Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы ролевого распределения в группе





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление подготовки 37.04.01 «Психология»

Направленность(профиль)­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ «Психология управления»

ОТЧЕТ

О прохождении педагогической практики

ФИО студента Воробьева Ольга Александровна

год поступления 2015 группа ОМ15-1

Место прохождения практики (полное название организации, адрес) ФГБОУ ВПО Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, проспект Вернадского, 82

Срок прохождения практики: с 23 июня 2016г. по 6 июля 2016 г.

Руководители практики: От ВУЗа д-р пед. наук, профессор Соловьева Н.В.

От организации д-р пед. наук, профессор Соловьева Н.В.

Москва 2016

Теоретические основы ролевого распределения в группе

Понятие группы и группового взаимодействия встречаются в повседневной жизни довольно часто. Человек, будучи социальным существом, осуществляет свою жизнедеятельность, постоянно взаимодействую с другими людьми. Процесс социализации ему жизненно необходим, поскольку он обуславливает успешную адаптацию к социальным условиям и общению с другими людьми и группами людей. Попадая в группу, ему отводится определенное место, статус, в соответствии с теми ролевыми характеристика, которыми он наделяется.

Вопрос существующих закономерностей распределения ролей весьма интересен и актуален в условиях современного общества, так как большинство форм жизнедеятельности общества осуществляется именно в групповых объединениях с начала его истории.

Для выявления закономерностей распределения ролей в группе, возникающего в процессе группового взаимодействия, необходимо дать определение понятиям группы, роли и социального взаимодействия.

В настоящий момент существует множество трактовок понятия «группа». Под группой понимается союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели[1]. Также под группой понимается несколько человек, находящихся вместе, близко друг от друга[2]. Не редко понятие «группа» определяют как совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессий, деятельности[3].

Таким образом, можно заключить, что группа представляет собой объединение людей, которые имеют общие цели и осуществляют совместную деятельность ради достижения этих целей. При этом в зависимости от тесноты общения членов группы между собой их можно подразделятя на более или менее сплоченные, открытее или закрытые, формальные и неформальные[4].

Группа осуществляет совместную деятельность в процессе социального взаимодействия. Под ним понимается система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных[5].

В процессе работы группа неизбежно начинает структурироваться. Этот процесс представляет собой распределение ролей, а также возможное образование групп внутри основной группы. Разделение осуществляется на основе присвоения ролей участникам группы. Роль определяется как образец поведения, закрепившийся как целесообразный для человека в групповом объединении[6].

Группа устанавливает положение индивида и его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим ее членам, а роль обозначает перечень функций, смысловую деятельность, которая задана конкретному человеку[7]. Процесс распределения ролей обусловлен необходимостью разделения обязанностей и кооперацией функций между членами группы для эффективной деятельности и достижения общей цели.

Существует множество типологий групповых ролей. В их основе лежат отношения власти, подчинения или противостояния.

В соответствии с одной из классификаций, роли распределяются в зависимости от степени активности индивидов в группе:

1) альфа- лидер группы, которому свойственна энергичность, авторитетность;

2) бета- второе лицо в группе. Менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;

3) гамма-1включают в себя соратников альфы;

4) гамма-2 обычно включает многочисленную подгруппу инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

5) гамма-3 представляет собой оппозицию, подгруппу недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика кнута и пряника;

6) гамма-4 шут, позволяющий себе критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова;

7) омега- лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства. Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль[8].

Социальный феномен групповой динамики был также изучен М. Белбиным. По мнению ученого, каждый из членов группы играет двойную роль.

Первая роль функциональная и определяется в соответствии с формальной структурой организации. Вторая роль- деловая.

Белбин выделил 8 типов деловых ролей: «лидер», «реализатор», «генератор идей», «объективный критик», «организатор или начальник штаба», «снабженец», «душа коллектива», «отделочник или контролер».

Лидер уверен в себе, отличается высоким уровнем самообладания. У него сильно развито стремление к достижению цели, что в некоторых случаях может привести к проявлению агрессии. При удачном сочетании особенностей характера, лидер способен прислушиваться к мнению других и выносить коллективное решение.

Реализатор выполняет функции по воплощению задуманного плана в практической деятельности. Он может быть нетерпеливым, напористым, может поддаваться на провокации со стороны других участников или под влиянием внешних обстоятельств.

Генератор идей индивидуалистичен, отличается серьезным складом ума. Как правило, это человек с развитым воображением, обладает широким кругом знаний. Однако, он может отходить от намеченного плана групповой деятельности в силу влияния на него собственного воображения.

Объективный критик насторожен, с опаской относится к рисковым действиям и решениям группы. Он оценивает групповые действия с точки зрения эффективности, цельности и необходимости. При этом критику довольно сложно увлечься самому и увлечь других участников самой деятельностью.

Организатор отличается высоким уровнем дисциплинированности, чувством долга. Он работоспособен, обладает организаторскими способностями. Однако, организатору сложно переключаться между промежуточными заданиями. В общении он проявляет низкий уровень гибкости и способности воспринимать мнения других членов группы, особенно, если они не совпадают с его собственным мнением.

Снабженец коммуникабелен и любознателен. Он быстро находит общий язык как в самими участниками группы, так и с внешними представителя. Может оперативно находить для группы необходимую информацию. Вместе с тем он довольно быстро теряет интерес к деятельности и переключается на другие функции.

Человек «Душа группы» характеризуется высоким уровнем коммуникабельности, стремлением наладить дружеские отношения со всеми членами группы, услышать и учесть все точки зрения. Однако, нерешительность может не позволить ему реализовать данные устремления в полной мере.

Контролер - ответственный, совестливый участник группы. Он стремится все сделать правильно, в срок, с учетом требований ситуации. Он успешно доводит начатое дело до конца, хотя может тревожиться по пустякам и тем самым тормозить процесс групповой деятельности[9].

Еще одну классификацию ролей в группе выделял Я. Морено. В соответствии с ней система межличностных взаимоотношений состоит из следующих статусных позиций:

1) Лидер;

2) Звезда;

3) Принятые (или предпочитаемые);

4) Изолированные (или игнорируемые);

5) Отвергнутые.

Лидер имеет наиболее высокий положительный статус, пользуется авторитетом у остальных членов группы и имеет на них влияние. Он определяет пути решения задач и критерии их достижения.

Звезда- эмоционально притягательный для остальных членов группы человек, к которому с симпатией относится большая часть группы. Звезда может быть как лидером, так и не иметь способностей, чтобы быть лидером. Многие специалисты считают, что звезду можно охарактеризовать как неформального лидера в группе.

Принятые члены группы имеют средний положительный статус, как правило, поддерживают лидера, осуществляя деятельность под его руководством и на его условиях.

Изолированные характеризуются тем, что самостоятельно избегают участия в групповом взаимодействии. Причинами такого поведения могут быть личностные особенности индивидов.

Отвергнутые имеют отрицательный статус в группе. Их неосознанно или сознательно отстраняют от решения групповых вопросов[10].

Как видно из перечисленных классификаций, группа сегментируется на высший, средний и низший уровень. При этом роли в процессе группового взаимодействия могут меняться.

Стоит упомянуть эксперимент, который был проведен на крысах в университете Нанси. Ученые оборудовали клетку с единственным выходом, туннелем, проходящим под водой в небольшом бассейне. На поверхность подняться не было возможности, так как она была закрыта крышкой. Таким образом, крысы должны были плыть, задержав дыхание, чтобы пересечь бассейн и добраться до пищи в расположенной на другом конце кормушке с зернами. Вначале все крысы пробовали плавать самостоятельно. Но постепенно они распределили между собой роли. В клетках с шестью крысами спонтанно появились две крысы эксплуататора, две эксплуатируемых, одна автономная и одна крыса — козел отпущения.
Эксплуатируемые плавали за зернами, а эксплуататоры отнимали их добычу. Когда эксплуататоры наедались, эксплуатируемым разрешалось поесть самим.

Автоном плавал за зернами сам и жестоко дрался за право самому съесть добычу. «Козел отпущения», который был не способен ни сам плыть за пищей, ни терроризировать других, подбирал оставшиеся крошки.
Все крысы мучили козла отпущения и все эксплуататоры били эксплуатируемых для того, чтобы напомнить каждому его роль.

Однако, ученых заинтересовал факт того, что, если поместить всех эксплуататоров в одну клетку, они будут драться всю ночь, а наутро снова появятся два эксплуататора, два эксплуатируемых, автоном и козел отпущения.
То же самое произойдет, если собрать вместе эксплуатируемых, автономов или козлов отпущения. Во всех случаях имеет место такое распределение.
Экспериментаторы увеличили число крыс до нескольких сот в одной клетке. После битвы между особями появился класс суперэксплуататоров, создавших несколько подчиненных себе слоев, чтобы властвовать. Им не нужно было больше терроризировать эксплуатируемых, так как это делали за них другие. «Козлы отпущения» были еще больше замучены[11].

Таким образом, ролевое распределение осуществлялось во всех случаях одинаково. Группа разделялась на эксплуататоров, эксплуатируемых и среднее звено между этими категориями.

На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что в процессе группового взаимодействия происходит распределение ролей в соответствии с личностными особенностями участников на высшее, среднее и низшее звено в случае вертикального деления ролей. В ситуации деления ролей по принципу горизонтального деления, то есть принимая равноценность ролей, группы отличаются степенью активности деятельности, коммуникабельности и открытости в группе.

Данный вывод можно проиллюстрировать на примере деловой игры в группе студентов- психологов.

 

Date: 2016-07-25; view: 855; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию