Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детско - родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста





Министерство образования и науки Российской Федерации

Стерлитамакский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогического образования

Юзвенко Анастасия Альбертовна

 

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050706.65. Педагогика и психология

 

Взаимосвязь детско - родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста

 

«Допускается к защите»   Заведующий кафедрой к.п.н, доцент Салимова Р.М.   __________________   «___» ____________2015 г.   Научный руководитель: к.пед.н, доцент Анохин А.М.   _________________   «___» ____________2015 г.

 

СТЕРЛИТАМАК – 2015
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………...……………….3

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста………….......……………..………………...............….............................7

1.1. Понятие «детско-родительские отношения» в научной практике..................................................………….…………………...…………..7

1.2. Изучение проблемы тревожности детей в психолого-педагогической литературе……………………………...................................................................15

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста………………………………………………………....…………………...23

2.1. Организация и описание эксперимента…………….......…….............23

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования…………………………………………………………...…………..34

Заключение………………………………………………………........……...45

Список литературы………………………..................................................55

Приложения……………………………………………………………....….52

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Проблема детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Отношения в семье являются первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка обеспечивает формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека. Детско-родительские отношения значительно взаимодействуют с общим развитием ребёнка, в том числе и с психологическим.

В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Можно утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

 

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста».

Разработанность темы. Проблемами семьи занимались такие ученые, как В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко, И.М. Балинский, А.И. Захаров.

Психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер), выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и другие), анализируются данные о нарушениях в отношениях между родителями и детьми (М.И. Буянов, А.И. Захаров и другие) и их последствия.


В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности дошкольников. Ее изучением и разработкой занимались такие ученые как Л.В. Макшанцева, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Е.Д. Савина, С.С. Степанов и мн. другие.

Выявлением и изучением непосредственно социально-психологических причин тревожности у детей старшего дошкольного возраста занимались такие авторы как С.Д. Исакова, Е.Б. Ковалева, А.М. Прихожан, Е.Е. Ромицина.

Противоречием является предпосылки к возникновению тревожности, создающиеся в современной жизни. Регуляция тревожности не возможна, с помощью детско-родительских отношений возможна только коррекция тревожности.

Цель исследования – выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста.

Объект исследования – детско-родительские отношения и тревожность.

Предмет исследования – взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что характер детско-родительских отношений имеет значительную взаимосвязь с тревожностью ребенка.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать полученные результаты и сформулировать психолого-педагогические рекомендации.

Методологическая основа исследования:

– теоретико-методологические подходы к пониманию психофизиологической и социальной природы возникновения страхов и тревожности у детей (В. А. Ананьев, П. К. Анохин, В. И. Гарбузов, К. Е. Изард, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев, В. В. Лебединский, А. М. Прихожан, П. К. Симонов, Ч. Д. Спилбергер);

– теория семейных отношений и детско-родительских отношений как их важнейшей составляющей (А. С.Варга, В. Н.Дружинин, И. С.Кон, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер);

– исследования в области деструктивных детско-родительских отношений (Баркан А. И., Беньямин Л., Бодалев В. В., Варга А. Я., Гарбузов В. И., Захаров А. И., Личко А. Е., Петровский А. В., Соколова Е. Т., Спиваковская А. С., Хоментаускас Г. Т. и др.), в которых подчеркивается взаимосвязь нарушенных внутрисемейных отношений и возникающих отклонений в развитии ребенка.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент, методы математической статистики, интерпретация полученных результатов.

Базой экспериментального исследования выступило МАДОУ Детский сад №13 г. Стерлитамак, РБ. В эксперименте были задействованы 50 дошкольников в возрасте 5-6 лет, их родители в количестве 95 человек (45 семейных пар, 5 матерей – одиночек).

Новизна исследования: в работе изучена и экспериментально исследована взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами -психологами в практической деятельности по коррекции тревожности у дошкольников, а также при консультационной работе с родителями.

Апробация исследования: основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Стерлитамак).

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Date: 2016-07-22; view: 928; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию