Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Библейские памяти в православном календаре Русской ЦерквиВ богослужебных текстах годового круга богослужения заключены все значимые события священной библейской истории.?Красовицкая (обязательно инициалы) указывает на то, что тематика текстов суточного круга - библейская, седмичного круга – гимнографическая, а богослужения годового круга совокупно включают в себя и библейский, и гимнографический материал [ вставить номер из списка литературы и страницу ]. Согласно определению, приведённому в «Православной энциклопедии», богослужебный круг - это «принятое в литургике наименование временны́х ц иклов богослужений»[ ссылка ]. Его можно разделить на три круга. Первый – суточный круг богослужения, в него входят службы, совершаемые каждый день в определенное время. Второй – седмичный, который включает в себя цикл памятей определенных святых и событий священной истории, распределенных по дням недели. Третий –годовой. Богослужения православной церкви делятся на часы, дни, седмицы и месяцы и каждый из них наполняется определенным смыслом. Так, чтение часов в определенное время есть воспоминание определенных событий, например, в третьем часе говориться о сошествии Святаго Духа на апостолов, в шестом, что Христа пригвоздили ко Кресту и так далее. Церковный год является частью богослужебного времени. Он не имеет свои службы и поэтому его тексты, аналогично как и в седмичном круге, вставляются в некоторые части службы неподвижного дневного круга. Также выделяют две части церковного года. Первая часть – включает в себя неподвижный годовой круг, с праздниками, связанными с определенной датой солнечного календаря. Вторая часть - годовой подвижный богослужебный круг имеет в себе праздники, которые зависят от даты празднования Пасхи, связанной с лунно-солнечным пасхальным циклом. Песнопения праздников первого круга находятся в богослужебных текстах Минеи и регламентируются Уставом. Минеи начали складываться в течение VII-VIII веков и вполне сформировались к XI столетию. Они подразделяются на Минею Месячную, Общую и Праздничную. Минея Месячная содержит изменяемые песнопения праздников всех двенадцати месяцев, откуда она и взяла свое название, для неподвижного церковного года. Минея Общая имеет последования как для подвижных, так и для не подвижных дней годичного круга с молитвами для одного лика всех святых, то есть содержит песнопения не каждому в отдельности святому, а сразу многим святым. В Праздничной Минее находятся службы особо знаменательных праздников: двунадесятых и еще некоторых других. В хронологическом порядке богослужения Праздничной Минеи, посвященные событиям библейской истории, расположены таким образом[1]: · 6 декабря. Неделя святых праотец; · 6 декабря (может, 13го???). Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец · 25 декабря. Рождество Господа нашего Иисуса Христа; · 1 января. Обрезание Господне и память св. Василия Великаго; · 6 января. Святое Богоявление; · 2 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа; · 25 марта. Благовещение Пресвятыя Богородицы; · 24 июня. Рождество святаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; · 20 июля. Святаго славнаго пророка Илии; · 6 августа. Преображение Господа нашего Иисуса Христа. · 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи; Среди них можно выделить неподвижные двунадесятые Господские праздники – Рождество Христово(5 дней предпразднства), Богоявление (4 дня предпр), Преображение Господне. К неподвижным двунадесятым Богородичным относят - Благовещение Пресвятой Богородицы. Сретение относят как ко второму, так и к первому типу праздников. К Великим Праздникам относят Рождество и Усекновение главы Иоанна Крестителя, Обрезание Господне (не имеет попразднства и предпразднства). В Минее Месячной находятся службы Малых праздников, соответствующие библейским событиям. К ним относят: · 5 сентября. Память пророка Захарии и святой праведной Елизавете. Этот праздник имеет черный знак – три точки не совершенно окружённые. · 17 декабря. Святого пророка Даниила и святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Имеют такой же знак (особый устав если в нед. Праотец [Никольский стр.526]). Другие Малые Праздники с подобным знаком, о котором мы упоминали выше, только красного цвета, находящиеся в Минеи, имеют некоторую особенность в последованиях. они делятся на два вида: 1) имеет определенные указанные молитвословия. 2) в своих последованиях имеют некоторые отличительные особенности, сходные с теми, что содержится в службах праздника со средним знаком. К ним относят: 23 сентября - Зачатие честнаго, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 30 апреля – день памяти святого апостола Иакова, брата святого Иоанна Богослова. 18 октября - св. апостола и ев.Луки. Далее следуют средние праздники со знаком «крест». К ним относятся: · 20 июля. Память святого славного пророка Илии, · 22 июля – святыя мироносицы и равноапостальныя Марии Магдалины · 8 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных[2]. К праздникам со знаком «крест в полукруге» относят день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна богослова (26 сентября и 8 мая). В Минее Месячной находятся препразднства и попразднства памятей [(ник. 570)]. В них прославляются те, кто был причастен к ранее упоминаемому событию. Например, после праздника Рождества Богородицы совершается память святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, после Сретения – святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В последованиях Минеи на эти числа приходятся песнопения соответствующих праздников [(ник. 572)]. Также в Минее содержатся службы двум неделям (воскресениям), предшествующим Рождеству Христову. Это неделя святых праотец. Она бывает между 11 и 17 декабря (надо сверить числа и скорректировать, ранее написано число 6 декабря). В ней упоминаются святые ветхозаветные патриархи – от Адама до Иосифа Обручника; святые пророки – от Самуила до Захарии и до Иоанна Предтечи. Гимнографический текст так говорит о значении и смысле этого праздника: «Совершая память святых праотцев, чрез то воспеваем Христа Избавителя, возвеличившего их во всех языцех» (9 стихира на «Господи воззвах» недели праотцев, в Минее) [цит. по ник. 572)]. Следующая неделя – неделя пред Рождеством Христовым и неделей святых Отец. Здесь прославляют патриархов, от колена которых родился Господь, начиная от Авраама до Иосифа Обручника. Следующая неделя по Рождестве Христовом именуется Неделей богоотец. На ней памятуют святых и праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
В службах подвижного круга богослужения используют Триодь Постную, включающую в себя четыре недели подготовительные к Великому посту, Четыредесятницу, Страстную седмицу, а также Триодь Цветную, которая охватывает период от святой Пасхи до Недели Всех Святых. Все богослужения в дни, когда поется Триодь Постная, направлены к тому, чтобы пробудить в молящихся сокрушение о грехах и обратить их к Богу. [ ссылка (Синаксис в неделю сыропустную)]. В молитвах и песнях Триоди святые Отцы вкратце изложили мысли о сотворении мира и человека, о блаженном состоянии прародителей, о грехопадении их и изгнании из рая, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы этими напоминаниями показать начало греха и расположить нас к раскаянию и посту [ ссылка (Синаксарь недели мытаря и фарисея и сыропустной)]. Подготовительные седмицы к великому посту: 1) мытаря и фарисея – здесь Церковь призывает всех людей к покаянию. После этого воскресения в среду и пятницу разрешается не соблюдать пост в знак того, чтобы мы не уподоблялись фарисею, гордившемуся тем, что соблюдал пост. 2) неделя о блудном сыне – говорит о великом Божьем человеколюбии и милосердии к грешникам; 3) неделя о Страшном Суде или Мясопустная – о правосудии Божьем, напоминание человеку, чтобы он не предавался беспечности; 4) Сырная неделя – говорится о невоздержании прародителей Адама и Евы, о том как спасителен пост, приводятся в пример жития святых для духовного наставления входящим в поприще Великого поста и делается акцент на том, что если мы хотим, чтобы Господь оставил нам наши прегрешения, то нам самим надо простить своих ближних. Библейские события Великой Четыредесятницы. · В воскресение третьей седмицы Великого поста - совершается служба Кресту Господню, так как воспоминание Креста служит подкреплением духовным для верующих. · На пятой недели совершается праздник Благовещания Пресвятой Богородицы. · На последней, шестой недели ваий в субботу вспоминается чудо воскресение Лазаря, где Христос показывает свое всемогущество и уверяет людей в воскресении Своем. · Затем празднуют вход Господень в Иерусалим, в котором видят принесения Господа себя в жертву ради нашего спасения. У этого праздника нет ни предпразднства, не попразднства. Страстная седмица. На ней мы идем по последним жизненным следам Господа Бога. · В понедельник в песнопениях вспоминаются прообразовательные события из жизни патриарха Иосифа. И притча об иссохшей смоковнице, которая прообразует народ израильский. · В Великий вторник напоминают притчу о десяти девах, где напоминается, что мы должны приуготовлять себе к встречи со Христом. · В среду говорится о предательстве Иуды. «Иуда, льстец, сребралюбия рачительствуяй, предаде Тя, Господи…» (Триодь, послед. Великой среды. Стихиры на «Господи воззвах»). · Великий четверг содержит в себе воспоминания об установлении Таинства Евхаристии. На службе в этот день читаются пророчества Иеремии, где он видит как Господь отдает себя добровольно в руки старейшин иудейских. · В Великий пяток Церковь памятует о спасительных страстях Христовых. · В Великой субботе говорится о погребении Господнем и сошествии Его во ад. «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое…». (тропарь. Тип., послед. Вел.сб.). Далее наступает время пения Цветной Триоди, которое начинается с дня Пасхи и включает в себя еще два великих события: Вознесение Господне и Пятидесятница, после чего следует День Святого Духа. Также в этой книге содержаться службы неделям по Пасхе. Неделя Антипасхи и апостола Фомы, третья – жен-мироносиц и Иосифа Праведного, четвертая – О расслабленном, пятая – о самарянке, шестая – о слепом. Помимо этих событий в послепасхальный период отмечают памяти: (14 мая) св. пророка Иеремии (VI в. До Р.Х.), (19 мая) прав. Иова Многострадального (ок. 2000 – 1500 гг. до Р.Х.), (22 мая) прор. Исаии (VIII в. до Р.Х.), (27 июня) прор. Елисея (IX в. до Р.Х.), (28 июня) прор. Амоса (VIII в. до Р.Х.), 24 июня- ап. Варфоломея и Варнавы (I), 2 июля – ап. Иуды (ок.80.), 10 июля – прав. Иоанны мироносицы (1), 13 июля – собор 12 апостолов, 26 июля – Собор арх. Гавриила, 27 июля - ап. От 70-ти Акилы (1), 2 августа – пророка Илии (9в. до Р.Х.), 3 августа – прор. Иезекииля (6 в до Р.Х.), 4 августа – мироносицы равноап. Марии Магдалины (1), 10 августа – апп. От 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (1), 12 авг.- апп. От 70 Силы, Силуана, Крискента, епената и Андроника (1),14 авг.- происхождение честнх древ господних и 7 мучеников Маккавеев (166г до Р.Х.), 27 авг. – прор. Михея (из 12-ти пророков) (8в до Р.Х.), 2 сент. – пророка Самуила (11в до Р.Х.), 7 сент – ап. От 70 Тита (1), 14 сентября – прав. Иисуса Навина (16 в. до Р.Х.), 17 сентября – пророка Боговидца Моисея (1531 г. до Р.Х.), 18 сентября – пророка Захари и прав. Елисаветы (1), 22 сентября – прав. Богоотец Иоакимма и Анны, 5 октября - прор. Ионы (8 в. до Р. Х.), 6 октября – зачатие честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, 11 октября – прор. Варуха (6 в. до Р.Х.), 14 окт. – ап. От.70Анании (1), 19 окт.- ап. Фомы (1), 22 окт. – ап. Иакова Алфеева (1) и прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р.Х.), 24 окт. – ап. Филиппа, единого от 7 диаконов (1), 29 октября – мч. Лонгина сотника, иже при кресте Господни (1), 30 октября – пророка Осии (820 г. до Р.Х.), 31 окт. – ап. и ев. Луки (1), 1 ноября – пророка Иоиля (800 г. до Р.х.), 5 ноября – ап. Иакова, брата Господня (ок.63), 25 ноября – пророка Ахии (960 г. до Р.Х.), 27 ноября – ап. Филиппа (1), 29 ноября – ап.и ев. Матфея (60), 2 декабря – пророка Авдия (из 12-ти) (9 в. до Р.Х.), 14 декабря – пророка Наума (7 в. до Р.Х.), 15 декабря – прор. Аввакума (7 В. до Р.Х.), 16 декабря – прор. Софонии (635-605 г. до Р.Х.), 22 декабря – зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы и пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.), 29 декабря – пророка Аггея (500 г. до Р.Х.), 30 декабря - прор. Даниила и трех отроков, 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, 11 января – мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлиееме избиенных (1), 12 января – ап. от 70 Тимона (1), 16 января – прор. Малахии (400 г. до Р.Х.), 18 января – прор. Михея (9 в. до Р.Х.), 20 января – Собор Предтечи И Крестителя Иоанна, 16 февраля – прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы и прор. Азари (10 в. до Р.Х.), 21 февраля – прор. Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.) (в нед. О бл. Сыне), 12 апреля – прор. Иоада (10 в до Р.Х.), 16 апреля – воскрешение прав. Лазаря, 8 мая – жен-мироносиц. Таким образом, проанализировав православный календарь, можно сделать вывод, что в итоге получается около 80 дней библейских памятей в православном календаре Русской Церкви, суммируя Господские праздники, Богородичные, а также дни памятей святых - участников библейских событий.
|