Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Возникновение позитивистской философии





 

1.1 Предпосылки возникновения позитивизма

В Западной Европе в эпоху Возрождения и Нового времени, а затем в эпоху Просвещения складывалась традиционная философия, основанная на признании разума вершиной человеческих ценностей. Вплоть до середины XIX столетия эта философская традиция была главенствующей, найдя свое «окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля»[1].

Согласно их воззрениям, природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей «разумностью». Разум стал синонимом закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей «разумной цели».

Философы и ученые верили в совершенствование разума через прогресс науки. Знание и рациональное познание были той решающей силой, которая способна разрешить все проблемы, возникающие перед человеком и человечеством. Социальные идеалы Просвещения, требующие разумного, основанного на науке преобразования общественных отношений, укрепляли такое отношение к науке.

Однако разум оказался бессильным предусмотреть и предотвратить дисгармонию и хаос в жизни народов и государств европейского континента, наступившие в период после Великой французской революции 1789 года, на которую возлагалось столько надежд. Высокие идеалы эпохи Просвещения были оттеснены на периферию общественного сознания вместе с крахом наполеоновской Франции в начале XIX века. Обострение классовой борьбы в 30-40-ых гг. XIX века выявило непримиримые противоречия в общественной жизни того времени.

Иллюзии относительно «золотого века» прогресса, который должен был наступить после победы разума над невежеством и суевериями обветшавшего феодального уклада, были утрачены. Кризис культа разума, вершиной которого стала немецкая классическая философия, привел к резкой критике ее положений и появлению вне ее пределов множества разрозненных философских течений, стремившихся к преодолению ее главенствующего положения в общественном сознании.

«Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно - экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, «философия жизни» Ф. Ницше, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности и т. д., в сущности, являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии»[2].

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. «Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером - теории магнетизма и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием». Кох и Пастер создали микробиологию, усилиями Бернара создана экспериментальная медицина и физиология, а Чарльза Дарвина - эволюционная теория.

«Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага»[3].

Неклассическая философия, к которой относят и позитивизм, знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности, и в этом видят ее гуманистическое содержание.

«В социальном знании, которое в первые десятилетия XIX века еще развивалось под крылом философии, тоже назревали серьезные перемены: появились мыслители, ученые, которые стремились сделать позитивными, т. е. конкретными, максимально точными, научные дисциплины, осмысливающие жизнь человека в обществе, различные сферы социального бытия»[4].

Таким образом, можно выделить следующие основные предпосылки возникновения позитивизма:

- осознание иллюзорности идеальных представлений о возможности рационального, разумного переустройства общества, основанных на культе разума, вершинным проявлением которого стала классическая немецкая философия;

- переосмысление традиционных представлений о природе человека, о возможностях рационального познания, способствовавшее появлению множества новых концепций, идей, подходов и течений в философии;

- революция в естествознании, бурное развитие точных наук, и как следствие - рост в общественном сознании авторитета науки, научного познания;

- промышленная революция, модернизация производства, внедрение в жизнь изобретений, которые меняли привычный облик окружающего мира, сделав науку и технику символом прогресса и обеспечив науке ведущие позиции в духовной жизни.

1.2 Этапы развития позитивизма

 

1.2.1 Первая историческая форма позитивизма

Позитивизм, по мнению исследователей, был «реакцией части философов на тупиковую ситуацию, в которую зашла классическая философия Запада в поисках первопричин бытия, каких-либо субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей»[5]. Позитивисты противопоставили этой «бесплодной метафизике», «положительное» знание, основанное не на умозрительных спекуляциях, а на точных «фактах».

«Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения»[6].

В энциклопедическом словаре дается следующее определение этому течению: «Позитивизм (от латинского positivus - положительный) - философское направление, подчеркивающее надежность и ценность научного знания, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания»[7].

Эмпиризм (от древнегреческого - опыт), в отличие от рационализма, считает необходимым условием познания чувственный, опытный подход.

«Представители эмпиристской (индуктивной) модели научного познания (деятельности) считают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента). Научная деятельность эмпиристского типа начинается с фиксации эмпирических (опытных) данных о конкретном предмете научного исследования, переходит к выдвижению на их основе эмпирических гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные»[8].

Взаимоотношения науки и философии стали главным вопросом нового направления. В этом позитивисты опирались на предшественников - представителей классической философии Нового времени, таких, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Специфической особенностью их философствования было то, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности.

Первым этапом в развитии позитивизма является так называемый «первый позитивизм». Он основан «в 30-х гг. XIX века французским философом Огюстом Контом (1798 - 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Милля (1806 - 1873) и Герберта Спенсера (1820 - 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 - 1893) и Эрнст Геккель (1834 - 1919), в России -
Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие»[9].

Основной работой Огюста Конта, основателя не только позитивизма, но и такой научной дисциплины, как социология, является шеститомный труд «Курс позитивной философии» (1830-1842).

Всему разрушительному, отрицательному Конт противопоставляет созидательный, позитивный дух, поэтому «категория позитивного становится наиболее общей и главной в его мировоззрении»[10].

Увлеченный математикой, Конт становится студентом знаменитой Политехнической школы, изучает труды Дидро, Даламбера, Тюрго и Кондорсе. О. Конт испытал большое влияние французского философа, социального реформатора, создателя утопического социализма А. Сен-Симона, учеником и секретарем которого он был некоторое время.

В частности, О. Конт использовал идею Сен-Симона о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Конт пишет: «Я, как мне кажется, открыл великий основной закон. Этот закон заключается в том, что каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или отвлеченное; состояние научное или позитивное»[11].

По Конту, на первой, теологической стадии развития отсутствуют научные знания, а окружающий мир для человека является ареной сверхъестественных сил.

На второй, метафизической стадии, ввиду того, что наука еще недостаточно развита, главенствуют умозрительные, абстрактные представления, которые постепенно заменяют собой религиозные воззрения.

И только на третьей стадии - позитивной - появляется научное знание, основанное на фактах, полученных опытным путем. Поэтому только на этой стадии мир предстает перед нами таким, каким он является в действительности.

Конт «полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания»[12].

«Закон трех стадий - ключевое понятие философии Конта. Вооружившись законом трех стадий, он создает грандиозную философию истории, представляющую, как в стенограмме, всю эволюцию человечества»[13].

Таким образом, так называемый «первый позитивизм» был создан французским философом О. Контом, который считал, что истинное знание дают только экспериментальные науки, поэтому философия должна отказаться от попыток объяснить мир.

Наука должна отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как», т. е. опираться только на факты, добытые в чувственном опыте. При этом, опытная база, добытая эмпирическим путем, является тем сырым материалом, на основании которого ученый должен открывать общие, универсальные законы, единые для всех сфер познания: «Мы признаем, что истинная наука состоит по существу из законов, а не из фактов, ибо первые устанавливают и санкционируют вторые»[14]. Истинная наука состоит из законов, контролируемых фактами.

Правила, действующие в отношении естественных наук, должны быть, по мнению Конта, распространены на все науки, в том числе и те, что занимаются изучением общества. Таким подлинно научным, основанным на фактах, должно быть учение об обществе, названное им социологией.

В своем развитии позитивизм прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.

По мнению исследователя О. Гараниной, «методологическими основами позитивистской философии являются:

1. Решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, утверждение, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а сама философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

2. Провозглашение нейтральности своего учения: отрицание как идеализма, так и материализма. Философские, «метафизические» проблемы объявляются неразрешимыми, поэтому научное познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации.

3. Наука не должна объяснять явления и отвечать на вопрос «почему», она должна описывать явления и отвечать на вопрос «как». Знать можно лишь то, что дано познающему субъекту в его чувственном опыте.

4. Наука должна стремиться к знанию «полезному», выгодному и удобному для применения, ради чего все ее содержание должно быть сведено к непосредственно данному, к эмпирическому. Понятие истины отождествляется с понятием пользы, ценности»[15].

 

1.2.2 Эмпириокритицизм (махизм)

Позитивистские воззрения Конта, Спенсера, Милля создали определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности.

«Процесс естественнонаучного знания на рубеже XIX - XX вв., связанный с развити­ем квантовой физики, поставил под вопрос механистическую методологию, основанную на принципах ньютоновской физики, и разрушил прежнюю картину мира.

Вместе с этим, под вопросом оказалась и эмпирическая методология научного познания, поскольку в ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Интенсивное развитие пси­хологических исследований поставило на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими науками, изучающими человека и окружа­ющий его мир»[16].

В этих условиях философия, опирающаяся на прин­ципы позитивизма, переживает серьезный кризис. Возникает вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм (критика опыта), разработанная швейцарцем Рихардом Авенариусом (1843-1896), или махизм - по имени одного из основных представителей этого направления австрийца Эрнста Маха (1838 – 1916). Другие представители этого течения: немецкий физик и химик В. Ф. Оствальд, французский физик П. Дюэм, русские философы А. А. Богданов, П. С. Юшкевич, В. М. Чернов и другие.

Эмпириокритики считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Э. Мах ввел понятия «элементов мира» (физические и психические ощущения), с помощью которых он пытался преодолеть разрыв между материализмом и идеализмом. Все существующее объявлялось им ощущением»[17].

Махисты требовали отказа от понятия причинности, необходимости, субстанции и т. п., основываясь на принципе определения понятий через наблюдаемые данные. «Теоретические понятия, законы, формулы - лишены объективного содержания, они выполняют только роль знака для обозначения совокупности чувственных знаков. Поэтому с целью «экономии мышления» необходимо стремиться к минимизации теоретических средств»[18].

Основу теории махизма составляло учение об экономии мышления, а функции науки Мах сводил к принципу описательности, т. е., по его мнению, наука должна только описывать, а не объяснять явления. «Отсюда махисты обосновывали условность всех наших знаний и то, что наука не отражает объективную реальность»[19].

Таким образом, махизм (эмпириокритицизм) стал следствием кризиса классического естествознания, когда в среде ученых распространилось мнение о том, что наука не только не может, но и не должна стремиться постигнуть истину.

Вторая историческая форма позитивизма отличалась от первой определением самого предмета философии: не построение всеобъемлющей системы научного знания, а создание теории научного знания, причем решение этой задачи сторонники махизма видели практически в возврате к субъективному идеализму Д. Беркли и Д. Юма. В то же время есть между ними и сходство: стремление лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей философской проблематики.

Однако по мере того, как появлялись новые средства познания и объяснения научных проблем, «плоская и пессимистичная философия» Маха и его сторонников теряла свои позиции и постепенно отошла в область истории.

1.2.3 Неопозитивизм

Неопозитивизм принято называть «третьим позитивизмом». В узком смысле слова неопозитивизм это - логический позитивизм, который появился в 20-30-ые гг. XX века, а в более широком - все позитивистские течения двадцатого столетия.

На протяжении десятилетий неопозитивизм претерпел множество изменений. Сначала он назывался логическим атомизмом и логическим позитивизмом, потом логическим эмпиризмом, а также аналитической философией. Британская разновидность неопозитивизма, которая в дальнейшем получила распространение в США, назвали лингвистической философией.

Неопозитивизм, как и две первые исторические формы позитивизма, был связан с наукой и ее проблемами, что определило его содержание и то огромное влияние, которое он оказал на философию XX века, став ядром западной философии науки.

Наука в двадцатом столетии «пережила период бурного, буквально взрывообразного развития, в ходе и в результате которого произошел радикальный и универсальный переворот в научной картине мира и мировоззрении европейского человека»[20].

Грандиозные изменения в научной картине мира, вызванные открытиями в физике (теория относительности А. Эйнштейна, открытия в квантовой физике Н. Бора и др.), были равнозначны потрясению основ.

Исследователи подчеркивают, что события эти происходили, прежде всего, в области теоретического знания, которые «сопровождались радикальными преобразованиями в области языка науки, математики и логики. По сути дела, они потребовали создания нового языка науки и новой логики, что и выразилось в новом облике позитивизма».

Отличительной особенностью неопозитивизма было то, что большинство представителей этого направления были не просто «чистыми» философами, но и физиками, математиками, логиками. В их работах обсуждаются как непосредственно философская проблематика, так и многие специальные вопросы, в первую очередь - проблемы математической логики и теории вероятности. Такие представители неопозитивизма, как Р. Карнап, А. Тарский, К. Гедель не только использовали логическую технику, но и внесли большой вклад в ее разработку.

По словам одного из видных представителей аналитической философии А. Айера, неопозитивизм был сплавом учения Эрнста Маха и его учеников с логикой и математикой Фреге и Бертрана Рассела. Примечательными в этом отношении являются и слова самого Б. Рассела: «Современный аналитический эмпиризм отличается от аналитического эмпиризма Локка, Беркли и Юма тем, что он включает в себя математику и развивает мощную логическую технику»[21].

Исследователи видят специфическое отличие третьей формы позитивизма от первых двух его форм в понимание философии как анализа языка, в связи с чем даже традиционные философские проблемы рассматриваются как проблемы прежде всего языковые. Все функции научного знания сводятся к описанию изучаемых явлений внешнего мира в структуре языка.

Неопозитивизм роднит с предшествующими формами позитивизма отрицание категории причинно-следственной связи как «метафизической», следовательно, «ненаучной»: наука дает упорядоченный в языке ответ только на вопрос «как» происходит то или иное явление, а не «почему» это происходит.

Таким образом, «третий позитивизм» в качестве объекта изучения избирает логическую структуру научных теорий, а главной своей задачей определяет анализ языка науки.

Date: 2016-07-22; view: 1272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию