Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акты применения норм права, их отличие от актов нормативного содержания. Виды правоприментильных актов, проблемы техники их построения





Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Виды[править | править вики-текст]

по форме:

 

приказы;

постановления;

указания;

представления;

резолюции;

протоколы;

решения;

разрешения;

предупреждения;

приговоры;

определения;

распоряжения

и др.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

 

акты государственных органов и общественных организаций;

акты главы государства — Президента РФ;

акты федеральных органов власти и управления;

акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

акты органов правосудия;

акты органов прокуратуры;

акты органов надзора и контроля;

акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права:

 

регулятивные (приказ о повышении по службе)

охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

 

основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)

вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

 

акты гражданско-правовые,

уголовно-правовые,

акты конституционно-правовые,

акты административно-правовые

по характеру:

 

материальные

процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:

 

акты однократного действия (наложение штрафа)

длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Признаки[править | править вики-текст]

Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права- документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Правоприменительные акты обычно могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной государственный орган в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом, как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

 

 

Общие черты с нормативными актами[править | править вики-текст]

Правоприменительные акты обнаруживают следующие общие черты с нормативными актами:

 

представляют собой, как правило, письменные акты-документы

исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц

обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличия от нормативных актов[править | править вики-текст]

Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых (НПА), в основном, в следующем:

 

акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать

акты применения права не являются источниками права

не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА

акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.

акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц

акты применения права рассчитаны на однократное применение

они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)

акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме


Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

 

75. Пробелы в законодательстве: понятие и причины появления. Применение норм права по аналогии. Аналогия закона и аналогия права

Под пробелом в праве обычно понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. В настоящее время, например, все настойчивее заявляет о себе необходимость принятия новых нормативно-правовых решений, порожденная динамикой общественной жизни, потребностями общественного развития (рыночные отношения, экологическая безопасность и т.д.).

В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право после создания нового государства в современных условиях вырабатывается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильного и всестороннего регулирования основных вопросов общественной жизни. В этот период государственным органам зачастую приходится решать дела без соответствующих норм.

При обнаружении пробела самое правильное - найти норму, которая регулирует наиболее близкое родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с ее предписаниями. Решение дела на основании наиболее близкой по содержанию нормы, то есть применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой случаям, называется аналогией закона. Так, если в вещи, полученной как выигрыш по лотерее, обнаружены недостатки, то порядок их устранения определяется по аналогии с нормами, регулирующими порядок устранения недостатков вещи, которая куплена в магазине (договор купли-продажи).

Если же при наличии пробела аналогичной нормы не обнаружено, то применяется аналогия права, то есть применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов правового регулирования отрасли права или правового института. Аналогия права применяется лишь там, где невозможно подобрать близкую, аналогичную норму. При этом следует помнить, что в правовой системе аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

Применение аналогии - это не восполнение пробела в праве, так как в результате такого применения пробел не ликвидируется. Восполнение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правоприменительных органов.

 







Date: 2016-07-22; view: 551; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию