Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа воспитания как основа отбора содержания воспитания.

Лекция11. Содержание воспитания.

1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.

2. Программа воспитания как основа отбора содержания воспитания.

3. Содержание традиционной программы воспитания школьников.

4. Содержание воспитания в программе формирования базовых культур личности.

5. Цели, содержание и принципы воспитания в Коцепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

 

Проблема содержания воспитания

В современной теории и практике.

 

Содержание воспитания отражает его цели и задачи (зависящие от этапов и путей развития общества) и направлено на их выполнение. В связи с разнообразием современных отечественных педагогических концепций сложились разные подходы к его рассмотрению.

Содержание воспитания - это система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.

Традиционный подход к содержанию воспитания основан на выделении разных направлений воспитания и соответственно воспитательной работы, осуществление которых направлено на развитие тех или иных личностных качеств и черт. В соответствии с этим подходом выделяют следующие направления воспитания: нравственное, физическое, трудовое, половое, эстетическое, гражданское, экологическое и другие.

Разумеется, личность не воспитывается по частям (А.С.Макаренко), и в каждом воспитательном процессе должна осуществляться комплексность воздействия, должны реализовываться все направления воспитательной работы.

Другим подходом к определению содержания воспитания может служить классификация задач по видам деятельности учащихся – познавательной, трудовой и досуговой. При этом задачи воспитания ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности.

Ряд авторов определяют содержание воспитания как освоение системы социальных ролей.

В конце 90-х годов Н.Е.Щуркова разработала общую модель программы воспитания, содержание которого состоит из шести разделов:

1) формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

2) формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология и т.д.);

3) формирование представлений о человеке как субъекте жизни и и высшей ценности на Земле (виды деятельности, профессии, семья) общение, достоинство и др.);

4) формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство, прошлое и настоящее);

5) формирование образа жизни, достойной Человека (ориентация на истину, добро, красоту);

6) формирование жизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.

Другой исследователь - Е.В.Бондаревская к базовым компонентам содержания воспитания относит следующие:

- воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

- воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству);

- воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность личности);

- воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);

- воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, знание народных и религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустроенность дома, обеспечение благосостояния семьи).

Кроме теоретических разработок Н.Е.Щурковой и Е.В.Бондаревской существуют и другие подходы к содержанию воспитания, содержащиеся в современных педагогических концепциях. Например, в концепции, разработанной под руководством З.А.Мальковой и Л.И.Новиковой воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

- личностный подход в воспитании;

- гуманизация межличностных отношений;

- опора на сознание, поведение, чувства воспитанников;

- деятельностный, дифференцированный и средовый подходы в организации воспитательного процесса;

- природосообразность воспитания.

Иной подход просматривается в концепции, разработанной под руководством О.С.Газмана. Авторы данной концепции предлагают отказаться от цели воспитаня как формирования гармонической, всесторонне развитой личности, так как реальных возможностей для этого нет. Реальная цель – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру, и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные условия (желание индивида и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах).

Рассматривая содержание воспитания, следует иметь в виду, что это – содержание всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализации системы частных целей, тесно связанных между собой. Четыре элемента содержания образования (знания, умения, и навыки, опыт творчества, отношения), дополненные воспитательной работой по формированию характера, в своей совокупности и будут отражать ту цель воспитания, которая соответствует требованиям современной социальной ситуации.

 

Программа воспитания как основа отбора содержания воспитания.

Воспитательная программа – это нормативный документ, определяющий форму представления содержания воспитания, воспитательных задач, способов его эффективного предъявления (пути, средства, методы) и ожидаемых конечных результатов. Цель воспитательной программы – создать условия для планирования, организации и управления воспитательным процессом в стране, городе, школе или классном коллективе.

Задачи программы:

1. Обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем и реализации воспитательных концепций.

2. Упорядочение деятельности субъектов воспитания, направленной на развитие социокультурной компетентности школьников, их самоопределения в социуме, формирование человека-гражданина, семьянина – родителя.

Воспитательные программы разрабатываются на основе научных концепций, законов об образовании, государственных концепций воспитания, региональных программ, устава школы и т.п. Отбор или проектирование содержания воспитания может осуществляться индивидуально каждым классным руководителем в соответствии с принятой программой воспитания, а также уровнем его профессионального мастерства, авторским видением содержания, форм и методов воспитания.

Примерами воспитательных программ могут быть:

1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённая Министерством образования Республики Беларусь.

2. Традиционная программа воспитания, действующая в школах с 1970-х годов.

3. Программа формирования базовых культур личности, разработанная на основе подхода, предложенного О.С.Газманом и А.В.Ивановым.

4. Программа освоения социальных ролей, разработанная на основе подхода, с позиций которого целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к освоению социальных ролей и отношений. Согласно этой программе воспитательный процесс должен направляться на самореализацию личности в различных социальных сферах, каждой из которых соответствует своё содержание воспитания.

5. Программа формирования целостного отношения к миру, которая основана на представлении о воспитании как приобщении и приучении формирующейся личности к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.

 

Содержание традиционной программы воспитания школьников.

В основе этой программы лежит документ «Примерное содержание воспитания школьников», разработанный творческим коллективом под руководством И.С.Марьенко ещё в советское время (1970-ые годы).Содержание воспитания здесь соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяется умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе эта программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы. Это гражданское, правовое, экономическое и экологическое воспитание.

Умственное воспитание – ориентировано на развитие интеллектуальных способностей школьников, интереса к познанию окружающего. Его основными задачами являются:

а) формирование гуманистического мировоззрения;

б) формирование культуры учебного, интеллектуального труда;

в) развитие силы воли, памяти и мышления;

г) стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

д) развитие самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Нравственное воспитание – предполагает решение следующих задач:

а) накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения в семье, на улице, в школе т других общественных местах;

б) разумное использование свободного времени;

в) развитие нравственных качеств личности – внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности; чувства долга и чести; уважения человеческого достоинства; трудолюбия и культуры труда; бережного отношения к национальному достоянию.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные, общественно одобряемые виды трудовой деятельности с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого, практического мышления и трудолюбия. Важной задачей трудового воспитания является подготовка учащихся к выбору будущей профессии.

Эстетическое воспитание – это процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Эстетическое восприятие может проявляться не только по отношению к природе или произведениям искусства. Человек обязан привносить прекрасное во все сферы своей жизни и жизни окружающих.

Физическое воспитание – это процесс включения подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью. Основные задачи физического воспитания:

а) правильное физическое развитие;

б) тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата;

в) закаливание организма;

г) воспитание силы воли и характера.

Гражданское воспитание – предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – направлено на формирование деловых качеств, бережливости, предприимчивости, расчётливости. А также на накопление знаний о собственности, системах хозяйствования и управления, экономической рентабельности, налогообложении и кредитно-финансовой деятельности.

Экологическое воспитание – ориентирует человека на бережное отношение к природе, её ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.

Правовое воспитание – предполагает знание своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение; формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека.

 

Содержание воспитания в программе формирования базовых культур личности.

Как уже отмечалось, эта программа разработана на основе подхода, предложенного российскими педагогами О.С.Газманом и А.В.Ивановым и направлена на формирование базовых культур личности.

Центральной среди них выступает культура жизненного самоопределения, которая предполагает самостоятельность, позиционную определённость и программу действий для её воплощения. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, являясь важнейшими компонентами развития личности, становятся и основными направлениями воспитательной работы. Н а основе программы формирования базовых культур личности педагоги могут разрабатывать подпрограммы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Программа «Здоровье» основывается на том, что педагог должен знать психофизиологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, понимать причины отклонений в их здоровье. Классный руководитель с помощью школьного врача и родителей составляют личную программу питания и закаливания ребёнка, разрабатывает систему физических и дыхательных упражнений, помогает ребёнку выработать индивидуальный режим работы и отдыха, определить необходимое время для сна и самостоятельно организовать «свой режим жизни».

Программа «Общение» - предполагает помощь педагога в организации взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми, в разрешении проблем общения. Беседуя с родителями, педагогу необходимо понять, в какой среде воспитывается ученик, насколько сильны семейные связи, каков стиль взаимоотношений с ребёнком, каково его положение в семье. Педагог должен уметь различать как наследственные особенности характера ребёнка (замкнутый, скрытый, болтливый и т.д.), так и социально обусловленные черты - некоммуникабельный, стеснительный, развязный и т.д. Изучив поведение ребёнка в сфере общения, педагог помогает ему разрешать трудности, связанные со взаимодействием, создаёт условия для коррекции его отношений с товарищами, со взрослыми, с родителями; способствует самоутверждению в коллективе.

Программа «Учение» направлена на помощь ребёнку в учёбе. Для этого педагогу необходимо:

а) провести тестирование с целью выявления познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли ребёнка, его типичных затруднений в учёбе;

б) на основе наблюдения за ребёнком на уроках и во внеурочной деятельности выявить причины его отставания или успеха в учёбе;

в) в личных беседах с учеником выяснить, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя; насколько самостоятельно он выполняет домашние задания; какая помощь требуется ему от учителя; каким образом дома стимулируют его успешную учёбу.

На основе полученных данных педагог организует работу по оказанию помощи ученику совместно с другими учителями и завучем. В этих целях он рассказывает им об особенностях познавательной сферы ребёнка, чтобы они могли использовать формы и методы, адекватные возможностям ученика.

Программа «Досуг» является важной составной частью деятельности классного руководителя. Благоприятное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель соблюдает следующие правила:

а) формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

б) досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, дети сами выступают организаторами своего досуга;

в) разумно чередуются формы организации досуга (от шумной дискотеки – к спокойному общению школьников в своём кругу).

Программа «Образ жизни» - предполагает воспитательную работу, входе которой происходит освоение таких ценностей, как Родина, демократия, гласность, семья, труд и т.п. Целью воспитательной работы в рамках данной программы является осознание школьником себя как части окружающего мира, то есть природо- и культуросообразное совершенствование собственной личности. Эта программа включает овладение экологической культурой, понимание своей ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы, использование продуктов научно-технического прогресса. Она предполагает также формирование гражданского отношения к историческим, духовно-нравственным завоеваниям народа, формирование народных и национальных основ культуры личности.

 

5. Цели, содержание и принципы воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

Концепция непрерывного воспитаниядетей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, утверждённая Министерством образования в 2006 году, в качестве приоритетов воспитания в учреждениях образования закрепляет: активное содействие личностному становлению профессионала- труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.

Целью воспитания определяется формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Содержание воспитания в Республике Беларусь основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Оно осуществляется по следующим направлениям:

- идеологическое воспитание;

- гражданское и патриотическое воспитание;

- нравственное воспитание;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- гендерное воспитание, направленное на формирование представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном мире;

- семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

- трудовое и профессиональное воспитание;

- экологическое воспитание;

- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности.

Основными принципами или требованиями к организации воспитания обучающихся являются следующие:

- обеспечение качества воспитания;

- соответствие содержания, форм и методов задачам и цели воспитания;

- системность и единство педагогических требований;

- реализация личностно ориентированного подхода;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

- преемственность и непрерывность воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

- педагогическая поддержка детских и молодёжных общественных объединений, развитие их инициатив.

(Праблемы выхавання, №2, 2007г.).

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Моргенштерн этапы производства | Техническое задание курсовой работы

Date: 2016-07-25; view: 3262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию