Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Устройство транспортных средств.
ОБЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И НЕИСПРАВНОСТИ.
Темы
| Содержание
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
| Постановление Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 (об утверждении ПДД с изменениями и дополнениями № 315 от 02.04.15, №1423 0т 19.12.14, № 1197 от 14.11.14 г.)
| П.2 ПДД Общие обязанности. Об ответственности водителей
| - содержание ТС в технически исправном состоянии
– прохождение государственного техосмотра (получить положительное заключение)
-ежедневный осмотр перед выездом
| Техническое обслуживание ТС в соответствии с регламентом, установленным производителем в зависимости от пробега и возраста ТС
· Новые легковые а/м, чей возраст не превышает 3 лет, полностью освобождаются от прохождения технического осмотра.
· А/м в возрасте от 3 до 7 лет - раз в два года.
· А/м св. 7 лет, должны проходить ТО ежегодно.
ЕО-каждодневно и во время движения
| · П.1 ПДД Общие положения
| Категории ТС
| Механические ТС – приводимое в движение двигателем (Мопеды, мотоциклы, легковые автомобили, грузовые с РММ < 3,5 тн, грузовые с РММ > 3,5 тн, большегрузные грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (микроавтобусы до 8 пассажиро-мест), автобусы св. 8 мест.
Не механические ТС – не оборудованные двигателем (велосипеды, инвалидные коляски).
| Общее устройство автомобиля, ТО и Р, контроль и обнаружение неисправностей.
| Устройство, назначение частей и составляющих а/м. Основные неисправности, при которых запрещается эксплуатация а/м и (или) дальнейшее движение
|
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЯ.
Вводная часть.
В истории начала развития человеческой цивилизации (55 000 лет), история создания автомобиля составляет примерно 1/550 часть.
Изобретению автомобиля предшествовало создание в 17 веке в Англии парового двигателя (Джеймс Уатт), а затем в начале ХVIII века в 1804 году Ричардом Тревитиком, в молодости знакомым с Джеймсом Уаттом, изобретателем паровой машины создание первого паровоза, и почти одновременно, в 1807 году -первого парохода (американский изобретатель Роберт Фултон построил первый в мире колесный пароход «Клермонт», который начал курсировать по реке Гудзон).
(в России Первый паровоз был построен механиками отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе в 1833—1834. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 200 пудов (3,2 т) со скоростью 12—13 вёрст в час (13—14 км/час).
Создание современного автомобиля во многом было определено изобретением 4-х тактного бензинового ДВС, которому предшествовало изобретение в 1864 г. газового ДВС. (Отто)
Первая модель бензинового двигателя предназначалась для промышленной стационарной установки. Работоспособный бензиновый двигатель появился только десятью годами позже. В Европе в создании бензиновых двигателей наибольший вклад внес немецкий инженер Готлиб Даймлер.
Даймлер вместе со своим другом Вильгельмом Майбахом принял смелое решение — в 1882 году они ушли из фирмы Отто, приобрели небольшую мастерскую близ Штутгарта и начали работать над своим проектом.
Настоящую революцию в двигателестроении произвело изобретение карбюратора. Создателем его считается венгерский инженер Донат Банки. В 1893 году он взял патент на карбюратор с жиклёром, который был прообразом всех современных карбюраторов.
Первые двигатели внутреннего сгорания были одноцилиндровыми, и, для того чтобы увеличить мощность двигателя, обычно увеличивали объём цилиндра. Потом этого стали добиваться увеличением числа цилиндров.
В конце XIX века появились двухцилиндровые двигатели, а с начала XX столетия стали распространяться четырёхцилиндровые.
Первый автомобиль в мире был запатентован Карлом Бенцем в 1886 году. Он получил общественное признание и был запущен в промышленное производство. Представлял собой трехколесное средство передвижения, с двигателем на 1.7 литра, который располагался горизонтально. С задней стороны сильно выступал большой маховик. Управлялось сие средство передвижения при помощи Т-образного руля.
Бенц начал первый выпуск автомобилей в 1888 году после того как его жена Берта Бенц показала с помощью первой междугородней поездки от Мангейма до Пфорсгейма и обратно в августе 1888, что безлошадные экипажи вполне подходят для повседневного использования. С 2008 года это событие отмечено Мемориальной трассой имени Берты Бенц.
Вскоре, в 1889 г. в Штутгарте Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали совершенно новое средство передвижения, которое задумывалось как автомобиль, а не конная повозка, оснащенная двигателем. В 1890 году Даймлером была организована компания (её название Daimler Motoren Gesellschaft (DMG)) по производству и продаже маленьких, но мощных двигателей, которые могли быть использованы на земле, в воде и воздухе. Это трехзначность и стала началом всем известной трехконечной звезды – логотипа нынешней компании Mercedes-Benz.
В последствии в 1926 году две известные автомобильные компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт», и «Бенц», вполне благополучно развивавшиеся самостоятельно слились в новый концерн «Даймлер-Бенц».
В 1893 году в Соединённых штатах братья англ. Чарльз и англ. Фрэнк Дюреа основали компанию Duryea Motor Wagon Company (англ.), ставшей первой американской компанией-производителем автомобилей. Однако на этом этапе производства автомобилей доминировал Рэнсом Эли Олдс (англ.) с его компанией Olds Motor Vehicle Company (позже известная как Oldsmobile). Его крупномасштабная сборочная линия была запущена в 1902 году. В этом же году Кадиллак (сформированный из англ. Henry Ford Company), Винтон (англ.) и Форд выпускают автомобили тысячами - масштабное строительство дорог.
Устройство транспортных средств.
Назначение и общее устройство транспортных средств категории "B "; назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики транспортных средств категории "B"; классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова.
| Автомобиль условно можно разделить на ТРИ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ:
1. КУЗОВ. 2. ШАССИ. 3. ДВИГАТЕЛЬ.
| 2.1. КУЗОВ Задачи: 25.3, 25.14, 25.15, 25.21-25.26
|
| основные типы кузовов;
компоненты кузова; сцепное устройство, системы очистки и обогрева стекол; очистители и омыватели фар головного света;
системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида;
конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;
защита пешеходов; электронное управление системами пассивной безопасности;
рабочее место водителя, системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем; системы пассивной безопасности; ремни безопасности (назначение, разновидности и принцип работы); подголовники (назначение и основные виды); система подушек безопасности; системы пассивной безопасности:; шумоизоляция; остекление; люки; противосолнечные козырьки; замки дверей; стеклоподъемники;
низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей;
| Кузов-этоколяска, в которой располагаются водитель и пассажиры,предназначен для обеспечения пассивной безопасности и комфорта. В нём расположены органы управления а/м.
Кузов л/а является несущим, так как функции рамы такого автомобиля выполняет сам кузов, где все элементы и связи кузова участвуют в воспринятии воздействующих на него нагрузок. «Жёсткий кузов» (ребра жесткости, лонжероны, стойки кузова)
* у грузовых а/м и внедорожников нагрузка распределяется на раму.
| 2.1.1. СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ Пользование световыми приборами в зависимости от условий движения и освещения. (См. п.19 ПДД)
| Назначение
| Устройство и принцип работы
| ЕО, ТО и Р
| Неисправности
| Задачи
| Передние фары
Габариты передние и задние
Световые указатели поворота передние и задние
Противотуманные фары
Дневные световые огни
Световозращающие приспособления
| Внешние световые приборы работают от системы электроснабжения ДВС. В неработающем состоянии от АКБ, в рабочем-от генератора.
| ЕО:проверка перед выездом исправности работы, в первую очередь: указатели поворота, стоп сигнал, фары.
ТО:по регламенту
Ремонт:выход из строя в результате повреждения после ДТП, неисправности эл. снабжения, условий эксплуатации
| 3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. На транспортном средстве установлены:
спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
| 25.3, 25.14, 25.21, 25.22, 25.23, 25.24, 25.25
| Фонари заднего хода
Задние противотуманные фонари
Задний СТОП сигнал
Освещение номера
| | | П.2.3.1.ПДД Запрещается движение при неисправности: 1. Рабочей тормозной системы,
2. Рулевого управления,
3. Сцепного устройства (в составе автопоезда),
4. Не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости,
5. Недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
| | | 2.1.2. ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЗОВА
| В кузове расположены.
Основные системы управления автомобилем:
Рулевое колесо, педали тормоза, сцепления, газа, ручка управления КП, ручка (кнопка) управления ручным тормозом.Панель приборов, с помощью которых водитель контролирует:работу ДВС (спидометр, тахограф – у коммерческих а/м), световые приборы, противоугонная система, устройство обогрева и обдува лобового стекла;
Системы комфорта: вентиляция, кондиционирование, обогрева салона, сидений, аудио система, ТВ, регулирование положения рулевого колеса, сидений.
| Ремни безопасности, крепления и регулировки сидений, замки запорных устройств дверей,
Запорное устройство топливного бака (лючок, запоры горловин, пробки)
Стеклоочистители и стекломыватели лобового стекла.
Тягово –сцепное устройство (Буксирное устройство), заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
Зеркала заднего вида.
Звуковой сигнал.
| Периодически проверять ремни на предмет повреждений, не допускать зажима ремней в дверях, очищать конструкции движения ремня от грязи и пыли.
Надёжно закрывать после снятия на заправке.
Периодическая замена дворников, проверка на надёжность крепления.
Надёжность крепления, качественный ремонт после повреждения в ДТП.
Периодическая замена в результате механического повреждения (особенно в зимнее время)
| 7. Прочие элементы конструкции
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.7. Отсутствуют:
· на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
· на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
· на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком "Федеральная служба охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.
7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.
7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
| 25.3, 25.14, 25.21,
25.22, 25,23, 25.24, 25.25
| Регулировка, крепление.
Проверка работоспособности кнопки включения и самого сигнала, при необходимости замена предохранителя либо клаксона, регулировка
| Уход за кузовом:
Антикоррозийная обработка, целостность деталей кузова (восстановление после аварии- восстановление геометрии кузова и его жесткости), целостность лакокрасочного покрытия (мойка, обработка, покрытие защитными материалами-для новых)
| | 2.1.3. ТИПЫ КУЗОВОВ
По типу кузова а/м подразделяются на: седаны, хетчбэки, купе, универсалы (кроссоверы/ внедорожники), пикапы, кабриолеты.
| 1.
| 1. 2.2. ШАССИ- основание транспортного средства, связывающее агрегаты трансмиссии, агрегаты ходовой части и механизмы
управления.
Основные агрегаты шасси: трансмиссия, агрегаты ходовой части и подвески, механизмы управления
|
| 1.1. ТРАНСМИССИЯ служит для передачи крутящего момента от коленвала ДВС на ведущие колеса, а также для того, чтобы изменить направление крутящего момента и его величину.
Детали Т- сцепление,КП, приводные валы, главную передачу, дифференциал, полуоси.
1.2. ХОДОВАЯ ЧАСТЬпредназначена для перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль со стороны дороги.Агрегаты ходовой части:передняя и задняя подвеска колес (амортизаторы, пружины амортизаторов), колеса и шины.
1.3. ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ —совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой.
1.4. Механизмы управления.
Основные:рулевое управление, тормозная система;
Вспомогательные: система управления ДВС и подвеской;
Приборы контроля: двигателя, подвески (тормозной системой, состоянием шин, режимы работы подвески и
ходовой части) управления комфорта.
| | Рулевое управление (п.2 Приложения ПДД по допуску ТС к эксплуатации)
| Задачи: 25.2, 25.8
|
| Назначение, устройство, обслуживание, контроль и ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ системы рулевого управления.
| 2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10 градусов
Автобусы - 20 градусов
Грузовые автомобили - 25 градусов
| Повышенный люфт означает износ, неисправность деталей и механизмов рулевого управления (в шлицах крепления рулевого колеса, в приводе гидроусилителя/электропривода руля в рулевой рейке, в деталях, рычагах, тягах.
Опасность - потеря управления а/м при движении (особенно на повороте и экстремальных ситуациях.
НЕОБХОДИМО: Следить за уровнем жидкости в бачке г/усилителя, подтеканиях жидкости из трубопроводов и торм. цилиндров. Своевременное прохождение ТО (износ рулевой рейки- срок службы на некоторых а/м не более 50 тыс. км)
| 2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки
| Признаки: посторонний стуки, увод а/м при повороте.
НЕОБХОДИМО: постараться устранить на месте либо двигаться к месту стоянки или ремонта с особой осторожностью и минимальной скоростью
| 2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
| Признаки: требуется повышенное усилие при повороте руля
НЕОБХОДИМО: постараться устранить на месте либо двигаться к месту стоянки или ремонта с особой осторожностью и минимальной скоростью
| Контроль и обеспечение работоспособности системы рулевого управления
При ЕО:люфт в соединении рулевого колеса, уровень жидкости в бачке гидроусилителя, отсутствие подтеканий жидкости.
При движении:отсутствие посторонних стуков, вибраций в рулевом колесе, лёгкость управления рулём, равномерность управления при поворотах.
При ТО и Тех. осмотре: контроль люфтов в соединении рулевого колеса и рулевых тягах. Уровень жидкости в бачке гидроусилителя, отсутствие подтеканий жидкости. Целостность и натяжка ременного привода гидроусилителя.
| При выходе из строя РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ - в случае, когда даже при движении с минимальной скоростью невозможно осуществить остановку ТС) - ДВИЖЕНИЕ своим ходом ЗАПРЕЩЕНО. ТОЛЬКО буксировка путём частичной погрузки.
| | Тормозная система
| Задачи: 25.1, 25.7.- в задачнике
Б 8 (18), Б 12(18), Б13 (18) – в билетах
| Устройство тормозной системы
|
| ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ тормозной системы. Задачи: 25.1, 25.7.
| 1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
| При торможении должно обеспечиваться равномерное и одновременное распределение тормозных сил на все колёса.
Тормозной путь автомобиля не должен превышать максимальной величины установленный для каждой категории автомобиля. (обеспечивается контролем при ЕО, ТО и при прохождении техосмотра)
| 2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода
| Не должно быть подтеканий рабочей жидкости.
Уровень тормозной жидкости в бачке должен соответствовать установленной норме (метка мах/мин).
Рабочая жидкость должна соответствовать типу торм. системы автомобиля и периодически меняться.
| 3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
| Не соблюдения этих норм свидетельствует о нарушении герметичности системы и может привести к «провалу» педали тормоза при экстренном торможении.
| 4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
| Отсутствует возможность контроля водителем исправности тормозной системы.
| 5.Стояночная тормозная система
НЕ обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой* - на уклоне
до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии** - на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.
**Масса транспортного средства в снаряженном состоянии –это масса без водителя, пассажиров и груза, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами...
| Вероятность самопроизвольного движения ТС при постановке на уклоне. Затруднение при трогании а/м с места на крутом подъёме, эстакаде и т.п.
*с полной нагрузкой/ в снаряженном состоянии**-
с учётом полной загрузки пассажиров и груза согласно требований завода производителя
| П.2.3.1. При выходе из строя (в случае, когда даже при движении с минимальной скоростью невозможно осуществить остановку ТС) - ДВИЖЕНИЕ своим ходом ЗАПРЕЩЕНО.
П. 20.4ТОЛЬКО буксировка на жесткой сцепке или путём частичной погрузки.
| Контроль и обеспечение работоспособности тормозной системы:
ЕО:осмотр на предметподтеканий тормозной жидкости из рабочих цилиндров, их шлангов, из главного тормозного цилиндра; проверка свободного хода педали тормоза; пробное резкое торможение перед началом движения:
ТО:замена тормозных колодок, датчиков, тормозных шлангов, тормозных дисков, суппортов.
| | Схема работы сцепления (для механических КПП) (нет вопросов в билетах)
|
| ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ сцепления.
Повышенный ход педали сцепления, износ дисков сцепления (повышенный шум при выжиме сцепления, «дёргание» а/м при трогании с места, невозможность включить передачу, неприятный запах фрикционных дисков). Не герметичность вакуумного усилителя.
Причины:неправильное навыки выключения сцепления, держание ноги при движении на педали сцепления, частое использование «пробуксовки» при движении.
| Контроль и обеспечение работоспособности сцепления:
При ЕО:контроль свободного хода педали сцепления, усилия на педаль, плавность включения сцепления, отсутствие скрежета, запаха.
При движении: обеспечение плавности включения передачи при трогании с места и движении.
При ТО: контроль износа дисков сцепления, привода, исправность корзины сцепления, выжимного подшипника.
| Схема работы КПП (АКП) нет в билетах
|
|
|
| ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ коробок передач
Трудность включения передачи, самопроизвольное отключение передачи, повышенные шумы в КП при движении
| Контроль и обеспечение работоспособности КПП и АКП
ЕО при движении:легкость включения при начале и во время движения на всех передачах.
При ТО:уровень масла в КП., периодичность замены масла (ч/з 30 000 км)
| 2. Двигатель.
| Задачи: 25.16, 25.17, 25.23, 25.24,
| Двигатель - агрегат преобразовывающий энергию сгорания топлива в механическую, передающуюся через трансмиссию на ведущие колёса. ДВС состоит: Из пяти систем: зажигания; питания, смазки, охлаждения, выпуска отработанных газов.
И двух механизмов: кривошипно шатунный и газораспределительный.
| 2.1. Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении;
| По виду используемого топлива:
Бензиновые, дизельные, газовые, гибридные, электроприводные
По количеству и расположению цилиндров:
рядные, V-образные, оппозитные
| 2.2. Назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания;
| ДВС предназначен для преобразования тепловой энергии от сгорания топлива в механическую и передачи поступательного движения поршней ДВС в крутящий момент, образующийся на колен. вале ДВС.
|
| 2.3. Назначение. Устройство. Принцип работы механизма газораспределения;.
| ГРМ предназначендля регулирования работы клапанной группы, обеспечивающей своевременную подачу топливной смеси и вывода отработавших газов в соответствии с циклами работы ДВС.
ГРМ состоит из:
- распределительно вала, приводимого в движение от коленчатого вала через шестеренчатую или ременную передачу:
- клапанной группы, приводимой в возвратно поступательное движение от распредвала.
| Возможные признаки неисправности механизма газораспределения;
Выгорание клапанов - повышенный стук клапанов уменьшение мощности ДВС, черный дым из глушителя.
Облом клапана - стук, остановка ДВС)
Неправильная установка распред. вала - невозможность старта ДВС, снижение мощности, хлопки в гушителе.
Значительный износ распред. вала (распределительных кулачков и шейки вала)- повышенный стук, уменьшение мощности.
| 2.4. Устройство, принцип работы и системы охлаждения;
| тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя;
| Возможные признаки неисправности системы охлаждения: перегрев ДВС(не герметичность системы, выход из строя водяного насоса, вентилятора, повреждение радиатора, износ прокладки блока ДВС и попадание охлаждающей жидкости в блок цилиндров ДВС). Недостаточная рабочая температура ДВС в зимнее время (выход из строя термостата).
| 2.5. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя;
| контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел;
| Возможные признаки неисправности системы смазки: низкое давление масла (неисправен масленый насос, недостаточный уровень масла в ДВС, износ поршневой группы и попадание в систему охлаждающей жидкости, применяемое масло не соответствует типу ДВС или условиям эксплуатации, выход из строя масленого фильтра); высокое давление масла (высокий уровень масла, применяемое масло не соответствует типу ДВС или условиям эксплуатации, выход из строя масленого фильтра).
| Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе);
В зависимости от вида применяемого топлива ДВС различаются по типу смесеобразования: Бензиновые (газовые), дизельные.
В ДВС поступает топливная смесь-это смесь топлива с воздухом в определённой пропорции, регулируемой с помощью электронной системы управления работой ДВС. Чем больше мощность тем «богаче» смесь (больше топлива и меньше воздуха), чем меньше мощность, тем «беднее» смесь. Экономичность работы ДВС достигается за счёт работы ДВС на средних оборотах на прямой передаче (это 4-6 передачи)
| Виды и сорта автомобильного топлива: низкооктановое топливо –А92
высокооктановое топливо-Аи95, Аи98, Экстра.
Зимние и летние сорта дизельного топлива-применяются в зависимости от сезона имеют различные коэффициенты вязкости для нормальной работы дизеля в при низких и высоких температурах;
В дизельных ДВС тепловая энергия в камере сгорания образуется за счёт высокого давления (сжатия) и впрыска под большим давлением через форсунки смеси дизельного топлива. Высокое давление и подача топлива производится ТНВД (насосом высокого давления).
Система состоит: из топливного бака, подающего насоса, фильтра тонкой очистки, ТНВД, форсунки)
В бензиновых ДВС топливная смесь в камеру сгорания ДВС подаётся также через форсунки инжекторной системы, управляемых электронным блоком, а затем воспламеняется от искры высокого напряжения от свечи зажигания.
Система состоит: из топливного бака, подающего насоса, фильтра тонкой очистки, инжекторной системы.
| Возможные признаки неисправности системы питания: не поступает (или поступает, но недостаточно) топливо в систему (неисправен подающий насос, фильтр, засорен или несправен инжектор, повреждён топливопровод).
Высокий расход топлива (в систему поступает «переобогащённая» смесь топлива, неправильный выбор передачи при движении, использование частых разгонов и остановок)
| 2.6. Назначение, принцип работы и основные неисправности электронной системы управления двигателем;
| Электронная система управления двигателя предназначена для автоматического управления топливной системой и электронной системой зажигания в зависимости от нагрузки ДВС, режимов движения и погодных условий эксплуатации.
Система состоит:из электронного блока управления, датчиком подачи воздуха, положения распред. вала, блока управления дроссельной заслонкой, датчика на выпуске отработавших газов и др. систем, блоков и датчиков.
| Возможные признаки неисправности системы:перебои в работе ДВС, повышенный расход топлива, затруднённый пуск ДВС, ДВС не развивает необходимой мощности.
| 3. Неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
|
5.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 т ГОСТом Р 52160-2003
| Содержание СО-бензиновые ДВС, СН-дизельные ДВС в отработавших газах (из глушителя) превышает установленные нормы. В Европе стандарт не ниже ЕВРО 5-6, В США не ниже 4-5, В РФ –не ниже Евро 3.
ПРИЗНАКИ:повышенная задымлённость, чёрный дым вместе с остатками топлива из глушителя, повышенный уровень масла, потеря мощности ДВС.
| 5.2. Нарушена герметичность системы питания.
| Подтекание топлива -опасность воспламенения, загрязнение окружающей среды (нарушение экологии).
ПРИЗНАКИ:ДВС теряет мощность и обороты, запах топлива в салоне а/м.
| 5.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
| Нарушение норм экологии и СН проживания граждан, повышенная дымность.
ПРИЗНАКИ:повышенный шум ДВС, посторонние шумы, запах
| 5.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
| Содержание СО-бензиновые ДВС, СН-дизельные в отработавших газах (из глушителя) превышает установленные нормы.
ПРИЗНАКИ: посторонние шумы, дымность, повышение уровня масла в ДВС, выдавливание масла через соединения в ДВС.
| 5.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004
| Нарушение санитарных норм проживания граждан, повышенная дымность, неисправность/выход из строя глушителя..
ПРИЗНАКИ: повышенный шум работы ДВС, дымность,
| Контроль и обеспечение работоспособности ДВС
ЕО:контрольуровня масла, отсутствие подтеканий масла под картером ДВС, быстрый старт, отсутствие посторонних шумов при старте и стуков в ДВС;
При движении:отсутствие повышенной «дымности» (черного и белого цвета), развитие ДВС необходимой мощности и динамики, контроль необходимого уровня температуры и давления масла, герметичность системы выхлопа и глушителя.
При ТО:периодичность замены масла и фильтра,диагностика мощности ДВС и экономичности расхода топлива, отсутствие повышенных стуков в ГРМ, поршневой группе, целостность и натяжка приводных ремней и роликов.
Тех. осмотре: уровень СО и СН в выхлопе, герметичность системы выхлопа и глушителя.
| 4. АГРЕГАТЫ И ДЕТАЛИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ И ПОДВЕСКИ
| 5.1. Колеса и шины
| Задачи: 25.9-25.13
| 1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более: НАИЗУСТЬ
- для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
(Мототранспортные средства мопеды, мотовелосипеды, мокики)
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4
- 1 мм;
Грузовые а/м для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн,
-для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
Автомобили легковые Пассажирские транспортные средства
до 8 пассажира мест
- для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин,
предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
| Неисправность/выход из строя/повышенный износ протектора шинведёт к потере устойчивости автомобиля при движении и торможении и увеличивает вероятность аварии а/м
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.
| 5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
ПРИЗНАКИ:вздутия шины, частое падение давление
| Опасность: потеря устойчивости на повороте, увеличенный тормозной путь.
| 5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
| Опасность:разрушение диска во время движения, выход из строя шины
| 5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
| ТРЕБОВАНИЯ:для каждого ТС производителем рекомендованы свой размер и тип колёсных дисков и шин.
Опасность:Нарушение может привести к опасности ДТП.
| 5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
| ТРЕБОВАНИЕ: неукоснительно соблюдать данное правило.
Опасность:Не выполнение ведёт к потере устойчивости при движении и торможении, особенно на скользкой дороге и в зимнее время.
|
| | Электронные системы помощи водителю:
- системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля; (антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала);
- дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы
- ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, - адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки.
| Приборы находятся в салоне а/м, в основном на приборной доске, позволяют контролировать водителю работу ДВС, подвески, руководить приборами освещения и комфорта а/м.
| Источники и потребители электрической энергии:
| Контроль и уход.
| Назначение системы зажигания обеспечение бесперебойной подачи электроэнергии в систему зажигания ДВС (на стартер, генератор-подпитка, свечи зажигания)
| АКБ-аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка;
правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении;
| уровень электролита и межсезонная подзарядка, контроль работы системы подзарядки от генератора во время работы ДВС. Смена АКБ раз в 3-6 лет (в зависимости от режима эксплуатации). Правильная эксплуатация АКБ (особенно в зимнее время). Соблюдения правил «прикура» др. АКБ.
| Генератор- назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора;
| контроль включения/выключения, уровень вырабатываемого напряжения, натяжение и смена приводного ремня.
| Стартёр- назначение устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера;
| контроль необходимой для старта мощности, отсутствие скрежета при старте, обеспечение зацепления втягивающего устройства с маховиком и автоматическое отключение при начале работы ДВС
| Приборы контроля систем ДВС и систем регулирующих работу подвески и систем безопасности, приборы обеспечивающие комфорт-
| ДВС: Контрольная лампа низкого давления масла, датчик температуры охлаждающей жидкости, тахометр.
Системы регулирующие работу подвески и систем безопасности:стабилизатор курсовой устойчивости, антипробуксовочная система и др., датчики ABS, датчики натяжения ремней безопасности и датчики подушек безопасности
Приборы обеспечивающие комфорт: вентиляция, кондиционирование, подогрев сидений, музыка и др..
| Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов;
| корректор направления света фар; система активного головного света; ассистент дальнего света
| Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства
| меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля;
| Убедиться, что автомобиль надежно припаркован (исключить самопроизвольное движение, крен)-поставить на ручник на ровной поверхности.
Убедиться, что выход из а/м безопасен, а/м не препятствует движению др. ТС, в зоне достаточной видимости.
| противопожарная безопасность на автозаправочных станциях;
| НЕ ДОПУСКАТЬисточников открытого огня, быть уверенным в исправности системы зажигания, не допускать перелива топлива, надёжно закрывать горловину и лючок, не выпускать детей из машины, быть внимательным при маневрировании, аккуратно подъезжать к заправочной колонке.
| меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства.
| НЕ ДОПУСКАТЬподтеканий топлива и масел из а/м, а при наличии подтеканий принять меры по их обезвреживанию (убрать, присыпать песком).
НЕ ВЫБРАСЫВАТЬ АКБ и расходные материалы(фильтры, свечи, отработавшие масла и смазки), др. детали а/м в места сбора мусора
| | | | | | | | | | | | |
II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ а/м (ТО и Р)
Система технического обслуживания: сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств; виды и периодичность технического обслуживания автомобилей и прицепов; организации, осуществляющие техническое обслуживание транспортных средств; назначение и содержание сервисной книжки;
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ И ДЕТАЛИ а/м
| ВИД ТО и Р
| | 1. КУЗОВ
| Мойка, полировка, антикоррозионное покрытие днища, защита лакокрасочного покрытия кузова, оптики
Для а/м б/у и после ДТП: проверка геометрии кузова
| | 2. ШАССИ
| Периодическое проведение ТО согласно регламента производителя.
Проверка регулировки развала схождения передних и задних колёс
| | 2.1. Трансмиссия
| Контроль и замена масла, замена деталей по мере их износа (сцепление, детали КП, шарнирные и пр. соединения)
| | 2.2. Ходовая часть и подвеска.
| Еж. Осмотр: Контроль давления в шинах, износа протектора, сезонная замена шин.
Периодическое проведение ТО согласно регламента производителя. Ремонт и Замена деталей подвески по мере их износа.
| | 2.3. Механизмы управления
| Периодическое проведение ТО согласно регламента производителя.
Контроль износа тормозных колодок, уровня жидкостей в рулевой и тормозной системе. Проверка эффективности работы тормозов, в т.ч. стояночного тормоза и рулевого управления.
| | 3. ДВС
| Контроль уровня и давления моторного масла. Периодичность заменымоторного масла, антифриза, привода агрегатов двигателя (ГРМ, генератора, вентилятора, кондиционера, г/усилителя) согласно регламенту ТО.
| | Контроль работоспособности а/м и устранение неисправностей силами водителя, если они обнаружены при ЕО или во время движения:
| проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя
| а/м должен стоять на ровной поверхности, проверка осуществляется на неработающем ДВС как минимум после 10-15 мин после его остановки с помощью спец. щупа в моторном отсеке. Масло доливается той же марки, которое залито в ДВС.
| проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя;
| Контролируется по метке в расширительном бачке (в мот. Отсеке) перед выездом. Доливать антифриз той же марки и цвета, которое используется в ДВСи только убедившись, что ДВС достаточно охладился. ОПАСНО!
Уменьшение уровня возможно в жаркое время года в виду испарения. Если доливать приходится чаще –ехать в сервис, возможно либо внешняя утечка через неплотности (прокладки) в системе, в насосе либо внутренние (через прокладки в системе и попадание ОЖ в картер ДВС, что опаснее)
| проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы;
| Контролируется по метке на щупе бачка торм. жидкости.Доливать жидкость той же марки. Ехать в сервис для выяснения утечки. ОПАСНО, т.к. может привести к отказу тормозов.
| проверка состояния аккумуляторной батареи; снятие и установка аккумуляторной батареи;
| Контроль уровня зарядки, плотности электролита- можно самостоятельно с помощью прибора или зарядного устройства, либо в сервисе (так же и уровень плотности электролита). Необходима подзарядка, как минимум перед зимней эксплуатацией.
Перед снятием и установкой убедиться, что ключ зажигания и все потребители выключены.
Соблюдать полярность и порядок подключения АКБ. При отсоединения-сначала снимаем клемму «-». При подключении-сначала соединяем «+».
Если даём «прикурить» - отключаем зажигание и все приборы, смотрим инструкцию и порядок подсоединения АКБ. НЕЛЬЗЯ подсоединять АКБ меньшей емкости к большей» прикуривать полностью севшую АКБ ч/з «-«.
| проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес снятие и установка колеса;
| ВАЖНО! Поддерживать давление, установленное производителем для данного а/м в зависимости от нагрузки. Низкое давление -неправильный износ бокового корда и повышенный расход топлива и ухудшения маневренности а/м.
Высокое давление - повышенный износ центральной дорожки корда ухудшения маневренности а/м.
| снятие и установка электроламп;
| По необходимости, контролируется при ЕО. См. инструкцию
| снятие и установка плавкого предохранителя.
| По необходимости при выходе из строя какого либо потребителя. Расположены в кузове и моторном отсек. (См. инструкцию)
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ самостоятельно менять предохранители отвечающие за работу потребителей высокого напряжения реле. ОБЯЗАТЕЛЬНО отключить питание.
|
Date: 2016-07-22; view: 693; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|