Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика формирования единого российского государства.





 

Некоторые историки, особенно зарубежные, считают, что Русь периода монгольского нашествия являлась частью Золотой Орды, а с разложением ее Москва постепенно взяла управление ее территориями. Проводится мысль, что московская государственность по своей природе восточно-деспотического типа (Р. Пайпс. Россия при старом режиме).

Вряд ли можно согласиться с этой позицией. Яса Чингисхана (правовой кодекс монголов) на территории Руси не действовал. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках). Монголы не устранили русских князей, не создали собственной династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Ханские «баскаки» назначались периодически в отдельные места, не имели функций управления, а наблюдали за сбором дани. Русь сохраняла свою духовную основу – православие. Сначала языческая, а с XIV в. мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры. Следовательно, можно говорить, что Северо-восточная Русь не стала составной частью Золотой Орды, но определенные формы ее общественной организации влияли на формирование централизованного Московского государства.

В период золотоордынского ига трудности Северо-восточной Руси по-своему пыталась использовать римско-католическая церковь, которой удалось распространить свое влияние на юго-западные земли Руси, Галицко-Волынское княжество. В 1439г. на соборе во Флоренции была принята «уния» между католической и православной церквями. Этот союз римский папа навязал Руси под предлогом спасения Византийской империи от завоевания османами (турками). Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, по возвращении в Москву был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона. Этим было положено начало независимости русской православной церкви от Константинопольского патриарха. Провалился и замысел папы Римского путем «унии», политики экуменизма, содружества христианских религий (конфессий) постепенно заменить православную духовность на Руси на западно-католическую.

Конец XV в. историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени, эпохе Возрождения, завершению образования единых национальных государств. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси (южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии). Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казахским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами, Литвой и Польшей.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505гг.) и Василия III (1505-1533гг.). Окончательное свержение ордынского ига в 1480г. при Иване III позволило включить в состав Московского государства Тверь, Новгород, вятские земли, где вместе с русскими жили и другие народы. Образовалось многонациональное по составу государство, которое с конца XV в. стало называться Россией.

Это был выдающийся исторический акт. Обеспечивалась безопасность страны от внешних захватчиков, прекращались разорительные междоусобные войны, давался в условиях тогдашнего уровня производительных сил простор для развития хозяйства, торговли, культуры, происходило сближение на этой основе народов равнинного евразийского региона.

В XIV-XV вв. формируется великорусская народность со своим языком и культурой. Этот процесс стимулировал тягу людей одной православной веры, исторической судьбы к централизации, признанию воли сильного монарха. Москва становится признанной столицей нового государства. Происходят изменения в ее политической организации. Создается государственный аппарат, состоящий из верховной власти великого князя, боярской думы, приказов и наместников.

Боярская дума являлась важным политическим институтом, ограничивающим монархическую власть. Приказы – это государственные учреждения, ведающие определенными функциями управления. Формировались они Великим князем из бояр. Наместники – представители княжеской администрации в городах и уездах. Выдвигались они из родовитых бояр через своих слуг (по должности «тиунов») занимались сбором подати и пошлин, вершили судебную власть. За службу наместники получали «корм» - часть денежных доходов, собираемых для князя (отсюда: наместники – «кормленщики»).

Принятый при Иване III «Великокняжеский судебник» 1497г. стал первым кодексом Русского централизованного государства. Он усиливал верховную власть введением понятия «государственное преступление» (крамола), караемое смертной казнью, ограничивал произвол кормленщиков, устанавливал единообразие суда на территории всего государства, удовлетворял требования новых социальных групп: служилого дворянства и купечества. Судебник был направлен на закрепощение крестьянства установлением срока перехода – выхода к другому землевладельцу (обычно от дворян-помещиков к боярам-вотчинникам) только в «Юрьев день» и после уплаты «пожилого» – за пользование двором.

 







Date: 2016-07-25; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию