Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные характеристики состояния экономической безопасности России ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Современное состояние безопасности РФ в определяющей мере обусловлено процессами середины прошлого десятилетия. Российская экономика тогда столкнулась с долговременными системными вызовами, диктующими необходимость структурных изменений. В числе этих вызовов: · усиление глобальной конкуренции; · ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в развитии и снижающая влияние традиционных факторов роста; · возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; · исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуске товаров для внутреннего потребления.
Действие этих факторов было усилено нерешенностью и обострением ряда институциональных проблем, таких, как: · низкий уровень конкуренции на многих рынках, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; · высокие риски ведения предпринимательской деятельности; · низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления; · недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса; · слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества. В результате значения многих индикаторов экономической безопасности вышли за критические пределы, и страна столкнулась с ситуацией прогрессирующего ухудшения положения в этой области. Кризисные явления 2008-2009 г.г. и последние геополитические события, сопряженные с санкциями, еще больше усложнили эту ситуацию. Сегодня пороговые значения превышены по многим основным параметрам. И тому есть причины. Возьмем, к примеру, некоторые показатели, о которых не упоминалось в предшествующей таблице 1) Высокий уровень коррупции. О нем уже упоминалось. Напомним, что по оценкам Transparency International в 2014 году по индексу восприятия коррупции Россия заняла 136 место. Основные причины этого: · Коррупционные дела стагнируют. · Международное антикоррупционное сотрудничество не работает, и часто невозможно наказать «беглых» коррупционеров. · Механизм декларирования конфликта интересов должностных лиц не заработал. · Давление на некоммерческие организации и независимые СМИ, сигнализирующие о фактах коррупции, продолжается. · Большие проекты, финансируемые за счет бюджета, не прозрачны. · В стране отсутствует Федеральная служба по противодействию коррупции. 2) Высокая степень зависимости от импорта, в первую очередь, -высокотехнологичного. Критическая зависимость в высоких технологиях от Запада возникла в 90-х годах. Присоединение России в 2012 году к ВТО ее усилило, т.к были приняты обязательства по снижению тарифной защиты и ограничения по поддержке ключевых секторов экономики страны. Введенные санкции и ответные защитные меры со стороны России с новой остротой подняли вопросы высокой зависимости ряда секторов российской экономики от импорта товаров и технологий. В конце 2014 года был создан Фонд развития промышленности. Ему выделили почти 20 млрд руб. на льготное финансирование импортозамещения. Получение прибыли не есть задача ФРП. Его ключевая задача – предбанковское финансирование крупных долгосрочных проектов, направленных на разработку новых технологий, высокотехнологичных производств и продуктов. 3) Утечка за рубеж капиталов через уход крупного бизнеса в оффшоры. По некоторым данным от 70 до 90% российской экономики, если говорить о крупнейших национальных предприятиях, оформлено на оффшорные фирмы. Главные риски оффшоризации экономики: · утрата контроля над стратегическими активами (в ТЭКе, металлургии, ОПК, машиностроении, на флоте); · потеря управляемости экономики; · усиление давления на политическую и экономическую элиту. · неполучение доходов (ежегодные потери бюджета РФ из-за использования оффшорных зон можно оценить в $60-70 миллиардов). Система обеспечения национальной экономической безопасности Система экономической безопасности – это совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих реализацию целей национального безопасного развития. В настоящее время Россия – единственная страна, где для обеспечения экономической безопасности разработаны отдельные государственные программные документы: · Закон «О безопасности», · Концепция национальной безопасности РФ · Государственная стратегия экономической безопасности РФ. Однако документы по экономической безопасности показали низкую практическую ценность. Этому есть ряд причин: · Эти документы не образуют целостную систему, · российские ученые не смогли достигнуть единого мнения по ключевым категориям – «национальные интересы», «угрозы», «пороговые значения индикаторов экономической безопасности». · принятие указанных документов имело конъюнктурный характер и не подкреплено политической волей власти их реализовывать.
В связи с тем, что государственные программные документы оказались недейственными, экономическую безопасность России стали обеспечивать законодательные нормы, которые разбросаны по разным документам, регулирующим отдельные сферы экономики. При такой системе экономической безопасности каждое министерство и ведомство отвечает за свое направление обеспечения национальных экономических интересов, использует свои ресурсы и формирует свою систему мероприятий. В итоге создание отдельной федеральной структуры стало неактуальным, а предпринимаемые в масштабах страны меры не стали ни системными, ни последовательными, ни эффективными. Соответственно, провозглашенная система обеспечения экономической безопасности так и не заработала. В самом общем виде система национальной экономической безопасности РФ включает шесть блоков: · концепция/стратегия национальной безопасности; · национальные интересы в сфере экономики; · угрозы экономической безопасности; · индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения; · организационные структуры обеспечения экономической безопасности; · правовое обеспечение экономической безопасности.
Система экономической безопасности РФ в разрезе этих блоков представлена ниже
Система экономической безопасности в России
В сложившихся условиях первостепенное значение для России приобретает переосмысление роли государства в экономике, отражающее растущую глобализацию. Главной функцией государства становится реализация стратегии долгосрочного безопасного развития страны в этих условиях. Реализация этой функции предполагает формирование государственной стратегии безопасного развития экономики страны, учитывающей и максимально реализующей национальные возможности в складывающихся условиях. Такая стратегия должна предусматривать: · формирование системы экономической безопасности с учетом всего спектра глобальных угроз; · возрождение национального фактора в выборе экономической стратегии, · выбор собственного пути развития через учет интересов страны в современном мировом сообществе, · установление более гибкого и эффективного государственного экономического регулирования, направленного на противостояние американской модели глобализации, · анализ объективно существующих внутренних возможностей и перспектив с целью наиболее полной реализации накопленного потенциала, · формирование социально-ориентированной экономики, нацеленной на благосостояние всех слоев российского общества.
|