Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
Аспекты
сопоставления
| Обиходно-разговорный стиль
| Строгие стили
| Время
формирования
| Возник как первичная форма бытования языка и речевого поведения
| Сформировались гораздо позже на базе отдельных сфер общения
| Освоение
носителями
языка
| Осваивается на интуитивно-подра-жательной основе в раннем детстве; не требует специального изучения
| Освоение и применение в речевой практике требует специальных знаний, а также сознательного обучения определённым умениям и навыкам
| Специфика
коммуникативной
ситуации
| Характерна непосредственная контактность и синхронность участников речевого взаимодействия.
Не связан со спецификой профессиональной деятельности человека
| Непосредственная контактность и синхронность участников речевого взаимодействия не является обязательной.
Непосредственным образом связаны с профессиональной деятельностью человека
| Форма
бытования
| Преобладает устная диалогическая форма речевого взаимодействия
| Преобладает письменная монологическая форма речевого взаимодействия
| Характер
передаваемой
информации
и способы её
передачи
| Типично конкретное содержание речи, которое, как правило, носит поверхностный характер.
Предмет речи (тема) может меняться в процессе общения.
Наряду с содержательной информацией всегда передаётся и эмоциональная, субъективно-оценочная.
При передаче информации велика роль невербальных средств общения
| Типичен абстрактный и/или обобщённый характер содержания. Содержание (при разном объёме информации) носит исчерпывающий характер.
Эмоциональная, субъективно-оценочная информация присутствует минимально или (в большинстве жанров) отсутствует.
Роль невербальных средств общения незначительна даже в устной форме речи
| Следование нормам
в речевой
деятельности
| Требует минимум забот о языковом оформлении речи. Внутристилевые нормы не кодифицированы.
Свобода субъекта речи ограничена, в основном, правилами речевого этикета
| В выборе и использовании языковых средств субъект речи руководствуется языковыми, стилистическими (в том числе внутристилевыми), а также этикетными нормами
|
Обиходно-разговорному стилю, как и другим функциональным стилям, свойственны черты, являющиеся стилеобразующими. Назовём главные из них.
1. Неофициальный характер общения, предполагающий определённую степень свободы речевого поведения, минимум озабоченности выбором языковых средств для выражения своих мыслей, эмоций, волеизъявления. В связи с этим следует заметить, что обиходно-разговорный стиль используется не только в сфере семейно-бытовых отношений: в общении с домашними, соседями, друзьями, продавцом, кондуктором и т. д. Он обслуживает также неофициальное, т. е. личное, непринуждённое общение в производственном или учебном коллективе. Для такого общения характерна естественность и простота речи, доходящие иногда до фамильярности
2. Непосредственный характер общения, при котором собеседники находятся «здесь и сейчас», т. е. в одно и то же время в одном и том же месте (хотя, разумеется, возможно неофициальное общение и по телефону или посредством переписки).
Остальные стилеобразующие черты являются, на наш взгляд, производными от этих главных. Их краткая характеристика представлена в таблице 10.2.
Таблица 10.2
Date: 2016-07-05; view: 257; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|