть имущих, «барства дикого», «покорствующих бичам» рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:

 

Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство — это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия — великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик.

Но о каком величии можно говорить, когда «младые сыновья» растут для того, чтобы пополнить «дворовые толпы измученных рабов», чтобы до гроба влачить «тягостный ярем». Именно об этом идет речь в стихотворении «Деревня»:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Кто же он, «неумолимый Владелец», «присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца»? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все: Свободный Рим возрос, А рабством погублен.

 

 

Пушкин никогда не выступал против «короны», но считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх отменит рабство, и тогда сам народ будет защитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. На ьтих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них бьши найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта.


Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. В их числе хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина П. Я. Чаадаеву:

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение «Арион», которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Поэт ясно дает понять, что идеи декабристов живы: Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Примером политической лирики Пушкина является и стихотворение «Анчар». Оно также является аллегорией. Образ анчара — древа яда — Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. В своей вольнолюбивой лирике Пушкин создал образ идеального монарха, властителя России. Он утверждает, что самодержец должен сочетать свою власть с законом, защи-

 

щать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. Именно о такой России мечтал поэт.

ВОЛЬНОСТЬ И СВОБОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завязавшаяся еще в годы учебы в Царскосельском лицее крепкая дружба поэта с лучшими людьми эпохи, выступившими впоследствии против самодержавно-крепостнического строя, способствовала тому, что декабристское восстание Пушкин воспринял очень близко. И хотя поэт не был членом тайного общества, он всеми своими помыслами находился с теми, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

Воспевая свободу, вольность в юношеские годы, Пушкин верил в ближайшее их торжество. Поэт был убежден, что страной должен править просвещенный монарх. В оде «Вольность», написанной поэтом в 1817 году, Пушкин не призывает к свержению царской власти, но высказывает громкий протест против тирании и беззакония. Он обращается к владыкам: Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Главным условием счастливой жизни народа Пушкин называет «с вольностью святой законов мощных сочетанье». Ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа, убежден поэт. В подтверждение своей мысли он упоминает в оде такие исторические уроки, как казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за преступления династии Бурбонов, смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы и другие. Поэт призывает сильных мира сего:

Склонитесь первые главой Под сень надежную закона,

 

 

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.


Но царское правительство России не собиралось даровать народу свободу. Можно сказать, что обращение Пушкина осталось без ответа — ничто не указывало на то, что власти готовы к коренному переустройству России. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «К Чаадаеву», написанном спустя год после оды, Пушкин начинает сомневаться в мирном обретении свободы.

Он уже не обращается с призывом к монарху. Теперь поэт связывает свои надежды со свободолюбиво настроенной молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Поэт искренне верит в то, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине, то есть те лучшие качества, которыми обладает прогрессивная часть дворянской молодежи, способны принести России лучшее будущее. Этой оптимистической верой проникнуты заключительные строки стихотворения «К Чаадаеву»: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

С посланием «К Чаадаеву» непосредственно перекликается написанное поэтом спустя год стихотворение «Деревня». Несмотря на то, что здесь Пушкин уже не высказывает такого оптимизма, как ранее, его мысли о переменах к лучшему по-прежнему связаны со «свободой просвещенной». Хотя поэт уже сомневается в том, удастся ли ему увидеть «народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя».

После неудавшейся попытки восстания декабристов поэт испытывает разочарование, вызванное противоречием между его романтическими мечтами о свободе и реальной действительностью.

Но Пушкин остается верен своим вольнолюбивым взглядам. В стихотворении «Ари-он», написанном в 1827 году, он признается: «Я гимны прежние пою...» Утверждение поэта о его верности прежним идеалам звучит также в послании «Во глубине сибирских руд...», в котором поэт позволяет себе надежду: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода

 

Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. В творчестве зрелого Пушкина появляются новые мотивы на тему свободы.

Если раньше поэт верил в то, что если не весь народ, то его лучшие представители способны изменить жизнь страны, то теперь он начинает сомневаться в этом. Более того, ему кажется, что столь долго воспевавшаяся им свобода народу не нужна. Этими мыслями поэт делится в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...»:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. Ж чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Прослеживая творчество великого поэта в хронологической последовательности, можно заметить, как он постепенно раскрывал для себя понятие свободы не в политическом его значении, а в духовном. Может быть, не всегда можно иметь свободу «от царя», но личная независимость человека — та истинная ценность, которой он может овладеть. В стихотворении 1836 года «Не дорого ценю я громкие права...» Пушкин пишет наполненные глубочайшей мудростью строки:


Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. — Вот счастье! вот права...

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА

А. С. ПУШКИНА

(вариант 1)

...В мой жестокий век восславил я свободу...»

А. С. Пушкин

Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против не-

 

 

справедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:

Свободой Рим возрос, а рабством погублен...

Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение «Лицинию». Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;

Во мне не дремлет дух великого народа.

В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы — «К Чаадаеву». В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что «Россия вспрянет ото сна». И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому «пробуждению» — «гнет власти роковой». Ощущая в себе порывы «нетерпеливой души», Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Тема вольности России возникает ив стихотворении Пушкина «Деревня», однако той уверенности, какой наполнено стихотворение «К Чаадаеву» в неотвратимой свободе народа. у поэта уже нет, хоть «Деревня» была написана спустя всего один год после «К Чаадаеву». Но за этот год Пушкин повзрослел, он увидел и понял, вероятно, то, чему раньше не придавал значения, а именно: насколько сильны цепи рабства и тирании.

Стихотворение «Деревня» заканчивается BonpodoM автора, в котором — неуверенность и даже отчаяние:

Увижу лъ, о друзъя'народ неугнетенный

И рабство, павшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Тема вольности звучит и в оде Пушкина «Вольность», и в стихотворениях «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Анчар» и других.

 

Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

(вариант2)

Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-экономического развития страны. Но задача прогрессивных деятелей была шире — раскрепощение личности, утверждение идеала духовной свободы человека. Победа русского народа над претендовавшим на мировое господство Наполеоном породила и надежды на социальные реформы. Многие призывали царя к решительным действиям.

Пушкин, как и другие лицеисты, с восторгом и умилением провожал русские войска, идущие освобождать народы Европы от наполеоновской тирании, и плакал от отчаяния, что не может участвовать в великом историческом походе. Впоследствии в стихотворении «Наполеон» Пушкин высоко оценил роль этого «могучего баловня побед» в социально-духовном возрождении народов Европы и столь же сурово осудил его за властолюбивые устремления:

Когда надеждой озаренный От рабства пробудился мир, <...> И день великий, неизбежный — Свободы яркий день вставал, —

 

 

Тогда в волненье, буръ народных Предвидя чудный свой удел, В его надеждах благородных Ты человечество презрел. Стремление к неограниченной власти, самодержавному правлению и господству над другими народами превратило Наполеона из освободителя Европы в ее тирана, душителя возрождения:

И обновленного народа Ты буйность юную смирил, Новорожденная свобода,. Вдруг онемев, лишилась сил... «Лицейский дух» свободомыслия, товарищества, чувства собственного достоинства, независимости суждений и поступков, отвращения к угодничеству перед высшими чинами, а также подъем патриотических настроений в обществе, надежды на приобщение к демократическим реформам — все это обусловило свободолюбивые настроения юного поэта, его активный протест против тирании и деспотизма, социального неравенства. Юный Пушкин прославляет свободу как символ прогресса и благоденствия и осуждает рабство как признак реакции и упадка: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен...».

В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин утверждает идеал общественного устройства, который заключается в создании и неуклонном соблюдении прогрессивных законов:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанъе.,. Пушкин призывает властителей: Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Поэт приводит исторические примеры, предостерегающие царей от проявлений тирании, злоупотреблений властью, и вдохновляет народ на отстаивание своего права на свободу и достоинство:

Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Вскоре поэт разочаровывается в своих идеалистических представлениях о стремле-

 

нии монарха сделать все возможное для улучшения жизни подданных: Александр Первый не решался на радикальные реформы, ликвидирующие крепостное право. Россия продолжала оставаться феодальной страной. Прогрессивно мыслящие дворяне, к числу которых принадлежали и друзья Пушкина, создавали революционные общества с целью насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Пушкин формально не состоял в таком обществе, однако родственный образ мыслей привел его к осознанию невозможности либеральных преобразований в России. Об этом поэт пишет в стихотворении «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман... Пушкин возлагает свои надежды не на монарха, а на свободолюбивую дворянскую молодежь. Поэт не призывает ее к восстанию, но верит, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине способны обеспечить России лучшее будущее. Пушкин верит, что передовая молодежь столь же самоотверженна, как он сам, и главное для нее — не светские забавы, а свобода: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Но как надежды на централизованные реформы, так и упования на энтузиазм и свободолюбие прогрессивного дворянства не сбываются. В стихотворении «Деревня» уже звучит отчаяние и безнадежная горечь:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Лирический герой стихотворения «Свободы сеятель пустынный...» сокрушается, что его призывы к освобождению от оков крепостничества не были восприняты народом, «живительное семя» свободы не взошло, отторгнутое недоверием и безразличием к собственной судьбе.

В стихотворении, посвященном сосланным в Сибирь друзьям-декабристам, Пушкин оптимистично утверждает: «Не пропадет

 

 

ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Поэт убежден, что их великая жертва не напрасна и декабристы увидят торжество социальной справедливости:

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, Ибратъямеч вам отдадут, В стихотворении «Арион», датируемом 1827 годом, Пушкин утверждает неизменность своих вольнолюбивых взглядов; «Я гимны прежние пою...».

Поэт считал свободу одной из высших ценностей, которой должен служить настоящий поэт:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

«СВЯТОМУ БРАТСТВУ ВЕРЕН Я...» (тема дружбы в поэзии А. С. Пушкина)

Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в Царскосельском лицее поэт проникся духом товарищества и братства. В эти годы Пушкин встретил близких ему по духу людей — Пущина, Дельвига, Кюхельбекера и многих других. Это были лучшие люди своей эпохи, «рыцари свободы».

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте, Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нем набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме веселого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков». Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

 

Писатель за свои грехи! Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее. Спустя год после окончания лицея Пушкин с грустью вспоминает о времени, проведенном им с друзьями-лицеистами в Царском Селе. В стихотворении «К Чаадаеву» он пишет такие прекрасные строки:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Тоска от расставания с иллюзиями детства и наивными мечтами юности, так живо переданная поэтом в этих строках, заменяется новым, широким взглядом на мир. У Пушкина зарождается чувство ответственности за то, что происходит с его страной. Поселившись после окончания лицея в Петербурге, Пушкин посещает кружок «Зеленая Лампа». Там он общается с Карениным, Грибоедовым, Чаадаевым. Эти люди обсуждают судьбы России. Поэт не может оставаться в стороне. Он обращается со свободолюбивым призывом не только к своему другу, но и ко всем свободомыслящим людям страны: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные тюрывы! Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной неблагоприятными обстоятельствами личной жизни. В это время Пушкин находился в ссылке и был лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен,

 

 

Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Двадцатипятилетней годовщине лицея, последней для. Пушкина, посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой...» Его начало снова возвращает нас к беззаботной лицейской поре, которую поэт когда-то описал в «Пирующих студентах». Но участники праздничного застолья уже не те. Здесь Пушкин значительно глубже, чем в стихотворении «К Чаадаеву», развивает мысль о прошедших с лицейских времен переменах:.

Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш; Меж нами речь не так игриво льется, Просторнее, грустнее мы сидим, И резке смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим. Если в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин оценивал ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, то здесь поэт сопоставляет начало жизни с ее беспечностью и зрелость с присущим ей жизненным опытом. Время многое изменяет. Но такие ценности, как дружба, остаются непреложными — в этом нас убеждает поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Узы, связывающие поэта с его друзьями уже четверть века, ничто не может разрушить. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые пронеслись над Россией в начале XIX столетия: Отечественную войну 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.

Поэтому неудивительно, что тема дружбы в творчестве Пушкина тесно переплетается с темами чести, долга и свободы. Идеи его друзей-декабристов были близки Пушкину. Многие современники воспринимали его вольнолюбивые стихотворения как манифесты восстания декабристов.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина о дружбе вошли особой темой в русскую классическую литературу, они создали тот неповторимый идеал братских чувств, к которому должно было стремиться не одно поколение:

 

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я...

ТЕМА ДРУЖБЫ И ТОВАРИЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Обаяние имени Пушкина неисчерпаемо. Одна из важнейших тем его поэзии — тема дружбы, товарищества, всечеловеческой доброты. Друзья значили для Пушкина много. В лицейские годы это были студенты, охваченные как и сам будущий поэт, вольнолюбивыми настроениями. Среди них И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. А, Дельвиг. Шесть лет друзья провели в Царском Селе, делились радостными впечатлениями от учебы, мечтали об обновленном будущем России, писали стихи. Вспоминая в 1825 году свои лицейские годы, Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз.

В более поздний период друзья для Пушкина — отвлечение от обыденности, повседневности, погружение в сладостные воспоминания о незабываемых годах учебы. Что касается Дельвига, то в послелицейский период они с Пушкиным были не только друзьями, но и сотрудниками, вместе издавали «Литературную газету». Узнав о смерти друга, Пушкин горько сокрушался. Позже он напишет;

Грустен гуляю — со мною доброго 1

Дельвига нет,

В темной могиле почил художников друг

и советник.

Пушкин принадлежал к поколению, на долю которого выпали и Отечественная война 1812 года, и воспитание декабристов в 1825 году. Поколению, можно сказать, героическому, представившему бесстрашных сынов отечества, поколению, в котором были заложены героические черты. Будучи одним из лучших представителей этого поколения, Пушкин проявил в своем характере его черты с наибольшей выразительностью. Отсюда и исключительная искренность, честность и твердость

 

 

в отношениях с друзьями, будь то сверстники-лицеисты, декабристы или литераторы.

Правда, нельзя сказать, чтобы в отношениях с друзьями у Пушкина не было никаких разногласий и размолвок. Бесспорно, таковые были: развивался сам поэт, менялись с годами и его друзья. Со временем менялись многие симпатии Пушкина.

Темой дружбы проникнуто и стихотворение поэта, посвященное своему другу Чаадаеву, в котором юный Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы, Что касается этой дружбы, то она была не идиллической, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву свое несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так как основана была на уважении и человеческом взаимопонимании.

Всем известна дружба Пушкина с декабристами. Даже самому Николаю I на аудиенции поэт сказал: «Стал бы в ряды мятежников», отвечая на вопрос, как он поступил бы, если бы был тогда в Петербурге. Однако известно, что между Пушкиным и декабристами происходило немало споров и до восстания, и после его поражения. А все дело в том, что дружба эта была основана не на поддакивании, не на взаимной лести, а на достойном отстаивании своих взглядов, как и подобает настоящим друзьям.

Отсюда можно сделать вывод: дружба для Пушкина — это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

ТЕМА ДРУЖБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Духом дружбы и товарищества Александр Сергеевич проникся в Царскосельском лицее, куда он поступил в 1811 году. Будущий поэт

 

знакомится там с другими студентами, многие из которых стали ему верными и добрыми друзьями на многие годы. Это близкие поэту по духу Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер. Передовые люди своей эпохи, «рыцари свободы», они вместе в юные годы обсуждали литературные новинки, вместе следили за происходящими в стране и за ее пределами событиями, вместе мечтали о пользе, которую смогут принести своему отечеству и народу.

Первое стихотворение Пушкина, проникнутое духом товарищества, относится к 1814 году. Это «Пирующие студенты». Стихотворение написано в шутливом тоне. В нем автор рисует легкие поэтические портреты друзей, с которыми вместе собрались у праздничного стола. Стихотворение проникнуто духом молодости и свойственными этой поре весельем, беспечностью и отсутствием каких бы то ни было авторитетов. Проскальзывают в нем и нотки иронии. Обращаясь к Кюхельбекеру, например, Пушкин пишет: Писатель за свои грехи! Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее. Лицейские годы, наполненные веселыми вечеринками и дружеским участием, миновали, каждый входил во взрослую жизнь, где надо было принимать серьезные решения. Через год после окончания лицея в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин с умилением, грустью и тоской вспоминает годы, проведенные с друзьями-лицеистами. Годы, наполненные наивными юношескими мечтами: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Жак сон, как утренний туман. В 1825 году, к годовщине открытия лицея, поэт пишет стихотворение «19 октября». Тема дружбы в нем основная. Пушкин, находясь в это время в ссылке и не имея возможности встретиться с друзьями по лицею, как это стало уже заведено, сетует на свое положение, на одиночество:







Date: 2016-07-25; view: 248; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию