Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 1. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации





 

Положения, касающиеся прокуратуры включены в главу 7 «Судебная власть» (ст. 129) Конституции РФ. Однако это не означает, что прокуратура РФ наделена наряду с судами судебной властью. Характер задач и функций органов прокуратуры не оставляет ни малейшего сомнения относительно того, что прокуратура не относится к судебной власти.

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

При этом, согласно ч. 2 ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ», указанные органы осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц в строгом в соответствии с действующими на территории РФ законами.

В связи с этим взаимодействие прокуратуры и судов(Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заключается в сотрудничестве и взаимном профессиональном контроле, имеющем повышение уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Взаимоотношения прокуратуры РФ с Конституционным Судом РФ в значительной мере осложняют положения Конституции РФ, поскольку в основном законе РФ Генеральный прокурор не предусмотрен в составе субъектов, полномочных обращаться в указанный суд с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ (ст. 125).

Согласно Закона о прокуратуре, Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п.6 ст.35). Однако эти полномочия до сих пор не повлекли внесения соответствующих дополнений в Конституцию РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В результате страдают интересы укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем, согласно ст. 72 указанного ФКЗ постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ как руководителю органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, что связано с их юридической силой, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Взаимодействие прокурора с судами общей юрисдикции и с арбитражными судами имеет свою специфику. Прокурор или его заместитель в случае установления нарушения закона органами и должностными лицами в ходе осуществления надзора за исполнением законов, помимо предпринятых иных мер, предусмотренных законом, уполномочен обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании противоречащих закону правовых актов недействительными (ч. 1 ст. 23 Закона «О прокуратуре», ч. 1 ст. 251 ГПК, ч. 1 ст. 52 АПК).

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок или о признании последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъекта РФ, органами МСУ, государственными (казенными) и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами, и пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности соответствующего участника судопроизводства (например, государственного обвинителя, истца).

В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, защищая права и законные интересы лиц и организаций, пострадавших от преступлений. При этом следует иметь ввиду, что согласно ч. 2 ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вносит в вышестоящий суд частное, апелляционное, кассационное или надзорное представление, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо надзорное представление на незаконные или необоснованные решение, приговор, определение или постановление суда.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Таким образом, прокурор в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах выступает в качестве стороны или субъекта соответствующего судебного разбирательства. В случаях и порядке, определенных законом, прокурор следит за законностью и обоснованностью решений, принимаемых судами первой, второй и надзорной инстанций.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в соответствии со своей компетенцией истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Установив, что перечисленные судебные акты являются незаконными или необоснованными, прокурор сам вносит представление в порядке надзора или обращается к вышестоящему прокурору.

При этом важно подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону. Акт прокурора не имеет для суда заранее установленной силы. Доводы и основания, приведенные прокурором в соответствующем акте по противоречащему закону судебному решению, рассматриваются компетентной судебной инстанцией в совокупности с иными имеющимися данными.

Из содержания Конституции РФ и Закона о прокуратуре следует, что прокуратура не может относиться и к такой ветви власти как законодательная. Осуществляя надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (в том числе и представительными (законодательными) органами субъектов РФ), участвуя в законодательном процессе, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, способствуя достижению ею своих задач, но не являются разновидностью органа законодательной власти, или, как считалось ранее, органом, осуществляющим свои полномочия под контролем законодательной власти.

Конечно, теоретически допустимо предположить, что орган надзора за исполнением законов может входить в качестве структурного подразделения в сам орган законодательной власти. Однако следует отметить, что органы прокуратуры осуществляют не только надзор за исполнением законов, но и другие законоохранные функции, - поддержание в суде государственного обвинения и т.д. «Иначе говоря, осуществление прокуратурой надзорных функций носит универсальный характер». Разумеется право законодателя состоит в том, чтобы расширить или сузить пределы полномочий прокуратуры. Но так уже сложилось, что ее система и структура позволяют охватить все без исключения отрасли надзора и основные направления ее деятельности.

Взаимоотношения прокуратуры с законодательной властью весьма тесные. В соответствии с «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению (ст. 12 Закона «О прокуратуре»).

Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры к их укреплению.

На эффективности законопроектной деятельности прокуратуры отрицательно сказывается отсутствие у Генерального прокурора РФ права законодательной инициативы. В то же время в конституциях (уставах) ряда субъектов РФ право законодательной инициативы соответствующих прокуроров предусмотрено. «Нелогичность данной ситуации очевидна и требует законодательного разрешения».

Но и в сложившейся ситуации прокуратура ведет серьезную законопроектную работу, направляя проекты законов субъектам законодательной инициативы (Президенту РФ и Правительству РФ) для последующего внесения их в Государственную Думу. Кроме того, в органах прокуратуры проводятся экспертизы законопроектов, их представители принимают участие в рабочих комитетах Государственной Думы, законодательных органах субъектов РФ по подготовке ими законопроектов, в парламентских слушаниях и т.д.)

Характер задач и полномочий прокуратуры исключает возможность ее отнесения и к органам исполнительной власти. Взаимоотношения прокуратуры и исполнительной власти строятся по двум направлениям: отношения надзора и отношения взаимодействия.

Так, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ только по представлению главы исполнительной власти - Президента РФ. Согласно Конституции РФ Президент РФ вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

В соответствии с законодательством надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность Правительства РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор не опротестовывает их, он только информирует об этом Президента РФ (ч. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре).

Однако, взаимодействуя с Правительством РФ, Генеральная прокуратура может инициировать разработку и издание постановлений Правительства, затрагивающие права граждан, проводить экспертизу документов, подготовленных в аппарате Правительства, участвовать в правительственных программах и т.д.

Что же касается взаимоотношений прокуратуры и других органов исполнительной власти, то они в значительной мере строятся на отношениях надзора. Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре в предмет прокурорского надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за законность издаваемых ими правовых актов.

Из указанного следует, что надзорные полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений. На прокуратуру также возложен надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием принимаемых ими актов и решений по выявлению правонарушений, привлечению виновных к установленной ответственности.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, оказывать прокуратуре и другим правоохранительным органам содействие при реализации ими своих полномочий (путем проведения аудита, выделения специалистов для участия в проверках, предоставления дополнительной информации и т.д.).

Прокуратура информирует контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносит предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Правоохранительные органы при осуществлении ими расследования уголовных дел в соответствии с установленной подследственностью обязаны выполнять указания прокурора; оконченные расследованием уголовные дела, завершившиеся составлением обвинительного заключения (обвинительного акта), представляются в суд прокурором, осуществлявшим надзор по этому делу, или вышестоящим прокурором.

Таким образом, прокуратура в механизме государства выполняет особую, соответствующую только ей функцию прокурорского надзора и ни по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Данный вывод подтверждается и многими исследованиями. Так, Баглай М.В., изучая федеральные органы государственной власти с особым статусом, указывает: «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную, судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти». К числу таких органов он относит прокуратуру РФ.

Поэтому Ожегов С.И. не случайно указывает, что прокуратура является государственным органом для надзора за исполнением законов и законности и привлечения к суду нарушителей, а Ушаков Д.Н. подчеркивает, что прокуратура является органом государственной власти для надзора за соблюдением законов и привлечения к суду нарушителей.

В связи с этим, в Конституции РФ необходимо дать четкую и ясную характеристику данного органа и определить его важнейшие полномочия. Вопросы, связанные с организацией и деятельностью прокуратуры, следует выделить в отдельную, обособленную главу. Такое решение соответствует нынешнему ее положению в системе органов государственной власти России, реальному воплощению на практике принципа разделения властей.

Вопрос № 2. Предмет и система курса «Прокурорский надзор»

Прокурорский надзор в РФ является одной из юридических дисциплин, изучение которой предусматривают учебные планы высших учебных заведений юридического профиля системы ФСИН России. Основу данного курса составляют вопросы организации и деятельности российской прокуратуры, получившие нормативное закрепление в Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ». Вместе с тем указанная дисциплина включает в свое содержание усвоение многих норм и институтов других отраслей права (гражданского процессуального, административного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного и др.) под углом зрения надзора прокурора за исполнением и использования прокурором полномочий, предусмотренных законами.

Прокурорская деятельность весьма многообразна и не ограничивается только надзором за исполнением законов на территории РФ. К функциям прокуратуры относится также уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами и обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов[1], участие в правотворческой деятельности.

В связи с этим предметомкурса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие назначение, задачи, функции, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, а также полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и выполнении иных функций, которыми наделены данные органы.

Условно курс «Прокурорский надзор» можно разделить на две части: общую и особенную.

Общая часть включает в себя темы, содержание которых раскрывает назначение прокуратуры; ее функции, в числе которых особое место занимает прокурорский надзор за исполнением законов; место и роль прокуратуры в системе государственных органов РФ; исторические предпосылки возникновения прокуратуры и основные этапы ее развития; принципы организации и деятельности органов прокуратуры; систему и структуру данных органов; правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

В особенной части, в первую очередь, изучаются направления (отрасли) прокурорского надзора: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; надзор за исполнением законов судебными приставами. Затем рассматриваются иные функции прокуратуры (участие в рассмотрении дел судами, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др.)

Курс «Прокурорский надзор» в силу того, что нормы о прокуратуре и полномочиях прокуроров содержаться не только в Законе «О прокуратуре РФ» но и во многих других законах, относящихся к различным отраслям права, тесно связан с рядом юридических дисциплин, имеющих своими предметами изучение этих отраслей права.

Конституционное право РФ включает в свое содержание изучение норм, определяющие основные положения организации прокуратуры, порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и других прокуроров, место прокуратуры в системе других органов государства.

В теории государства и права прокуратура рассматривается как важнейший орган, обеспечивающий законность и правопорядок в стране, а прокурорский надзор - в качестве одного из видов государственной деятельности.

В курсе «Правоохранительные органы в РФ» предусмотрена тема, посвященная прокуратуре, ее задачам, функциям, системе органов, принципам организации и деятельности. Однако цель изучения данной дисциплины - дать общее представление об указанных вопросах, не претендуя на глубину освещения каждого из них.

Курс уголовного процесса (уголовного судопроизводства) освещает полномочия прокурора при осуществлении им двух взаимосвязанных функций: функции осуществления уголовного преследования и функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В курсах гражданского процесса и арбитражного процесса рассматриваются полномочия прокурора, связанные с участием в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

При изучении оперативно-разыскной деятельности освещаются полномочия прокурора, предусмотренные ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», а при изучении уголовно-исполнительного права – полномочия, определенные УИК РФ.

В административном праве затрагиваются вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, а также полномочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

Курс «Прокурорский надзор» имеет связь с рядом правовых дисциплин и еще в одном аспекте. Осуществление эффективного прокурорского надзора применительно к отдельным его направлениям возможно только с соблюдением тех норм, которые изучаются в рамках многих правовых дисциплин (например, земельное право, экологическое право, хозяйственное право, трудовое право и др.)

Вопрос №3. Основные понятия курса «Прокурорский надзор»

Курс прокурорского надзора во всех без исключения темах использует основные понятия, как правила, не раскрывая их содержания. В связи с этим освоение данного курса предполагает необходимость дать краткую характеристику данным понятиям.

При этом следует иметь в виду, что одна часть данных понятий является правовой категорией закона (прокурор, прокурорский надзор, прокурорский работник, предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора), а другая выработана теорией и практикой прокурорского надзора и соответственно формулируется в литературе (объект прокурорского надзора, субъект прокурорского надзора, средства прокурорского надзора, акты прокурорского надзора, методика прокурорского надзора).

Понятие «прокурор»в законах (и, соответственно в данном курсе) используется в двух значениях.

Во-первых, как должностное лицо, возглавляющее Генеральную прокуратуру РФ, территориальную (районную, городскую, областную и т.д.) или специализированную (военную, транспортную, осуществляющую надзор за органами и учреждениями, исполняющих наказание и т.д.) прокуратуру. Соответственно и наименование таких прокуроров звучит следующим образом, например: «Генеральный прокурор РФ», «Прокурор Кемеровской области» («Кемеровский областной прокурор»), «Прокурор Междуреченского района Кемеровской области» и т.д.

Во-вторых, это понятие может охватывать и боле широкий круг должностных лиц органов прокуратуры. Так, в УПК РФ (п. 31 ст. 5) понятием «прокурор» охватываются Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Статья 54 Закона о прокуратуре разъясняет, что под прокурором в данном законе понимаются Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 54) под «прокурорским работником» понимаются прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). Из указанного следует, что к данной категории относятся не только работники прокуратуры, выполняющие функциональные обязанности, связанные с надзором, уголовным преследованием и другой оперативной деятельностью, но и научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений и некоторые другие работники органов и учреждений прокуратуры.

Понятие «прокурорский надзор» используетсяв нескольких значениях: как наименование учебной дисциплины, как самостоятельная отрасль юридической науки и как основная функция прокуратуры.

В последнем значении под прокурорским надзором следует понимать специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемую от имени РФ и состоящую в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Предмет прокурорского надзораявляется понятием, содержащимся в ст. 21, 26, 29 и 32 Закона о прокуратуре. Изучение положений данных статей свидетельствует о том, что каждому направлению (отрасли) прокурорского надзора присущ свой предмет (соблюдение Конституции РФ и исполнение законов (ст. 21), соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 26), установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29) и т.д.).

Но, несмотря на указанные различия определения предмета надзора, суть его, как справедливо указывается в юридической литературе, едина. Во всех случаях деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением требований законов. Следовательно, под предметом прокурорского надзораследует понимать соблюдение Конституции РФ и исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами. Так, в соответствии ст. 32 Закона о прокуратуре предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия прокурора - это совокупность прав и обязанностей, установленных законом с учетом должностного положения и сферы деятельности. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Так, в соответствии с ст.33 закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, исполняющих наказание и меры принудительного характера;

места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, назначаемые судом;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора, и т.д.

Под объектами прокурорского надзора понимаются министерства, государственные комитеты и службы, учреждения, организации, государственные органы, органы МСУ, должностные лица, на которых распространяются надзорные полномочия прокурора.

При этом следует иметь в виду, что одни и те же органы, учреждения, организации, их должностные лица могут быть объектами разных отраслей прокурорского надзора.

Субъектом прокурорского надзора именуется участник прокурорско-надзорной деятельности - прокурор, проводящий проверку исполнения законов юридическими и должностными лицами. В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько субъектов и объектов надзора. Так, соблюдение Конституции РФ и исполнение других законов может проверяться одновременно на нескольких объектах несколькими прокурорами.

Средства прокурорского надзора тесно связаны с рассмотренным выше понятием «полномочия прокурора». Под ними понимаются предусмотренные законом действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, с помощью которых он решает поставленные перед ним задачи.

По цели средства прокурорского надзора можно разделить на следующие группы:

· направленные на выявление нарушений законов;

· направленные на устранение выявленных нарушений законов;

· преследующие цель предупреждения нарушений законов;

· направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона;

· обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов.

Так, например, к правовым средствам, предусматривающим предупреждение нарушений закона, относятся:

дача согласия на совершение определенных действий или принятие определенных решений;

санкционирование действий или решений должностных лиц в случаях, предусмотренных законом;

дача указаний дознавателю, следователю об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т.д.

Акты прокурорского надзора представляют собой документы, являющиеся формой реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. К таковым, относятся протесты,представления, постановления (о возбуждении дела об административном правонарушении и др.), предостережения о недопустимости нарушений закона, заявления (исковые заявления) в суд, письменные требования.

Методика прокурорского надзора- научное понятие, означающее совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) наиболее эффективного выявления, устранения и предупреждения нарушений закона. Данные методы, приемы (способы) рассматриваются в научных работах, методических рекомендациях, направляемым в нижестоящие органы прокуратуры руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов РФ. Некоторые из них находят закрепление в приказах и указаниях Генеральной прокуратуры РФ, обзорах и методических письмах.


Date: 2016-07-25; view: 612; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию