Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие черепа человека





Анатомия головы и шеи

 

учебное пособие по дисциплине

«Анатомия человека. Анатомия головы и шеи»

для студентов, обучающихся по

специальности 060105 – Стоматология

(очная форма обучения, второй курс)

 

Красноярск

УДК 611.91+611.93(075.8)

ББК 28.860

В 32

 

Вериго Л.И. Анатомия головы и шеи: учебное пособие для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060105 - Стоматология / Л.И. Вериго, Л.Ю. Вахтина, Н.П. Батухтина. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011. – 83с.

 

 

Учебное пособие «Анатомия головы и шеи» для студентов второго курса специальности «Стоматология» содержит сведения об особенностях развития костей мозгового и лицевого черепа, принципах иннервации образований головы черепными нервами, вариантной анатомии сосудов головы и шеи. Изложенный материал дает возможность углубленно изучить сложные вопросы и вариантную анатомию головы и шеи с точки зрения фило- и онтогенеза, что является актуальным для студентов специальности «Стоматология».

 

 

Рецензенты:

д.м.н.,профессор кафедрыоперативной хирургии и топографической анатомии КрасГМУ Н.С. Горбунов;

к.м.н., доцент кафедры стоматологии ИПО Р.Г. Буянкина.

 

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № 9 от 16.06.2011г.)

 

КрасГМУ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..4

I.Анатомия черепа……………………………………………………….4

1.1. Развитие черепа человека…………………………………………..4

1.2. Пространственная организация черепа……………………………9

1.3. Рост костей черепа в постнатальный период……………………..12

1.4. Структурные особенности костей черепа…………………………18

II. Анатомия черепно-мозговых нервов………………………………..28

2.1. I пара – обонятельный нерв………………………………………..30

2.2. II пара – зрительный нерв………………………………………….32

2.3. VIII пара – преддверно-улитковый нерв………………………….35

2.4. Группа глазодвигательных нервов………………………………..43

2.5. V пара – тройничный нерв…………………………………………47

2.6. VII пара – лицевой нерв……………………………………………52

2.7. Группа блуждающего нерва……………………………………….54

III. Вариантная анатомия сосудов головы и шеи……………………..62

3.1. Наружная сонная артерия………………………………………….62

3.2. Внутренняя сонная артерия…………………………………….….71

3.3. Особенности венозного оттока от органов головы и шеи……….74

IV. Лимфатическая система головы и шеи…………………………….78

Список литературы……………………………………………………...83

ВВЕДЕНИЕ

Череп – одна из самых сложных по строению и важных по значению частей скелета. Вид черепа всегда вызывал глубокие размышления. Он выступал как символ мудрости (умеренно большой и «квадратный»); по величине черепа судили об интеллекте; очень большой череп считался проявлением уродливости. Итальянец Чезаре Ломброзо связывал с формой и рельефом черепа задатки врожденной преступности.

Доказано, что размеры черепа коррелируют с размерами тела.

Череп – относительно молодая часть скелета. Он формируется на переднем конце туловища в связи с развитием головного мозга и органов чувств, т.к. именно передний конец попадает в новые условия внешней среды, а также служит опорой для висцеральных органов (начальные отделы пищеварительной и дыхательной трубок). Покровные кости образуются у предков современных костистых рыб путем срастания и видоизменения метамерных костных чешуй. В эволюции происходит срастание их костных чешуй, особенно резкий скачок в этом процессе связан с переходом к наземному обитанию. В результате формируются крупные кости свода и основания черепа.

У позвоночных в ходе эволюции, то есть в филогенезе, череп последовательно проходит три этапа:

I – соединительнотканные оболочки вокруг головного мозга у круглоротых. Это перепончатый череп.

II - хрящевой череп у рыб, который изучается на примере акулы как древнейшей представителницы этого класса. Это так называемый примордиальный череп (primus –первый, ordos – порядок).

III – костный череп.

Онтогенез черепа у человека не во всех деталях повторяет процесс филогенеза, а имеет ряд отличий. В онтогенезе черепа человека определяется повторение признаков предков в той же последовательности, в какой они появлялись в филогенезе (А. Н. Северцев, 1939). Поэтому в эмбриональном развитии человека выявляются костные элементы черепа, присущие низшим позвоночным в виде отдельных точек окостенения, сливающихся между собой во внутриутробном или постнатальном периодах (количество точек окостенения соответствует числу чешуй, которые являются прообразами костных фрагментов).

 

I. АНАТОМИЯ ЧЕРЕПА

Развитие черепа человека

 

По развитию (исходному материалу), по механизмам остеогенеза, так и в связи с функциями, череп человека делят на два отдела: мозговой – нейрокраниум и лицевой – висцеральный.

Хронологически развитие черепа выглядит следующим образом.

Сначала развивается та часть черепа, где формируется головной мозг, т.е. нейрокраниум. Этот процесс приходится на вторую неделю эмбриогенеза.

Нейрокраниум, в свою очередь, подразделяется еще на 2 части: свод (крыша) и основание черепа. Основание черепа – более древнее образование и проходит в развитии все три стадии соответственно филогенезу: перепончатую (соединительнотканную) --- хрящевую ----- костную, о чем будет сказано ниже.

Свод, или покровный череп (верхняя и боковые его стенки) развиваются вслед за ускоренным ростом головного мозга. Поскольку этот процесс (формирование мозговых пузырей) сдвинулся на ранние этапы эмбриогенеза, то хрящевой череп мешал бы этому процессу и тогда кости свода черепа, минуя стадию хряща, окостеневают десмогенно, то есть на базе соединительной ткани.

В последнюю очередь на вентральной стороне переднего конца туловища зародыша (будущая голова) формируется лицевой (висцеральный) череп.

Рис.1. Развитие черепа.

1 – носовая капсула, 2 – зрительная капсула, 3 – слуховая капсула, 4 – парахордальный хрящ, 5 – chorda dorsalis, 6 – trabeculae cranii.

Развитие мозгового отдела черепа начинается, как сказано, со 2-й недели эмбриогенеза из мезенхимы, которая скапливается вокруг переднего отдела нервной трубки (будущий задний мозг) (рис.1). Это перепончатая соединительнотканная стадия – десмокраниум, преообразующаяся в дальнейшем в свод черепа и сохраняющаяся после рождения в виде родничков. Первые точки окостенения в перепончатой ткани определяются на 7-й неделе эмбриогенеза.

Со 2-го месяца эмбриогенеза из материала сегментированной мезодермы, то есть из склеротомов 3-4-х пар головных сомитов, которые сливаются вокруг переднего конца хорды, получает дальнейшее развитие основание черепа. По сути, материал основания черепа является продолжением позвоночного столба, но теряет сегментарность. На месте соединительной ткани с вентральной стороны вокруг переднего конца появляются парахордальные хрящи; впереди хорды – прехордальные хрящи, а также хрящевые футляры для органов чувств (носовые, зрительные и слуховые капсулы). Все хрящевые закладки сливаются, образуя при этом хондрокраниум. Он соответствует основанию мозгового черепа. Свод черепа на этой стадии остается перепончатым.

Со второй половины 2-го месяца эмбриогенеза происходит окостенение как хрящевого основания черепа (8-ая неделя), так и перепончатого свода (7-ая неделя), т.е. формируется костный череп – остеокраниум. Процесс окостенения совершается в строгой последовательности. Точки окостенения появляются в определенные сроки внутриутробного развития плода как в хрящевых, так и в перепончатых закладках будущих костей. Кости, развивающиеся из хряща, имеют, как правило, больше точек окостенения, чем перепончатые кости, так как филогенетически они образуются из нескольких элементарных костей. Общее число точек окостенения в мозговом черепе – от 41 до 49. Большинство точек окостенения сливаются до рождения в отдельные кости, поэтому у новорожденных в составе мозгового черепа только 20 окостенений. После рождения срастаются половины лобной кости, части затылочной, височной и клиновидной костей и у ребенка 6-7 лет уже полностью сформированы все 8 типичных костей мозгового черепа. Распространяясь в глубину и по поверхности, центры окостенения сливаются друг с другом, образуя наружную и внутреннюю компактные пластинки, а между ними формируется губчатое вещество.

Лицевой отдел черепа развивается из жаберных дуг (рис.2). Процесс достаточно сложен. К 4-й неделе эмбриогенеза из-за растущего головного мозга передний конец туловища зародыша увеличивается в объеме – это так называемый лобный отросток.

По обеим сторонам от него, сверху вниз, то есть в кранио-каудальном направлении, образуются выступы эктодермы – это жаберные дуги, а углубления между ними – жаберные карманы. Их 5 пар. Наружный контур дуг, как говорилось, образован эктодермой, а расположенная под ней энтодерма выпячивается навстречу эктодерме. Между экто- и энтодермой расположена мезенхима, но в участках жаберных карманов (перепонок) нет мезенхимальной прослойки. У водных животных в участках перепонок возникают отверстия – щели для циркуляции воды.

Для человека жаберные дуги и щели – это переходные образования. Щели функционируют несколько часов и должны закрыться. Если этого не случается, то ребенок рождается с перфорацией жаберных щелей – это врожденные свищи шеи (fistulae coli congenitae). Из жаберных карманов развиваются бранхиогенные эндокринные железы. Жаберные же дуги преобразуются в ряд важных органов.

Лобный отросток делится сначала на 3, а затем на 5 частей, между которыми располагаются обонятельные ямки (входные носовые отверстия) и глазницы.

 

 

Рис. 2. Схема взаимоотношения производных жаберных дуг.

Жаберные дуги: 1 – первая, 2 – третья, 3 – четвертая, 4 – пятая, 5 – вторая.

 

Срединная непарная часть лобного отростка называется носовым отростком и участвует в образовании верхней губы (ее желобок).

I жаберная дуга горизонтальной щелью делится на два отростка: верхнечелюстной и нижнечелюстной, растущих навстречу друг другу. При слиянии верхнечелюстных и лобного отростков образуется верхняя губа, состоящая, таким образом, из трех частей. Горизонтальные части верхнечелюстных отростков, срастаясь, образуют твердое небо. Твердое небо – новое образование в черепе млекопитающих, в том числе и человека. Оно создает вакуум в полости рта при сосании и предотвращает заброс пищи в дыхательные пути. Несращение горизонтальных пластин верхнечелюстных отростков приводит к аномалии развития – расщелине твердого неба («волчья пасть»), а несращение верхнечелюстных отростков с лобным – к расщелине верхней губы («заячья губа»). Нижнечелюстные отростки I жаберной дуги также растут в горизонтальной плоскости навстречу друг другу и сливаются, образуя непарную кость – нижнюю челюсть. При патологии развития нижняя челюсть остается как бы рассеченной.

Следующим этапом на месте ротовой щели формируется ротовое отверстие. С латеральных сторон по направлению к центру верхне- и нижнечелюстные отростки I жаберной дуги срастаются между собой на определенном расстоянии. Если этого не происходит, формируется поперечная щель лица; недостаточное сращение отростков приводит к макростомии (слишком большая ротовая щель). Напротив, чрезмерное по длине смыкание отростков приводит к микростомии и, как крайний аномальный вариант – к атрезии рта (полное сращение челюстных отростков).

Таким образом, в формировании лица в большей степени принимают участие лобный отросток и I жаберная дуга. Из лобного отростка образуются: сошник, перпендикулярная пластинка решетчатой кости (вместе они формируют перегородку полости носа), лабиринты решетчатой кости, носовые и слезные кости. Следует отметить, что главным фактором роста верхней части лица в высоту и глубину служит хрящ перегородки носа, который подобен по роли эпифизарным хрящам длинных костей посткраниального скелета (В.С.Сперанский, 1988). Это еще раз подчеркивает роль носовой капсулы в формообразрвании мозгового черепа, и лица в частности. Как обонятельный мозг служит толчком к развитию больших полушарий, так и вместилище периферического звена обонятельного анализатора дает толчок к развитию лицевого черепа. Параллельно с носовой капсулой начинают свое развитие параназальные пазухи, также способные влиять на изменения пропорций лица.

Из I жаберной дуги образуются: верхние челюсти, скуловые кости, небные кости, медиальные пластинки клиновидной кости, нижняя челюсть, а также две слуховые косточки – молоточек и наковальня.

Кроме костных образований черепа, из I жаберной дуги развиваются мышцы (в частности группа жевательных мышц), сосуды (челюстные, лицевые и височные ветви наружной сонной артерии) и нервы (тройничный нерв).

Из II жаберной дуги развиваются стремечко, шиловидный отросток височной кости и маленькие рожки подъязычной кости, а также группа мимических мышц и мышцы «анатомического букета», язычные и глоточные артерии, лицевой нерв и вестибулярно-слуховой нерв.

Из III жаберной дуги формируются тело и большие рога подъязычной кости, мышцы подъязычной группы, внутренние сонные артерии, языкоглоточный нерв. Таким образом, деление черепа на три отдела отражает не только эволюционный процесс, но и имеет морфо-функциональную обусловленность, как то: а) причины, послужившие толчком к развитию того или иного отдела; б) исходный материал для формирования костей; в) механизмы остеогенеза, имеющего локальные особенности.

Материал IV и V жаберной дуг идет на развитие хрящей гортани, мышц и сосудов шеи, блуждающего и добавочного нервов.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что кости свода черепа развиваются на остове соединительной перепончатой ткани, т.е. десмогенно. Кости основания черепа формируются на основе хряща, т.е. хондрогенно. Кости лицевого черепа в большинстве образуются на основе соединительной ткани (десмогенный остеогенез), но это рыхлая, а не перепончатая соединительная ткань. Как сказано выше, между костями лицевого черепа определяется рыхлая соединительная ткань – производное эмбриональной мезенхимы, которая является источником формирования всех костей лицевого черепа, за малым исключением: решетчатая кость и нижние носовые раковины окостеневают на базе хряща, т.к. смещаются на лицо с основания черепа.

 

Таблица 1.

 

Развитие черепа

 

Отделы черепа Факторы формирования Источники развития Механизм остеогенеза
Мозговой отдел черепа Свод черепа 1.Растущий головной мозг 2. Внутричерепное давление 3. Действие мягких тканей Десмогенный остеогенез с 7-ой недели эмбриогенеза из перепончатой мозговой капсулы 1.Краевой аппозицирнный рост в продольном и поперечном направлениях 2. Поверхност-ный ремодели-рующий рост, обуславливаю-щий толщину и кривизну костей
Основа-ние черепа 1. Развитие органов чувств 2. Тяга мышц 3. Межорганные взаимодействия с сосудами и нервами 4. Формирование зубо-челюстного аппарата 5.Развитие головного мозга Хондрогенный остеогенез с 8-ой недели эмбриогенеза на базе пре- и парахордальных хрящей. Преобладает рост костей путём ремоде-лирования.
Лицевой отдел черепа 1. Развитие органов чувств 2. Опора для висцеральных органов 3. Действие мягких тканей 4. Формирование зубо-челюстного аппарата Десмогенный остеогенез из материала мезенхимы жаберных дуг. Преобладает рост костей путём ремоделирования, причём не только поверхностный, но и внутрикостный (параназальные пазухи).

 

 

Date: 2016-07-25; view: 1618; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию