Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по второй главе





В ходе эмпирического исследования проблемы влияния языка на личность и поведение человека было выявлено, что:

- такое влияние действительно происходит и связано оно с влиянием языка на важнейшие мыслительные процессы,

- личностные качества формируются под воздействием языковой культуры в разных ее проявлениях,

- национальное самосознание способствует формированию социально значимых ценностей для личности, и оно связано с представлением о родном языке как хранителе культурного богатства нации,

- на формирование личностных качеств оказывает влияние также иная языковая культура, которую человек изучает на данном этапе своей жизни,

- язык оказывает влияние на формирование определенных поведенческих установок личности, поскольку язык и мышление, которое способствует выработке поведенческих реакций у разумного существа, коим является человек, – взаимосвязаны.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании мы изучили новое явление в социолингвистике – влияние языка как полифункционального образования на личность и поведения человека. В развитии человека огромную роль играет мышление. Мы попытались установить связь между мышлением и языком как между процессом и системой, функционирующими в определенной социокультурной среде и на индивидуальном уровне.

Сначала мы проследили за развитием подходов к изучению возникновения языка. Нас интересовал вопрос о формировании этого социокультурного феномена, способного преобразовывать действительность в представлениях как индивида, так и социума, даже целого этноса. Мы признали, что существует множество теорий возникновения языка, ни одна из которых пока не нашла своего подтверждения. За основу мы принимали имитационную теорию возникновения языка, которая в литературе не разработана. Тем не менее, нам она показалась приемлемой, поскольку соответствует общим принципам генезиса мышления и других психических процессов: от примитивных форм к усложнению. Единственный вопрос, на который мы не смогли ответить, касался проблемы разделения языков; но здесь безуспешные попытки найти вразумительный ответ в какой-то степени оправданы тем, что на данный вопрос не в состоянии ответить и современная наука.

Мы изучили коммуникативную сторону языка и увидели, что именно эта сторона является важнейшей. Все остальные функции языка являются производными от этой функции и ею определяются. Человеку нужен язык в контексте социализации. С другой стороны, человек испытывает потребность в обществе как в важнейшем социализирующем агенте, а процесс социализации вне языка невозможен. Между тем, успешная социализация индивида определяется развитием в нем стремления к продуктивным коммуникациям, в том числе и межкультурным.

Далее мы исследовали язык в социокультурном аспекте. Нас интересовали две принципиально важные составляющие знаний о языке как о социокультурном феномене: во-первых, взаимосвязь между языком и менталитетом, во-вторых, взаимосвязь между языком и национальным самосознанием. На основании тезиса о тесной взаимосвязи языка и мышления, а также на основании интерпретации менталитета как образа мышления и видения мира мы пришли к выводу о том, что язык как социокультурное явление формирует менталитет. В то же время мы выяснили, что и менталитет оказывает влияние на развитие языковой культуры нации. Проанализировав все это, мы сделали заключение, касающееся одной из важнейших сторон языка – способности формировать и направлять мышление как на индивидуальном, так и на социальном уровнях.

В то же время мы определили сущность национального самосознания как определенной ценностной установки, которая выявляется не на уровне нации в целом, а на уровне индивидов, составляющих нацию. Национальное самосознание является показателем культурного оздоровления нации, однако в крайних формах оно может вызывать негативные тенденции в обществе, формируемом данной нацией. Уровень национального самосознания зависит от отношения индивидов к родному языку. Чем лучше это отношение, тем выше уровень самосознания.

Таким образом, теоретически мы показали, а на эмпирическом уровне подтвердили наши предположения о том, что язык действительно оказывает мощное влияние на личность и поведение человека.

Но наша задача доказать человеку, что язык не должен разобщать культуры, он должен, напротив, выполнять объединяющую функцию. В современном мире в виду сложной социально-политической обстановки наблюдается тенденция к развитию стереотипного мышления, которое вызывает негативные настроения в обществе. Данное мышление направлено на отрицательное отражение действительности, на стремление отдаляться от других народов, культур, видя кругом только врагов и чуждые ценности, которые, согласно этим стереотипам, неизбежно приведут к деградации. Отношение к нации, культуре формирует отношение к языку. В ходе эмпирического исследования нами было показано, что, например, русская молодежь начинает негативно воспринимать украинские, таджикские лексемы. В реальной российской действительности встречаются люди, которые раздражаются, когда слышат кавказскую или украинскую речь. Все это – результат действия стереотипов. Однако человек должен осознать тот факт, что все люди разные, даже внутри одной нации. Следовательно, целесообразно не выискивать врагов в лице других народностей и чуждых ценностей в других культурах, а пытаться извлечь то позитивное, что дает нам любая культура самим своим существованием. В частность, языковая культура.

На сегодняшний день перед мировым сообществом стоит проблема объединения против реальных угроз, возникающих из-за разногласий на религиозной, экономической и политической почве. Важная роль в разрешении этих проблем отводится языку. Язык должен проявить себя как объединяющий образование. развивающийся в межкультурном пространстве и обеспечивающий диалог, а не конфликт культур.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алисова Т.Б. Введение в романскую филологию [Текст]: учебник / Т. Б. Алисова. - М.: Высш. образование, 2012. - 453 c.

2. Аюпова Л.Л., Салихова Э.А. Социолингвистика: учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2012. – 323 с.

3. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: учебник для вузов. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2013. – 344 с.

4. Бодуэн де Куртенэ, Виноградов В.В. Избранные труды по общему языкознанию [Текст] / Бодуэн де Куртунэ, В.В. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2013. Т.1. 384 с., Т.2. 391 с.

5. Бурдовская Е.Ю. Социальная роль рекламы в жизни современного общества / Е.Ю. Бурдовская // Социальная миссия и профессия: материалы международной научно-практической конференции «Журналистика 2012». - М.: МГУ, 2013. – С. 318.

6. Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. — М.: Издат. центр «Академия», 2012. — 432 с.

7. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие для студентов и аспирантов филологических факультетов и факультетов социологии. – СПб.: Гуманитарная академия: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2014. – 256 с.

8. Вендина Т.И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т.И. Вендина. - 3-е изд., стер: Высш. шк. 2012. – 322 с.

9. Воробьев В.В. Лингвокультурология. Теория и методы. - М., УДН, 2012. – 421 с.

10. Германова Н.Н. Современная англоязычная социолингвистика (проблема варьирования языка): учебное пособие по курсу «Общее языкознание». – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2012. – 344 с.

11. Гируцкий А.А. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие: Пособие для студентов вузов / А.А. Гируцкий. - 4-е изд., доп: ТетраСистемс, 2012. – 322 с.

12. Гумбольдт фон, В. Язык и философия культуры. Пер. с немецкого. - М., 2012. – 366 с.

13. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: учебное пособие / под ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. – Изд. 2-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 354 с.

14. Жукова И.Н., Лебедько М.Г., Прошина З.Г., Юзефович Н.Г. Словарь терминов межкультурной коммуникации. — М.: Флинта; Наука, 2013. — 632 с.

15. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике [Текст] / В. А. Звегинцев. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 336 с.

16. Ивановский М.Я. Язык и культура. К увязке лингвистики с общественными науками. - Владикавказ, 2013. – 288 с.

17. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие/ А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. - 9-е изд: Флинта, Наука, 2014. – 364 с.

18. Касевич В.Б. Введение в языкознание [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ В. Б. Касевич. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: филологический факультет СПбГУ; И.: Академия, 2012. – 240 с.

19. Кодухов В.И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / В. И. Кодухов, 2012. – 348 с.

20. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. – Изд. 2-е, доп. – СПб.: Златоуст, 2012. – 321 с.

21. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012.

22. Колесов В.В. Язык города. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2015. – 365 с.

23. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов: учебное пособие. – М.: КДУ, 2012. – 250 с.

24. Костомаров В.Г. Нащ язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М.: Гардарики, 2015. – 279 с.

25. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2012. – 323 с.

26. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исслед. по соврем. рус. яз. и социолингвистике. - М.: Яз. славян. культуры, 2014. – 248 с.

27. Куликова И.С. Теория языка: введение в языкознание [Текст]/ И.С. Куликова, Д.В. Салмина. - СПб.; М.: САГА; Форум, 2012. – 64 c.

28. Маслов Ю.С. Введение в языкознание [Текст]: учебник/ Ю.С. Маслов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 303 c.

29. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – М.: Аспект-пресс, 2012. – 283 с.

30. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. 3-е изд. — М.: Флинта; Наука, 2013. — 296 с.

31. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие: Курс лекций/ В.Н. Перетрухин. - 4-e изд., испр: ЛИБРОКОМ, 2012. – 297 с.

32. Пиневич Е.В., Стародубцев В.Ф. Социолингвистика: учебное пособие. – М.: Экономика, 2013. – 211 с.

33. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 355 с.

34. Оф Т.Б. Основы изучения языкового менталитета [Текст]: учебное пособие/ Т.Б. Оф. - М.: Флинта; Наука, 2013. - 328 c.

35. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Текст]: учебник: Учебник для вузов/ А.А. Реформатский; Под ред. В.А. Виноградов. - 5-e изд., испр: Аспект Пресс, 2012. – 140 с.

36. Скибицкая И.Ю. Социолингвистика: учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2013. – 301 с.

37. Социолингвистика и социология языка: хрестоматия / [Европ. ун-т в Санкт-Петербурге; пер. с англ. под общ. ред. Н. Б. Вахтина; сост.: Н.Б. Вахтин и др.]; отв. ред.: Н.Б. Вахтин. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. – 330 с.

38. Социолингвистика: хрестоматия / авт.-сост. Л. М. Любимова и С. Е. Баянова. – Чита: Читинский государственный университет, 2012.

39. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания [Текст]: учебное пособие. Изд. 3-е. – М.: Либроком, 2013. – 272 с.

40. Сусов, И.П. Введение в языкознание [Текст]: учебник: Учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей/ И.П. Сусов: АСТ: Восток-Запад, 2013. – 386 с.

41. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: изд-во МГУ, 2013. – 162 с.

42. Филин Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка [Текст] / Ф.П. Филин // Язык и общество: Сб. научн. трудов. – Изд. 5-е, доп. – М., 2012. – 143 с.

43. Хомский Н.Н. Язык и мышление [Текст] / Н. Хомский. – Изд. 5-е, доп. – М.: Изд-во МГУ, 2012. - 122 с.

44. Чарыкова О.Н. Основы теории языка и коммуникации [Текст]: учебное пособие / О.Н. Чарыкова, З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М.: Флинта; Наука, 2012. – 312 с.

45. Черниговская Т.В. Мозг и язык. / Т.В. Черниговская // Теоретические проблемы языкознания. – СПб., 2014. – С. 12 – 14.

46. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции: учеб.-методическое пособие. – Изд. 2-е, доп. – Минск, 2012.

47. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику [Текст]: учебник/ А. Я. Шайкевич. – М., 2012.

48. Широков О.С. Введение в языкознание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 264 с. — 210 с.

49. Шор Р.О. Язык и общество [Текст] / Р. О. Шор. – Изд. 4-е, доп. – М.: Просвещение, 2012. - 152 с.

50. Шор Р.О., Чемоданов Н.С. Введение в языковедение / Под общ. ред. И. И. Мещаниновой. Изд. 2-е, доп. – М.: Либроком, 2012. – 288 с.

51. Chomsky, Noam. The Architecture of Language. — New Delhi, Oxford & New York: Oxford University Press, 2013. — 189 p.

52. Enard W., Przeworski M., Fisher S. E. e. a. Molecular evolution of FOXP2, a gene involved in speech and language // Nature, 2012, 418 (6900). — 954 p.

53. Nudel R., Newbury D. F. FOXP2 // Wiley Interdisciplinary Reviews. Cognitive Science, 2013, 4 (5). — 560 p.

54. Krause J., Lalueza-Fox C., Orlando L. e. a. The derived FOXP2 variant of modern humans was shared with Neandertals // Current Biology, 2014, 17 (21). – 134 p.

55. Ulbaek, Ib. The Origin of Language and Cognition // Approaches to the Evolution of Language: Social and Cognitive Bases / Ed. by J. R. Hurford, M. Studdert-Kennedy, C. Knight. — Cambridge: Cambridge University Press, 2014. — 456 p.

56. Culioli A. Communication Interculturelle et de la mentalité. - Paris: le Monde de la langue, de 2012. - 257 p.

57. Morin P. Langue et nous / P. Morin. - De la sorbonne. La linguistique département, 2014. - 120 p.

58. Sussor de F. Travaux sur la linguistique / F. de Sussor. - Paris: Notre monde, 2014. - 450 p.

59. 妈Guofang的。 的语言和文化。 -北京、传统、2012年。

60. 주홍과 우리 언어입니다. 서울, 2013.

Электронные ссылки

61. Boroditsky L. UCTV Seminars [Электронный ресурс] // How the Languages We Speak Shape the Ways We Think: сайт. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=VHulvUwgFWo (дата обращения 20.04.2016).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета 1

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст ______

Укажите языки, которые Вы изучаете

___________________

___________________

___________________

___________________

 

Выберите утверждение, которое Вам ближе всего:

1. Я считаю свой язык красивым и богатым, я горжусь тем, что могу изъясняться на моем языке.

 

2. По натуре я человек целеустремленный.

 

3. Я готов поступиться своими принципами ради общего блага.

 

4. У меня много друзей.

 

5. Я всегда рад помочь, если помощь мне под силу.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета 2

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст ______

Укажите языки, которые Вы изучаете

___________________

___________________

___________________

___________________

 

Выделите свои качества из списка:

- пунктуальность,

- надежность

- прагматичность

- практичность

- целеустремленность

- организованность

- дружелюбие

- искренность

- откровенность

- ранимость

- аккуратность

- ухоженность

- упорность

- бережливость

- дисциплинированность

- требовательность

- уважительность

- впечатлительность.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета 3

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст ______

Укажите языки, которые Вы изучаете

___________________

___________________

___________________

___________________

 

Выделите слова, которые вызывают у Вас раздражение:

фьючерсы памперсы червоний шаби улюблений матур вампир, акыллы розумний місто горад мова кава рецепшен плиз баран капкан лапоть shirt pot category love root package fast computer luggage fool the attic chaos strong brave dumbass wife is a student studying shaver machine horse meat pork shop magazine sex first nothing lethargic sheep fish money image ҷомаашро, casserole категория муҳаббат реша бастаи зуд компютер бағоҷи фиреб чердак бардак қавӣ ҷасур тупица зани донишҷӯ таҳсил shaver мошин конина хук play magazine ҷинсӣ первй ҳеҷ чиз аст, баран моҳӣ ба сурати пул сорочка каструля категорія любов корінь пакет швидкий комп'ютер багаж дурень горище бардак сильний сміливий тупиця дружина студент навчання бритва машина конина, свинина магазин журнал секс первй ніщо млявий баран риба гроші імідж рубашка кастрюля категориясе мәхәббәт, тамыр пакеты тиз компьютер багаж юләр чердак бардак көчле этносларга тупица хатыны студент укуы бритва машина конина дуңгыз кибете журналы секс первй бернәрсә дә вялый тәкә тапшырдылар балык акча имиджы

 

Date: 2016-07-25; view: 232; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию