Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голубое (синее) стекло
Прозрачное стекло Прозрачное стекло, прежде называвшееся «флинтглас», получают из соды, извести и кремния. Тот же состав используется в качестве основы для производства стекла всех остальных цветов. Как правило, составные части используются в следующей пропорции: • окись кремния (SiО2) из песка высокой чистоты — 72%; • известь (СаО), полученная из известняка (карбоната кальция) — 12%; • сода (Na2О), полученная из кальцинированной соды — 12%; оксид алюминия (А1203), присутствующий в некоторых других видах сырья, а также в пералюминиевых материалах типа полевого шпата; • оксид магния (MgO) и поташ (К2О) обычно не добавляют специально, но они входят в состав других ингредиентов. Стеклобой, то есть битое стекло, идущее на переработку и добавляемое в стеклянную шихту, позволяет сократить количество других ингредиентов. Бледно-зеленое стекло («полубелое») В случае применения менее чистых материалов возрастает содержание железа (Fe2О3), и получаемое стекло получается бледно-зеленым. Чтобы добиться более насыщенного сине-зеленого цвета, добавляют оксид хрома (Сг2О3). Темно-зеленое стекло Темно-зеленый цвет получают также путем добавления оксидов хрома и железа. Янтарное (до коричневого) стекло Янтарное стекло обычно получают плавлением состава, содержащего оксид железа, в условиях сильнощелочной среды с внесением углерода. Янтарное стекло обеспечивает защиту от УФ-излучения и хорошо подходит для светочувствительных пищевых продуктов и напитков. Голубое (синее) стекло Для получения голубого (синего) оттенка в стекло с низким содержанием железа добавляют кобальт. Почти все виды цветного стекла можно произвести либо путем специальной обработки в печи, либо окрашиванием в выработочной части стекловаренной печи. Второй вариант более дорог и приводит к повышению себестоимости изделий, так что такие бутылки не подходят для розлива большинства безалкогольных газированных напитков (относительно дешевых).
2 Преимущества стеклотары
Стеклотара — это вполне современный тип упаковки, обладающий явно выраженными преимуществами, среди которых можно упомянуть следующие. Имидж высококачественного продукта. Проводимые собственниками брендов исследования потребительских предпочтений убедительно свидетельствуют, что покупатели ассоциируют стеклянную тару с высоким качеством упакованного в нее продукта, так что они готовы приобретать продукт в стеклянной емкости по более высокой цене (особенно это касается определенных групп продуктов, в частности спиртных напитков и настоек). Прозрачность. Это явное преимущество стеклянной тары, поскольку во многих случаях (например, при приобретении переработанных овощей и фруктов) потребителю важно видеть расфасованный продукт. Текстура поверхности. Большинство стеклянных емкостей имеют гладкую поверхность, но существуют и другие ее варианты. Вся поверхность стекла может быть шероховатой с эффектом «инея», на его поверхность могут быть нанесены изображения (например, буквы или герб) и т. п. Эти особенности предусматриваются на стадии разработки форм, но можно применять и травление поверхности кислотой. Цвет. Как мы уже отмечали, получение стекла разного цвета можно обеспечить путем подбора соответствующих ингредиентов. Кроме того, существует специальное оборудование для производства небольших партий стеклотары необычных цветов, например, разработанная компанией Штольцле (Stolzle) система окрашивания в питателе (фидере) [4]. Возможности декорирования, в том числе нанесения печати, порошков, цветных рукавных и других этикеток, в том числе на основе полимерных пленок. Непроницаемость. С практической точки зрения используемая для упаковки пищевых продуктов стеклотара может считаться непроницаемой. Химическая стойкость. Стекло химически стойко к воздействию всех видов пищевых продуктов, как жидких, так и твердых, и не имеет запаха. Разнообразие форм. Для большей узнаваемости продукта или бренда зачастую используют особую форму стеклянных контейнеров. Возможность тепловой обработки. Стекло термостойко, благодаря чему становится возможным фасование продукции в горячем виде, а также тепловая обработка (стерилизация и пастеризация) пищевых продуктов в стеклянных контейнерах. Возможность использовать стеклотару в микроволновой печи. Стекло пропускает микроволновое излучение, благодаря чему потребитель может разогревать продукт непосредственно в упаковке. В целях безопасности рекомендуется перед разогревом снять с упаковки крышку (некоторые крышки можно оставить прикрывать контейнер так, чтобы продукт не разбрызгивался в микроволновой печи). В настоящее время существуют технологии, открывающие крышки контейнера в микроволновой печи даже в тех случаях, когда они не были предварительно открыты потребителем. Возможность укупорки с индикацией несанкционированного вскрытия. Стеклянный контейнер невозможно проколоть иглой и влить какое-либо постороннее вещество. Для безопасной укупорки крышки контейнеров достаточно обтянуть термоусадочной пленкой или снабдить их специальной пластмассовой полоской, не позволяющей откупорить емкость без разрыва этого предохранительного ободка. Стеклотару зачастую укупоривают путем закатывания готовыми металлическими крышками, которые легко снабдить защитой от несанкционированного вскрытия. Простота открывания. Стеклянные емкости благодаря их жесткости открывать легче, чем пластмассовые, причем вероятность смещения крышки при укупорке меньше (следует признать, что иногда открыть крышку банки с консервированным под вакуумом продуктом бывает непросто). Открывание стеклянных контейнеров существенно упростилось благодаря разработке специальных смазывающих составов для прокладок, совершенствованию технологии нанесения составов для обработки поверхности стекла, а также более тщательному контролю наполнения и тепловой обработки. Вместе с тем для обеспечения требуемого срока годности необходимо предусмотреть надлежащий крутящий момент для открывания — в этом случае обеспечивается необходимая степень разрежения в емкости, а крышка в процессе обработки и транспортировки самопроизвольно не откроется. Защита от УФ-излучения. Защиту продукта от воздействия ультрафиолетового излучения обеспечивает янтарное стекло (частичную защиту от него в некоторых случаях может обеспечивать и зеленое стекло). Прочность. Несмотря на то что стекло — материал довольно хрупкий, стеклянные контейнеры очень прочны к вертикальной нагрузке, что существенно упрощает работу со стеклотарой при фасовании и транспортировке. Хотя стеклянные емкости по сравнению с контейнерами из полимерных материалов характеризуются большей массой, они позволяют существенно снизить затраты на транспортировку и хранение. Стеклянные емкости выдерживают большие вертикальные нагрузки при минимальной вторичной упаковке. Стекло — материал относительно эластичный, способный при ударе до определенной степени поглощать энергию. Ударопрочность стекла можно повысить с помощью специальных методов производства стеклотары. Гигиеничность. Поверхность стекла легко смачивается и высушиваются при мойке и очистке перед фасованием пищевых продуктов в стеклотару. Экологические преимущества. Стеклянные емкости являются многоразовой упаковкой и пригодны для вторичной переработки. Значительно сократить массу стеклянных контейнеров позволяют инновации в их конструкции, технологии производства и применении. Непроницаемость стеклотары и ее совместимость с пищевыми продуктами Безопасность. Исследования процессов миграции веществ из стекла и в стекло показали, что применительно к пищевым продуктам его можно считать инертным, а с точки зрения гигиены и здоровья потребителей стекло считают наиболее оптимальным материалом для упаковывания пищевых продуктов и напитков. Совместимость с пищевыми продуктами.Важным свойством стеклотары является то, что она позволяет длительно хранить жидкие и твердые пищевые продукты, не оказывая при этом негативного влияния на их качество, вкус и аромат. Приемлемость для потребителей. Результаты маркетинговых исследований свидетельствуют, что потребители ассоциируют стеклянную упаковку с высоким качеством расфасованных в нее продуктов. Так, фирма The Design Engine провела по заказу компании Rockware Glass маркетинговое исследование [7], позволившее выделить пять важнейших характерных преимуществ стеклотары для упаковывания пищевых продуктов, а именно: • эстетическая привлекательность; • ассоциация с высоким качеством упакованного продукта; • сохранение вкуса продукта; • возможность видеть продукт с соответствующим пробуждением аппетита; • возможность повторной укупорки.
3 Требования к конструкции и характеристикам стеклотары Общая концепция и конструкция бутылки Ведущие производители стеклотары обладают современными конструкторскими бюро и системами разработки изделий, позволяющими сконструировать такие виды упаковки, которые при соблюдении рекомендуемых правил и методов организации производства удовлетворяли бы требованиям брендинга, производства, фасования и дистрибьюции. В настоящее время бренд-менеджер или технолог по упаковке всегда может привлечь соответствующих специалистов и найти необходимые данные для изготовления красивого, удобного контейнера для пищевых продуктов нужной себестоимости и качества. На стадии разработки упаковки требуется знать особенности расфасовываемого продукта и условия экслуатации фасовочной линии. Необходимо располагать следующей информацией: · о типе и плотности расфасовываемого продукта; · о степени карбонизации продукта (в случае необходимости); · о типе системы укупорки и типе горлышка стеклотары; · о дозировке фасуемого продукта; · о типе системы розлива (наполнения) — горячий розлив с последующим охлаждением, горячий розлив с последующей пастеризацией, розлив при комнатной температуре с последующей стерилизацией, а также их любые сочетания; · о необходимости использования специальных градуированных по объему емкостей; · о планируемом способе фасования (по объему, вакуумному и т. п.); · о размере и диаметр наполнительной трубки; · о планируемом способе использования стеклотары (одно- или многоразовой); · о скорости фасовочной линии (линии розлива), бут./мин; · о силах соударений стеклотары на производственной линии — для сверхлегких банок и бутылок скорость транспортера не должна превышать 64 см (25 дюймов) / с; · о типоразмерах поддонов и паллет, используемых при транспортировке и складировании; · о типах используемых депаллетизаторов (со сдвигом рядов или с их захватом). Опираясь на эти сведения, производитель стеклотары сможет подобрать подходящие варианты конструкции венчика и пробки (крышки), определить требуемый тип обработки поверхности, тип групповой (транспортной) упаковки, а также погрузочно-транспортного оборудования и приспособлений. По возможности следует стремиться к тому, чтобы размеры стеклотары соответствовали типоразмерам поддонов (паллет), поскольку выступы стекла за пределы поддона ведут к бою стекла при транспортировке, а если стеклотара не доходит до края поддона, ее труднее оборачивать стретч- или усадочной пленкой и стеклотара будет менее устойчивой. Отдельные стянутые лентой групповые упаковки бутылок и банок обеспечивают возможность обеспечения эффективной системы поставок точно в указанные сроки и минимизацию требуемых товарных запасов. В настоящее время предъявляются все более высокие требования к упаковочным материалам. Хорошо известно, что потребитель воспринимает стеклянную тару как символ высокого качества товара. Такая эмоциональная связь потребителя с брендом особенно важна для торговли пищевыми продуктами и напитками. Если добавить к этому возможность придавать стеклу неповторимую форму и широкие возможности декорирования, то станет понятно, почему разработчики упаковки предпочитают работать со стеклом. Вместе с тем их свободу в выборе конструктивных решений ограничивает необходимость учета скорости фасовочных линий и экономики производства. Мелкосерийное производство. При выпуске продуктов небольшими партиями, а также при производстве особых или ограниченных их партий конструктор стеклотары располагает достаточной свободой, поскольку такая продукция выпускается обычно на линиях с ручным управлением или на полуавтоматических линиях. Такие бутылки могут производиться на однокапельных стекольных машинах, позволяющих получить высокое соотношение объема и массы упаковки (+0,8). Производство обычных партий. При производстве более крупных партий продукции у разработчика стеклотары свободы в решениях меньше, так как здесь большое значение имеют возможность фасования на автоматических фасовочных линиях, а также вопросы логистики и транспортной тары. Такие стеклянные емкости производятся на более крупных двухкапельных машинах, позволяющих получить соотношение объема и массы упаковки около 0,6-0,7. Крупносерийное производство. При разработке стеклянной упаковки для очень больших партий продукции (часто это пищевые продукты ведущих брендов, реализуемые в разных странах) конструктор стеклотары ограничен строгими рамками — такая упаковка должна быть пригодна к использованию на высокоскоростных линиях розлива (от 1000 бут./мин). Такие бутылки производят на наиболее крупных двух- и трехкапельных машинах (оборудовании для формования емкостей с узким горлышком с последующим выдувом), а соотношение объема упаковки и ее массы составляет всего 0,5. В ходе полного цикла разработки формируется некий спектр основных вариантов конструкций и приводятся практические оценки возможных затрат и условий реализацией каждого из них. Тем самым все варианты конструкции всестороннее анализируются, после чего наиболее удачные из них через некоторое время мы видим в магазинах. Эскизный проект (общее решение). Коллектив, работающий над разработкой нового вида стеклянной тары, основное внимание уделяет на тех ее свойствах, которые должны служить прежде всего продвижению данного бренда. На основе бренд-анализа они добиваются того, чтобы упаковка максимально эффективно отражала заложенные в этом бренде ценности и его позиционирование (как по месту реализации, так и в ходе ее использования конечным потребителем). Разработчики эскизного проекта имеют возможность тесно сотрудничать с дизайнерской службой фирмы-заказчика, содействуя работе дизайнеров и предлагая на рассмотрение широкий круг вариантов, подчеркивая одновременно практические последствия выбора того или иного решения. Это позволяет на самых ранних стадиях разработки принимать реалистичные, взвешенные решения. Конструирование изделия. Получив компьютерные данные от группы разработчиков эскизного проекта (или от дизайнерского бюро), разработчики изделия проводят ряд испытаний, направленных на проверку соответствия проекта особенностям применения тары. К таким испытаниям относятся анализ возникающих напряжений (подтверждающий, например, выдержит ли укупоренная емкость давление карбонизации газированного напитка), испытание эксплуатационных свойств на фасовочно-упаковочной линии, а также испытания на удар, определяющие риск сбоев на линии розлива. Кроме того, емкости испытывают на вертикальное сжатие при штабелировании и транспортировке. После завершения испытаний составляют подробное описание технических свойств данной конструкции и создают трехмерную компьютерную модель, которая затем используется для создания точных копий, которые применяются в маркетинговых исследованиях и представляется на утверждение как новое решение стеклянной упаковки.
Разработка пресс-формы. Разработчики пресс-форм отражают технические свойства данной емкости в виде пресс-формы, с помощью которой она будет воспроизводиться партиями в миллионы штук. Разные заводы используют разные виды пресс-форм и технологий. В настоящее время при производстве стеклотары требуется соблюдение очень высокой точности, что непосредственно сказывается на качестве продукции. Для контроля всех аспектов разработки и обеспечения точности воспроизводства образца стеклянной емкости создают компьютерную модель производимого изделия. После этого конструкторское решение готово для передачи его изготовителям пресс-форм. Производство. Информация о качестве каждой партии изделий передается группам разработчиков упаковки и пресс-форм. Это позволяет обеспечить применение оптимальных методов проектирования новых видов упаковки и позволяет разработчикам следить за инновациями в области производства пищевых продуктов и напитков и конструировании фасовочно-укупорочных линий. На этом полный цикл разработки бутылки (банки) завершается.
Должное отношение к обращению со стеклотарой Приемка партий стеклотары. Как правило, стеклотара поставляется на пищевые предприятия в паллетах, обернутых термоусадочной пленкой. В ходе приемки следует убедиться в отсутствии проколов и дыр в пленке, а также в отсутствии на поддоне стеклобоя. Дефектные паллеты приемке не подлежат, и поставщику направляется соответствующее уведомление на возврат. Хранение стеклотары на предприятии. Высота штабелирования поддонов со стеклотарой не должна превышать шести ярусов; перемещать поддоны следует осторожно, не допуская сдвига бутылок или банок на них. Вилы автопогрузчика желательно закрыть специальной защитой, исключив тем самым возможность их контакта со стеклом. Если на линии розлива применяется продувка новых бутылок струей воздуха, пустая стеклотара должны храниться только в закрытых помещениях. Паллеты с остатками стеклобоя не должны допускаться в зону розлива. Депаллетизация. После использования той или иной паллеты необходимо регистрировать время депаллетизациии и номер партии стеклотары. Полимерную пленку вокруг паллеты следует вскрывать осторожно, так, чтобы не повредить стеклянные бутылки или банки, а лезвия не используемых при этом ножей должны быть закрыты чехлами. Прокладки между слоями (ярусами) банок и бутылок на поддоне необходимо извлекать так, чтобы осколки с них не могли попасть в ниже расположенные банки или бутылки. Любой случай стеклобоя должен документально регистрироваться; кроме того, необходимо обеспечить наличие приспособлений для быстрой уборки осколков, исключив их дальнейшее рассеивание. Способы мойки и очистки · Продувка струей воздуха. Стекло при этом должно быть выдержано при необходимой температуре — это позволит избежать образования конденсата на внутренней поверхности, который может препятствовать удалению картонной крошки и пыли. Следует следить за давлением сжатого воздуха, чтобы частицы пыли не оставались в воздухе и не оседали бы затем обратно. · Ополаскивание водой онлайн. При горячем розливе температура воды для ополаскивания должна быть такой, чтобы избежать растрескивания стекла от резких перепадов температур при розливе, которые не должны превышать 60 °С. · Системы мойки возвратных бутылок. В зоне подачи бутылок в бутылкомоечную машину необходимо контролировать степень предварительной очистки бутылки. Оставлять бутылки на замачивание на ночь нельзя, так как в дальнейшем это может существенно снизить прочность бутылки и нарушить нанесенное на нее покрытие из-за реакции со щелочным моющим раствором. При горячем розливе необходимо обеспечить достижение стеклотарой необходимой температуры, предотвратив тем самым растрескивание из-за резкого перепада температур при розливе. Розлив/фасование. Инструкции по проведению мойки и очистки должны быть вывешены на видном месте так, чтобы персонал линии розлива/фасования четко знал последовательность действий в случае боя стеклотары и необходимость регистрации всех подобных случаев. При этом важно обеспечить требуемую степень очистки наливного клапана (фасовочной насадки) путем сплошной мойки так, чтобы бой стекла не попал в следующие бутылки (банки). Уровень наполнения стеклянной тары должен соответствовать действующим отраслевым стандартам. Укупорка. Инструкции по проведению мойки и очистки в случае боя стекла в укупорочной машине должны быть вывешены на видном месте, а все подобные случаи должны надлежащим образом регистрироваться. Через определенное время необходимо контролировать крутящий момент при навинчивании крышки и степень разрежения, а для бутылок с газированными напитками — и надежность крепления пробки. Пастеризация и стерилизация. Чтобы исключить растрескивание стекла при перепаде температур при охлаждении водой после пастеризации или стерилизации, он не должен превышать 40 °С. В идеале температура емкости после охлаждения должна быть 40 °С, что позволит крышкам (пробкам) остаться сухими и предотврапЬп появление ржавчины на металлических крышках (пробках). Кроме того, возможность их ржавления минимизируется благодаря устранению воды с крышек (пробок) системой «воздушных ножей» (ракелей). Этикетирование. При использовании самоклеющихся этикеток с поверхности стекла следует удалить все следы конденсата, обеспечив тем самым оптимальные условия для наклеивания. Клеящие вещества не следует менять без предварительного согласования с поставщиком стеклотары, поскольку новый адгезив может негативно сказаться на свойствах поверхности стекла. Дистрибьюция. Стеклотару необходимо располагать на подложке поддона (как правило, пластиковой или из гофрокартона) так, чтобы при транспортировке емкости не смещались; термоусадочная пленка должна быть натянута плотно, а маркировка партии нанесена правильно и хорошо читаться. Складирование. Паллеты с расфасованным продуктом следует штабелировать очень аккуратно, исключив избыточную нагрузку на отдельные участки, — это может привести к разрыву уплотнительных прокладок крышек (пробок) и, соответственно, отбраковке упаковок. Менеджмент качества. Описанные в данной главе процедуры «правильной управленческой практики» при разработке, производстве, фасовании (розливе), укупорке, тепловой обработке (при ее использовании), хранении и дистрибьюции пищевых продуктов и напитков в стеклянной таре были разработаны в целях обеспечения высокого качества продукции и ее безопасности для потребителя. Их применение свидетельствует о «должном отношении» персонала к выполнению этих целей. Очень важно, чтобы все процедуры были четко прописаны, чтобы проводилась соответствующая профессиональная подготовка персонала и чтобы регулярно проводился контроль соблюдения предписанных норм. Фирмы могут засвидетельствовать свое «должное отношение» в виде сертификации по стандартам системы менеджмента качества, в частности, по ISO 9000. В Великобритании совместными усилиями консорциума предприятий розничной торговли (BRC) и Института Упаковки (ЮР) были разработаны «Технические стандарты и протокол» (Technical Standard and Protocol, см. раздел «Дополнительная литература»), который может быть интегрирован в процедуры, предусмотренные стандартами серии ISO 9000. Указанный консорциум BRC — это отраслевое объединение, представляющие интересы около 90% предприятий розничной торговли Великобритании, а Институт упаковки — это профессиональное объединение специалистов упаковочной промышленности, образованное в 1947 г., одна из целей которого — профессиональное обучение сотрудников предприятий упаковочной промышленности. В соответствии с указанными «Техническими стандартами и протоколом» фирмам следует: · внедрить систему НАССР; · применять документально оформленную систему управления производством; · разработать и придерживаться стандартов предприятия, технических условий на изделия и технологических режимов, обеспечив удовлетворение потребностей персонала в профессиональном росте. Экологические характеристики
Повторное использование Стеклотара для пищевых продуктов может быть многоразовой, однако в Великобритании широко распространен сбор пустых бутылок только из-под молока, доставляемого в бутылках на дом. В разных регионах число оборотных циклов одной емкости может быть очень разным, но в среднем одна бутылка используется 12 раз, и хотя в 1990-х гг. объемы доставки молока на дом быстро снижались, система повторного использования стеклотары достаточно распространена. Повторное использование стеклянных бутылок и банок также распространено в системе торговли и общественного питания, где посетителям подают напитки.
Вторичная переработка стекла Стекло является одним из наиболее удобных для вторичной переработки материалов, поскольку его можно измельчать, переплавлять и вновь бесконечное количество раз придавать необходимую форму, не ухудшая при этом структуру материала. Стекло — единственный упаковочный материал, сохраняющий после вторичной переработки все свои свойства. При использовании вторичного сырья (стеклобоя) в производстве новой стеклотары вместо первичного, можно сократить: · потребности в добыче и транспортировке сырья; энергопотребление при получении расплава стекла; · выбросы вредных газов в атмосферу; · количество твердых отходов, направляемых на свалки. Для вторичной переработки стекла его необходимо собрать. В Великобритании потребители выбрасывают использованные стеклянные емкости в специальные контейнеры. В настоящее время удается собирать для вторичной переработки около 600 ООО т стекла/г., и чтобы Великобритания достигла намеченных ЕС показателей по вторичной переработке стекла, составленные с учетом нынешнего объема выбрасываемого стекла, это количество необходимо значительно увеличить. В настоящее время стеклотара в среднем на 33% состоит из вторичного сырья, причем для зеленых бутылок и банок эта доля больше, чем для прозрачных, и отражает соотношение прозрачных и зеленых емкостей, выбрасываемых населением. В емкостях из зеленого стекла содержится до 85-90% вторичного сырья. Снижение массы стеклянной тары В 1992-2002 гг. масса стеклянных емкостей уменьшилась в среднем на 40-50% (по данным фирмы Rockware Glass), но это в среднем. Некоторые собственники брендов (например, алкогольных напитков) по-прежнему предпочитают более тяжелые бутылки, из-за чего успехи, достигнутые стекольной промышленностью в деле снижения массы упаковки, зачастую принижаются. Стеклотара как инструмент маркетинга Стеклянная упаковка может способствовать созданию уникального имиджа бренда и узнаваемости продукции благодаря: · креативности в разработке формы емкости и текстуры ее поверхности; · красивому декорированию (нанесению печати, травлению и покрытиям); этикетированию — как с помощью традиционных этикеток, так и рукавных из термоусадочной полимерной пленки. Стеклу можно придать самую разную форму, что облегчает создание привлекательной выкладки изделий на прилавке или витрине. Банки могут выглядеть так, что их вполне можно сервировать на столе; кроме того, их можно снабжать приспособлениями для облегчения открывания и использования содержимого, а конструкция бутылок может быть изменена с учетом меняющихся привычек употребления напитков. С помощью этикеток из полимерных материалов на прозрачной клеевой основе можно создать эффект «отсутствия этикетки» на стеклянной емкости. Жесткие допуски при производстве стеклотары и готовых емкостей обеспечивают их соответствие требованиям ЕС относительно точности фасования (объема наполнения), а также потерь продукта вследствие избыточного наполнения бутылки (банки) или расширения емкости. К последним инновациям относятся применение металлизации, термо- и фото- хромных покрытий, УФ-активируемых флуоресцентных и прозрачных красок, а также возможность применения тиснения, фольгирования и материалов с голографическим или бархатистым эффектом. Все эти технологии не исключают возможности нанесения лазерным принтером маркировки, позволяющей отслеживать партии продукции.
4 Тепловая обработка пищевых продуктов в стеклянной таре
Стеклянная тара позволяет осуществлять стерилизацию или пастеризацию продуктов как холодного, так и горячего фасования (розлива). При обеспечении необходимого объема свободного пространства над продуктом, а также при соблюдении основных правил по предотвращению растрескивания от перепада температур никаких проблем не возникает. При горячем розливе напитков при температуре 85 °С с последующим охлаждением необходимо, чтобы свободное пространство над продуктом составляло не менее 5%, а при холодном розливе, после которого проводится стерилизация при температуре 121 °С — 6%. Как бы то ни было, перед составлением технического задания на разработку стеклянной емкости необходимо ознакомиться с рекомендациями производителей систем укупорки. Следует отметить, что риск растрескивания стекла при перепадах температур при охлаждении в два раза выше, чем при нагревании. Во избежание растрескивания необходимо, чтобы перепад температур при охлаждении не превышал 40, а при нагревании — 65 °С. Сопротивление внутреннему давлению. Хорошо сконструированная стеклянная емкость способна выдерживать внутреннее давление до 10 бар (стандартные требования редко превышают 5 бар). Кроме того, она выдерживает условия внутреннего разрежения, а также фасование густых продуктов с промывкой свободного пространства над продуктом паром в целях создания разрежения для укупорки. Возможность повторной укупорки. На венчик стеклянной емкости легко надеваются готовые металлические или пластмассовые колпачки и крышки. Одноразовые кронен-пробки повторно применяться для укупорки бутылок не могут (в отличие от завинчивающихся кронен-пробок типа Twist-Off). Использование термоусадочной рукавной пленки и возможности декорирования стеклотары. Стеклянные емкости допускают разнообразные виды декорирования — этикетирование, шелкографию особыми красками, использование рукавной полимерной пленки, травление кислотой, нанесение цветного покрытия на основе органических и неорганических красителей, а также нанесение рельефных изображений (повышенного разрешения, что особенно важно при декорировании бутылок с газированными напитками). Твердая поверхность стеклотары удобна для декорирования, так как нанесенное изображение не искажается под действием внутреннего давления или разрежения [4]. При использовании рукавной пленки необходимо провести контроль исходной пленки при температурах пастеризации — это позволит убедиться, что рукавная этикетка не будет смещаться. Необходимо также не превышать допустимого растяжения пленки, для чего требуется обеспечить соблюдение минимального и максимального диаметров декорируемых емкостей, указанных в технических характеристиках рукавной пленки и соответствующих степени ее растяжимости. Применение рукавного этикетирования обеспечивает также удерживание осколков стекла при бое. Прочность стекла в теории и на практике Теоретически прочность стекла очень высока, но на практике его прочность оказывается намного ниже из-за дефектов поверхности — например, микротрещин, которые в случае ударных воздействий при транспортировке емкостей и на фасовочных линиях образуются в местах концентрации напряжений и приводят к снижению прочности отдельных участков. Основные усилия в связи с этим направлены на: · улучшение качества поверхности в целях снижения количества ее дефектов; · улучшение качества наносимых покрытий; · исключение возникновения напряжений при производстве и использовании емкости. Улучшению эксплуатационных свойств стеклотары и устранению участков концентрации напряжений в стекле способствует проведение исследований рабочих характеристик емкостей на фасовочных линиях с учетом всех случаев боя, а также рапидная видеосъемка. Разбитую бутылку можно вновь собрать из осколков — это позволит четко увидеть, какой тип воздействия послужил причиной разрушения — например, происходило ли оно быстро или медленно, была ли разрушающая сила направлена извне или изнутри. Кроме того, прочность стеклотары зависит от ее формы и толщины стенок. Эту взаимосвязь анализируют с помощью компьютерного моделирования, которое позволяет специалистам-разработчикам: · выявить уязвимые точки предлагаемого конструктивного решения; · рассчитать эффект от модификаций конструкции; · смоделировать уменьшение массы емкости из-за снижения толщины корпуса. Основные испытания стеклотары сводятся к: · испытаниям на вертикальное раздавливание (для оценки возможности штабелирования); · испытаниям на внутреннее давление (для продуктов, фасуемых под давлением, в частности, газированных напитков); · испытаниям на растрескивание при резких перепадах температур (для стеклотары, предназначенной для горячего розлива или подвергаемой пастеризации и/или стерилизации). Растрескивание при резких перепадах температуры связано с теплопроводностью; поскольку стекло является очень хорошим изолятором, при горячем розливе теплопередача происходит медленно. Еще одной немаловажной характеристикой, связанной с температурой, является изменение размеров емкости при перепаде температур на один градус (для стекла этот показатель очень невелик, но различается в зависимости от состава стекла). Так, например, «пирекс» (боросиликатное стекло) известно тем, что оно характеризуется еще более низким показателем теплового расширения, чем обычное натриевое стекло (прозрачный флинтгласе). Такое свойство пирекса объясняется тем, что в его составе натрий частично заменен оксидом бора, а доля кремния увеличена. Общепризнано, что снизить массу стеклянных емкостей, сохранив достаточную их прочность, можно за счет обеспечения более равномерного распределения стекла по стенкам емкости.
Date: 2016-07-25; view: 711; Нарушение авторских прав |