Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: “Путешествие в сказку” с использованием увлекательных игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]”.Цели: -Развитие движений органов артикуляционного аппарата и речевого дыхания. -Воспитание правильного произношения звука [р], в слогах, словах и фразовой речи. -Развитие фонематической стороны речи, слоговой структуры слова. 2. Коррекционно-развивающие: -Развитие внимания, памяти, мышления, моторики. 3. Воспитание интереса к занятию, позитивного взаимоотношения к сказочным героям: строгой Мальвине и порой неумелому и невоспитанному Буратино. Оборудование: индивидуальное или настенное зеркало, профиль звука [р], ватные палочки; ватный или поролоновый мячик, футбольные ворота; паровозик, деревья, дом, букет цветов, цветы: ромашка, роза. астра; ирис. нарцисс; игрушки: крокодил Гена, Чебурашка, лошадка и др.; предметные картинки: рак, тигр, пулемётчик, машина, дятел, барабанщик; картинки с наличием в словах звука [р ]; стол, стулья, доска, указка. Ход занятия: 1. Организационный момент. “Подари улыбку” и тепло рук – “тёплые ладошки”. 2. Постановка цели занятия. Отгадай загадку. Ползёт наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй (Рак) - Услышь первый звук в слове? [р]. Это песенка тигра. - Постараемся правильно произносить звук [р]. - Рассмотри картинку и скажи, где находится язычок для звука [р]. -Что делают губы? -Поможем язычку правильно разговаривать, произносить звук [р]. Сделаем зарядку для пальчиков и язычка. 3. Артикуляционная гимнастика. 3.1. Игровые упражнения для появления звуков Р, РЬ. а. Упражнение “Весёлый дождик” Цель: развитие движений кончика языка и подвижности пальцев рук. -Поиграем с пальчиками и языком. Выговаривай твёрдо звуки [т - д], как будто капли дождя устремляются вниз и шлёпаются на землю. б. Упражнение “Необычная песенка”. Цель: выработка подъёма языка вверх. -Нас навестили Чебурашка и крокодил Гена. Они хотят спеть свою песенку со слогом да, чтобы поупражнять в подъёме язычка за верхние зубы. Присоединяйся к ним, споём песню все вместе чётко повторяя слоги: да – да - да, до – до - до, ду – ду - ду, ды – ды - ды; затем ра – ра - ра, ро – ро - ро, ру – ру - ру, ры – ры - рыи выполняй инструкцию. Инструкция: -широко открой рот, следи, чтобы промежуток между зубами сохранялся -Дирижируем и в тоже время продолжаем петь песенку. Звучит мелодия песни. в. Упражнение: “Пулемёт строчит”. Цель – тренировка подъёма и укрепления мышц языка. -Представь себе, что ты солдат, у которого воинственное настроение. Попробуй пострелять медленно, твёрдо произнося звук [д]: д – д - д -А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: д – д - Д. г. Упражнение “Машина буксует”. Цель – отработка удержания кончик языка у альвеол и восприятие ощущений его вибрации. -Машина застряла в канаве, буксует и не может выехать: дззз – джжж. Машина выехала – значит, ты ей хорошо помог. 3.2. Упражнения для выработка подвижности кончика языка. а. Упражнение “Песня дятла” Мы раньше играли в дятла, который добывает себе корм, стуча по дереву своим крепким носом. А вот знаешь ли ты, что дятлы умеют петь? Да-да, охраняя свою территорию, дятел поёт. Вот так: дрр – дрр - дрр. Но другой дятел не знает, как поётся эта песенка, помоги ему спеть его незамысловатую песенку. Спев её, ты поможешь не только дятлу, но и своему язычку – научишь его дрожать. Повторяй: дрр – дрр – дрр! б. Игровое упражнение “Лошадка”. Я приглашаю тебя поиграть с лошадкой. Представь себя всадником. Дёрни за поводок, чтобы лошадка поехала: “Ну”. Скачет лошадка, звонко цокает копытами (поцокай языком, подражая стуку копыт). Останови лошадку возгласом “Тррр!”,дёргая её за уздечку, и тогда кончик языка научится хорошо дрожать. в. Упражнение “Барабанщик”. Цель: выработать чёткие движения кончика языка, его вибрацию. Закрепление артикуляции звука [р]. Поиграем на барабане. Его песня ТРА – ТРА – ТРА! ТРО – ТРО – ТРО! ТРУ – ТРУ – ТРУ! ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ! Ну-ка попробуй – звонко, громко, весело, чётко – поиграй на инструменте, сопровождая игру движениями рук. 4. Упражнения на дыхание. Для того, чтобы звук [р] звучал красиво, нужна сильная воздушная струя.Если воздушная струя слабая, во рту не образуется давление, вызывающее вибрацию (дрожание) кончика языка. Поиграй, потренируй своё дыхание. а. Упражнение “Забей мяч в ворота”. Чтобы научиться произносить трудный звук [ р] нужно взять поролоновый мячик, положить перед футбольными воротами и забивать гол плавной струёй воздуха; позже резкой, отрывистой струёй воздуха. 2 способ. Чтобы звук [р] звучал чётче, поиграй по-другому. Голы забивай с “лопаточки”. б. Упражнение “Фокус” Сейчас ты будешь фокусником. Я тебя научу показывать фокусы на дыхание с шариком. Вытяни губы в трубочку; затемсделай лопаточку из языка и плавно выдыхай на шарик. Фокус второй: держи шарик у носа, подними язык к верхней губе; -выдыхай резко на кончик языка; шарик красиво отлетает вверх. Старайся! Этот фокус поможет кончику языка завибрировать. 5. Мы делали зарядку для языка, а сейчас поиграем стоя. Нужно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, если в слове услышишь звук Р: “Поймай звук”. -“Определение первого гласного звука в слове” 6. Закрепление произношения звука [р] в словах, деление слов на слоги. -Кирилл, ты любишь путешествовать? Давай отправимся с тобой в интересное путешествие в сказку на волшебном поезде. Но поезд отправится только тогда, когда ты выполнишь следующее игровое задание: “Каждой картинке своё место”. В первый вагон нужно поместить картинки, в которых один слог, во второй вагон картинки, в которых - два слога, в третий – три слога. Ты молодец, быстро справился с заданием. Паровоз отправляется, даёт сигнал: “у-у-у”, движется по группе. По сигналу “поезд поехал”, ребёнок с педагогом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, идут друг за другом, произнося “т-т-т” и подражая стуку колёс. Дойдя до станции, поезд делает остановку. 7. Посмотри, куда мы приехали? (на лесную поляну). Здесь живёт одна девочка, угадай кто? Эту девочку мы знаем, С голубыми волосами Инсценировка “Мальвина учит Буратино” Педагог. Девочка с голубыми глазами стояла у школьной доски и ждала Буратино. Педагог. Здравствуй, Мальвина. Мы проезжали мимо, решили заехать к тебе в гости и очень рады тебя видеть. Проходите, пожалуйста, садитесь. Мальвина.Здравствуйте и я тоже рада вас видеть. Проходите, пожалуйста, садитесь. Мальвина (с досадой). Но где же Буратино? -Опять опаздывает! Появляется, подпрыгивая весёлый Буратино, садится за стол, подвернув ногу под себя. Мальвина в недоумении разводит руками, соображая как поступить дальше. Мальвина (строго). Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Буратино (в отчаянии). Вот так попал. Мальвина. Сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. А сейчас займемся грамотой. (Берёт указку.) Будем учить [р]. Буратино. Я…, я…, я… ещё не готов. Педагог. Буратино совсем растерялся. Не волнуйся Буратино, у тебя всё получится. Нужно выполнить следующее задание: зачеркнуть все неправильные буквы Р. 8.Автоматизация звука [р] в чистоговорках. -Мальвина очень любит цветы. Посмотрите, какой красивый букет стоит на столе. Поиграем все вместе. Нужно придумать конец предложения и найти нужные цветы, поместить их в букет. Ра - ра - ра – в букете есть …астра. Ро – ро - ро, за – за - за -и красивая … роза. Ир – ир - ир, ис – ис - ис- там же есть…ирис -Какие цветы вы ещё знаете, найдите их. Мальвина угощает своих гостей. 9. Рефлексия. -Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться. Пригласим Мальвину и Буратино в детский сад. -Тебе понравилось путешествие? -Вспомни и скажи, какой звук мы учились произносить во время нашего путешествия в сказку. -Где был язычок, когда произносили звук [р]. Похлопаем в ладоши. Всем спасибо. До свидания.
|