Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики состояния экономической безопасности России





Современное состояние безопасности РФ в определяющей мере обусловлено процессами середины прошлого десятилетия. Российская экономика тогда столкнулась с долговременными системными вызовами, диктующими необходимость структурных изменений. В числе этих вызовов:

· усиление глобальной конкуренции;

· ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в развитии и снижающая влияние традиционных факторов роста;

· возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

· исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуске товаров для внутреннего потребления.

 

Действие этих факторов было усилено нерешенностью и обострением ряда институциональных проблем, таких, как:

· низкий уровень конкуренции на многих рынках, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

· высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

· низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

· недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса;

· слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества.

В результате значения многих индикаторов экономической безопасности вышли за критические пределы, и страна столкнулась с ситуацией прогрессирующего ухудшения положения в этой области. Кризисные явления 2008-2009 г.г. и последние геополитические события, сопряженные с санкциями, еще больше усложнили эту ситуацию.

Сегодня пороговые значения превышены по многим основным параметрам. И тому есть причины.

Возьмем, к примеру, некоторые показатели, о которых не упоминалось в предшествующей таблице

1) Высокий уровень коррупции.

О нем уже упоминалось. Напомним, что по оценкам Transparency International в 2014 году по индексу восприятия коррупции Россия заняла 136 место.

Основные причины этого:

· Коррупционные дела стагнируют.

· Международное антикоррупционное сотрудничество не работает, и часто невозможно наказать «беглых» коррупционеров.

· Механизм декларирования конфликта интересов должностных лиц не заработал.

· Давление на некоммерческие организации и независимые СМИ, сигнализирующие о фактах коррупции, продолжается.

· Большие проекты, финансируемые за счет бюджета, не прозрачны.

· В стране отсутствует Федеральная служба по противодействию коррупции.

2) Высокая степень зависимости от импорта, в первую очередь, -высокотехнологичного.

Критическая зависимость в высоких технологиях от Запада возникла в 90-х годах. Присоединение России в 2012 году к ВТО ее усилило, т.к были приняты обязательства по снижению тарифной защиты и ограничения по поддержке ключевых секторов экономики страны.

Введенные санкции и ответные защитные меры со стороны России с новой остротой подняли вопросы высокой зависимости ряда секторов российской экономики от импорта товаров и технологий. В конце 2014 года был создан Фонд развития промышленности. Ему выделили почти 20 млрд руб. на льготное финансирование импортозамещения. Получение прибыли не есть задача ФРП. Его ключевая задача – предбанковское финансирование крупных долгосрочных проектов, направленных на разработку новых технологий, высокотехнологичных производств и продуктов.

3) Утечка за рубеж капиталов через уход крупного бизнеса в оффшоры.

По некоторым данным от 70 до 90% российской экономики, если говорить о крупнейших национальных предприятиях, оформлено на оффшорные фирмы. Главные риски оффшоризации экономики:

· утрата контроля над стратегическими активами (в ТЭКе, металлургии, ОПК, машиностроении, на флоте);

· потеря управляемости экономики;

· усиление давления на политическую и экономическую элиту.

· неполучение доходов (ежегодные потери бюджета РФ из-за использования оффшорных зон можно оценить в $60-70 миллиардов).

Система обеспечения национальной экономической безопасности

Система экономической безопасности – это совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих реализацию целей национального безопасного развития.

В настоящее время Россия – единственная страна, где для обеспечения экономической безопасности разработаны отдельные государственные программные документы:

· Закон «О безопасности»,

· Концепция национальной безопасности РФ

· Государственная стратегия экономической безопасности РФ.

Однако документы по экономической безопасности показали низкую практическую ценность.

Этому есть ряд причин:

· Эти документы не образуют целостную систему,

· российские ученые не смогли достигнуть единого мнения по ключевым категориям – «национальные интересы», «угрозы», «пороговые значения индикаторов экономической безопасности».

· принятие указанных документов имело конъюнктурный характер и не подкреплено политической волей власти их реализовывать.

 

В связи с тем, что государственные программные документы оказались недейственными, экономическую безопасность России стали обеспечивать законодательные нормы, которые разбросаны по разным документам, регулирующим отдельные сферы экономики. При такой системе экономической безопасности каждое министерство и ведомство отвечает за свое направление обеспечения национальных экономических интересов, использует свои ресурсы и формирует свою систему мероприятий. В итоге создание отдельной федеральной структуры стало неактуальным, а предпринимаемые в масштабах страны меры не стали ни системными, ни последовательными, ни эффективными. Соответственно, провозглашенная система обеспечения экономической безопасности так и не заработала.

В самом общем виде система национальной экономической безопасности РФ включает шесть блоков:

· концепция/стратегия национальной безопасности;

· национальные интересы в сфере экономики;

· угрозы экономической безопасности;

· индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения;

· организационные структуры обеспечения экономической безопасности;

· правовое обеспечение экономической безопасности.

 

Система экономической безопасности РФ в разрезе этих блоков представлена ниже

 

Система экономической безопасности в России

 

№ п/п Блоки экономической безопасности Элементы
1. Концепция национальной безопасности 1. Место России в мировом сообществе 2. Национальные интересы России 3. Угрозы национальной безопасности 4. Обеспечение национальной безопасности
2. Национальные интересы в сфере экономики 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства 2. Устойчивость финансово-банковской системы 3. Рациональная структура внешней торговли, доступ отечественных товаров обрабатывающей промышленности на внешний рынок 4. Уровень удовлетворения внутренних потребностей населения за счет импорта 5. Независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса 6. Сохранение единого экономического пространства 7. Создание экономических условий, препятствующих криминализации общества 8. Обоснованная степень государственного регулирования, отвечающая критериям эффективности развития экономики
3. Угрозы экономической безопасности 1. Утрата производственного потенциала из-за высокого уровня износа основных фондов 2. Уровень внешнего давления/санкции 3. Высокий уровень бедности населения 4. Утечка капиталов за рубеж 5. Низкая инвестиционная активность 6. Низкая конкурентоспособность отечественного производства 7. Высокая доля криминальной и теневой экономики 8. Коррупция
4. Состав пороговых индикаторов 1. Объем валового внутреннего продукта (млрд руб.) 2. Объем валового внутреннего продукта на душу населения (млн руб.) 3. Валовой сбор зерна (млн т) 4. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП) 5. Доля расходов на оборону (в % к ВВП) 6. Доля затрат на гражданскую науку (в % к ВВП) 7. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (%) 8. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (%) 9. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении (%) 10. Децильный коэффициент – соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения (раз) 11. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению в среднегодовом исчислении) 12. Уровень монетизации (в % к ВВП) 13. Внешний долг (в % к ВВП) 14. Внутренний долг (в % к ВВП) 15. Доля расходов на обслуживание государственного долга (в % к общему объему расходов федерального бюджета) 16. Дефицит федерального бюджета (в % к ВВП) 17. Уровень инфляции 18. Объем золотовалютных резервов (млрд долл.) 19. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (%) 20. Доля продовольствия, поступающего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (%)
5. Организационные структуры обеспечения экономической безопасности 1. Совет безопасности Российской Федерации 2. Управление экономической безопасности СБ РФ 3. Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики 4. Секция научного совета СБ РФ по экономической безопасности 5. Федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность (Минэкономразвития РФ) 6. Региональные органы исполнительной власти (в ряде субъектов Федерации есть советы безопасности)
6. Правовое обеспечение экономической безопасности 1. Закон о безопасности 2. Стратегия национальной безопасности РФ 3. Закон о валютном регулировании и контроле 4. Закон об отмывании денег и др.

 

В сложившихся условиях первостепенное значение для России приобретает переосмысление роли государства в экономике, отражающее растущую глобализацию. Главной функцией государства становится реализация стратегии долгосрочного безопасного развития страны в этих условиях.

Реализация этой функции предполагает формирование государственной стратегии безопасного развития экономики страны, учитывающей и максимально реализующей национальные возможности в складывающихся условиях. Такая стратегия должна предусматривать:

· формирование системы экономической безопасности с учетом всего спектра глобальных угроз;

· возрождение национального фактора в выборе экономической стратегии,

· выбор собственного пути развития через учет интересов страны в современном мировом сообществе,

· установление более гибкого и эффективного государственного экономического регулирования, направленного на противостояние американской модели глобализации,

· анализ объективно существующих внутренних возможностей и перспектив с целью наиболее полной реализации накопленного потенциала,

· формирование социально-ориентированной экономики, нацеленной на благосостояние всех слоев российского общества.

Date: 2016-07-22; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию