Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика обучения пению детей старшей группы ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Содержание программы по обучению пению строится на тех же принципах, что и в предыдущей группе. Возросшие возможности детей позволяют познакомить их с более широким кругом представлений о жизненных явлениях средствами песен. Этим повышается познавательная роль пения. Общее развитие ребенка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата. Навыки, над которыми в предыдущих группах детского сада велась работа, уточняются и закрепляются. Работая над звукообразованием, педагог следит, чтобы пение было ненапряженным. Однако характер звучания приобретает значительные различия, детей учат петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко. Развивая певческое дыхание и дикцию, детей учат контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, отчетливо, ясно произносить вес звуки, слова. Постоянное внимание обращается на выработку чистого пения. Как показывает практика, в группе имеется 5-6 ребят, поющих низко и неточно. С ними особо следует проводить индивидуальные занятия. Качество звучания во многом зависит от певческой установки. Выразительности пения способствует выполнение музыкальных оттенков, нюансов, а также чувство ансамбля, т.е. согласованности в применении певческих умений. Укрепляется голос ребенка, определяется певческий диапазон - ре- си первой октавы и до второй (этот звук встречается в песенном репертуаре редко). Постоянное внимание обращается на развитие слуха, умение слышать и различать правильное и неправильное звучание [30, c.118]. В старшей группе начинается предварительная работа по подготовке к школе. Это выражается в развитии слухового самоконтроля, сенсорных способностей, позволяющих детям определять и воспроизводить звуки различной высоты (в пределах квинты, кварты, терции) и длительности (отмечая их негромкими хлопками). Помимо этого, у детей формируется навык самостоятельного пения без сопровождения несложных песен, а более трудных с частичной помощью педагога - навык коллективного пения в сопровождении фортепиано без помощи взрослых. Дети должны не просто разучивать песни, а запоминать их, хорошо знать и уметь исполнять выученные ранее. К концу года они приобретают следующие навыки: умение петь выразительно без напряжения, плавно, легким звуком; брать дыхание между музыкальными фразами; произносить отчетливо слова, одновременно начинать и заканчивать песню, правильно передавать мелодию, петь умеренно громко и умеренно тихо в разных темпах вместе с воспитателем без сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; петь коллективно и индивидуально в удобном диапазоне ре-си первой октавы, до второй; вспоминать и исполнять выученные песни, отмечать слухом правильное и неправильное пение, различные по высоте и длительности звуки. Во время пения сохранять правильную позу. Песенный репертуар помогает решить эти задачи прежде всего с учетом их воспитательного и образовательного назначения, которое дает возможность ребятам выразить свое отношение к нашей советской действительности. Песня учит детей, позволяет приобрести навыки, развить музыкальные способности, мелодический слух, певческий голос. Обучая плавному, без напряжения пению, педагог может обратиться к таким, например, песням, как русская народная «Бай, качи-качи» или «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко. Навык легкого, подвижного звука хорошо усваивается при разучивании веселых, оживленных песенных мелодий «Голубые санки» М. Иорданского, «Песня про елочку» Е. Тилчичеевой [29, c.90]. Для развития певческого дыхания используются песни, в которых дается равномерная длина музыкальных фраз. Однако, развивая этот навык, необходимо включать песни, имеющие некоторую асимметричность построения. Например, в песне «Гуси-гусенята» Ан. Александрова чередуются длинные и короткие фразы. Ясное, отчетливое произношение требует протяжного пения гласных: «Приш-ла вес-на, ой, при-шла крас-на» и очень четкого подчеркивания согласных, особенно в начале и конце слов: «Я сегодня очень рад, барабан принес мой брат». В старшей группе продолжается работа над точной вокальной интонацией (чистым пением). Этому помогут песни, имеющие много устойчивых звуков, удобных мелодических ходов, например «Голубые санки» М. Иорданского, и песни, где встречаются более трудные интервалы, на пример «Гуси-гусенята» Ан. Александрова. Динамические и темповые изменения, в песнях для детей 5-6 лет не очень многообразны, но требуют точного выполнения и соблюдения всех указаний композитора. Методические приемы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки», «Скок-скок поскок, молодой дроздок» и др. Систематическое их повторение формирует навык, чистого интонирования. Используются также упражнения на развитие слуха: «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук). Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки. В другом случае сопоставляются два звука (интервалы в песне), Эти задания должны увлекать детей и иметь образную или игровую форму. Первоначальные сведения о музыке дети приобретают во время разучивания песен: узнают о характере звучания (напевно, отрывисто), темпе исполнения (медленно, подвижно), динамике (громче, тише). Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни, о характере ее звучания [21, c.32]. Последовательность работы по разучиванию песен в старшей группе детского сада примерно та же, что и с детьми средней группы. Проанализировав песню, педагог на каждом занятии ставит перед собой новую задачу, например, упражняет ребят в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков, добивается напевного или подвижного звучания. На каждом занятии исполняются две- три песни. Обычно вначале даются вокальные распевания и упражнения, развивающие слух. Затем разучивается новая песня, которая требует более сосредоточенного внимания. После этого исполняется песня, знакомая детям, но требующая работы над ее выразительностью. В заключение дети поют любимые и хорошо знакомые им песни [26, c.156]. В конце года уровень развития слуха и певческих навыков можно определить следующим образом: - проверить, как поет каждый ребенок, и отметить качество исполнения песни в сопровождении фортепиано; - установить, какие песни (несложные) и кто из детей может спеть без сопровождения: показывая образец, педагог поет сам без сопровождения, ребенок повторяет без помощи взрослого; педагог подпевает, если ребенок не справляется с заданием; - предложить спеть всем детям знакомую, но давно не исполнявшуюся песню с целью проверки музыкальной памяти; - дать задание типа «музыкальное эхо», мелодические обороты варьируются для каждого ребенка - этим проверяется уровень координации слуха и голоса; - проверить качество исполнения коллективного пения, предложив детям спеть две песни (с инструментальным сопровождением) различного характера - спокойного, напевного и легкого, подвижного; этим выясняется качество звучания; - выяснить, сколько песен из пройденного репертуара дети смогут спеть с фортепианным сопровождением. Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. При этом дошкольники сами участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню. Причем многократное повторение песни не понизит интерес к ней, а, наоборот, даст ей новую жизнь. Методов и приемов в формировании певческих навыков достаточно много для каждой возрастной группы они особенны, но нужно подбирать именно те, которые дадут ощутимый результат, а именно системный подход к заданной проблеме, ведь фрагментарность не дает должного результата. Форсирование певческих навыков детей дошкольного возраста будет происходить только при условии систематического и планомерного применения их на занятиях [22, c.43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению в духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье. Невозможно музыкальное развитие дошкольника само по себе, оно находится в непрерывной связи со всесторонним развитием личности, все составляющие части которого гармонично дополняют друг друга. Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беляева С.Н. О психологии восприятия музыки. – М.: «Музыка», 2003. – 125 с. 2. Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". – М.: 2006. – 137 с. 3. Битус А.Ф. вопросы музыкального воспитания и обучения: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Битус, – Мн.: Бел. гос. пед. ун-т, 2005. – 49с. 4. Вайчене А.И. К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 2007. – 220 с. 5. Васильев М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». М.: 2005. – 129 с. 6. Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". – М.: 2013. – 243 с. 7. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 2011. – 50 с. 8. Ветлугина Н.А. "Музыкальное воспитание в детском саду". – М.: 2011. –73 с. 9. Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М.: Просвещение, 2007. – 196 с. 10. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М.: Владос, 2008.. –112 с. 11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. – 2013.–106 с. 12. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: Питер, 2014. – 464 с. 13. Гогоберидзе В.А. Издательский центр Академия. – М.: 2005. – 320 с. 14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: 2003. - 190 с. 15. Демченко Д. С. “Вокальные игры с детьми” - М.: «Луч», 2009. – 86 с. 16. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. Учебных заведений. – М.: академия, 2010. – 178 с. 17. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 2009. –143 с. 18. Емельянов В.В.“Развитие голоса. Координация и тренаж” - СПб, 2007. –19 с. 19. Железнов С.С. Весёлые уроки М.: Прогресс, 2005. – 162 с. 20. Зимина А.Н. “Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста” - М.: “Владос”, 2010. – 242 с. 21. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". – М.: 2004. – 34 с. 22. Карташев С.А. Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников: методические рекомендации/ С.А. Карташев. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», – М.: 2008. – 43 с. 23. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2009. – 248 с. 24. Комиссарова Е. В. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. – 69 с. 25. Комоссарова Л.Н. Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду. – 2005. №1, – 13 –18 с. 26. Кончева А. С., Яковлева М. А. “Вокальный словарь” - С-пб, “Музыка”, 2008. –156 с. 27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет, изд. РОУ. – М.: 2006. – 148 с. 28. Ланкин В. Г. Музыка и развитие личности ребенка. - Томск: Издательство ТГПУ, 2005. –174 с. 29. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности /В.П. Матонис. – Л.: Музыка, – М.: 2014. – 90 с. 30. Михайлова М. А. “Развитие музыкальных способностей детей” - Ярославль, “Академия развития”, изд. 3, 2012. – 118 с. 31. Образцова Т. Н. Музыкальные игры для детей. - М.: Лада, 2005. – 154с 32. Орлова Т.М. "Учите детей петь". – М.: 2008. – 58 с. 33. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М. 2007. - 384 с. 34. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для вузов, пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 222 с. 35. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада / О.П. Радынова. – Мн.: Просвещение. – М.: 2013. – 79 с. 36. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 2004. – 367 с. 37. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку (методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки). - М.: Мозаика-синтез, 2001. –128с. 38. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2001. – 251 с. 39. Халабузарь П.П. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ и училищ искусств – М.: Музыка, – 2000. –189 с. 40. Ходонович Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет, контроль: пособие/ Л.С. Ходонович. – Мн.: ИВЦ, Минфина, – 2005. – 97 с. 41. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. – М: 2002. №9-10. 39 – 42 с. 42. Яворский Б. Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. – М.: Гос. акад. худ. наук, 2009. – 36 с. Date: 2016-07-05; view: 1149; Нарушение авторских прав |