Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В современном рыночном хозяйстве





Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка, а именно: количество фирм в отрасли; тип производимого продукта; возможности для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм; способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем в большей степени конкурентным считается рынок.

Необходимо различать два термина: конкурентность рынка (она характеризует рыночную структуру) и конкурентную борьбу (степень соревновательности фирм отрасли друг с другом). Например, с повышением конкурентности рынка, снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба: в отрасли действует огромное число фирм, и их влияние на рынок товара столь незначительно, что отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. И напротив, в отрасли, где действуют несколько крупных фирм, и каждая их этих фирм в состоянии активно воздействовать на рынок, влиять на изменение ценовых характеристик товара, то конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы отрасли ведут активную конкурентную борьбу.

С учетом некоторых факторов (количество фирм, производящих продукцию; тип производимого продукта; контроль над ценой; степень сложности входа в отрасль), выделяют четыре принципиально возможные рыночные структуры: совершенная (чистая) конкуренция; чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция (см.: данные нижепрведенной табл.2).

Существуют два правила, которые применимы для любой рыночной структуры:

· Правило 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг.

· Правило 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам.

Таблица 2.

Сравнительная таблица рыночных структур

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополисти­ческая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию Множество незави­симых товаропро­изводителей Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип производимого продукта Стандартизирован­ный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизи­рованный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль   Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны

 

Исторически развиваясь, рыночная экономика приобретает различные формы проявления, национальную специфику. Вместе с тем, можно выделить следующие разновидности рыночной системы:

1. Свободная рыночная экономика возможна там, где регулирующая функция государства сведена к минимуму, где отработаны рыночные стимуляторы, такие как: цены, прибыль, конкуренция.

2. Регулируемая рыночная экономика предполагает систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь через налоги, кредиты и прочие механизмы с целью поддержания экономического роста, ослабления кризисных и инфляционных процессов.

3. Социальная рыночная экономика направлена на поддержку населения, особенно тех его слоев, которые сами не в состоянии влиять на уровень своих доходов (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети). Однако, социализация экономики предполагает достижение относительно высокого уровня общественного благосостояния и общественного сознания.

4. Смешанная рыночная экономика означает наличие в стране весомой государственной или муниципальной собственности. Она, чаще всего, возникает при экстраординарных обстоятельствах, связанных с войной, структурным кризисом и т.п. В настоящее время, в развитых странах удельный вес государственной собственности незначителен (не превышает 10-12 процентов), и напротив, в развивающихся государствах, особенно с выраженным военно-бюрократическим уклоном достаточно высок.

Таким образом, главным критерием различий между разновидностями рыночной экономики выступает степень и формы государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. До сих пор, переходное состояние российской экономики не выходит за рамки государственно-капиталистического уклада (в этом проявляется особенность российской экономики в переходный к рынку период).

Чтобы государственное регулирование рынка состоялось, должен существовать сам рынок, то есть предмет регулирования. И главной задачей экономической политики государства в переходный период к рынку является необходимость способствовать формированию рыночного хозяйства, поощрять этот процесс, устраняя административные препоны.

Date: 2016-07-22; view: 203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию