Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РЕФОРМЫ 60-70-х гг. XIX в.
Реформа отмены крепостного права повлекла за собой ряд преобразований в системах местного управления, суда образования, в военном деле. В 1864 г. была проведена земская реформа. В ее результате были созданы всесословные, выборные органы местного самоуправления – земства. Их высшим органом были земские собрания, члены к–х именовались гласными. Гласных выбирали отдельно землевладельцы, хозяева торгово-промышленных заведений и крестьяне. Собрания формировали исполнительные органы – управы. Земства ведали местными хозяйственными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, торговлей и промышленностью, пожарной охраной. Содержали на свои средства школы, больницы, благотворительные учреждения. Им было запрещено заниматься политическими вопросами. Реформа 1870 г. создала систему городского самоуправления. Горожане (мужчины с 25-летнего возраста, платившие в пользу города налоги) избирали городскую думу, которая формировала исполнительный орган – управу. Во главе думы и управы стоял городской голова. Как и земства, органы городского самоуправления занимались социально-хозяйственными вопросами. В 1864 г. была проведена судебная реформа. Прежний сословный и закрытый суд был ликвидирован. Мелкие дела передавались выборным мировым судьям. Основное судопроизводство было сосредоточено в окружных судах и судебных палатах. Суд стал бессословным, что означало равенство всех перед законом, независимым, т. е. не подчинялся каким-либо органам власти, а принимал решения только на основе закона. Судьи были несменяемыми. Судебный процесс стал гласным, т. е. на нем могла присутствовать публика и журналисты, состязательным, т. е. подсудимого защищал адвокат (присяжный поверенный), а обвинял прокурор. При рассмотрении ряда вопросов предусматривалось наличие выборных присяжных заседателей, определявших только один вопрос – виновен ли обвиняемый. В области образования был учрежден в 1863 г. новый университетский устав, возвращавший университетам автономию. В 1864 г. было введено новое положение о начальных училищах, по которому начальным образованием занималось государство, церковь и общественность в лице местного самоуправления. В этом же г.у был принят новый гимназический устав. Реформы утверждали принцип всесословности, способствовали демократизации образования. Реформа печати 1865 г. вводила новые принципы цензурного контроля. Она отменяла предварительную цензуру книг и журналов, оставив ее только для газет. Виновные в нарушении установленных правил преследовались не администрацией, а судом. В 1874 г. была проведена военная реформа. Она отменяла рекрутчину, вводила всеобщую воинскую повинность. Устанавливался 6-летний срок службы в армии и 7-летний на флоте с последующим 3-х – 9-летнем нахождении в запасе. Лица, имевшие начальное образование служили 3 г.а, среднее – 1,5, высшее – полг.а. Освобождались от воинской повинности священнослужители, ученые, единственные сыновья в семье. Численность армии была сокращена на 40 %. Расширялась сеть военных училищ. Армия перевооружалась новыми, более совершенными видами оружия. Реформы 60-70-х гг. имели прогрессивный характер. Они создавали условия для формирования гражданского общества, способствовали развитию капиталистических отношений, развитию эк–ки страны, создавали предпосылки для дальнейших демократических преобразований. Однако наличие самодержавной, неограниченной власти, бюрократическо-полицейский гнет, низкий уровень грамотности и культуры большинства населения страны сдерживали прогрессивные преобразования в социально-эк–ческой и политической сфере. 22. Социально-эк–ческое развитие России во второй половине XIX в. Пореформенное развитие России. Гг. после великих реформ 60-70-х гг. это период быстрого эк–ческого развития, сопроваждавшегося изменениями в социальной структуре общества. К концу XIX в. Россия стала крупнейшей по территории и населению страной в мире, в ней проживало 126 млн. челов.. Ее эк–ческое развитие отмечалось рядом особенностей, важнейшими из к–х были: а) неравномерность размещения производительных сил. Большое значение приобретали новые промышленные районы – Юг, Закавказье, Прибалтика. Урал стал отставать в своем развитии. Остатки крепостничества обусловили снижение его роли в российской промышленности. Районы Сибири и Средней Азии оставались неосвоенными; б) высокая степень концентрации производства и рабочих. Так, в 1890 г. половина всех рабочих России была занята на предприятиях с численностью 500 и более рабочих. По уровню концентрации рабочего класса к концу XIX в. Россия заняла первое место среди капиталистических стран; в) наряду с крупной промышленностью в эк–ческой жизни еще значительную роль играли крестьянские промыслы; г) проникновение в российскую эк–ку иностранного капитала, которого привлекали дешевая рабочая сила, сырье, а также широкие возможности развития предпринимательской деятельности. Если к 60-м гг. иностранный капитал в русской промышленности составлял 9,7 млн. руб., то к концу 70-х гг. – 97,7 млн. руб. Основной отраслью эк–ки оставалось сельское хозяйство, где сохранялись остатки крепостничества. Часть помещиков приспособила свои хозяйства к капиталистическому рынку и увеличивала товарность хлеба. Но большинство помещиков не смогло перевести хозяйства на капиталистический лад и разорялось. Если к 1880 г. было заложено 15% помещичьих земель, то в 1895 г. – уже 40%. За 60-90-е гг. средняя урожайность зерновых возросла с 29 до 39 пудов с одной десятины, а среднег.овой сбор зерновых – с 1,9 до 3,3 млрд. пудов. Однако сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивно. Как отмечал Д.Ф. Самарин, в Европе с одного километра земли кормятся 500 челов., а в России – только 40. Крестьянство страдало от малоземелья, особенно острым земельный голод был в европейской части России. Если в 1860 г. на одну мужскую душу приходилось 4,8 десятин земли, то в 1880 г.- 3,6, а в 1900 г. – всего 2,6. Малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещика за обработку, испольщину и издольщину. К концу XIX в. аграрный вопрос обострился. Возможности развития сельского хозяйства, обеспеченные реформой 1861 г., были исчерпаны. Необходимы были новые аграрные преобразования, к–е могли быть осуществлены либо мирным, либо революционном путем. Значительные перемены в пореформенные гг. произошли в промышленности. Развивались не только старые отрасли (текстильная, пищевая), но возникают новые – нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. В 80-90-х гг. завершился промышленный переворот и машинная индустрия пришла на смену мануфактуре. По темпам роста производства в отраслях, определяющих процесс индустриализации, к 80-м гг., Россия вышла на первое место в мире, а по абсолютным объемам производства в пятерку крупнейших держав мира. С 1860 по 1895.гг. выплавка чугуна возросла в 4,5 раза, добыча угля – в 30 раз, нефти – в 754 раза. Широко развернулось железнодорожное строительство. К началу 60-х гг. протяженность железных дорог составила 1,5 тыс. км, а к началу XX в. – более 50 тыс. км. Но несмотря на быстрое развитие промышленности, индустриализация страны не была завершена, и Россия не могла догнать передовые страны Европы и Америки. Развитие капитализма в России, ускоренное буржуазными реформами, вмешательством государства в эк–ческую жизнь, увеличением его капиталовложений, не могло не сказаться на социально-классовой структуре общества. Произошел рост численности рабочего класса: к концу XIX в. промышленный пролетариат насчитывал более 5 млн. челов.; с 1865 по 1879 гг. число индустриальных рабочих возросло в 1,5 раза, а железнодорожников – в 6 раз. Однако к концу XIX в. только 40% индустриальных рабочих являлись потомственными рабочими. Источниками формирования буржуазии были разбогатевшие крестьяне, купцы и дворяне. Численность буржуазии к концу XIX в. достигла 1,5 млн. челов.. Хотя ее эк–ческая мощь (ключевые позиции в промышленности, финансах, проникновение в сельское хозяйство) была значительная, но общественное влияние и политический вес были недостаточно велики. Поддержка буржуазии со стороны государства делала ее консервативной и преданной самодержавию. Поэтому и к созданию своих политических партий она приступила только в начале XX в. Политическое господство дворянства пошатнулось в гг. царствования Николая I, а во второй половине XIX в. оно утратило господствующее положение в обществе: политическая власть перешла к бюрократии, а идеологическая – к интеллигенции. Свыше 1,8 млн. дворян еще сохраняли эк–ческую мощь. Несмотря на сокращение дворянского землевладения, стоимость дворянских земель в европейской России на 60% превосходила стоимость всего акционерного капитала. В целом правящие круги не хотели видеть противоречие между неподвижной политической структурой и социально-эк–ческим развитием страны. Министры Н.Х. Бунге (1823-1895) и С.Ю. Витте (1849-1915), защищавшие либеральные тенденции в эк–ке и проводившие протекционистскую политику, осуществили ряд реформ, направленных на стабилизацию финансов, совершенствование налоговой системы, индустриализацию страны и превращение ее в первоклассную державу. В 1894 г. была введена монополия на водку, что позволило значительно увеличить государственные доходы: если в начале 80-х гг. доходы государства составляли 730 млн. руб. то уже в 1897 – около 1,5 млрд. руб. Золотой запас страны возрос в три раза и достиг 649 млн. руб. Была проведена денежная реформа (1897), согласно которой в обращение вместо бумажного рубля вводился золотой рубль и устанавливался свободный обмен кредитного рубля на золотой. Эк–ческая политика С.Ю. Витте была связана с привлечением иностранного капитала в промышленность, банки и государственные займы. В Россию было привлечено 3 млрд. золотых рублей иностранных займов. Повышение пошлины на ввозимые иностранные товары, косвенных налогов на керосин, спички и другие предметы и введение промыслового налога в промышленности также способствовали увеличению государственных доходов. Накопленные средства использовались для интенсивного развития российской промышленности. Вместе с тем жизненный уровень широких народных масс был низким. Рабочее законодательство по сути отсутствовало. К концу XIX в. России не была осуществлена демократизация общественной жизни. Промышленный переворот не коснулся сельского хозяйства, половина крестьян обрабатывала землю сохой, хотя Россия и являлась важнейшим поставщиком зерна в Европу. Антирабочая политика государства способствовала тому, что рабочее движение возглавили революционеры, а крестьянство, страдающее от малоземелья, оказалось восприимчивым к социалистической пропаганде. Противоречия между самодержавным строем и преобразующейся эк–кой в России к концу XIX в. крайне обострилось.
Date: 2016-07-25; view: 404; Нарушение авторских прав |