Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ стихотворенияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Философское осмысление главных вопросов человеческого существования в лирике А. С. Пушкина Цели: углублять знания учащихся об основных мотивах лирики; продолжить формировать умение раскрывать и анализировать лирическое содержание стихотворений; совершенствовать навыки их комментирования и выразительного чтения; побудить задуматься над вопросами смысла и цели человеческого бытия, жизни и смерти, преемственности поколений; воспитывать потребность в чтении и понимании поэзии. Читая Пушкина, можно великолепным Образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока ♦ Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского? ♦ Читая какие произведения Пушкина, «можно …воспитать в себе человека»? III. Работа над темой урока Слово учителя Чтение стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Анализ стихотворения Есть ли у стихотворения название? - Нет, его принято называть по первой строке., В первой строке уже присутствует лирическое "я", и это свидетельствует о том, что лирический герой с его внутренним миром будет в центре произведения. Внимательно прочитаем первую строфу. В каком художественном пространстве находится лирический герой? - Это "Улицы шумные", "многолюдный храм", некое необозначенное местонахождение "юношей безумных". Есть ли здесь приметы какого-то реального города и важны ли они? Приметы реального города отсутствуют. Давайте определим, в чем различие этих объектов пространства и что их объединяет? - Многолюдный храм - центральная строка, посещение храма предполагает молитву и сосредоточенность на мыслях о Боге, о жизни и смерти. Первая и третья строки составляют контраст со второй На "улицах шумных" просто множество людей. Объединяющей чертой здесь становится многолюдье. Почему юноши названы безумными? - Им чужда мудрость, они пока живут страстями, иллюзиями, не задумываясь о смысле жизни. Как построены первые три строки? " Первые три строки имеют одинаковое синтаксическое построение: Брожу ли я, вхожу ль... Сижу ль... Что мы можем сказать о лирическом герое? Его присутствие обозначено глаголами в каждой из строк, он находится среди людей. Ощущает ли лирический герой единство с людьми или его что-то от них отделяет? - Он погружен в свой внутренний мир: "Я предаюсь моим мечтам" В каком значении употребляется здесь слово "мечта"? В привычном для нас или в каком-то ином? Обратимся к Словарю Ожегова. Мечта - это воображаемая картина чего-то прекрасного и очень желанного. А о чем размышляет упорно лирический герой? - О смерти. Комментарий учителя Во времена Пушкина слово "мечта" могло иметь значение любой картины, созданной воображением, в том числе и страшной, и грустной. В других произведениях поэта встречаем: "Я видел страшные мечты..." (поэма "Цыганы"), "И мщенье, бурная мечта ожесточенного страданья"...("Все в жертву памяти твоей...") Поэтому в контексте стихотворения первые три строки объединяет не только значение многолюдности, но еще и бурного кипения жизни, что является антитезой состоянию лирического героя. Его одиночество среди множества людей вызвано тем, что он, в отличие от них, сосредоточенно размышляет о неизбежности смерти. Таким образом, первая строфа задает тему. Какая мысль утверждается во второй строфе? Вторая строфа утверждает мысль о конечности любого бытия, и смерть предстает здесь как универсальный закон: "Мы все сойдем под вечны своды.".. Комментарий учителя В. М. Жирмунский отмечал, что это перифраза, условная формула означает «мы все умрем», и было бы неправильным представлять себе «образ»: длинное шествие, спускающееся под «вечные» каменные своды». Однако, на наш взгляд, при всей условности, здесь все равно сохраняется элемент зрительного образа. "Вечные своды" в читательском восприятии ассоциативно связываются с античными представлениями о вратах в подземное царство Аида, куда попадают человеческие души. Теряя память, они все же обретают посмертное существование. Таким образом, само обозначение смерти является оксюморонным, включает семантический элемент "жизнь".: В метафорических обозначениях: "уход", "вечный сон" - смерть не предстает как полное уничтожение, может быть, еще и потому, что для человеческого сознания трудно, практически невозможно представить абсолютное небытие. Теория литературы Оксюморон – [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Перифраза - [греч. perífrasis] — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Продолжение беседы Как связаны с душевным состоянием лирического "я" образы дуба и младенца? - Он соотносит с ними срок своего бытия и особенно остро осознает кратковременность не только человеческой жизни вообще, но и своей собственной. Дуб "переживет... век забвенный", младенец, только начинающий жить, напоминает герою о том, что ему "время тлеть". И слово "прости", обращенное к нему, обозначает прощание, последний привет. Но в основе бытия лежат вечные законы не только умирания, но и обновления. Что обозначает само слово "патриарх?" Патриарх – (здесь) это один из библейских праотцев, наделенных по воле Бога невероятным долголетием, родоначальник, обладающий многочисленным потомством. Почему именно о дубе автор говорит как о патриархе леса? Комментарий учителя Дуб – могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства. По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. Вспомните былинного героя Илью Муромца. Где произошла его встреча с Соловьем Разбойником? Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Какой поворот лирической темы происходит в пятой строфе? Неотвязная дума о неизбежности смерти, целиком захватившая человека („День каждый, каждую годину Привык я думой провождать”) порождает стремление разгадать тайну своей предстоящей кончины: И где мне смерть пошлет судьбина? Так в стихотворение входит тема судьбы. Может ли человек противостоять этой грозной силе? - Смерть неотвратима. Верно. Но какие образы подразумевают деятельную позицию автора? Бой, и странствие, и волны подразумевают деятельную позицию человека. Человек не в состоянии предугадать волю судьбы, но он волен в своих желаниях. Гибель в бою или в волнах — это смерть вдали от дома, смерть в одиночестве, насильственная смерть. Предлагает ли автор иной путь? Последнее успокоение, кончина на родине, когда „соседняя долина” „примет охладелый прах”. И хоть бесчувственному телу Что обозначает здесь слово "предел"? - Слово "предел" имеет разные значения. Это и участь, судьба, и страна, местность. "Милый предел" - это близкие сердцу родные места, где смерть предстает в облике мирного сна. Проследите, как развивается в стихотворении тема смерти. Мысль о смерти нагнетается постепенно. Назовите прилагательные, которые автор употребляет, характеризуя образ жизни героя. От шума и многолюдности поэт приводит нас к мысли о вечности: "шумных", "многолюдный", "безумных" =>"уединенный", "забвенный" =>"охладелый", "бесчувственному", "гробового" =>"равнодушная", "вечною". Вывод. Жизненный путь человека лежит через безумство (юность), уединение (зрелость), забвение (старость) - к гробу. Вызывает ли это стихотворение чувство подавленности и уныния? - Нет, потому что дума о неизбежности конца, которая является стержнем всего произведения, постоянно сопровождается картинами и образами, связанными с представлениями о жизни. Какова связь между двумя первыми и последней строфами? - Последняя строфа соединяет образы "младой жизни" и "равнодушной природы".
2.Работа с репродукцией картины Шишкина "Среди долины ровныя..." Слово учителя Сегодня на уроке я бы хотела вас познакомить с картиной И.И.Шишкина «Среди равнины ровныя…» Мне кажется, она поможет нам еще больше вжиться, вчувствоваться в прославленное пушкинское стихотворение. Десятки, а может сотни художников многих времен и народов писали дубы. Эти деревьев привлекали их своей мощью, седой стариной, характерным стилем, уникальной эстетикой древнего колдовства и мистики. Они восхищали мастеров, будили в них чувство прекрасного и сверхъестественного. Какая же тайна объединяет эти два шедевра? Давайте познакомимся с самой картиной и историей ее написания. История написания картины. Выступление учащегося. Картина "Среди долины ровныя..." написана в 1883 г и находится в Киевском государственном музее русского искусства. В один из дней Иван Иванович Шишкин шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Справа петляла, сверкая серебром, быстрая речка. Парило. От зноя поникли травы. Горизонт уже начинал синеть, слышались глухие раскаты грома: приближалась гроза. Собиравшиеся в тучи облака прочертили по земле резкие тени. А прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Казалось, в полнеба раскинул он свои сильные ветви и стоял неподвижно, не шевелил листвой, замер в ожидании грозы. Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте — вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни. Сколько веков рос здесь этот исполин, сколько гроз видел, сколько ясных, тихих дней. И все один… один…
|