Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация в семье и другие агенты социализации.





2.1. Семья и взаимоотношения с родителями. Особый интерес представляют ответы подростков на вопросы о ситуации в семье. Известно, что семья является главным социализирующим институтом и в случае дисфункций семейного воспитания, компенсация этих дисфункций со стороны других институтов (школа, ОДН и пр.) оказывается весьма проблематичной. Тем более интересной является возможность сравнить ответы о ситуации в семье обычных и «трудных» подростков. Традиционно, «трудные» подростки – это выходцы, как правило из неблагополучных семей – семей с одним родителем, семей с нарушенными социальными функциями (семьи алкоголиков, осужденных и т.п.). Однако наше исследование 2007 г. дало несколько иную картину. Во-первых, нетипичным является то, что почти половина «трудных» подростков (48,6%) - выходцы из полных семей. При этом, у 70% не отмечается конфликтности с родителями В то же время 42% подростков – выходцы из неполных семей, которые традиционно хуже справляются со своими воспитательными функциями. Семьи же с двумя родителями заставляют приглядеться к ним внимательнее. Столь значительный процент полных семей, дети которых относится к категории «трудных» позволяет предположить, что на сегодня семья утрачивает какие-то важные воспитательные функции. С другой стороны само наличие обоих родителей в семье еще не доказывает, что семья нормальна. Конфликтные семьи, семьи пьющих родителей – традиционные источники девиантного поведения подростков. Поэтому респондентам задавался вопрос о внутренней ситуации в семье. Вопрос был построен в виде набора позитивных и негативных описательных высказываний, продолжающих предложение «В твоей семье…». Результаты ответов о ситуации в семье представлены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6. Сталкиваешься ли ты в своей семье с непониманием, враждебностью, невозможностью найти общий язык между тобой и родителями (старшими родственниками)?

 

Варианты ответов 2005 г. Шк-ки 9-11-х кл. 2007 г. «Трудные» подростки 2008 г. Учащаяся молодежь
Нет, не сталкиваюсь, у меня хорошие отношения с родителями 42,2 40,9 52,8
Сталкиваюсь время от времени, иногда бывает трудно, но потом все налаживается 36,5 23,9 30,2
Сталкивались одно время, но сейчас все нормально, родители меня понимают 13,5 29,7 12,3
Сталкиваюсь постоянно, ситуация часто кажется мне тяжелой и сложной 7,6 5,5 4,6
Всего      

Таблица 7. В твоей семье…

 

Варианты ответов 2007 г. «Трудные» подростки 2008 г. Учащаяся молодежь
Тебя любят и о тебе заботятся 50,3 64,9%
Тебе доверяют 49,4 62,6%
Очень хорошие отношения между родителями 51,7 58,8%
Родители заставляют тебя делать уроки, учиться 44,8 15,0%
Позволяют тебе делать все, что хочется 9,5 13,1%
Часто бывают ссоры, конфликты между родителями 11,8 9,6%
Тебя часто ругают 17,2 6,7%
Обращают на тебя мало внимания 8,0 5,1%
Бывает, что тебя бьют 8,6 2,6%
Принято часто (более 1 раза в неделю) выпивать 2,3 2,2%
Кто-то из родителей имел срок лишения свободы 5,7 1,9%
Всего 259,5 242,5%

 

Картина, как можно видеть, складывается вполне благополучная.

Еще один важный показатель внутрисемейной атмосферы – уровень доверия между подростком и родителями. Отвечая на соответствующий вопрос («С кем ты обычно делишься своими проблемами и советуешься»), подростки, в целом, подтвердили уже наметившуюся тенденцию – значительный процент семей «трудных» подростков – какими-либо выраженными девиантными характеристиками не обладают. Более того уровень доверительных отношений с родителями необычно высок именно в этой группе (Таблица 8.).

Видно, что учителя совершенно не воспринимаются школьниками, как «старшие товарищи», с которыми можно поделиться своими проблемами. Лучше ситуация с родителями – на достаточно доверительные отношениях с ними указывает в среднем 1/4 школьников (хотя это безусловно, мало). Как и ожидалось, на первом месте по доверию оказались друзья, что с одной стороны, можно отнеси к особенностям возрастной психологии, с другой – это один из симптомов «разрыва поколений».

Таблица 8. С кем обычно делишься своими проблемами и советуешься

Варианты ответов 2005 г. учащиеся 9-11-х классов 2007 г. «Трудные подростки» 2008 г.
Учащ. молодежь Раб. молодежь
с родителями 24,8 39,8 29,4 20,2
с братом (сестрой) 13,1 10,8 11,3 4,8
с учителями 0,3 ,6 0,6 -
с друзьями 44,8 32,3 33,7 13,5
с кем угодно, по разному 10,5 5,8 6,7 6,7
ни с кем 6,3 10,8 10,4 9,6
С женой (мужем) - - 0,3 24,0
Со своей девушкой (парнем) - - 6,1 2,9
Не хочу отвечать - - 1,2 18,3
Всего        

Примерно каждый десятый подросток испытывает стресс одиночества – им не с кем посоветоваться или поделиться своими проблемами. Это, кстати, весьма тревожный показатель и статистически заметный. Десятая часть подростков – в зоне особого риска – вероятность суицида, употребления наркотиков, устойчивой асоциальности для них выше в разы.

Представляется, что судя по схожести ответов «трудных» и обычных подростков о ситуации в семье, проявляет себя необычная тенденция «сбоя» воспитательной функции нормальной семьи – семьи, где есть оба родителя, где подросток находится под надзором, о нем заботятся, где нет частых сор и конфликтов между родителями. Можно предположить, что в современных условиях семья испытывает комплекс мощных деформирующих воздействий, приводящих к тому, что внешне нормальная семья утрачивает важный воспитательный потенциал. К таким негативным факторам предположительно можно отнести: высокую занятость родителей, оставляющую мало времени на полноценное общение с ребенком; в этих условиях контроль начинает носить в основном «внешний» характер («выучил или нет уроки», «во сколько пришел домой»), отсутствует противодействие негативным информационным воздействиям («пусть лучше посмотрит телевизор или поиграет в компьютер, чем болтаться на улице»); родители утрачивают контроль за содержание интересов ребенка; основной средой вовлеченного общения становится компания сверстников, которая в отсутствии продуктивных интересов (спорт, творчество) становится мощным девиантогенным фактором.

Кроме того «трудным подросткам» задавался отдельный вопрос о том, приходилось ли им сталкиваться со случаями насилия и унижения со стороны сверстников, и если да, то кому они об этом сообщали. Такие вопросы относятся к «щекотливым», поэтому многие подростки уклонилось от ответа на него (что само по себе свидетельствует о том, что эти явления имеют место). Судя же по полученным ответам, приходилось сталкиваться:

- с физическим насилием - 42,9% подростков;

- с сексуальным насилием - 9,5%

- с вымогательством - 26,2;

- с издевательствами, унижениями - 57,1.

Однако на вопрос «Кому сообщал о случаях насилия» ответило значительно большее число подростков – более двух третей. Ответы показали, что родители и друзья - источник поддержки в ситуации насилия примерно для ¼ части подростков. Учителя в качестве тех к кому можно обратиться за помощью большинством подростков не рассматриваются. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что почти половина подростков никому не сообщала о случаях насилия.

Кому сообщал о случаях насилия:

- милиции - 4,5%;

- родителям - 29,1%;

- учителям - 8,5%;

- друзьям - 29,1%;

- никому не сообщал - 47,8%.

Таким образом, мы можем сделать два значимых вывода. 1) Уровень виктимизации подростков со стороны сверстников достаточно высок, боле двух третей подростков сталкивались с давлением и насилием со стороны сверстников. 2) Большая часть виктимизированных подростков справляются со своими проблемами в одиночку. Это тревожный симптом, он указывает на отсутствие и у родителей и тем более у школы и органов надзора возможностей защитить подростка. Это отсутствие доверительной поддержки в ситуациях виктимизации для большинства подростков может с высокой вероятностью способствовать проявлению таких проблем, как: 1) повышение уровня депрессий, психических расстройств и самоубийств, 2) ответных форм агрессии (как правило более разрушительных).

Примеры и кумиры

Известно, что экранные и книжные герои часто служат для молодежи кумирами и образцами для подражания. В исследовании 2005-2006 мы пытались выяснить откуда молодежь берет образцы для подражания, кто для сегодняшних школьников является эталоном. Школьников просили назвать любого героя фильма (актера, играющегог героя или, хотя бы сам фильм). Результаты анализа представлены ниже:

1) Фильмы:

Общая структура предпочтений в отношении любимых героев фильмов выглядит следующим образом. Не смогли назвать любимый фильм/героя – 29%. Назвали героев зарубежных кинофильмов -15,5%, отечественных кинофильмов – 11%. Указали на зарубежных актеров – 14,3%, отечественных актеролв – 2,3%, Сказочных, детских персонажей отметили – 4, 5%.

Лидерами рейтинга по перечисленным выше категориям стали:

Герои зарубежных кинофильмов:

· Вин-Дизель из к/ф "Форсаж"

· Герои «Властелин колец».

Герои отечественных кинофильмов:

· А. Белов и другие герои сериала "Бригада"

· Антон Городецкий и другие герои"Ночной дозор"

· Кот "Бумер"

Зарубежные актеры:

· Арнольд Шварценеггер

· Бред Пит

· Джеки Чан

· Джим Керри

Сказочные, детские персонажи:

· Шрек

· Человек-паук

Максимумсимпатий набрали герои сериала «Бригада» - бандиты, показанные в сериале, весьма привлекательно.

2) Книги:

С книгами дело обстоит хуже. Практически половина (44,4%) – не смогли назвать любимую книгу или героя, другими словами почти половина школьников просто не читают. Относительно многие - 21% - указывали в своих ответах персонажей русской классики – спасибо школьной программе. Еще 11% указали сказочных, детских персонажей –это эпатаж, стремление скрыть тот факт, что большинство из них не читает. Таким образом, школа приобщает к литературе (в рамках программы) примерно пятую часть школьников. Самостоятельно читают около 13% - те, кто указал современную отечественную и западную литературу. Жанры, преимущественно – детективы и фантастика. Это вполне согласуется с данными, полученными в вопросах, относительно свободного времени школьников.

Лидерами рейтинга по перечисленным выше категориям стали:

Отечественная классика 19-20 вв.:

· Евгений Онегин

· Татьяна "Евгений Онегин"

· Воланд "Мастер и Маргарита"

Современная отечественная литература:

· "Даша Васильева" Д.Донцова

· Антон Городецкий "Ночной дозор"

Детская литература:

· Колобок

· Винни Пух

Современная западная литература:

· Гарри Поттер

Зарубежная классика 19-20 вв.:

· Ромео «Ромео и Джульетта»

В заключении можно сказать, что конструктивных героев и кумиров у современных школьников мало. Их внимание захватывают современные развлекательные персонажи, демонстрирующие силу, индивидуализм, сексуальность, беззаботность и экстравагантность.

В другом исследовании (2006 г.) вопрос о примерах и кумирах молодежи выяснялся более прямолинейно. Респондентам задавался вопрос: кто является для тебя примером для подражания? Подчеркивалось, что «это может быть любой реальный человек, например родственник или знакомый, или персонаж какого-либо фильма-книги». В ответах на этот вопрос учащиеся должны были самостоятельно вписать вариант ответа. Результаты анализа ответов представлены в виде списка:

Примеры для подражания:

 

ü Не ответили – 21%

ü Их нет - 45,3%

ü Я сам - 10%

ü Родители - 7,7

ü Мама – 6,3%

ü Отец - 4,2%

ü другое – 5,5%

Первое, что бросается в глаза – кризис образцов для подражания у нынешнего поколения. Абсолютное большинство ответивших указали – примеров для подражания нет. Родители хотя и занимают второе место популярности, но их авторитет в качестве примеров для подражания - пугающе низок. В ответах на этот вопрос проявилась самая тревожная тенденция, из всех, выявленных в данном исследовании – острый дефицит позитивной героики и примеров. Предоставить школьникам эти образцы – важнейшая задача как семьи так и школы, в противном случае деформации в социализации и жизненном становлении наблюдаемые на фоне разрыва поколений становятся неизбежными.

 

3. Успех, карьера и профессиональные планы.

Жизненные цели и планы на будущее

В современном аксиологическом дискурсе ценности карьеры и успеха занимают лидирующее место. Идеология успешных социальных слоев активно транслируется в культурное поле и безусловно оказывает влияние на формирование ценностно-целевых установок молодежи. Соответственно, отдельный интерес представляет то, какие цели учащиеся ставят перед собой в будущем, насколько в этих целях отражены культурно-значимые ценности.

В исследованиях 2006, 2007 и 2008 гг. подобные вопросы респондентам задавались. Основная цель этих вопросов– выявить ценностно-целевые приоритеты молодежи, формирующие жизненные сценарии и долгосрочные жизненные стратегии. Вопрос формулировался в форме списка, из которого респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа, либо вписать свой собственный вариант (таблица 9.).

 

Таблица 9. В будущем ты бы хотел(а)

Варианты ответов 2006 выпускники 2007 трудные подростки 2008, учащ. мол.
Иметь семью, воспитывать детей 40,0 48,1 61,3
Иметь высоко оплачиваемую работу 53,0 48,7 52,5
Быть самостоятельным, помогать родителям 47,0 42,2 42,6
Иметь любимую, интересную работу 25,3 22,2 35,3
Путешествовать, посмотреть разные страны 26,3 15,4 26,4
Построить карьеру 23,9 22,2 22,7
Встретить любовь 41,1 25,4 21,5
Быть богатым, позволять себе то, что хочется 21,8 17,7 13,5
Сделать мир вокруг себя лучше 4,3 7,7 8,6
Помочь своей стране, людям 2,1 5,4 6,4
Делать то, что хочется 11,6 8,5 6,1
Еще не решил(а) 5,6 5,4 2,1
Всего 301,8 268,9 299,1

Можно видеть, что наиболее популярными ценностями- целями для молодежи являются:

- высокооплачиваемая работа,

- семья,

- самостоятельность, возможность помогать близким.

Таким образом, в ответах наших респондентов отчетливо проявляются ценностно-целевые установки характерные для среднего класса: приоритет отдается ценностям успешной карьеры, семьи, самостоятельности, сосредоточение интересов на нуждах семьи и ближайшего окружения. Все это может быть описано понятием «здоровый прагматизм». Несколько тревожит другое: социально-значимые, неутилитарные цели мало интересуют молодежь. Для сравнения - тех, кто хочет «помочь своей стране, людям» в 4-5 раза меньше, чем тех, кто хотел бы «попутешествовать и посмотреть разные страны». Можно предположить, что готовность работать на благо себя и близких у нынешней молодежи сопровождается крайне низким потенциалом социальной и гражданской активности, готовности действовать во имя неутилитарных общественно-значимых ценностей. Это – один из указателей на приоритеты молодежной политики – работа по воспитанию социального и гражданского сознания.

Другой интересный факт заключается в том, что поскольку система жизненных ориентиров российских подростков удивительных образом схожа со структурой жизненных ориентиров западного среднего класса, то судя по этим ответам, наши подростки должны быть серьезными и ответственными людьми. Между тем, многое говорит о том, что это не совсем так. Скорее всего, мы имеет дело с декларацией подростками устойчивых социальных стереотипов – они знают, что «каждый нормальный человек должен стремиться быть самостоятельным, иметь хорошую работу и семью» - именно это они и декларируют. Судя же по ответам на другие вопросы (напр. о свободном времени и интересах) эти цели мало влияют на их повседневную жизнь, оставаясь просто декларациями.

В качестве уточнения в исследованиях 2007 и 2008 гг. респондентам задавался вопрос о критериях качества жизни (таблица 10).

 

Таблица 10. Человек правильно прожил жизнь, если…

 

     
Варианты ответов Трудные подростки Учащаяся молодежь Работающая молодежь
Он имеет крепкую семью, друзей 22,4 31,6 31,1
Его уважают и ценят люди 27,7 26,9 28,1
Может обеспечить себя и своих детей всем, что они захотят 16,8 15,0 13,8
Стал хорошим профессионалом в каком-нибудь деле 6,6 10,0 13,3
Сделал что-то важное и полезное для своей страны 6,6 7,6 8,7
Он прожил жизнь, как хотел и делал в жизни, что хотел 12,3 5,3 3,1
Совершил выдающийся поступок, подвиг 4,7 2,3 1,5
Он известен, его показывают по телевидению, пишут в газетах 2,9 1,4 0,5
Всего   100,0 100,0

Из таблицы видно, что у всех групп респондентов примерно одинаковое представление о том, как человек должен правильно прожить жизнь. Приоритеты те же: семья, материальное благополучие, социальное признание – т.е. ценности личного успеха. Само по себе это неплохо, но опять же тревожит низкий уровень популярности социально-значимых ценностей.

Отдельный интерес представляет срез личностно-инструментальных ценностей - какими качествами, по мнению подростков должен обладать человек, желающий преуспеть в жизни и какие качества этому препятствуют (см. таблицы 11-12).

 

Таблица 11. «Я считаю, что в современной жизни нужно быть…»

Варианты ответов 2007 г. трудные подростки 2008 г., Уч.молодежь 2008 г., Раб. молодежь
Уверенным в себе 15,4 22,7 25,8
Умным 14,8 15,4 17,6
Удачливым, счастливым 5,4 8,7 11,1
Ловким, сообразительным 6,2 9,4 7,9
Сильным 14,1 11,9 7,2
Честным 8,9 5,9 6,1
Напористым, наглым 4,3 5,0 6,1
Хитрым 7,0 5,2 5,7
Обеспеченным, богатым 4,3 3,1 3,9
Смелым 4,0 3,3 3,6
Дружелюбным 5,7 4,0 2,9
Добрым 7,0 4,3 1,8
Злым, агрессивным 1,4 0,4 0,4
Одиноким 1,4 0,6 -
Всего   100,0 100,0

 

Итак, в современной жизни нужно быть уверенным в себе, умным и сильным, в целом же, работающая молодежь больше полагается на везение и удачу, нежели учащаяся. Скорее всего это – результат накопления негативного жизненного опыта – невозможности реализовать себя, получить повышения по службе, добиться желаемого уровня заработной платы. В принципе, несколько больший пессимизм работающей молодежи – явление нормальное и традиционно проявляется при сравнении с молодежью учащейся.

 

Таблица 12. В жизни хуже всего приходится человеку…

 

Варианты ответов 2007 г.Трудные подростки 2008 г., Уч. молодежь 2008 г., Раб. молодежь
Доверчивому 11,0 18,8% 18,9%
Слабому 19,7 15,6% 17,9%
Одинокому 3,9 11,7% 13,7%
Непонятливому, несообразительному 3,3 7,6% 12,6%
Необразованному 10,0 8,4% 10,5%
Глупому 17,1 14,8% 7,9%
Гордому, заносчивому 5,0 8,1% 6,3%
Бедному 16,7 7,6% 4,2%
Некультурному 5,6 2,6% 3,2%
Доброму 3,1 2,8% 2,6%
Честному 3,6 1,5% 2,1%
Верному, преданному 1,1 0,7% -
Всего   100,0% 100,0%

 

Большая часть обеих групп респондентов считает, что в жизни хуже всего приходится человеку доверчивому, слабому, одинокому. Затем идут расхождения в ответах: учащаяся молодежь выбирает ответ «глупому», а работающая молодежь «непонятливому» и «необразованному».

Если сравнить результаты ответов на два последних вопроса, то мы получим следующую картину:

 

Сравнительный анализ ответов по таблицам 11 и 12

В современной жизни нужно быть… В жизни хуже всего приходится человеку…
· уверенным в себе - · умным - · сильным · удачливым · ловким, сообразительным · доверчивому · слабому · одинокому · глупому · необразованному

 

Как видно из таблицы, в набор наиболее востребованных личностных качеств, по мнению респондентов, входят уверенность в себе, ум, сила и удачливость. Этот список представляется вполне оправданным и понятным, за исключением того факта, что в нем отсутствует какое бы то ни было нравственное измерение. С учетом того, что доброта и честность в число востребованных личностных качеств не попали, декларируемый молодежью образ желательных личностных качеств одинаково применим как к успешному бизнесмену или политику, так и к успешному преступнику или коррупционеру.

В целом, подводя итоги этого раздела, можно видеть, что согласованность в ответах респондентов достаточно высока. Приоритетные жизненные цели молодежи – это семья, карьера, успех, материальное и социальное благополучие свое и ближайшего окружения. Чтобы достичь этих целей, считает молодежь, нужно много трудиться и работать над собой, получить хорошее образование, не упустить свой шанс. При этом нужно быть уверенным в себе, умным, сильным и удачливым. Доброта и честность в число значимых личных добродетелей не попали. Таким образом, и целевые, и инструментальные ценности наших респондентов носят выраженный утилитарно-прогматичный характер. В то же время вызывает тревогу тот факт, что из числа целевых установок молодежи практически исключены ценности социального служения и общественного блага, а из числа инструментальных ценностей нравственные критерии, не имеющие прямого отношения к личностной эффективности. С одной стороны, устойчивая прагматичность ценностных ориентаций подростков – отражение реалий современного российского общества. Их трудно упрекнуть в неадекватности и нереалистичности. С другой стороны, столь последовательная прагматизация ценностных ориентаций должна вызывать озабоченность – моральные ограничения, нормы нравственности и права вряд ли станут для наших респондентов значимыми регуляторами поведения. Весьма вероятно, что мы имеем дело с поколением, для которого мораль и право станут лишь инструментами, а это чревато высоким уровнем криминализации общества в будущем.

 

Date: 2016-07-25; view: 244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию