Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рынок услуг дошкольного образования: место и роль, тенденции развития, особенности услуг, обусловливающие специфику вида деятельностиСтр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИЕНТОРИЕНТИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Рынок услуг дошкольного образования: место и роль, тенденции развития, особенности услуг, обусловливающие специфику вида деятельности Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену - дошкольному воспитанию. Целью преобразований является создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей. В Российской Федерации сейчас сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. Основные направления деятельности дошкольных учреждений любого типа: - защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; - удовлетворение потребности в эмоциональном общении; - обеспечение развития творческих способностей и интересов; - получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития; -обеспечение права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Каждое дошкольное учреждение может теперь стать самостоятельным и действовать на основании собственного устава. Педагогический коллектив может выбрать приоритетное направление своей работы, т. е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и своими реальными возможностями (в частности, кадровым потенциалом), то есть организовать дополнительные услуги. Главная задача, которая стоит перед сферой дошкольного образования - удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования современного качества, и потребности эти постоянно растут. Все услуги, оказываемые детям в дошкольных учреждениях, представляют собой совокупность дошкольных услуг. Дошкольная услуга представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению условий и организации физического, интеллектуального и нравственного развития детей в возрасте до 8 лет. Дошкольные услуги могут быть: - простыми (услуги няни, медицинские услуги, занятия по хореографии или физкультуре); - комбинированными (включающие два и более вида услуг). Услуги детского сада носят комплексный характер: кроме основной дошкольной услуги, в составе которой представлены все виды услуг, предлагается набор дополнительных и сопутствующих услуг детям и их родителям. В зависимости от числа одновременных пользователей они могут носить индивидуальный и групповой характер. Дошкольные услуги могут различаться по направлению развития воспитанника (интеллектуальному, художественно-эстетическому, физическому и др.). Дошкольные услуги: - услуги жизнеобеспечения ребенка (уход, присмотр, организация питания, медицинское обслуживание и необходимая коррекция нарушений развития); - услуги по развитию личности ребенка (воспитание, обучение, стимулирование развития индивидуальных способностей); - услуги в форме консультаций родителям (консультации врача, методиста, логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию и др.). Основной характеристикой дошкольной услуги, определяющей ее форму, методы и средства оказания, является возраст ребенка. По мере перехода из одной возрастной категории в другую меняются его потребности (см. табл.1.1.). Таблица 1.1. Влияние возраста ребенка на состав комплексной дошкольной услуги
Где: 3 преобладает, 2 существенна, 1 несущественна, 0 отсутствует (см. табл.1.1.). С развитием рыночных отношений в России наряду с бесплатным или частично платным дошкольным образованием появились и полностью платные услуги дошкольного образования. Дошкольные услуги оказываются населению на рыночной основе: они приобретаются за определенную плату (российским законодательством предусмотрено бесплатное оказание дошкольных образовательных услуг и услуг по квалифицированной коррекции отклонений в развитии детей), и у потребителя есть право выбора (право отказаться или изменить объемы потребления). За достаточно короткий промежуток времени появился рынок дошкольных образовательных услуг. Рынок дошкольных услуг - механизм взаимодействия производителей и потребителей по поводу оказания дошкольных услуг за определенную плату. Рынок дошкольных услуг характеризуется раздвоением потребителей на покупателей и пользователей. Схема управления дошкольным учреждением (см. табл.1.1.). Непосредственные пользователи в области дошкольного обеспечения – это дети в возрасте до 7 лет. Другим субъектом спроса (покупателем) выступают родители (законные представители). В качестве заказчика могут выступать различного рода попечители: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, общественные, религиозные организации (см. рис.1.1.). Покупателями дошкольных услуг через формирование муниципального социального заказа являются органы местной власти. Муниципалитеты ответственны за обеспечение населения дошкольными услугами как услугами, входящими в состав вопросов местного значения. Предложение дошкольных услуг формируется разнообразными организациями социальной инфраструктуры (различного вида детскими садами, организациями здравоохранения, культуры, дополнительного образования, бытового обслуживания, религиозными организациями) и индивидуальными предпринимателями, выступающими в роли нянь, гувернанток и т. д. В структуре предложения на данный момент доминируют муниципальные дошкольные учреждения [1]. По степени участия государства в предоставления услуг рынок дошкольных образовательных услуг можно разделить на два сектора: государственный и негосударственный. На государственном рынке дошкольных образовательных услуг непосредственным участником в рыночной деятельности является государство, которое занимается производством и продвижением на рынок дошкольных услуг. Участниками негосударственного рынка дошкольных образовательных услуг являются частные (негосударственные) организации. Государство предпринимает ряд законодательных и организационных мер по регулированию рынка дошкольных услуг.
5 +DA/b4EFM4cbDH/6pA4FOVVuQu1ZLyFNk4RQCYso3QAjYh0JGioJcbICXuT8f4XiFwAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAmmeOcoAgAASQQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9l Mm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIh6R8XgAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAggQAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACPBQAAAAA= ">
Покупатели: Пользователи:
Плата за услуги Рис.1.1. Схема управления рынком дошкольных образовательных услуг Одним из показателей качества дошкольного образования является размер государственного финансирования расходов. За последние годы объем финансирования дошкольного образования значительно увеличились. В целом за период с 2011 г. по 2014 г. реальные расходы на дошкольное образование увеличились в 10 раз (на 1000 %). Однако в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране с 2015 года произошло резкое снижение расходов на дошкольное образование (на 74%) (см. рис.1.2.). Рис. 1.2. Реальные расходы на дошкольное образование, 2011-2015 гг, тыс.руб. Спрос на дошкольные услуги определяют характеристики семьи (состав, принадлежность к той или иной социальной группе, место проживания, материальное состояние, уровень дохода, ценностные и нравственные ориентиры, отношение к занятости). Уровень потребления населением услуг дошкольного образования находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. Помимо государственных ассигнований дошкольное образование финансируется еще за счет средств родителей. По данным Федеральной службы государственной статистики расходы на оплату услуг дошкольного образования у наиболее обеспеченных россиян (пятая группа, с наибольшими доходами) превышают в среднем 1060 руб. в месяц в расчете на одного ребенка. Менее обеспеченные семьи (первая группа) тратят на эти цели 688 руб. Доля расходов семьи на оплату услуг дошкольного учреждения начиная с 2010 года по 2015 варьируется от 0,43% до 0,49 %. Сегодня система дошкольного образования рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации в стране, так как увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам гарантий возможности устройства ребенка в ДОУ. Начиная с 2005 г. в стране наблюдается рост численности детей в возрасте 0-4 лет, а это главные потребители дошкольных услуг. Так, в 2015 г. по сравнению с 2010 г. их численность увеличилась на 15%, а по сравнению с 2005 г. - на 28%. Последнее десятилетие характеризовалось сокращением сети ДОУ. Их число уменьшилось по сравнению с 2000 г. Несмотря на открывающиеся новые учреждения дошкольного образования, очередь на поступление в ДОУ сохраняется. По состоянию на начало 2014 года на учете для определения в дошкольные учреждения стояло 2717,6 человек, что в полтора раза меньше, чем в 2005 г., однако, в силу продолжавшегося роста рождаемости, существенно больше, чем в 2007-2008 гг. Несмотря на неуклонный ежегодный рост количества детей, нуждающихся в услугах дошкольного образований, количество дошкольных учреждений (при развитии вариативных форм дошкольного образования) снижается, так, если в 2014 году в Российской Федерации было 51 тысяча дошкольных учреждений, то в 2015 уже 50,1 тысяч. Тем не менее, параллельно можно наблюдать увеличение доли детей дошкольным образованием, так если в 2010 году это было 59,2 %, то в 2015 стало 64,6%. При анализе полученных можно сказать, качество услуг на рынке дошкольного образования при абсолютной переполненности групп и нехватке педагогического состава, снижении уровня финансирования неуклонно будет снижаться. Большинство ДОУ сейчас - это обычные детские сады (48,9% общего их числа). Однако в последние годы появилось также немало учреждений, в которых одно из направлений развития детей (познавательно- речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое, физическое развитие). Численность детей, посещающих обычные детские сады сократилась, тогда как число детей, посещающих ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, а также центры развития ребенка, напротив, быстро растет. Это, несомненно свидетельствует о росте потребительского спроса на услуги более высокого качества в сфере дошкольного образования. Государственные дошкольные учреждения не всегда соответствуют требованиям родителей дошкольников. Возрастающий потребительский спрос на услуги системы дошкольного образования остается все еще в значительной степени неудовлетворенным, и это одна из ведущих социальных проблем на сегодняшний день. Развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики. Образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений неуклонно повышается: в 2015 г. доля воспитателей с высшим профессиональным образованием составила 35,7%, что на 14,5 процентных пункта выше уровня 2010 г. 53,8% воспитателей, работающих в детских садах, имеют среднее педагогическое образование, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним профессиональным образованием в системе дошкольного образования. В свете проводимой политики по повышению заработных плат работникам бюджетной сферы, и особенно педагогическим работникам. По даны Службы статистики средняя заработная плата педагогов в дошкольных организация муниципального типа составляет 91% от средней заработной платы по Российской Федерации. Тем не мене не смотря на значительный рост (с 48,8% в 2010 году) заработной платы, кадровый голод в сфере дошкольного образования существует, особенно это стало актуально в связи с внедрением и обязательным использованием с 2016 года в муниципальных учреждениях профессиональных стандартов воспитателей. Согласно ему воспитатели должны иметь высшее профильное образование либо переподготовку в соответствующей сфере, переобучением педагогического состава, а именно его финансовой составляющей на данный момент должен заниматься сам работник, это порождает текучесть. Проблема предоставления услуг дошкольного образования становится одной из приоритетных для социально-экономического развития страны. Неравенство доступа к дошкольному образованию создает условия неравенства стартовых возможностей для детей: ребенок будет не готов к обучению в начальной школе, не будет адекватно развиваться как личность, потому что каждый из возрастных периодов в дошкольном возрасте является исключительно благоприятным для развития ребенка. На данный момент для обеспечения населения качественными и доступными дошкольными услугами Министерство образования и науки РФ ведет работу по разным направлениям развития дошкольного образования. В заключении анализа рынка услуг дошкольного образования можно сказать, что он развивается медленно, не соответствует реалиям потребностей потребителей, в подавляющего большинства муниципальных детских садов существует острая необходимость в увеличении их количества при обратной ежегодной тенденции, то есть существует потребность в развитии сети частных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, однако эта сфера законодательно недостаточно урегулирована, что создает определенные препятствия в этом направлении. Кроме этого, существующие схемы управления дошкольными учреждениями не отвечают реалиям сегодняшнего рынка услуг, что не может положительно сказываться на уровне получаемого детьми дошкольного образования. Существует необходимость в модернизации систем управления государственными дошкольными учреждениями с привлечением современных концепций менеджмента и маркетинга.
|