Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.





 

Необычный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время «золотым веком». Культура развивалась на фоне все возрастающего самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

В стране продолжало распространяться просвещение. Образцовым учебным заведением стал Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование А.С. Пушкин, дипломат А.М. Горчаков, ученый Н.Я. Данилевский. Был основан ряд университетов, специальных вузов.

Русская наука вышла на уровень мирового признания. Н.И. Лобачевский создал учение о неевклидовой геометрии. В.В. Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Химик Н.Н. Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И. Пирогов явился основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили первый двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.

В литературе происходила смена литературных направлений и стилей. На смену классицизму М.М. Хераскова, Г.Р. Державина пришел сентиментализм Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского. Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. Характерные черты реализма, внимание к простому человеку, глубокие раздумья о судьбах Родины отчетливо проявились в творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова. Большое значение для развития литературы имела деятельность журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм, что ярко проявилось в портретах А.С. Пушкина, выполненных О.А. Кипренским, В.А. Тропининым. Художественные и идейные искания русской общественной жизни отразились в картинах К.П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу». В русскую живопись стал входить бытовой сюжет. К нему обратился А.Г. Веницианов. Его картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» посвящены изображению крестьян. Сатирическим содержанием, разоблачающим нравы верхушки общества, наполнены полотна П.А. Федотова.

В архитектуре господствовал поздний классицизм (монументальность, строгость, простота). Наиболее яркими творениями этого периода стали Адмиралтейство в Петербурге (А.Д. Захаров), Большой театр в Москве (О. Бове, А.А. Михайлов).

В новую фазу вступал театр. Талантливые артисты М.С. Щепкин, В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова закладывали основы русской театральной школы. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьес Н.В. Гоголя «Ревизор», А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Характеризуя в целом развитие национальной культуры в первой половине XIX в., можно утверждать, что главным достижением в этом процессе явилось становление русского литературного и разговорного языка. Большая заслуга в этом известных выдающихся поэтов и писателей, а также Общества любителей российской словесности, объединившего тех деятелей отечественной культуры, которые активно выступали против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов в русском литературном языке.

Во второй половине XIX в. сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стало характерно стремление служению обществу и на благо народа. Правительство стремилось предотвратить расширение влияния на интеллигенцию либерально-буржуазной и революционной идеологии. Около 10 процентов государственного бюджета тратилось на удовлетворение социокультурных потребностей. Церковное, школьное воспитание строилось в духе обновленной теории народности С.С. Уварова. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «Серебряным веком» русской культуры.

Отечественная наука, особенно область естествознания, утвердилась на мировом уровне. Крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской, открытия в физике и механике А.Г. Столетова, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, изобретение радио А.С. Поповым.

Художественная литература сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого.


Театральное искусство формировалось в основном на национальной драматургии А.Н. Островского, А.П. Чехова. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Е. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали художественный театр.

Окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков.

В живописи утвердился реализм. Основавшие в 1870г. «Товарищество передвижных художественных выставок» И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге стремились развивать национальные традиции и приблизить искусство к народу. Яркими фигурами среди передвижников были И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов. В скульптуре реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина, М.О. Микешина, М.М. Антокольского.

В целом достижения русской культуры XIX в. получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Не ослабевает и в современных условиях всемирно историческое влияние творчества А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, художников-передвижников, музыкальной школы композиторов «Могучей кучки», режиссерской школы К.С. Станиславского на культурное развитие человечества.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. В каких отраслях производства к началу XIX в. было больше всего мануфактур? Как Вы думаете – почему? 2. Что такое промышленный переворот? Когда он происходил в России? Какие социальные изменения он повлек за собой? 3. Назовите основные промышленные районы пореформенной России. 4. Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право? 5. Какие причины делали необходимым отмену крепостного права? 6. Какие общественные движения и организации второй половины XIX в. Вы можете назвать? Чьи интересы они выражали? 7. Какие архитектурные памятники и монументы были возведены в честь победы в войне 1812г.?    

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Отметьте особенности развития в России капиталистических отношений в первой половине XIX в.: а) не буржуазия, а прежде всего дворянство стремилось к капиталистическим отношениям; б) капиталистические отношения насаждались в известной степени сверху; в) буржуазия находилась в зависимости от государства; г) государство целенаправленно препятствовало развитию любых форм буржуазных отношений.  
2. Когда в России начался промышленный переворот: а) уже в последние годы царствования Петра I; б) во второй трети XIX в.; в) только с отменой крепостного права.  
3. Что составляло более 80% российского экспорта в XIX в.: а) изделия текстильной промышленности; б) предметы роскоши; в) сырье и продовольственные товары.  
4. Развитие промышленности в пореформенной России характеризовалось следующим: а) расцвет металлургической промышленности Урала; б) формирование новой металлургической базы в Донбассе; в) сокращение роста производства в пищевой и особенно в сахарной промышленности; г) значительный рост производства в пищевой и особенно в сахарной промышленности; д) активное строительство железных дорог; е) окончательное формирование основных промышленных районов; ж) исчезновение кустарного производства; з) сохранение кустарной промышленности, связанной с промышленным производством.  
5. Какое место занимала Россия среди европейских стран по потреблению хлеба на душу населения в конце XIX в.: б) первое место; в) находилось на четвертом месте, после Англии, Франции, Германии; г) последнее место.  
6. Когда и за какую сумму Россия продала Аляску и Алеутские острова США: а) в 1856г. за 9,6 млн. долларов; б) в 1867г. за 7,2 млн. долларов; в) в 1881г. за 10,5 млн. долларов.  
7. Какая из реформ 1861-1875гг. имела наиболее выраженный буржуазный характер: а) земельная; б) земская; в) судебная; г) городская.  
8. Как называлась первая декабристская организация: а) «Союз благоденствия»; б) «Союз спасения»; в) «Общество соединенных славян».  
9. Кто был главным идеологом «Теории официальной народности»: а) Николай I; б) М.М. Сперанский; в) А.А. Аракчеев; г) С.С. Уваров.  
10. Какая идея объединяла представителей всех течений – революционного народничества: а) крестьянский социализм; б) цареубийство; в) революционный террор.  
11. Какой известный русский журнал был основан А.С. Пушкиным: а) «Северная пчела»; б) «Современник»; в) «Вестник Европы»; г) «Московский телеграф»; д) «Отечественные записки».  
12. В каком году в Москве был заложен храм Христа Спасителя в память победы России над Наполеоном: а) в 1855г.; б) в 1812г.; в) в 1839г.  
13. Какую меру наказания за дисциплинарные проступки применяли в университетах к студентам при Николае I: а) карцер; б) запись в солдаты; в) исключение из университета; г) все вышеперечисленные.  
14. Как называется картина А.А. Иванова, которую он писал всю свою жизнь: а) «Явление Христа народу»; б) «Последний день Помпеи»; в) «Неравный брак».  
15. Какой русский царь дал всем священникам государственный оклад: а) Павел I; б) Александр I; в) Николай I; г) Александр II.  

 








Date: 2016-07-25; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию