Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СССР в 50-х - середине 80-х гг. XX в.





С избранием в 1985 г. генеральным секрета­рем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР на­ступает период «перестройки» и смены соци­ально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы.

Серьезный ущерб эко­номике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма.

Термин «перестройка» означал осуще­ствляемый сверху переход к демократиза­ции политического строя и допуску ры­ночных отношений в экономике. Это вы­ражалось в снижении роли КПСС в обще­ственной жизни, в возрождении парла­ментаризма, гласности, в ослаблении цен­трализованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирова­ния экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление час­ти общественной собственности и внедрение в экономику ры­ночных отношений.

Предполагались социальная пе­реориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок.

Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой эконо­мической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д.

Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осу­ществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно дейст­вующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представите­ли уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х — начале 90-х годов прокатились по стране.

Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы де­мократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демо­кратические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предостав­лении еще больших прав и экономических возможностей регио­нам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естествен­но, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизо­ванные фонды государства.

Потребовалась раз­работка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объ­ем национального до­хода, оставляемый в распоряжении регио­на, должен был нахо­диться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны.

Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следо­вательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного националь­ного дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства.

Искажали показатели вклада республик в эконо­мику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного по­требления, а он имелся в тех республиках, где эти товары произ­водились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации.


В СССР часть партийного руководства и демократи­ческая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Арме­нии, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР.

В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС.

В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало неза­висимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали со­глашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные не­зависимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

В условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло сме­шение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей.

Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные эконо­мические потери в каждой из бывших республик СССР, необхо­димость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.

34. СССР в период "перестройки" (1985-1991 гг.).

С избранием в 1985 г. генеральным секрета­рем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР на­ступает период «перестройки» и смены соци­ально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы.

Серьезный ущерб эко­номике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма.

Термин «перестройка» означал осуще­ствляемый сверху переход к демократиза­ции политического строя и допуску ры­ночных отношений в экономике. Это вы­ражалось в снижении роли КПСС в обще­ственной жизни, в возрождении парла­ментаризма, гласности, в ослаблении цен­трализованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирова­ния экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление час­ти общественной собственности и внедрение в экономику ры­ночных отношений.


Предполагались социальная пе­реориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок.

Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой эконо­мической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д.

Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осу­ществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно дейст­вующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представите­ли уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х — начале 90-х годов прокатились по стране.

Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы де­мократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демо­кратические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предостав­лении еще больших прав и экономических возможностей регио­нам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естествен­но, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизо­ванные фонды государства.

Потребовалась раз­работка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объ­ем национального до­хода, оставляемый в распоряжении регио­на, должен был нахо­диться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны.

Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следо­вательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного националь­ного дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства.


Искажали показатели вклада республик в эконо­мику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного по­требления, а он имелся в тех республиках, где эти товары произ­водились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации.

В СССР часть партийного руководства и демократи­ческая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Арме­нии, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР.

В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС.

В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало неза­висимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали со­глашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные не­зависимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

В условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло сме­шение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей.

Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные эконо­мические потери в каждой из бывших республик СССР, необхо­димость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.







Date: 2016-07-25; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию