Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути повышения национальной конкурентоспособности в условиях вступления в ВТО.





Цекоев М.А. аспирант кафедры «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование» ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

В условиях динамичного развития мировой экономики, высоких темпов экономического роста отдельных стран, формирования глобальных рынков вопрос национальной конкурентоспособности приобретает особое значение. Принимая во внимание тот факт, что Россия 16 декабря 2011года была официально принята во Всемирную торговую организацию, членства в которой добивалась с 1993 года (дольше нашей страны в ВТО пытается попасть только Алжир, с 1987 года), возникают дополнительные стимулыкструктурной перестройки экономики. Вступление России в ВТО вызывает множестворазличныхвозможностей и рисков для повышениянациональная конкурентоспособности. Что стоить понимать под понятием НК? Как не странно, такое широко используемое понятие, так и не получило однозначной формулировки, и трактуется в профессиональном сообществе по-разному.

По мнению Ю. Полунеева, национальная конкурентоспособность - это способность страны достичь и поддерживать высокие темпыэкономического роста, выражающиеся в постоянном приросте уровня ВВП на душу населения. В конечном счете, высокая конкурентоспособность приводит к высокому уровню и качеству жизни населения.[1]

Приведенное определение содержит элемент нормативного подхода, в нем приравниваютсяповышение национальной конкурентоспособности и ускорение экономического роста, повышение жизненных стандартов.

Подчеркивая особенность национальной конкурентоспособности каждой страны, не измеряемой унифицированными показателями и имеющей специфические национальные конкурентные преимущества, следует определить конкурентоспособность национальной экономики как способность страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами».[2]

В определении Б. Скотта присутствуют признаки значимой социальной составляющей и преувеличена роль государства в экономике, хотя нельзя отрицать важность фактора государства (не считая фактора фирм и отраслей). «Национальная конкурентоспособность относится к способности государства производить, распределять товары и услуги в международной экономике в конкурентной борьбе с товарами и услугами, произведенными другими странами, и делать это таким образом, что бы повышался уровень жизни населения».[3]

И наконец, последнее и, по-моему мнению, наиболее полное определениенациональной конкурентоспособности. «Конкурентоспособность –это, то каким образом нации создают и поддерживают среду, обеспечивающую конкурентоспособность своих экономических агентов…. Успех компаний в конкурентоспособности во многом определяется разнообразными векторами в корпоративной и социальной среде. Именно поэтому конкурируют и нации (страны) в том, насколько эффективно они в создании подобной среды».[4] Другими словами, совокупность неких рамочных условий в создание более благоприятной среды в различных сферах государства, таких как корпоративная, социальная, научно-исследовательская, образование, здравоохранение и т.д., способствующих повышению конкурентоспособности страныпо большинству критериев.В мировой практике широко известны такие показатели конкурентоспособности, как «GlobalCompetitivenessIndex», «IndexofEconomicFreedom»,«IMDWorldCompetitivenessRankings», «DoingBusiness» которые отражают взгляд известныхмировых организаций определяющих экономический рост стран по комплексу различных критериев.

Выбор автором вышеуказанного определения не случаен и связан с игнорированием российским правительством важнейшей задачи по формированию «среды, обеспечивающей конкурентоспособность своих экономических агентов». Так, в последнее десятилетие в России большое внимание уделялось вопросам социальной политики, обороноспособности страны и в меньшей степени формированию благоприятных условий для развития бизнес-среды. Госпрограммы по поддержки малого и среднего предпринимательства, выделение особых экономических зон с условиями льготного налогообложения и другая деятельность правительства Российской Федерации, ориентированная на модернизацию, инновационное развитие, повышение конкурентоспособности отраслей экономики, не привела к достижению поставленных целей. Можно сказать, что эффективность в создании благоприятной инвестиционной, инновационной, предпринимательской среды правительством недостаточна.

ВступлениеРоссии в ВТО будет способствовать установлению такой среды, так как необходимость адаптации к новым условиям станет необратимой.

Членство России в ВТО имеет ряд положительных аспектов.

Экспортные перспективы:после вступления в ВТО на отмену экспортных пошлин смогут рассчитывать российские производители несырьевых экспортных товаров (в перспективе она распространится и на нефтепродукты), а доступ на зарубежные рынки станет более свободным. Они также получат возможность использовать «квазисудебные» органы ВТО для защиты своих интересов на внешних рынках.Развитиенесырьевого экспортабудет способствовать диверсификации российской экономики, следовательно необходим переход от того отраслевого подхода в стимулировании экспорта, который опирается на старую «рикардианскую» теорию внешней торговли. Необходимо учитывать эффект масштаба и ориентироваться на выигрыш при перераспределении долей рынка от менее производительных фирм в пользу более производительных в одной и той же отрасли. Причем наиболее эффективных производителей нужно стимулировать во всех, а не в заранее отобранных отраслях.

Бесспорно, выиграет от вступления в ВТО, — российское население. В течение нескольких лет оно сможет увидеть постепенное снижение цен на ряд импортных товаров и их российских аналогов. Наибольшее снижение (более 50% по сравнению с нынешним уровнем) ожидается на фармацевтическую продукцию (лекарства); живые растения (цветы); рыбу и ракообразных; химическую продукцию: белковые вещества, модифицированные крахмалы, клеи и ферменты, косметические средства; изделия полиграфической промышленности.

Снижение пошлин на импортное оборудование будет выгодно многим российским компаниям. Так же одним из положительных следствий должна стать активизация институциональных реформ. Опыт ряда стран, пытавшихся в XX веке заняться догоняющим развитием, показал, что в большинстве случаев подобные изменения не происходят сами по себе, без жесткого стимула для чиновников. Вступление в ВТО даст российской экономике своего рода «внешний якорь». Страна приведет все свое законодательство, в том числе региональное, в соответствие со своими международными обязательствами и нормами ВТО.

Российское правительство уже не сможет в неограниченном объеме использовать протекционистские меры, чтобы получать сиюминутный выигрыш и откладывать необходимые реформы. Это, помимо очевидных выгод для отечественных компаний, сможет уверить иностранных инвесторов в улучшении инвестиционного климата и создании условий для развития честного конкурентного бизнеса.И последний, но не менее важный фактор, На фоне продолжающейся глобализации мировой экономики роль международных регуляторов разного рода будет лишь усиливаться. И пока «мировое правительство» не столь глобально, как мировая экономика, Россия, чтобы не оказаться в числе проигравших, должна стать одним из разработчиков новых правил игры на мировом рынке.

Естественно в данной ситуациисуществует риски. Снижение защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутрироссийский товарный рынок. Хотя уровень тарифной защиты отечественной промышленности снизился с 1999 года в среднем почти в два раза, по ряду товарных групп (в частности, по изделиям из металлов, резине, пластмассам и автомобилям) тарифные барьеры в России остаются в 1,5–2 раза выше среднемировых. После вступления в ВТО произойдет заметное снижение ввозных таможенных пошлин (в относительном выражении к базовому 2010 г.) на 32 группы товаров.Например, некоторые из них:

· снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5%;

· для рынка химической продукции в целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5%-5%;

· пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%;

· на новые легковые автомобилипроизойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет;

· условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, мясу птицы и свинины – ужесточатся.

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом следующие:

Таблица 1. Средневзвешенные ставки единых таможенных тарифов [5]

  ЕТТ: средневзвешенная   ВТО: средневзвешенная
Начальный уровень[6] Конечный уровень[7]
Вся номенклатура 10,293 11,850   7,147  
С/х товары 15,634 15,178 11,275
Промышленные товары 9,387   11,256   6,410  

 

Несмотря на то, что снижение пошлин будет растянуто на несколько 5 – 7 лет, из-за их снижения пострадает ряд секторов промышленности. Одно из исследований ВШЭ показало, что наиболее чувствительными к изменению импортных пошлин (при увеличении импорта за счет расширения спроса, который не может быть в полной мере удовлетворен отечественной продукцией) являются рынки шин, легковых автомобилей, чая, кофе, косметики (за исключением декоративной); в меньшей мере — одежды, полимерных пленок, бытовой техники. Также попадают в зону риска сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение.

Конкуренция на внутрироссийском рынке услуг после вступления в ВТО усилится в гораздо большей степени, чем в обрабатывающей промышленности.

В максимально возможной степени удалось защитить свой рынок российским банкирам. Представители же остальных сервисных отраслей были гораздо менее успешны в убеждении правительства. Сильнее всего усилится конкуренция на рынке информационно-коммуникационных услуг и вспомогательных транспортных услуг (для всех его видов, включая аэропорты), рынок которых в конечном счете будет открыт. Также будут приняты обязательства, связанные со значительным усилением конкуренции на внутреннем рынке (хотя и с некоторыми ограничениями), в отношении юридических, образовательных, прямых транспортных услуг (морского, воздушного и автодорожного транспорта), туризма (включая гостиницы и рестораны).

В связи с такими рисками экономическим агентам необходимо разработать стратегию адаптации.Социологические опросы, проводившиеся в конце 2011 года, показали достаточно низкую степень информированности по вопросу изменений, связанных с ВТО, в российских компаниях. Так, StrategyPartners и «Деловая Россия» в декабре 2011 года — январе 2012 года в крупном опросе топ-менеджмента российских компаний констатировали: лишь у 6% опрошенных существует разработанная стратегия адаптации бизнеса к ВТО. Еще 11% планируют это, 48% ответили, что «возможно, будут разработаны некоторые меры». Наконец, 34% опрошенных компаний заявили, что адаптационные стратегии или меры разрабатывать не планируется. При этом 22% компаний уверены в том, что на отрасли экономики России присоединение к ВТО практически не отразится, 52% уверены в «позитивном» и «исключительно позитивном» влиянии этого процесса, 24% — в «негативном» или «исключительно негативном» влиянии. При этом оценка влияния присоединения к ВТО респондентов опроса на их собственный бизнес чуть хуже — 48% уверены в «позитивном» и «крайне позитивном» влиянии режимов ВТО на их компании, 46% — в «негативном».

Вступление в ВТО может несколько усилить межрегиональную дифференциацию. Полученные после вступления в ВТО выгоды в виде роста потребления будут распределяться достаточно равномерно в процентном соотношении между домохозяйствами с разным уровнем дохода. Но, поскольку в России географические условия являются главным фактором, порождающими неравенство, экономически сильные регионы выиграют от вступления страны в ВТО, а слабые — проиграют. То есть одним из последствий станет усиление регионального неравенства, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Для минимизации перечисленных рисков предстоит трудоемкая работа в период адаптации, как со стороны правительства Российской Федерации, так и со стороны экономических агентов. В этой связи стоит выделить наиболее актуальные пути повышения национальной конкурентоспособности:

· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;

· Активизация институциональных реформ.

 

18 Экономические следствия вступления России в ВТО.

Россия и ВТО: Вступать в ВТО необходимо для стимулирования структурной перестройки экономики ( Валерий Миронов, Дарья Авдеева)

Два месяца назад Россия завершила переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации, длившиеся в течение последних 18 лет. Ратификация протокола, подписанного в декабре 2011 года, и окончательное вступление страны в ВТО должны произойти до конца 2012 года. Вступление в ВТО должно привести к значительному усилению возможностей России. Однако оно связано и с достаточно серьезными рисками.

Отраслевые риски

Одной из наиболее ощутимых угроз является снижение защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутрироссийский товарный рынок. Хотя уровень тарифной защиты отечественной промышленности снизился с 1999 года в среднем почти в два раза, по ряду товарных групп (в частности, по изделиям из металлов, резине, пластмассам и автомобилям) тарифные барьеры в России остаются в 1,5–2 раза выше среднемировых. После вступления в ВТО произойдет заметное снижение ввозных таможенных пошлин (в относительном выражении к базовому 2010 году) на 32 группы товаров. От 30% для мукомольной продукции и изделий из никеля до 61–66% для цветов и фармацевтической продукции.

Несмотря на то что снижение пошлин будет растянуто на несколько лет (5–7), из-за их снижения пострадает ряд секторов промышленности. Одно из исследований ВШЭ показало, что наиболее чувствительными к изменению импортных пошлин (при увеличении импорта за счет расширения спроса, который не может быть в полной мере удовлетворен отечественной продукцией) являются рынки шин, легковых автомобилей, чая, кофе, косметики (за исключением декоративной); в меньшей мере — одежды, полимерных пленок, бытовой техники. Также попадают в зону риска сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение.

После того как мировая экономика оправится от нынешнего кризиса, который носит структурный характер, она окажется в состоянии длительной перестройки. Быстрый рост цен на сырье прекратится. В результате конкуренция на внутреннем рынке усилится, что (вкупе со снижением защитных мер, неизбежным при вступлении в ВТО) увеличит необходимость в адаптации к новым условиям и в повышении конкурентоспособности российских производителей.

При этом конкуренция на внутрироссийском рынке услуг после вступления в ВТО усилится в гораздо большей степени, чем в обрабатывающей промышленности.

В максимально возможной степени удалось защитить свой рынок российским банкирам. Представители же остальных сервисных отраслей были гораздо менее успешны в убеждении правительства. Сильнее всего усилится конкуренция на рынке информационно-коммуникационных услуг и вспомогательных транспортных услуг (для всех его видов, включая аэропорты), рынок которых в конечном счете будет открыт. Также будут приняты обязательства, связанные со значительным усилением конкуренции на внутреннем рынке (хотя и с некоторыми ограничениями), в отношении юридических, образовательных, прямых транспортных услуг (морского, воздушного и автодорожного транспорта), туризма (включая гостиницы и рестораны).

Региональные риски

После вступления в ВТО могут возникнуть проблемы и у некоторых российских регионов. Видимо, больше всего пострадают районы локализации легкой промышленности: Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области. Сложная ситуация может возникнуть в Волгоградской области, где к числу проблемных относятся производство тракторов и поставка шин в другие регионы страны. А также в Самарской области — в сфере производства легковых автомобилей. Существует угроза и для Пермской области, в первую очередь для ее химической промышленности.

Вступление в ВТО может несколько усилить межрегиональную дифференциацию. Полученные после вступления в ВТО выгоды в виде роста потребления будут распределяться достаточно равномерно в процентном соотношении между домохозяйствами с разным уровнем дохода. Но, поскольку в России географические условия являются главным фактором, порождающими неравенство, экономически сильные регионы выиграют от вступления страны в ВТО, а слабые — проиграют. То есть одним из последствий станет усиление регионального неравенства, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Снижение цен

Среди тех, кто, несомненно, выиграет от вступления в ВТО, — российское население. В течение нескольких лет оно сможет увидеть постепенное снижение цен на ряд импортных товаров и их российских аналогов. Наибольшее снижение (более 50% по сравнению с нынешним уровнем) ожидается на фармацевтическую продукцию (лекарства); живые растения (цветы); рыбу и ракообразных; химическую продукцию: белковые вещества, модифицированные крахмалы, клеи и ферменты, косметические средства; изделия полиграфической промышленности.

Снижение пошлин на импортное оборудование будет выгодно многим российским компаниям.

Среди бенефициаров от вступления находятся также производители оборудования, руд и продуктов неорганической химии — по причине их защиты, выторгованной Россией на переговорах. Они должны быть довольны планируемым повышением импортных пошлин на аналогичную зарубежную продукцию, абсолютный уровень которых сейчас очень невелик — от 2 до 4%.

Однако лишь этим потенциальные выгоды от присоединения России к ВТО не исчерпываются. Существует целый ряд преимуществ, которые не настолько очевидны, но сулят гораздо большую отдачу и для страны в целом, и для ее экономики в частности.

Экспортные перспективы

После вступления в ВТО на отмену экспортных пошлин смогут рассчитывать российские производители несырьевых экспортных товаров (в перспективе она распространится и на нефтепродукты), а доступ на зарубежные рынки станет гораздо более свободным. Они также получат возможность использовать «квазисудебные» органы ВТО для защиты своих интересов на внешних рынках.

Развитие несырьевого экспорта — это основной путь диверсификации российской экономики. Поэтому нашим регулирующим органам нужно наконец уйти от того отраслевого подхода в стимулировании экспорта, который опирается на старую «рикардианскую» теорию внешней торговли. Необходимо учитывать эффект масштаба и ориентироваться на выигрыш при перераспределении долей рынка от менее производительных фирм в пользу более производительных в одной и той же отрасли. Причем наиболее эффективных производителей нужно стимулировать во всех, а не в заранее отобранных отраслях.

Благо глобализации

Вступать в ВТО необходимо и для стимулирования структурной перестройки экономики. Под влиянием усилившейся конкуренции закроются неконкурентоспособные предприятия, ориентированные на внутренний рынок. В результате дефицитные трудовые и иные ресурсы смогут переместиться в новые сектора, в том числе ориентированные на экспорт. Однако для лучшего перераспределения ресурсов правительство обязано создать условия для мобильности капитала. Эти условия должны включать развитие рынка съемного жилья, ипотеки, устранение коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов. Быстрые шаги в этом направлении позволят удержать долю импорта в удовлетворении внутреннего спроса в целом по экономике России на более-менее стабильном уровне.

Еще одним из следствий присоединения России к ВТО должна стать активизация институциональных реформ. Опыт ряда стран, пытавшихся в XX веке заняться догоняющим развитием, показал, что в большинстве случаев подобные изменения не происходят сами по себе, без жесткого стимула для чиновников. Вступление в ВТО даст российской экономике своего рода «внешний якорь». Страна приведет все свое законодательство, в том числе региональное, в соответствие со своими международными обязательствами и нормами ВТО. Российское правительство уже не сможет в неограниченном объеме использовать протекционистские меры, чтобы получать сиюминутный выигрыш и откладывать необходимые реформы. Это, помимо очевидных выгод для отечественных компаний, сможет уверить иностранных инвесторов в улучшении инвестиционного климата и создании условий для развития честного конкурентного бизнеса.

Наконец, членство в ВТО даст нам право прямого участия в работе одного из органов нового «мирового правительства». При вступлении в ВТО Россия станет долгожданным членом одной из самых влиятельных международных организаций. На фоне продолжающейся глобализации мировой экономики роль международных регуляторов разного рода будет лишь усиливаться. И пока «мировое правительство» не столь глобально, как мировая экономика, Россия, чтобы не оказаться в числе проигравших, должна стать одним из разработчиков новых правил игры на мировом рынке.

01 Основные формы собственности. Акционерная и паевая формы собственности;
02 Организационно-правовые формы предприятия;
03 Рынок и рыночная экономика. Организация рынков;
04 Монополия и конкуренция;
05 Олигополия и монополия. Антимонопольная политика РФ;
06 Государственное регулирование рынка труда РФ;
07 Банковская система РФ. Направление развития банковской системы России;
08 Структура российского фондового рынка. Проблемы развития российского фондового рынка;
09 Экономическая сущность инфляции. Инфляция в РФ. Антиинфляционная политика Банка России;
10 Виды ценных бумаг и их характеристика;
11 Бюджетно-налоговая политика государства;
12 Налоговая система РФ;
13 Доход и расход бюджета государства;
14 Государственный долг. Управление государственным долгом;
15 Направленность и динамика структурных сдвигов в российской экономике начала 21 века;
16 Инвестиционный климат РФ;
17 Государственной регулирование внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли. Конкурентоспособность национальной экономики;
18 Экономические следствия вступления России в ВТО.


[1]Полунеев Ю. Конкурентоспособность страны как национальная идея //http://www.zn.ua/2000/2020/49518/

[2]http:// www.innovbussiness.ru/content/document_r_D87436E3-CFA3-4156-B09A-828B0317DA08.html

[3]Scott B., Lodge G. US Competitiveness and the World Economy.Boston: HarvardBusinessSchool Press, 1985.

[4]Полунеев Ю. Конкурентоспособность страны как национальная идея //http://www.zn.ua/2000/2020/49518/

[5]Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО (расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из «дальнего зарубежья» в 2008-2010 гг.)

[6] Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться с даты присоединения России к ВТО.

[7] Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться по истечении переходных периодов.

Date: 2016-07-22; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию