Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания. Эстетическое и художественное. Периодизация истории эстетической мысли. Эстетика имплицитная и эксплицитная.





Эстетика – философия искусства, т.е. философско-теоретическое постижение, философско-теоретическое истолкование художественного.

От греч. «эстезис» - чувственный.

В сер. 18 века ввел понятие «эстетика» немец. философ Баумгартен.

Нужно помнить, что существует традиционное понимание предмета эстетики как науки о прекрасном.

Эстетика, по Баумгартену, наука о совершенстве чувственного познания.

Эстетика, по Канту, наука о правилах чувственности вообще. Он сформулировал принципы в 3 критиках:

1) «Критика чистого разума»;

2) «Критика практического разума»;

3) «Критика способности суждения» (царство свободы + царство морали).

Неутилитарность эстетического чувства.

 

Разум – логика

Воля – этика Философия

Чувства – эстетика

 

Эстетика, по Гегелю, как философия изящного искусства. Красота искусства выше красоты естественной.

Эстетика, по В.Соловьеву, как философская теория красоты и искусства.

Условия возникновения эстетической ситуации:

1) Прямой чувственный контакт человека с предметом;

2) Неутилитарность, т.е. человек должен быть свободен от практических потребностей;

3) Невербальность, т.е. освобождение от вербализации, чувства и переживания, которые невозможно вербализировать.

Катарсис – предельное эстетическое переживание; высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта.

Эстетический опыт – опыт соприкосновения с окружающим миром.

Лосев: эстетическое и художественное не тождественны. Художественное – это то, что складывается вокруг искусства. Объектом эстетического переживания является не только предмет искусства.

! Для эстетического воспитания необходимо создавать условия для приобретения эстетического опыта.

Эстетика как наука о совершенстве. Совершенство – полнота многообразия.

Эстетика как сфера ценностей. Аксиология исследует категорию «ценность». Ценность – это отношение к каким-либо вещам(влияют инкультурация и социализация). Инкультурация – это этнокультурный опыт, специфический для данной локально-исторической культуры.

Эстетическое есть выражение той или иной предметности данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений.

2 подхода существования эстетического в мире:

1) Объективистский подход: эстетическое существует в реальном мире, объективно, вне нас;

2) Субъективистский подход: источник понимания эстетического находится в субъекте.

Чем богаче эстетический мир личности, тем активнее он реагирует на эстетически нейтральный окружающий мир. Сравнение объективистского и субъективистского подходов к эстетическому восприятию произведений искусства привело к понимаю, что необходим баланс двух подходов – субъективно-объективистский подход.

! Специфика эстетической чувственности: эстетическое чувство контекстуально.

Эстетика рассматривает человека как объект эстетического восприятия или как субъекта эстетического переживания. В первом случае мы говорим о другом по отношению к нам человеке, о том, которого мы видим, слышим. Во втором - о человеке, который сам воспринимает предметы окружающего его мира. Особого ценителя изящного обычно называют эстетом. А когда человек воспринимает что-либо эстетически, он становится субъектом эстетического восприятия.

Эстетизм – чрезмерное увлечение внешними формами в искусстве.

Можно выделить две формы эстетического знания:

1) Имплицитная – запутанная, неясная; существовала на протяжении всей истории эстетики;

2) Эксплицитная – определенная, открытая; с сер. 18 века и до наших дней.

Так, формула красоты всегда была разной:

- золотое сечение(для эстетики это основа идеальной красоты):

У Августина Блаженного – это «идеальный квадрат»;

У Леонардо да Винчи – это Витрувианский человек;

У Уильяма Хогарта – это волнообразность, многообразие;

- природническая:

Чернышевский: «прекрасное есть жизнь, жизнь во всем ее многообразии»;

Ефремов «Лезвие бритвы»: «прекрасное то, что способно жить, существовать».

- общественно-историческая (наше восприятие красоты социокультурно обусловлено):

Например, Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей – калокагатия.

Периодизация истории эстетической мысли:

1) доклассический период – до 18 в. (Эстетика рождается имплицитно. В Античности развивается внутри философии, в Средние века в теологии, в Возрождении в трудах художников (в широком смысле)

2) Классический период – Кант, Гегель, Шиллер. Имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. (Бычков) Зарождается эксплицитная форма эстетического знания.

3) Неклассический (нонклассический) период – с сер. 19 века.

«Трактат о безобразном»;

Къеркегор, Шопенгауэр, Ницше;

Экзистенциализм – Сартр, Камю.

 

2. Художественно-эстетический мир античности. Основные эстетические принципы и категории.

Античность – детство человечества (Энгельс).

Любая культура синтез двух начал бытия: аполлонистическое и дионисийское.

Аполлон (в древнегреческой мифологии - покровитель искусств): порядок, чувство меры, гармоническая красота, разумное познание с помощью логики.

Дионис (в древнегреческой мифологии – покровитель виноделия): хаос, избыток, чувственный экстаз, познание через интуицию, движение, изменчивость.

Агонистика – состязательное начало греческой культуры.

Мусические искусства – театр, лирика, астрономия, история, танец. (!Дар Богов).

Триединая хорея (похоже на хоровод) – музыка, слово, движение.

Технические искусства – ремесло, навыки.

Художественная культура греков была каноничной. Три типа канонов:

1) Дорический (мужской, архаический): мужественная красота, воин, физическая развитость, здоровое тело, хоровая музыка;

2) Ионический (с 7 в до н.э.): женственность, украшения, стройность, чувственность, эпоха Перикла, мягкий шелк, лирика о чувствах,;

3) Коринфский (с 5 в. до н.э.): девичий тип, драматизм, экспрессия, утонченность, движение, растительные орнаменты.

Особенности античной эстетики:

Татаркевич Вл. «Античная эстетика»

1) Космологическая концепция – теория построения Вселенной. Космос – часть природы, он развивается. Необходимо изучать и человека, и Космос.

Мера, гармония, пропорция.

2) Психологическая концепция – отклик души на окружающий мир.

3) Теория создания прекрасного – риторика.

Основные категории эстетики Античности:

Пифагорейцы: мера - категория, отражающая значимость качественно-количественной определенности и целостности предметов, явлений и процессов объективного мира;

Гармония – категория, обозначающая совершенный эстетический объект. В древнегреческой мифологии богиня согласия, дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты. Порождение двух начал: красоты и борьбы, любви и войны.

Катарсис - предельное эстетическое переживание; высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта. Например, пифагорейцы: теория очищения души от страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Аристотель: очищение при помощи музыки, т.е. возникают сильные аффекты(жалость, страх и т.п.)

Мимесис – подражание гармонии Космоса, природы. Человеку свойственно подражать и получать от этого радость. Платон был против мимесиса.

Прекрасное - одна из центральных эстетических категорий. Эстетика издавна определялась как наука о прекрасном, а искусство рассматривалось как мир прекрасного. Определяя область прекрасного, следует отметить, что, во-первых, прекрасное не совпадает с эстетическим; эстетическое шире прекрасного. Во-вторых, прекрасное не адекватно художественному. Прекрасное не всегда есть художественное, но художественное, как правило, есть прекрасное. В-третьих, прекрасное не следует отождествлять с красивым. Данная категория эстетики служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, в деятельности людей и в искусстве. В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ.

Трагическое – это категория эстетики, которая описывает эстетическое отношение к противоречиям в реальной действительности. Трагическое характеризует общественно-исторический конфликт, который разворачивается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием или гибелью. Трагическое соответствует идеалу, в котором сопоставляются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие.

Калокагатия. Калос – красота, агатос – доброта. Гармоническое сочетание внешнего и внутреннего составляющего человека. Присуще только эпохе Античности.

Возвышенное. Категория «возвышенное» возникла в античную эпоху. Так, автор трактата «О возвышенном» Псевдо Лонгин полагал, что источник возвышенного находится в самом человеке, считая возвышенное «отзвуком величия души».

 

3. Искусство в жизни греческого полиса. Социальные статус и функции искусства, цели и принципы эстетического воспитания. Теория искусства в античной эстетической мысли.

Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта.

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рожать новых солдат и воинов.

Центром публичной жизни греков была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов. Агора — пульсирующее сердце полиса, большая сцена политической и культурной жизни.

Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чем нужды.

В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. В Греции не делали из человека специалиста или профессионала в какой-то определенной отрасли. Его делали человеком гармонично развитым, хранящим традиции и передающим их следующим поколениям.

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии.

Общество Спарты: Для Спарты характерны стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система Воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с внешним миром.

Немыслим был взгляд на чистое искусство как на нечто ценное и даже просто возможное. У греков существовал один термин для понятия "искусства" и «ремесла». Сократ: утилитарный взглядом на искусство, Платон со своим подчинением художественного творчества религиозным и общественным задачам и т.д.

Теория искусства в античной эстетической мысли:

Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или отношениями чисел. Искусство – это «гармония сфер».

Гераклит учил об иерархии красоты. Красота богов, красота человека и красота животных являлись твердо установленными ступенями красоты, не подверженными переходу одна в другую. Им же был введена важная эстетическая категория — мера.

Софисты — переход от объективного космологизма натурфилософов к субъективному антропологизму. Софисты учили, что в природе нет никакого порядка и никаких законов. Искусство есть насквозь субъективная деятельность.

Сократ учил, что прекрасное то, что разумно, что имеет смысл. Учение о том, что красота и благо есть целесообразность. Прекрасное целесообразно.

Для эстетики Платона, как и для его философии вообще, основополагающим является учение об идеях. Самое главное в учении Платона об искусстве — это теория воплощения максимально идеального, то есть божественных, диалектически сконструированных идей, в максимально реальном, то есть в космосе. Подлинное и первичное искусство — это есть воздействие идей или эйдосов на первоматерию и функционирование этой первоматерии как “восприемницы“ идей. В этом смысле искусство есть, прежде всего, самое обыкновенное ремесло, но только максимально точное, методически организованное и потому прекрасное.

 

4. Прекрасное как базовая категория античной эстетики: основные концепции.

Прекрасное – одна из центральных эстетических категорий. Эстетика издавна определялась как наука о прекрасном, а искусство рассматривалось как мир прекрасного. И сегодня понятие «прекрасное» в эстетике имеет такое же значение, как понятие добро – в этике, «истина» – в теории познания. Определяя область прекрасного, следует отметить, что, во-первых, прекрасное не совпадает с эстетическим; эстетическое шире прекрасного. Во-вторых, прекрасное не адекватно художественному. Прекрасное не всегда есть художественное, но художественное, как правило, есть прекрасное. В-третьих, прекрасное не следует отождествлять с красивым.

Прекрасное и его антипод – безобразное – обнаруживаются повсеместно. Эта пара категорий наиболее универсальна по охвату явлений и эстетических характеристик жизни. Поэтому определение прекрасного носит лишь самый общий характер. Данная категория эстетики служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, в деятельности людей и в искусстве. В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ.

Представления о прекрасном, о красоте зародились в недрах античной философии. Так, пифагорейцы считали, что прекрасное – это гармония. Софисты признавали относительный характер красоты и связывали ее проявление с условиями места, времени и цели. Сократ связывал прекрасное с пригодным и целесообразным. Платон сконструировал ступени прекрасного, раскрывая движение человеческого знания от низшей, телесной красоты к красоте высшей, абсолютной. Прекрасное выступало центром эстетики Аристотеля, который полагал, что красота заключается в величине и порядке.

Анализ категории прекрасного требует соотнесения ее с собственным антиподом – категорией безобразного и такими ее эстетическими модификациями, как уродливое, вульгарное, пошлое, ужасное. Безобразное выражает отсутствие совершенства, противостоит позитивности прекрасного, эстетическому идеалу. В истории эстетики безобразное оценивалось как отрицание красоты, как необходимый контрастный фон для прекрасного, как его противоположность.

В приведенной ниже таблице обозначены основные свойства, доминанты прекрасного и характеристики безобразного по онтологическим и гносеологическим основаниям.

Прекрасное Безобразное
Онтологические основания
гармония Дисгармония
ритмичность Аритмичность
пропорциональность несоразмерность
упорядоченность хаос
симметрия асимметрия
Гносеологические основания
целесообразность бесцельность
незаинтересованность заинтересованность
бескорыстие выгода
наслаждение отвращение
свобода зависимость
Идеал отрицание идеала


5. Средневековая христианская эстетика: основные этапы развития, направления, категории и проблематика.

Хронологические границы: раннесредневековый (V — X века) и позднесредневековый (XI — XIV века). Западная Европа, Византия.

Основная тема средневековой эстетики — красота от Бога. Дионисий Ареопагит — V в., Иоанн Дамаскин — VIII в. разрабатывают учение о красоте сверхсущего, основанное на платоническом учении об идеях-образах.

Христиане нарушили запрет на изображение Бога, ангелов и т.д. В 9-11 веках в Византии иконоборчество. Идеи иконо- почитателей разрабатывали византийские ученые-богослов Феодор Студит (VIII в.) – теория изображения Бога. Изображение как способ понять Библию - «Азбука для неграмотных». Бог наделил человека желанием познать Бога. Когда-то посредником был Христос, теперь икона. Икона – особый символ. Все в иконе символ: чаша – дары Христа, книга – учение, золото – вечный, божественный свет (свет – некая замена прекрасного в эстетике, красота ассоциируется со светом).

Центральная категория средневекой эстетики – возвышенность и свет.

Специфика средневекой культуры:

1) Дуализм (и пространственный, и временной): верх (небо, высокие идеалы) лучше, чем низ (земля, низкие идеалы).!Запомни: в Античности - пространство замкнуто, время циклично. В средневековье – время линейное. Оно исчисляется Ветхим и Новым Заветом. Первое - от сотворения мира до Рождества Христова, Второе - от Рождества Христова до настоящего времени (мы живем в христианской эре). Эта эра закончится вторым пришествием. До и после - Вечность.

2) Теоцентризм: Бог – абсолют, всемогущ. Бог – вечная субстанция. Бог сотворил людей (мы тварное создание).

3) Символизм

4) Каноничность (плоскостность изображения, статичность фигур и т.д.)

5) Аскетизм

На западноевропейскую средневековую эстетику оказал большое влияние христианский мыслитель Аврелий Августин Блаженный. Красоту Августин отождествлял с формой, отсутствие формы — с безобразным. Он полагал, что абсолютно безобразное не существует, но есть предметы, которым по сравнению с более совершенно организованными и симметричными не хватает формы. Безобразное — это только относительное несовершенство, самая низкая степень прекрасного.

Только чистая душа может постичь красоту вселенной. Эта красота есть отражение “божественной красоты“. Бог — наивысшая красота, первообраз красоты материальной и духовной.

Фома Аквинский: Аквинский определял прекрасное как то, что доставляет удовольствие своим видом.

«Свет» выступал важной категорией всей средневековой эстетики. Активно разрабатывалась световая символика. Учение о красоте стоилась на категории. Красота для Августина — сияние истины. Для Аквинского свет прекрасного означает «сияние формы вещи».

Францисканец Бонавентура, исходя из высказывания Августина о «красоте/форме Христа», создает целую «христологическую эстетику». Согласно Бонавентуре, «красота» (= «форма») Христа является посредником между Богом и человеком воплощенного Сына.

 

6. Эстетика эпохи Возрождения как новый этап в развитии эстетической мысли. Место искусства в обществе, в познании мира.

Возрождение. С 1265г. по нач. 17 века. Три периода: проторенессанс, высокий ренессанс, поздний.

В Италии Возрождение – это возрождение античных традиций. В других странах – логичное продолжение/развитие пламенеющей готики.

Это переходный тип культуры (еще не новое время, но уже не средневековье).

Мир и человек приобретают подчеркнуто-обожествленные черты. Человек – сотворец бога.

Секуляризация культуры: освобождение культуры из-под власти церкви, автономизация культурного творчества.

Основные принципы эстетики Возрождения:

1) Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

2) Гуманизм и антропоцентризм возрожденческого мировоззрения.

3) Пантеизм – тождество Бога и природы. Бог во всем.

Мир - и есть Бог. Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский (1401-1464), пытаясь решить проблему соотношения мира и Бога не в теологическом прочтении, а в философском исследовании. По сути, у него речь идет о переходе от единого к множественности, от бесконечности к конечному, от Бога к миру.

Бог есть все в свернутом виде. Это все, будучи развернуто, - есть мир.

4) Искусство как наиболее совершенный способ познания мира.

Культура Ренессанса обратила внимание человека на земной мир и его прелести, открывая глаза на его красоту и формируя потребность активного взаимодействия в познании тайн, а также в творческом переформировании его образа художественно-эстетическими средствами. Красота мира стала эстетической моделью деятельности художников (в широком смысле).

Альберти: Красота присуща человеку имманентно, но она возможна только при присутствии разума. Красота – воплощение закона гармонии.

Леонардо да Винчи: Искусство есть наука. Идеал искусства – математика.

! Трагедия Возрождения в том, что имманентность красоты мира - несостоятельная идея. Когда искусство сосредотачивается на самом себе, то оно быстро погибнет.

! Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Дюрер: Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения сохранилось значительно больше черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, она более условна по форме, более архаична и меньше знакома с античностью.

! Философской основой Северного Возрождения были: пантеизм (обожествление вселенной, природы); экспрессивность искусства.

Главные категории: Гармония, грация, симметрия.

ГРАЦИЯ (лат. gratia — приятность, прямота) — эстетический термин, обозначающий особый, внутренний вид красоты, проявляющийся с помощью движения.

СИММЕТРИЯ — соразмерность частей художественного целого как в отношении друг с другом, так и в соответствии с целым.


7. Эстетика классицизма. Рационализм. Нормативизм. Теоретики классицизма.

В Италии XVI век

Во Франции XVII век

В перв пол 18 века – везде барокко, в Европе и России

Рационализм становится философской основой эстетики классицизма. Теоретики классицизма: Декарт, Н. Буало, Корнель.

Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве: художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума; художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру; а главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.

Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Особенность эстетики классицизма: Проблема правды и правдоподобия. (Буало). Он исследует основные эстетические проблемы. Важнейшая среди них - соотношение реального факта и художественного вымысла. Для Буало критерием правдоподобного служит не творческая одаренность, а соответствие универсальным законам логики и разума.

Именно в эстетике классицизма возникает иерархия жанров, высокое и низкое в искусстве.

Доминирующие виды искусств:

1) Классицизм устанавливает четкую иерархию жанров литературы, которые делятся на «высокие» (ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня).

2) Эпоха классицизма характеризуется расцветом театра, которой ориентировался на античные образцы трагедий и комедий. Это «золотой век» европейского театра.

3) Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

4) Живопись эпохи классицизма характеризуется простотой, симметричностью и монументальностью форм.


8. Эстетика барокко. Субъект восприятия - фокус барочной эстетики. Теоретики барокко.

Еще одной творческой тенденцией, представленной в эстетической мысли XVII в., стала концепция барокко. Барокко в переводе с итальянского означает «причудливый».

Барокко нельзя представить без: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Стиль барокко отмечен вычурным усложненным художественно-образным мышлением. Литературу барокко отличает пристрастие к гиперболам, сложному метафоризму и аллегории. В живописи барокко ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Скульптуре свойственна патетичность и мимика. Основными признаками барокко в архитектуре были повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений. Использование стилевых особенностей барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также развитию новых - оперы и балета.

Эстетические концепции барокко наиболее успешно разрабатывали итальянец Тезауро (1591-1675) и испанец Грассиан (1601-1658). Правда, крупных идеологических деклараций они не создали, но успешно развивали великие идеи Ренессанса. Тезауро и Грассиан в своих сочинениях обострили интерес к человеческой личности, метущейся в тисках неразрешимых религиозных и этических противоречий, что говорит о «трагическом гуманизме» барокко.


9. Эстетика Просвещения: тенденции, проблемы, направления. Природа художественного вкуса, искусство как средство воспитания. Художественная критика как «движущаяся эстетика».

Деизм. Деос. Бог – творец, но не властитель. Действуют законы природы. Бог не вмешивается. Бог – часовщик. Завел механизм.
Появляется потребность в распространении не только религиозного, но и научного знания. Необходимость в просвещении третьего сословия – буржуазии.
Просветители: Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо и т.д.
Новшества. Энциклопедии, словари (систематизация знаний). Музеи, выставки.
Институт критика как посредника между искусством(наукой) и человеком. Критик Дидро.

Сейчас, в эпоху плюрализма критики теряют своё значение.
1.Центральная категория – вкус.

Вкус = чувственная + эмоциональная составляющая + разум.
Значит, вкус можно и нужно развивать, воспитывать.
Девид Юм в работе «О норме вкуса» задавался вопросом о том, как тренировать вкус. Ответ: через постоянные упражнения суждения.
Проблема вкуса – это проблема субъекта эстетического восприятия.
2. Место и назначение искусства. Главными функциями искусства становятся образовательная, воспитательная. Иск-во на службе у просветительства.
Таким образом, главным видом искусства становится театр.
Тематики спектаклей, картин и прочее должны были воспитывать, развивать человека.
Ж.Ж.Руссо считал, что правитель должен направлять художника(шир.смысл), чтоб его искусство имело положительный воспитательный результут для государства, для народа.
В это время складывается реализм. Искусство должно учиться у жизни.
Ш. Батё. Теоретик искусства. «Изящное искусство, сведенное к единому принципу». Принцип – подражание миру.

Однако Руссо считал, что мир несовершенен, и, если искусство будет ему подражать, то оно лишь размножит несовершенства => не будет воспитывать.
И. Винкельман был историком искусства в 60-е годы 18 века. Иго научный интерес состоял в вопросе специфики видов искусства. Он работал с языком искусства и системой художественной выразительности.


10. Основные принципы классической эстетики. Эстетика в системе немецкой классической философии.

Основные принципы классической эстетики:

1) Эстетика – неотъемлемая часть философии;

2) Эстетические переживания невербализованы;

3) Эстетическая реакция специфична, неутилитарная игра душевных сил, оценка;

4) Классическая эстетика возвела искусство на пьедестал;

5) Сформулирован мир искусства. Искусство – та материя, где работает гений. Гений умеет делать то, чему нельзя научить или научиться. Это может быть только в искусстве, но не в науке. Такие представления сохранились в эстетической мысле до Ницше;

6) Творчество – беспредельная человеческая свобода.

Немецкая классическая эстетика - важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Немецкая классическая эстетика (конец 18 – начало 19 в.) представлена Иммануилом Кантом, Иоганном Готлибом Фихте, Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом, Георгом Гегелем. Их главной заслугой является понимание эстетической науки как органичной и необходимой части философии и включение ее в свои философские системы.

Эстетические взгляды И.Кант изложил в «Критике способности суждения», где рассмотрел эстетику как часть философии. Он подробно разработал важнейшие проблемы эстетики: учение о вкусе, основные эстетические категории, учение о гении, понятие искусства и его отношения к природе, классификацию видов искусства.

Философ выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во-первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели».

По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели.

Одним из первых Кант дал классификацию видов искусства. Он разделяет искусства на словесные (искусство красноречия и поэзия), изобразительные (скульптура, архитектура, живопись) и искусства изящной игры ощущений (музыка).

ГЕГЕЛЬ: Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его Лекциях по эстетике (изданы в 1835–1836). Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств, различающихся по материалу. Началом искусства Гегель считал архитектуру, соответствующую символической ступени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического – живопись, музыка и поэзия.


11. Эстетика романтизма: основные проблемы, идеи, мыслители.

- Первая треть 19 века;

- Развивал идею о гении;

- Обращение к чувству, а не к разуму;

- Обостренный лиризм;

- Идея двоемирия: идея реального мира не нравится романтикам;

- Поиск смысла нашего мира;

- Прекрасное как «бесконечное, выраженное в конечном»;

- Искусство как посредник между двумя мирами и высшая ценность;

- Искусство как высший продукт духовной деятельности, выражающий мир и человека целостно, в единстве объективного и субъективного, воспроизводящий совершенство абсолюта в конкретных формах;

- Романтическое искусство метафорично, ассоциативно, многозначно, оно тяготеет к синтезу, к взаимодействию жанров, видов искусства, к соединению с философией и религией.

Шеллинг был одним из главных теоретиков эстетики романтизма.

Опираясь на философско-эстетическое учение Канта, создает свою эстетическую теорию Ф.В.Шеллинг. Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного. Художник обязан своим творчеством вечной идее человека, воплощенной в Боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Это присутствие божественного начала в человеке и есть «гений», который позволяет индивиду овеществить идеальный мир.

Главные теоретики и практики романтизма: Шеллинг, Новалис, Шлейермахер, Жан Поль (Рихтер), Э.Т.А. Гофман.

В эстетике романтиков художественный образ – уникальный феномен в единстве формы и содержания, которые не могут быть разделены, не существуют порознь. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества.

 

12. Неклассическая эстетика: основные направления. Дискредитация классических представлений об искусстве, разрушение устоявшейся системы эстетических категорий.

Характерные особенности:

1) Кризис классического рационализма.

2) Разрушение устоявшейся системы эстетических категорий, вытеснение на периферию категории «прекрасное».

3) Разочарование в возможностях «эстетики сверху» и формирование «эстетики снизу».

4) Возникновение многообразия методов исследования эстетической сферы: экспериментальная или психологическая эстетика (А. Цейзинг, Г. Фехтер, Г. Спенсер, З. Фрейд: обращение к проблемам бессознательного, ассоциативного, воображаемого ), социологическая (опросы): социальная обусловленность художественного творчества и эстетического восприятия, искусствоведческая, культурологическая (О. Шпенглер, А. Тойнби: виды искусства рассматривались в комплексе) парадигмы исследования. Все эти типы эстетики стали называться «эстетикой снизу» (Г.Фехнер). «Эстетика сверху» - для элиты. «Эстетика снизу» - искусство для всех.

5) Рационализм и интуитивизм в эстетике.

6) Базовая эстетическая категория прекрасное, уже не основа художественных теорий и не синоним искусства (как в античности, Возрождении, немецкой эстетике). Вместо прекрасного используют: выразительное, занимательное, интересное.

7) Разрушается каноничность жанров и стилей, они становятся подвластны индивидуальной творческой воле и фантазии.

Крупные философы, оказавшие влияние на такой поворот в эстетической науке:
1) А. Шопенгауэр: По мнению мыслителя, все в мире - многообразие воплощений воли. Освобождение от волевой зависимости не только открывает человеку путь к познанию сущностей, но и избавляет его от страдания. Возвышение над волей возможно путем погружения в самое себя, путем созерцания идей. Достигается подобное состояние двояким образом: добровольным отказом от воли к жизни или через искусство. Особняком стоит в эстетике Шопенгауэра музыка. Вся совокупность искусств, кроме музыки, призвана способствовать познанию идеей адекватной объективации воли. Иная цель и иной объект у музыки. Она выражает квинтэссенцию жизни, саму волю. Мир можно рассматривать как воплощенную музыку и как воплощенную волю.

2) Сёрен Кьеркегор: Основополагающая категория его философии – «существование». Нет вопросов более важных, более значительных, чем вопрос о том, как жить, чем быть, к чему стремиться. Кьеркегор выделяет три стадии человеческого бытия, которые он противопоставляет друг другу: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическое существование: устремлен в идеальный мир.

3) Фридрих Ницше: Ницше автор теории аполлоновского и дионисийскогоискусства. Аполлон (в древнегреческой мифологии - покровитель искусств): порядок, чувство меры, гармоническая красота, разумное познание с помощью логики. В основе аполлоновского искусства стремление упорядочить мир, сделать его понятнее, приручить его, и ощутить себя теми, кто владеет миром, повелевает им.

Дионис (в древнегреческой мифологии – покровитель виноделия): хаос, избыток, чувственный экстаз, познание через интуицию, движение, изменчивость. Дионисийское творчество – это не создание новых иллюзий и нового порядка, а искусство живой стихии, чрезмерности, спонтанной радости.!!!Эстетика Ницше - утверждение многомерности бытия, не растворявшегося в логических пределах.


13. Постмодернистская эстетика. Паракатегории нонклассики.

Теоретики: Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, У. Эко (интертекстуальность), Бодрийяр.

Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится, прежде всего, к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики.

Характеристика постмодернистской эстетики:

- несистематична,

- адогматична,

- чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений.

Ее символы — лабиринт, симулякр.

Date: 2016-07-25; view: 2847; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию