Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Морфологические нормы. Употребление форм рода, числа и падежа имен существительных.
Употребление форм рода: - Род существительных, образованных с помощью суффиксов субъективной оценки, совпадает с родом производящих слов: дом – огромный домина, домище, маленький домишко. - Существительные общего рода (молодчина, умница, сластена – всего около 200 слов) употребляются в женском роде, если обозначают лицо женского пола, в мужском роде – если лицо мужского пола: Катя – такая умница. Петя – такой умница. - По родовому понятию (ключевому слову) определяются род многих неодушевленных существительных и аббревиатур: черный кофе (муж. р. – напиток), МГУ (муж. р. – университет). Употребление форм числа имен существительных: - В русском языке есть существительные, имеющие только формы множественного числа: спрыгнуть с качелей. - В научных, публицистических и художественных текстах, в официальных документах и рекламных объявлениях следует избегать употребления существительных в единственном числе. Неверно: В нашем магазине организована продажа елочной игрушки. Верно: В нашем магазине организована продажа елочных игрушек. Употребление падежа имен существительных: - В разговорном стиле при обозначении количества или объекта действия употребляются формы на -у (-ю) наряду с формами на -а(-я): стакан чаю (-я), ложка сахару (-а). Однако в словах с суффиксами субъективной оценки и ударными окончаниями – только формы на -у (-ю): плесните чайку́, положите сахарку́. - Не склоняются фамилии и имена с -е, -о, -э, -и, -ы, у, -ю на конце: картины Пабло Пикассо. - Склоняются фамилии, оканчивающиеся на безударные -а после согласных и -я: училище имени Глинки. - Склоняются фамилии с ударным окончанием -а́: роли Игоря Квашы́. Не склоняются только французские фамилии с ударными а́, -я́ («Три мушкетёра» Александра Дюма́). - Фамилии на согласный склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются – если к женщинам: поэма Александра Блока – рассказ о Любови Дмитриевне Блок. - Иностранные имена склоняются вместе с фамилией: романы Жюля Верна. Отступление касается только двойных французских имен с дефисом: философия Жан-Жака Руссо. 29. Лексические нормы и лексические ошибки (предметная и понятийная неточности, лексическаянесочетаемость, смешение паронимов, омонимов, столкновение антонимов, речевая избыточность и речеваянедостаточность). Лексика – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Лексические нормы – это нормы употребления слов в соответствии с их значениями, правильный выбор слова в зависимости от ситуации. В речи довольно часто можно встретиться с лексическими ошибками. Типы лексических ошибок: 1.предметная неточность: основана на незнании качеств предмета или явления и лексического значения слова, обозначающего этот предмет или явление. Напр., Он выполнил большую половину работы.(Половина не может быть большей или меньшей). 2. понятийная точность: основана на неумении подобрать нужное в данном контексте слово. 3.лексическая несочетаемость: это способность слова не сочетаться с определенным кругом других слов. Напр., Ученики пристально слушали рассказ учителя (пристально + рассматривать, внимательно + слушать). 4. смешение паронимов. Паронимы – это слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Напр., Австрия – Австралия, контракт-контакт. 5. смешение омонимов: приводит к неточности и двузначности высказывания. Омонимы – слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Напр., Совместный отдых, как и труд, спаивает людей (спаять ‘сплотить’ – споить ‘приучить к спиртному’). 6. столкновение антонимов. Антонимы – слова разные по написанию и звучанию и противоположные по смыслу. Столкновение антонимов в речи становится причиной комизма. 7. речевая избыточность - это многословие. Оно проявляется в различных формах: - Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей. - Тавтология – употребление в одном ряду однокоренных слов. Напр., Наклей эту наклейку на стекло своего автомобиля. - Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм - это об одном и том же разными словами. Напр., упасть вниз. 8. речевая недостаточность - это пропуск слова, снижающий точность речи и затрудняющий её понимание. Напр., Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться (не хватает слова жизнью или здоровьем). 30. Понятие об акцио. Психологический настрой оратора. Акцио (лат. actio ‘действие’) – это раздел классической риторики, который содержит сведения о действиях оратора, связанных с непосредственным произнесением речи перед аудиторией. Важное значение имеет психологический настрой оратора перед выступлением. Он должен уметь управлять своим настроением, подавлять, если необходимо, тревожное состояние и неуверенность в успехе. А причиной волнения может быть и недостаточная подготовленность к выступлению. Итак, оратор, выходя на трибуну должен · быть уверенным в себе, в своем успехе и передать эту уверенность слушателям, · иметь положительный волевой настрой: вести за собой аудиторию, а не идти на поводу у нее, · убедить себя в том, в данный момент нет ничего более важного, чем выступление и внимание слушателей, · вкладывать в выступление все физические и моральные силы, · запретить себе думать о посторонних вещах и отвлекаться по ходу выступления, · сосредоточить внимание на слушателях и внимательно следить за их реакцией. Одной из важнейших составляющих успеха оратора является его умение установить контакт с аудиторией. Установлению подобного взаимопонимания способствуют особые контактоустанавливающие действия: обращение, приветствие, комплимент, прощание, а также особые речевые формулы, организующие речь и облегчающие ее восприятие. Обороты подобного рода носят название метатекст (текст о тексте): хотелось бы поговорить о…, в начале своего выступления обращаю ваше внимание на…. В целом же, установление доверительных отношений возможно при наличии доброжелательного и профессионального отношения оратора к своей аудитории; при любом отношении слушателей выступающий обязан сохранять присутствие духа и не выпускать рычаги управления аудиторией, не вступая с ней в конфликтные отношения. 31. Визуальные особенности ораторской деятельности: внешний вид оратора, мимика, жестикуляция, выражение глаз и поза оратора. Типология жестов. Известно, что зрение является важнейшим каналом поступления информации (до 80%), поэтому аудитория не только слушает оратора, но и оценивает (довольно пристрастно и критично) его внешний вид, его мимику, жесты и позы. «Встречают по одежке», – гласит народная пословица, и от того, какое впечатление окажет на слушателей внешний вид оратора, во многом зависит успех выступления в целом. Немаловажное значение имеют мимика, жесты и позы выступающего. Все они относятся к невербальным (несловесным) средствам коммуникации. Мимика должна быть оптимально сдержанной. С одной стороны, слишком активные и частые смены мимических поз отвлекают слушателя и часто производят неблагоприятное впечатление, с другой стороны, оратор с «каменным» лицом также не располагает к доверию. Аудитории далеко не безразлично, куда смотрит выступающий. Во время произнесения речи специалисты советуют не спеша переводить заинтересованный доброжелательный взгляд с одного лица на другое. Жестикуляция призвана оживить речь и облегчить ее восприятие, то есть жесты должны соответствовать общему характеру выступления и сообщаемой в данный момент информации. Жесты бывают · ритмические (отбивание такта носком обуви), · эмоциональные (пожимание плечами), · символические (резкий взмах кистью сверху вниз (категоричность), движение ладоней навстречу друг другу (сближение, связь)), · изобразительные («спираль», «переворот», «препятствие, столкновение» и т.п.). С другой стороны, слишком активная, но при этом неоправданная жестикуляция отвлекает от выступления и вызывает раздражение у слушателей. Так, частые прикосновения к лицу, к деталям одежды, одергивание пиджака, поправление прически, перекладывание предметов с места на место выдают волнение и неуверенность. Следует избегать и слишком экспрессивных, вульгарных и двусмысленных жестов. Поза оратора также несет слушателям определенную информацию, не всегда выгодную выступающему. Так, скрещенные руки (а иногда и ноги) говорят о закрытости выступающего, о его нерасположенности к общению, о недружелюбном настрое. Произнося речь, следует стоять спокойно, чуть наклонившись вперед, не переминаясь с ноги на ногу, не раскачиваясь из стороны в стороны, но и не вытягиваясь по стойке «смирно». Особенности голоса выступающего также влияют на успех у слушателей. Оратор должен обладать хорошей дикцией: внятно произносить все звуки, не искажая их, устанавливать и поддерживать оптимальный темп речи, уметь регулировать силу и тембр своего голоса. 32. Особенности голоса оратора. Дикция. Сила голоса. Темп речи. Тон речи. Паузы в речи. Дикцию, то есть способность артикуляционного аппарата производить членораздельные звуки, можно тренировать путем произнесения вслух скороговорок, чтения сложных предложений. Сила и звучность зависят от общего психологического настроя оратора и его уверенности в своем успехе, от правильной поставки дыхания (не следует стремиться произнести длинную фразу на одном выдохе) и от его умения выделять голосом информативно и эмоционально значимые места в своей речи, избегая таким образом монотонности. Что касается темпа: более важные места проговариваются чуть медленнее, менее важные – чуть быстрее. Однако надо отметить, что слишком частые и резкие смены громкости и темпа речи могут отрицательно воздействовать на слушателей. Голос оратора должен быть гибким, то есть способным подняться от самых тихих, нежных тонов до наивысшей силы и выражать всевозможные чувства, настроения, порывы. Важную роль в речи играют паузы: они облегчают дыхание и тем самым помогают сохранить необходимую звучность голоса, но главное – они помогают восприятию и усвоению информации слушателями. 33. Интонация. Изобразительно-выразительные возможности голоса. Выражению эмоционального состояния помогает интонация – тембровая окраска голоса. Тонкое изменение интонаций способствует повышению выразительности, наглядности и убедительности речи. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов: - в каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания; - интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи; - речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп; - интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки; - пауза — остановка, перерыв бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания. Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). 34. Понятие о споре. Цели спора. Спор в риторике – это публичное обсуждение актуальной для его участников проблемы, вызванное желанием обстоятельнее разобраться в том или ином вопросе. Признаки и условия возникновения спора: - проблемность: спор предполагает наличие определенного конфликта, то есть несоответствия двух положения, мнений, суждений и т.д.; - актуальность: спор – это обсуждение важной для обеих сторон проблемы; - диалогичность: спор предполагает именно обмен мнениями; - публичность: спор предполагает наличие аудитории, только в этом случае спор становится предметом риторики; - целенаправленность: спор ориентирован на достижение определенной цели. Можно выделить 2 важнейшие цели споров: - стремление отстоять и утвердить свою точку зрения, одержать победу над противником. Это бескомпромиссный спор. - желание прийти к единому мнению, устраивающему обе стороны, вынести общее решение, найти компромисс. Это компромиссный спор. 35. Виды споров: полемика, дебаты, прения, дискуссия, диспут. Спор в риторике – это публичное обсуждение актуальной для его участников проблемы, вызванное желанием обстоятельнее разобраться в том или ином вопросе. Выделяют 2 важнейшие цели споров, которые определяют его типологию: - стремление отстоять и утвердить свою точку зрения, одержать победу над противником. Это бескомпромиссный спор. - желание прийти к единому мнению, устраивающему обе стороны, вынести общее решение, найти компромисс. Это компромиссный спор. К бескомпромиссным спорам относятся полемика, дебаты, прения: - Полемика (греч. «воинственный, враждебный») – это спор, конфронтация, основанная на борьбе, столкновении полярно противоположных, взаимоисключающих точек зрения с целью отстоять свою позицию и опровергнуть точку зрения оппонента. Полемика может быть как устной, очной, так и письменной, заочной. - Дебаты (фр. «спор, прения») – это метод ведения спора, при котором противоборствующие стороны стремятся убедить в своей правоте некую третью сторону (зрителей, слушателей), например, предвыборные дебаты. В близком значении употребляется понятие прения (судебные прения): в данном случает стороны обвинения и защиты стремятся убедить в своей правоте судью и(или) присяжных. Дебаты и прения проходят, как правило, в устной форме. К компромиссным спорам относятся диспут и дискуссия: - Дискуссия (от лат. «рассмотрение, разбор») – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск общего компромиссного решения. Дискуссия может быть как устной, очной, так и письменной, заочной. - Диспут (от лат. «обсуждать») – это коллективное обсуждение научных, политических, социальных значимых проблем, которые, как правило, не имеют общепринятого, однозначного решения. Диспут – это обмен мнениями без вынесения общего решения, это самая мягкая форма спора. Диспут проходит только в устной очной форме. 36. Фазы спора: конфронтация, начало дискуссии, аргументация, подведение итогов. В классической риторике выделятся 4 фазы (стадии, этапа) спора: - стадия конфронтации; - стадия начала дискуссии; - стадия аргументации; - стадия подведения итогов. 1. На этапеконфронтации стороны формулируютвступающие в противоречиеточки зрения и определяют предмет спора. При формулировке предмета спора важно помнить о том, что: * предмет спора должен единым для обеих сторон, то есть спорщики должны понимать его одинаково. В противном случае возникает логическая ошибка логомахия; * в толковании предмета спора не должно быть двусмысленности. В противном случае возникает логическая ошибка амфиболия; * тема спора должна оставаться неизменной на всём его протяжении; * суждения оппонентовдолжны бытьпротивопоставленными, то есть построенными по принципу антонимии. При этом также важно понять, каков тип противопоставления – контрарный (это противопоставленные, но не взаимоисключающие, не противоречащие друг другу суждения. Напр., ночь длинная – день короткий) или контрадикторный ( это взаимоисключающие, противоречащие друг другу суждения. Напр., виновен – не виновен).Это определит вид спора. 2. На стадии начала дискуссии обсуждаются два варианта развития спора, то есть определяется вид спора: бескомпромиссный (отстаивание своей точки зрения) или компромиссный (нахождение положения, устраивающего обе стороны). На этом же этапе участники спора договариваются о правилах ведения спора. 3. Фаза аргументации – участники спора защищают свою позицию, используя те или иные доводы, а оппонент её критикует до тех пор, пока у него ещё остаются контраргументы. При выстраивании аргументации важно помнить: – о законе усиления: наиболее веские доводы приводятся в конце цепочки доказательств; – о законах логики: аргументы должны соответствовать высказанному тезису (закон тождества), не должны противоречить тезису, а также друг другу (закон непротиворечия и закон исключенного третьего), должны быть связаны с тезисом, а также друг с другом причинно-следственными связями (закон достаточного основания). Существует особые приёмы аргументации: - метод положительных ответов Сократа: последовательное доказательство предлагаемого инициатором решения проблемы или задачи; - метод двусторонней аргументации: предоставление адресату возможности самому взвесить аргументы «за» и «против». Существуют и особые методы контраргументации: - метод перелицовки аргументов партнера: прослеживание хода решения проблемы или задачи, предложенного партнером, вместе с ним до тех пор, пока не будет найдено противоречие, свидетельствующее о справедливости противоположных выводов; - метод развертывания аргументации: предъявление партнеру новых, ранее не известных ему аргументов; - метод разделения аргументов: разделение аргументов инициатора на верные, сомнительные и ошибочные и обсуждение их. 4. На последнем этапе подводятся итоги спора и обсуждаются его результаты. В зависимости от вида спора его итоги могут быть двоякими: – если это бескомпромиссный спор, то определяется его победитель; – если это компромиссный спор, то формулируется единое для обеих сторон решение. В завершение спора делается вывод о его результативности, успешности. Существует несколько критериев успешности спора: - участники получили новую информацию, глубже поняли позицию оппонента, уточнили видение ситуации и пути решения проблемы; - смогли снизить напряженность, погасить обиды, устранить недоверие; - пришли к сближению позиций; - смогли разрешить спорную ситуацию, проблему. 37. Правила ведения спора. Спор в риторике – это публичное обсуждение актуальной для его участников проблемы, вызванное желанием обстоятельнее разобраться в том или ином вопросе. Для успешного спора необходимо: - Уметь правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия. Предмет спора – то, по поводу чего возникает спор. Определить пункты разногласия – определить, в чём именно оппоненты не согласны друг с другом. - Определить пункты разногласия – это найти точки противопоставления, то есть определить, в чём именно оппоненты не согласны друг с другом. - Правильно пользоваться в споре понятиями и терминами. Для успеха спора важно, чтоб оппоненты в ходе обсуждения пользовались единым понятийным аппаратом. - Чётко определить свою позицию в споре и поддерживать её. Если в ходе обсуждения позиция проблемы точка зрения оппонента выражена нечётко, то с ним трудно вести спор. - Проявлять гибкость. Участники должны сохранять твердость взглядов, но при этом проявлять гибкость в их отставании. - Уважительно относиться к оппоненту. Кроме того, умение и желание учитывать индивидуальные особенности оппонента способны привести к успеху в споре. - Сохранять выдержку и самообладание в споре. Наблюдения психологов показывают, что из двух оппонентов, равных по различным параметрам, победителем оказывается тот, у кого больше выдержки и самообладания. - Уметь признавать свои ошибки. 38. Полемические приёмы и уловки в споре. Полемика, предполагающая столкновение мнений, интеллектуальную борьбу, предполагает использование ряда риторических приёмов, обеспечивающих превосходство над оппонентом. Приемы бывают фактологическими, логическими и психологическими: 1. Опровержение ложного тезиса фактами. Это самый распространенный, проверенный приём. 2.Критика доводов оппонента. Показывая ложность или необоснованность аргументов, участник полемики приводит слушателя к мысли о том, что выдвинутый тезис не доказан. 3. Опровержение демонстрации. Логический приём основан на том, что полемист выявляет, что тезис и аргументы его оппонента между собой логически не связаны, тем самым разрушается структура доказательства. 4. Доведение до нелепости, сведение к абсурду. Суть этого логического приёма – продолжать цепочку аргументов оппонента до тех пор, пока они не будут противоречить действительности. При этом этом активно используются фигуры гиперболы или литоты. 5. Приём бумеранга. Логический приём заключается в том, что выдвинутый аргумент обращается против самого говорящего. Разновидностью «бумеранга» можно считать приём «подхват реплики». 6. Атака вопросами. Цель этого психологического приёма – заставить оппонента обороняться, отвечая на вопросы и тем самым сделать его положение затруднительным. Задающий вопросы (нападающий) находится в заведомо более выгодном положении, чем отвечающий. 7. Довод к человеку. Психологический приём, основанный на том, что полемист начинает оценивать достоинства или недостатки (чаще) оппонента и тем самым заменяет доводы противника обращением к его личности. Разновидностью этого приёма «апелляция к публике». Цель – повлиять на чувства публики, обратиться к её интересам, «сыграть на публику». 8. Использование сатиры, юмора. Еще один психологический приём, призванный ослабить позицию противника, – высмеять его суждение, это может смутить его. Кроме того, юмор может помочь разрядить полемическую обстановку. К числу психологических приёмов относятся и всевозможные уловки, к которым прибегают полемисты, чувствуя слабость своей позиции: 1. Отсроченное возражение. Чувствуя свою неготовность к ответу, спорщик начинает издалека, постепенно «собирая силы» и готовясь привести наиболее весомые аргументы (закон усиления); 2. Ставка на ложный стыд. Используются вводные конструкции «Неужели вы до сих пор не знаете...», «Всем, конечно, известно…», а затем приводится далеко не бесспорный довод. 3. Подмазывание аргумента. Слабый довод сопровождается комплиментом собеседнику: «Вы, как человек умный, не станете отрицать…». 4. Ссылка на авторитет (возраст, положение, образование, иногда пол). «Вот доживите до моих лет, тогда и судите о…», «Сначала получи высшее образование, тогда и рассуждай о…». Также традиционно среди полемических уловок называют: – увод разговора в сторону, – перевод спора на противоречие между словом и делом, – перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда, – смещение времени действия и др.
Date: 2016-07-22; view: 512; Нарушение авторских прав |