Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, виды и функции юридических фактов. Фактический состав.





 

Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.

Виды юридических фактов

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) инезавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

Функции юридических фактов

Под функциями юридических фактов понимается обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования. Поскольку правовое регулирование — сложная, многоплановая система, соответственно неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. Можно выделить основную, дополнительные и специальные функции юридических фактов (рис. 32.6).


Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия. Правильно попять и оценить значение указанной функции можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом выступают юридические нормы. Именно они содержат властную программу (модель) поведения субъектов. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение — конкретная модель поведения для конкретных субъектов. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом и состоит основная функция юридических фактов в механизме правового регулирования.

 

Рис. 32.6. Функции юридических фактов

Дополнительные функции. В ряде правовых отношений юридические факты выполняют функциюгарантий законности. Применительно к юридическим фактам термин "гарантии законности" можно определить как существование юридических фактов, связанных с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности.

Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитываю! юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Таким образом, юридические факты не пассивный элемент механизма правового регулирования. Они могут использоваться и реально используются законодательством как средство воздействия на поведения субъектов.

Можно выделить две формы предварительного воздействия норм на поведение субъектов. Когда юридические нормы очерчивают границу правомерного и неправомерного поведения, их предварительное воздействие носит пассивно-предупредительный характер. Оно выражается в том, что субъекты не совершают запрещенных действий. Напротив, когда норма права закрепляет положительные последствия, она имеет активно-стимулирующее значение, поощряет субъекты к совершению указанных в ней действий.

Специальные функции юридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. В фактическом составе юридические факты выполняют прежде всего правопорождаюшую функцию. Она заключается в том, что юридические факты могут вызывать наступление промежуточных правовых последствий либо окончательных правовых последствий всего состава в целом.

Юридические факты могут выполнять в составе и прямо противоположную правопрепятствующую функцию. Наличие некоторых юридических фактов тормозит развитие фактического состава и наступление правовых последствий. Например, наличие близких родственных отношений препятствует совместной службе лиц, если их служба связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому.


Юридические факты выполняют в составе и некоторые другие функции, напримерправоуничтожающую. Данная функция заключается в том, что юридический факт может аннулировать юридическое значение других фактических обстоятельств. Противоположная функция юридических фактов правовосстанавливающая. В семейном нраве, например, восстанавливаются права и обязанности супругов, допускается восстановление родительских прав и т.п.

Фактический состав

Юридические (фактические) составы - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращение правоотношения).

Каждый из фактов (элементов состава) имеет самостоятельное значение и представляет собой самостоятельное юридическое явление. Однако только в совокупности они выступают как основание возникновения, изменения или прекращения правового отношения.

По характеру связи элементов юридические составы подразделяют на:

- простые (иногда их называют "свободные") - совокупность фактов, между которыми существует свободная, не жесткая связь. В реальной действительности они накапливаются в любом временном порядке. Важно, чтобы они в определенный момент образовали состав, т.е. были вместе. Например, заключение брака = достижение возраста + согласие сторон + отсутствие другого зарегистрированного брака + дееспособность;

- сложные - система фактов, между которыми существует жесткая зависимость. Речь идет об их последовательности в "накоплении" фактов, о жесткой предопределенности в их появлении;

- смешанные - в качестве примера здесь нередко приводят пенсионные правоотношения. Для пенсионного правоотношения не имеет значения, когда приобретен трудовой стаж - до наступления пенсионного возраста или нет. Однако факты, обеспечивающие право на пенсионное обеспечение (подача заявления, решение компетентного органа), требуют жесткую последовательность наступления.

1_8(2)_Формы государственного устройства. Унитарное и федеративное государство. Отличие Федерации от Конфедерации и международного объединения.

 

Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

1. Унитарное государство (фр. unitaire - единое, составляющее одно целое) – единое, слитое государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления).

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:


- единая конституция;

- единая система высших органов гос. власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

- единое гражданство;

- единая система права;

- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

В зависимости от вида контроля различают централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные(Великобритания, Франция, Испания и др.) унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Автономия (гр. autonomia - сам + закон) - право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства.

2. Федеративное государство (лат. foederatio - союз, объединение) - сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования - члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты - в США, земли - в ФРГ, республики, области, края, автономные округа и область, города федерального значения в России) или даже суверенитетом (кантоны - в Швейцарии, республики - в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти.

Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации (например, США, ФРГ, Мексика, Бразилия и др.), национальные федерации (например, бывшее СССР, Чехословакия и др.), а также смешанные (административно-национальные), например, Российская Федерация.

Существуют и другие типы федерации: централизованные и нецентрализованные. Объем прав по вертикали распределяется в федеративном государстве на основе одного из двух принципов – субсидиарности (например, США, Швейцария, Канада) или централизации (например, Индия) либо на основе их сочетания.

Важнейшим критерием, отражающим особенности федерализма с точки зрения характера и степени взаимозависимости и взаимосвязанности, является характер разделения и реализации государственной власти. Дуалистический федерализм - это такая федеративная политическая система, при которой источник ее суверенитета двойной, разделяемый федерированными и местными властями.

Кооперационный федерализм реализуется через механизмы вертикального и горизонтального сотрудничества, которые возникают на основе конституционного установления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, либо совместной компетенции их органов государственной власти.

Профессор Чиркин В.Е. рассматривает деление федераций на:

Симметричная федерация, в идеале, состоит из однопорядковых составных частей, т.е. они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации. Симметричная федерация максимально обеспечивает соблюдение принципа равенства субъектов в рамках федерации. Однако жесткое конкретно-практическое проведение этой идеи в жизнь способно привести к игнорированию интересов этнических общностей, территориальных коллективов, экономических, исторических и иных особенностей отдельных регионов.

Асимметричная федерация имеет три разновидности.

Первая модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации в состав государства входят другие территориальные образования: федеральные территории, федеральный округ, федеральный владения, а в некоторых странах еще и "ассоциированные государства". Это – структурно асимметричная федерация, неравенство заложено в ее составе существованием субъектов и несубъектов с усеченными правами последних.

Вторая модель включает только субъекты, но они неодинаковы. Типичной такой формой является Россия.

Третья модель – "скрытая асимметрия". Такая модель может состоять только из однопорядковых субъектов (Австрия, Германия, Швейцария), но они в каких-то отношениях не во всем равны (например, имеют неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов).

3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

1) конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

2) конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

3) конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен.

4) конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов.

5) конфедеративные гос-ва недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

 

Основные отличия конфедерации от федерации

Федерация Конфедерация

Правовой основой является конституция, договор может быть только в начале Правовой основой является договор

Государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство Международно-правовое объединение, нового государства нет

Территория федерации едина Нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств

Имеет единое гражданство Нет гражданства, но могут устанавливаться нормы обеспечивающие единство статуса личности

Имеет единые (федеральные) органы государственной власти Отсутствуют единые органы государственной власти, создаются координационные органы для ведения общих дел

Приоритет актов федерации над актами субъектов Федерации. Акты субъектов Федерации должны соответствовать актам федерации Решения координационных органов должны быть ратифицированы (существует принцип нулификации – непризнания действия)

Единые вооруженные силы Существуют армии отдельных государств -членов конфедерации, могут быть объединены под общим командованием

Единые налоги, устанавливаемые федерацией У каждого члена конфедерации своя налоговая система, источником средств являются взносы членов конфедерации

Единая денежная система У каждого члена конфедерации своя валюта, могут начаться процессы сближения валют

Единая экономическая политика и единое руководство ею Имеет место координация, начало регулирования

 

Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества —полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

 

9. Государственный режим: понятие, основные черты и виды.

 

Политический (государственный) режим: понятие, виды - это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.

Однако понятия «политическая власть» и «государственная власть» не тождественны.

Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.

Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.

Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.

Стоит помнить, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять, т.к. характер политического режима определяется характером государственного режима. Это обусловлено тем, что государство является центральным элементом политической системы общества.

В обычных условиях основные характеристики государственного режима и политического режима совпадают.

Виды политических (государственных) режимов:

1. демократический режим:

- наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;

- критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;

- осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;

- требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;

- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.

2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.

- в основном демократические методы формирования гос. органов;

- исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;

- нарушена система сдержек и противовесов;

- плохая защита прав и свобод человека;

- политическая оппозиция не одобряется;

- низкая политическая активность граждан;

- плохая связь общества с государством.

3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия

- небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).

4. тоталитарный режим:

- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);

- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);

- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);

- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие);

- централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);

- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).







Date: 2016-07-22; view: 2540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию