Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношения, связанные с развитием
Когда мы ставим некие качества в зависимость от возрастных изменений, корреляции, найденные у детей, следует рассматривать отдельно от подобных корреляций, проявляющих себя в группах взрослых людей. Отношение, характерное для растущего организма, может с достижением зрелости исчезнуть, поскольку оно может быть всего-навсего следствием неких возрастных влияний. Очевидно, например, что 10-летний ребенок будет превосходить 5-летнего как по знанию арифметики, так и по своему росту. Если при этом их включить в одну и ту же группу, то корреляция между арифметическими познаниями и ростом будет носить искусственный характер. Таких ложных корреляций обычно избегают при помощи соответствующих измерений (например, IQ), или производя сравнительный анализ внутри группы индивидов одного и того же возраста. Но эти процедуры не отменяют факта влияния различной степени развитости индиви- Телосложение и поведение 195
дов, поскольку дети одного и того же возраста могут сильно отличаться друг от друга по степени своего физического развития. Между их развитостью и статусом взрослости с точки зрения физических параметров отсутствует постоянная зависимость. Данные, касающиеся начала пубертатного периода, это хорошо иллюстрируют. Индивиды, достигшие половой зрелости раньше положенного срока, и по своему общему физическому развитию с самого начала обгоняли остальных детей (72). Таким образом, по началу пубертатного возраста можно определять общую физическую развитость. Индивиды, ранее других созревшие в детстве, должны быть выше, иметь больший вес и по другим физическим параметрам быть более развиты, чем те, у кого половое созревание наступило позже. Но во взрослом возрасте те, кто достиг половой зрелости раньше, не являются более высокими или тяжелыми. Действительно, у девушек, достигших половой зрелости раньше других, ближе к двадцати годам была зафиксирована тенденция к тому, чтобы быть несколько ниже других (72, 77). Дети, которые были самыми высокими в своей группе, не обязательно окажутся выше других через двадцать лет. Физические данные ребенка зависят частично от действия различных факторов, дающих индивиду преимущество в росте на протяжении всей его жизни, и частично от индивидуальных различий, связанных со скоростью физического развития. В этом контексте неудивительно, что у детей корреляции между анатомическими и физиологическими свойствами выше, чем у взрослых. Эти корреляции не так уж велики, они редко превышают 0,30, но они часто достаточно велики, чтобы показывать наличие статистически значимого отношения (ср. 20, 37, 62). Например, Абернети (1) в своем исследовании обнаружил положительные корреляции между различными анатомическими измерениями и умственным развитием детей всех возрастов от 8 до 17 лет, но эти корреляции уменьшались в группах детей, достигших половой зрелости. В группе взрослых людей, включенной для сравнения в данное исследование, корреляций фактически не было обнаружено. Существуют также свидетельства того, что «скелетный возраст», определяемый фотографированием в Х-лучах структуры костей, имеет значимую корреляцию с умственным развитием детей и что эта корреляция с увеличением возраста сходит на нет (20). 196 Дифференциальная психология
О некоторых изначально высоких корреляциях между основными показателями обменных процессов и IQ сообщил Хин-тон (35), исследовавший группу из 200 детей в возрасте от 6 до 15 лет. Для групп 6- и 9-летних детей эти корреляции были на уровне, близком к 0,80; начиная с 10-летнего возраста они постоянно снижались, достигая у 15-летних значения 0,50. Напомним, что исследования подростков и взрослых показали фактически нулевую корреляцию между БМР и умственным развитием. Если бы результаты, полученные Хинтоном, получили подтверждение и в других исследованиях, они могли бы служить яркой иллюстрацией влияния возрастных изменений на отношение между состоянием тела и поведением. Известно, что БМР имеет тенденцию к увеличению в периоды быстрого роста. Если БМР существенно связан с уровнем интеллектуального развития в детстве, то это может помочь объяснить многие другие корреляции. Как уже говорилось, некоторые индивиды в течение всего периода своего роста могут и физически, и психологически развиваться быстрее других. Согласно данной гипотезе, именно эти различия в развитости лежат в основе положительных корреляций между умственным развитием детей и определенными параметрами их тела. Однако следует помнить, что развитие индивида не происходит равномерно, в одном и том же темпе, но может то забегать вперед, то отставать. Эти временные колебания в развитии очень специфичны и графики физических и психологических отклонений не совпадают друг с другом. Таким образом, ежемесячные или ежегодные структурные и интеллектуальные изменения в целом не коррелируют друг с другом (1, 20). Все это позволяет предположить, что каковы бы ни были отношения между телесным и поведенческим развитием, они скорее всего не зависят друг от друга напрямую. Например, ребенок, являющийся в своем физическом развитии акселератом, раньше других учится ходить и, возможно, говорить, он имеет больше возможностей расширять свои социальные контакты. Это, в свою очередь, может привести к его более быстрому интеллектуальному развитию. С другой стороны, временные скачки и спады в физическом и психологическом развитии ребенка являются результатом действия множества независимых друг от друга факторов, что не соответствует общей тенденции роста. Телосложение и поведение 197
Само воздействие половой зрелости на развитие поведения является спорным. Вопреки распространенному мнению, не существует свидетельств того, что интеллектуальное развитие однозначно ускоряется или замедляется с началом половой зрелости (1, 20). При условии отсутствия расовых и культурных различий между возрастом наступления половой зрелости и интеллектуальными или личностными свойствами во взрослом возрасте так же нет зависимости (1, 77). В целом начало пубертатного периода проявляется в соответствующих взглядах, интересах и эмоциональных реакциях. В одном из исследований среди девушек (78), одни из которых достигли половой зрелости, а другие — нет, в результатах теста на личностное развитие были обнаружены существенные отличия, при этом девушки были одного и того же возраста, социоэкономического и культурного статуса. Социальные факторы, несомненно, играют важную роль в личностных переменах — это факт, засвидетельствованный Баркером и др. (7) при рассмотрении ими соматопсихологических следствий наступления половой зрелости. РЕЗЮМЕ Взаимосвязь между телосложением и психологическими свойствами относится к причинному анализу поведения, к теориям, трактующим качества человека, а также к практическим проблемам их оценки. Псевдонаучные теории, такие как френология и физиогномика, так же как и множество обыденных стереотипов, основываются на провозглашенной зависимости между внешностью, с одной стороны, и умственным развитием или чертами личности — с другой. Как бы ни были они ошибочны, люди продолжают верить в них, опираясь на приводимые сторонниками этих теорий отдельные случаи и игнорируя примеры, опровергающие их; стремятся переносить закономерности, характерные для людей с патологическими отклонениями, на людей нормальных; поддаются влиянию социальных стереотипов, корректируя под воздействием мнения других людей восприятие себя самого. (^Корреляции между физическими и психологическими качествами могут показывать, что физические параметры (напри- 198 Дифференциальная психология
мер: неврологические расстройства, нарушения деятельности желез или психосоматические расстройства) влияют на поведение, или что поведение (например, упражнения по развитию мышц) влияет на физическое состояние (например, психосоматические расстройства), или что первое и второе зависит от третьего фактора (например, от социоэкономического уровня). Патологические состояния могут воздействовать на поведение по-разному. Тяжелые умственные или эмоциональные расстройства, такие как кретинизм, паралич и белая горячка, возникают как прямое следствие пониженной активности желез или нарушениях мозга. В случае иных расстройств, таких как шизофрения, накопленные данные свидетельствуют о наличии соответствующих физических коррелятов, но причинные механизмы по-прежнему неизвестны. По крайней мере в некоторых случаях эмоциональные и интеллектуальные расстройства могут быть чисто функциональными, не связанными с какой-либо органической патологией. В целом исследования школьников показали наличие слабо выраженной тенденции к тому, что разнообразные физиологические расстройства обычно чаще распространены среди учеников с более низкими умственными способностями, чем среди учеников, обладающих более высоким уровнем умственного развития. Существуют данные, позволяющие предположить, что такая зависимость полностью или частично является следствием социоэкономических различий. С другой стороны, продолжительные или тяжелые заболевания приводят к соматопсихологичес-ким последствиям. С Среди наиболее исследованных в своем влиянии на поведение физиологических факторов, можно назвать ЭЭГ, реакции автономной нервной системы, биохимические условия, работу желез и питание. Большинство этих исследований принесли мало положительной информации, которая бы имела отношение к поведенческим различиям в пределах нормального ряда, хотя несколько направлений оказались достаточно перспективными. Как подтвердил Миннесотский проект голодания, само по себе голодание имеет свои психологические последствия. Результаты, полученные в экспериментах по употреблению тиаминовой и глютаминовой кислот, носят предположительный характер. Телексложение и поведение 19 9 Сенсорные дефекты, такие как глухота и слепота, затрудняют интеллектуальное развитие, ограничивая контакты с окружающей средой. Современные техники специального образования позволяют преодолевать эти ограничения. Глухота для ребенка является более серьезным дефектом, чем слепота, потому что слух играет важную роль в развитии языка. Определение и классификация степеней слепоты и глухоты относится к нерешенным методологическим проблемам, что делает результаты, полученные в этой сфере в процессе тестирования, неоднозначными. / Психологи исследуют соотношение интеллектуальных и личностных свойств с многочисленными анатомическими измерениями, а также с другими характеристиками. Величина головы и тела показывает значимые положительные, но низкие корреляции с умственными способностями. Черепной индекс (указывающий на форму головы) нейтрален по отношению к способностям. Ничто не говорит также в пользу существования взаимосвязей между чертами личности и параметрами лица или рук. Найденные у детей корреляции между умственными способностями и анатомическими или физиологическими свойствами могут отражать всего лишь отношения развитости. В таких случаях по достижении половой зрелости корреляция исчезает. B заключение сделаем вывод: проведенные исследования внешнего вида и поведения показали отсутствие достоверных и практически значимых отношений между физическими особенностями и личностными свойствами. Однако такие исследования открыли возможности для объяснения причин нескольких патологических состояний. А это, в свою очередь, открывает многообещающие перспективы для исследования причинных факторов, обусловливающих поведенческие различия в пределах нормального ряда, хотя на настоящий момент бесспорных отношений такого рода обнаружено не было. БИБЛИОГРАФИЯ 1- Abernethy, Ethel M. Relationships between mental and physical growth. Monogr. Soc. Res. Child Developm., 1936, 1, No. 7. 2. Altus, W. D. «The height and weight of soldiers in association with scores earned on the Army General Classification Test. /. coc. Psychol., 1949, 29, 201-210. 200 Дифференциальная психология 3. Anastasi, Anne. Review of R. J. Williams, «Free and unequal: the biological basis o/individual liberty». Hum. Biol., 1955, 27, 243—246. 4. Arbilman, H. O. The present status of glutamie acid therapy for mental deficiency. Train. Sch. Hull., 1952, 48, 187-199. 5. Association for Research in Nervous and Mental Diseases. Life stress and bodily dtsease. Baltimore: Williams & Wilkins, 1950. 6. Avres, L. P. The effect of physical defects on school progress. Psychol. Clin., 1909-10, 3, 71-77. 7. Barker, R. G., et al. Adjustment to physical handicap and illness: a survey of the social psychology of physique and disability. (Rev. Ed.) N.Y.: Soc. Sci. Res. Coun., 1953. 8. Bauman, Mary K., and Hayes, S. P. A manual for the psychological examination of the adult blind. N.Y.: Psychol Corp., 1951. 9. Beach, F. A. Hormones and behavior; a survey of interrelationships between endocrine secretions andpatterns of 'overt responses. N.Y'.: Hoeber, 1948. 10. Beach, F. A. «Psychosomatic» phenomena in animals. Psychosom. Med., 1952, 14, 261-270. 11. Berlinsky, S. Measurement of the intelligence and personality of the deaf:a review of the literature. J. Speech Hearing Disorders, 1952, 17, 39-54. 12. Berryman, G. H., et al. Effects upon young men consuming restricted quantities of B-complex vitamins and protein, and changes associated with supplementation. Amer. J. Physiol., 1947, 148, 618-647. 13. Brackbill, G. A. Studies of brain dysfunction in schizophrenia. Psychol. Bull., 1956, 53, 210-226. 14. Broom, M. E. Cranial capacity and intelligence. Sch. and Soc, 1932, 36, 703-704. 15. Brozek, J., Guetzkow, H., Miekelsen, O., and Keys, A. Motor performance of normal voung men maintained on restricted intakes of vitamin В complex. /. appl. Psychol., 1946, 30, 359-379. 16. Catalano, F. L. The comparative performance of a group of cerebral palsied children in different intellectual functions. Unpublished doctoral dissertation, Fordham Univer., 1955. 17. Cattell, J. P., and Pacella, B. L. An electroencephalographic and clinical study of children with primary behavior disorders. Amer. J. Psychiat., 1950, 107, 25-33. 18. Cotzin, M., and Dallenbach, К. М. «Facial vision»; The role of pitch and loudness in the perception of obstacles by the blind. Amer. J. Psychol., 1950, 63, 485-515. 19. Cruickshank, W. M. (Ed.) Psychology of exceptional children and youth. N.Y.: Prentice-Hall, 1955. 20. Dearborn. W. F., and Rothney, J. Predicting the child's development. Cambridge. Mass.: Sci-Arl Pub., 1941. Телосложение и поведение 2 01 21. Dunbar, Flanders. Emotions and bodily changes. (4th Ed.) N.Y.: Columbia Univer. Press, 1954. 22. Ellingson, R. J. Brain waves and problems of psychology. Psychol. Bull 1956 53, 1-34. 23. Fiedler, Miriam F. Teachers' problems with hard of hearing children. J. educ. Res., 1949, 42, 618-622. 24. Finger, F. W. Hearing deficiency and scholastic deficiency. Amer. Psychologis, 1948, 3, 293. 25. Gadson, E. J. Glutamic acid and mental deficiency — a review. Amer. J.men. Def., 1951, 55, 521-528. 26. Garrett, J. F. (Ed.) Psychological aspects of physical disability. Washington, D.C.: U.S. Govt. Printing Office, 1952. 27. Gengerelli, J. A., and Kirkner, F. J. (Eds.) The psychological variables in human cancer. Berkeley and Los Angeles: Univer. Calif. Press, 1954. 28. Gibbs, F. A., and Gibbs, Erna L. Atlas of electroencephalography. (2nd Ed.) Cambridge. Mass.: Addison-Wesley Press, 1950—1952. (Vol. 1 and II.) 29. Goldstein, H. The biochemical variability of the individual in relation to personality and intelligence. /. exp. Psychol., 1935, 18, 348—371. 30. Guetzkow, H., and Brozek, J. Intellectual functions with restricted intake of B-complex vitamins. Amer. J. Psychol., 1946, 59, 358—381. 31. Harrell, Ruth F. Further effects of added thiamin on learning and other processes. Teach. Coll., Columbia Univer., Contrib. Educ, 1947, No. 928. 32. Harrell, Ruth F., Woodyard, Ella, and Gates, A. I. The effect of mothers'diets on the intelligence of the offspring. N.Y.: Teach. Coll. Bur. Publ, 1955. 33. Hayes, S. P. Contributions to a psychology of blindness. N.Y.: Amer. Found. Blind, 1941. 34. Henry, С. Е., and Knott, J. R. A note on the relationship between personality and the alpha rhythm of the electroencephalogram. J. exp. Psychol., 1941, 28, 362-366. 35. Hinton. R. T. A further study on the role of the basal metabolic rate in the intelligence of children. /. educ. Psychol., 1939, 30, 309—314. 36. Hoefer, C, and Hardy, M. G. The influence of improvement in physical condition on intelligence and educational achievement. 27th Yearh., Nat. Soc. Stud. Educ, 1928, Purt I, 371-387. 37. Honzik, Marjorie P., and Jones, H. E., Mental physical relationships during the preschool period. /. exp. Educ, 1937, 6, 139—146. 202 Дифференциальная психология 38. Horwitt, M. К. Fact and artifact in the biology of schizophrenia. Science, 1956, 124, 429-430. 39. Hull, G. L. Aptitude testing. Yonkers-on-Hudson: World Book Co,. 1928. 40. Husen, T. Undersokningar rorande sambanden mellan somatiska fohallanden och intellektuell prestationsforrnaga. Sartryck ur Tidskrift i militar Halsovard, 1951, 76, 41—74. (English summary.) 41. Jones, H. E. The environment and mental development. In L. Carmichael (Ed.), Manual of child psychology. (2nd Ed.) N.Y.: Wiley, 1954, 631-696. 42. Kempt, G. A., and Collins, S. D. A study of the relation between mental and physical status of children in two counties of Illinois. U.S. Pub/. Health Rep. 1929, 44, No. 29, 1743-1784. 43. Kennard, Margaret A. Inheritance of electroencephalogram patterns in children with behavior disorders. Psychosom. Med., 1949, 11, 151-157. 44. Keys, A., et a/. The biology of human starvation. Minneapolis: Univer. Minn. Press, 1950, 2 vols. 45. Knott, J. H., Friedman, H., and Bardsley, K. Some electroencephalographic correlates of intelligence in eight-year-old and twelve-year-old children. /. exp. Psychol., 1942, 30, 380-391. 46. Kreezer, G. L. The relation of intelligence level and the electroencephalogram. 39th Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1940, Part I, 130-133. 47. Kreezer, G. L., and Smith, F. W. The relation of the alpha rhythm of the electroencephalogram and intelligence level in the non-differentiated familial type of mental deficiency. /. Psychol., 1950, 29, 47-51. 48. Lacey, J. I., Bateman, Dorothy E., and Van Lehn, Ruth. Autonomic response specifieity and Rorschach color responses. Psychosom. Med., 1952, 14, 256-260. 49. Lacey, J. I., Bateman, Dorothy E., and Van Lehn, Ruth. Autonomic response specificity. Psychosom. Med., 1953, 15, 8—21. 50. Lennox, W. G., Gibbs, Erna L., and Gibbs, F. A. Inheritance of cerebral dysrhythmia and epilepsy. In E. A. Strecker, F. G. Ebaugh, and J. R. Ewalt(Eds.), Practical clinical psychiatry. Philadelphia: Blakiston, 1947, 124-125. 51. Lindsley, D. B. Electroencephalography. In J. McV. Hunt (Ed.), Personality and the behavior disorders. N.Y.: Ronald, 1914, Vol. 2, pp. 1033-1103. 52. Lowe, G. M. Mental changes after removing tonsils and adenoids. Psychol. Clin., 1923, 15, 92-100. Телосложение и поведение 203 53. Lowenfeld, B. Psychological problems of children with impaired vision. In W. M. Cruickshank (Ed.), Psychology of exceptional children and youth. N.Y.: Prentice-Hall, 1955, 214-283. 54. Lurie, L. A. Endocrinology and the understanding and treatment of the exceptional child. J. Amer. med. ass., 1938. 110, 1531 — 1536. 55. Mallory, J. N. A study of the relation of some physical detects to achievement in the elementary school. George Peabody Coll. Teach., Contrib. Educ, 1922, No, 9. 56. Miller. C. A., und Lennox, Margaret A. Electroencephalography in behavior problem children. /. Pediat., 1948, 33, 753—761. 57. Milliken, J. R., and Standen, J. L. An investigation into the effects of glutamic acid on human intelligence. J. Neurol. Neurosurg. Psychiat. 1951, 14, 47-54. 58. Misiak, H., and Franghiadi, C. J. The thumb and personality. /. gen. Psychol., 1953, 48, 241-241. 59. Morgan, C. F., and Stellar, E. Physiological psychology. (Rev. Ed.) N.Y.: McGraw-Hill, 1950. 60. Myerson, L. A psychology of impaired hearing. In W. M. Cruickshank (Ed.), Psychology of exceptional children and youth. N.Y.: Prentice-Hall, 1955, 120-183. 61. Myklebust, H. R. Towards a new understanding of the deaf child. Amer. Ann. Deaf, 1953, 98, 315-357. 62. Paterson, D. C. Physique and intellect. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1930. 63. Phillips, E. L., Bennan, Isabel R., and Hanson, H. B. Intelligence and personality factors associated with poliomyelitis among school age children. Monogr. Soc. Res. Child Develpm., 1947, 12, No. 2. 64. Pintner, R., and Brunschwig, Lily. Some personality adjustments of deaf children in relation to two different factors. J. genet. Psychol., 1936, 49, 377-388. 65. Richey, A. The eflects of diseased tonsils and adenoids on intelligence quotients of 204 children. /. iuv. Res., 1934, 18, 1—4. 66. Rogers, Margaret C. Adenoids and diseased tonsils, their effects on general intelligence. Arch. Psychol., 1922, No. 50. 67. Sandwick, R. L. Correlation of physical health and mental efficiency. /. educ. Res., 1920, I, 199-203. 68. Sarason, S. B. Psychological problems in mental deficiency. (Rev. Ed.) NY.: Harper, 1953. 69. Saul, L. J., Davis, H., and Davis, P. A. Psychological correlations with the electroencephalogram. Psychosom. Med., 1949, 11, 361—376. 70. Secord, P. F., Dukes, W. F., and Bevan, W. Personalities in faces: I. An experiment in social perceiving. Genet. Psychol. Monogr., 1954, 49, 231-279. 204 Дифференциальная психология 71. Shagass, С. An attempt to correlate the occipital alpha frequency of the electroencephalogram with performance on a mental ability test. /. exp. Psychol., 1916, 36, 88-92. 72. Shuttleworth, F. K. Sexual maturation and the physical growth of girls aged six to nineteen. Monogr. Soc. Res. Child Develpm., 1937, 2, No. 12. 73. Smillie, W. C, and Spencer, Cassie R. Mental retardation in school children infested with hookworms. /. educ. Psychol., 1926, 17, 314—321. 74. Spillane, J. D. Nutritional disorders of the nervous system. Baltimore: Williams & Wilkins, 1947. 75. Sprunt, Julie W., and Finger, F. W. Auditory deficiency and academic achievement. /. Speech Hearing Disorders, 1949, 14, 26—32. 76. Stalnaker, E., and Roller, R. D., Jr. A study of one hundred non-promoted children. /. educ. Res., 1927, 16, 265-270. 77. Stone, C. P., and Barker, R. G. On the relationships between menarcheal age and certain aspects of personality, intelligence and physique in college women. J. genet. Psychol., 1934, 45, 121 — 135. 78. Stone, C. P., and Barker, R. G. The attitudes and interests of pre menarcheal and postmenarcheal girls. /. genet. Psychol., 1939, 54, 27—71. 79. Templin, Mildred C. The development of reasoning in children with normal and defective hearing. Minneapolis: Univer. Minnesota Press, 1950. 80. Templin, Mildred C. A qualitative analysis of explanations of physical causality: I. Comparison of hearing and defective hearing subjects. Amer. Ann. Deaf, 1954, 99, 252-269. 81. Terry, R. A. Autonomic balance and temperament. /. сотр. physiol. Psychol. 1953, 46, 454-460. 82. Wenger, M. A. The measurement of individual differences in autonomic balance. Psychosom. Med., 1941, 3, 427—434. 83. Wenger, M. A. The stability of measurement of autonomic balance. Psychosom. Med., 1942, 4, 94-95. 84. Wenger, M. A. Preliminary study of the significance of measures of autonomic balance. Psychosom. Med., 1947, 9, 301—309. 85. Wenger, M. A. Studies of autonomic balance in Army Air Forces personnel. Сотр. Psychol. Monogr., 1948, 19, 1 — 111. 86. Wertenberger, E. J. A study of the influence of physical defects upon intelligence and achievement. Catholic Univer. Amer. Educ. Res. Bull., 1927, 2, No. 9. 87. White House Conference on Child Health and Protection. Special education: the handicapped and the gifted. N.Y.: Appleton-Centnry-Crofts, 1931. 88. Williams, R. J. The human frontier. N.Y.: Harcourt. Brace, 1946. 89. Williams, R. J. Free and unequal: the biological basis of individual liberty. Anstin: Univer. Texus Press, 1953. 90. Wolff, Charlotte. The human hand. London: Methuen, 1912. Телосложение и поведение 205 91. Worchel, P., and Dallenbach, К. М. «Facial vision», perception of obstacles by the deaf-blind. Amer. J. Psychol., 1947, 60, 502-553. 92. Worchel, P., and Mauney, J. The effect of practice on the perception of obstacles by the blind. /. exp. Psychol., 1951, 41, 170—176. 93. Zahl, P. A. (Ed.) Blindness; modern approaches to the unseen environment. Princeton. N. J: Princeton Univer. Press, 1950. 94. Zimmerman, F. Т., and Burgemeister, Bessie B. Permanency of glutamic acid treatment. Arch. Neurol. Psychiat., 1951, 65, 291—298. 95. Zimmerman, F. Т., Burgemeister, Bessie В., and Putnam, T. J. A group study of the effect of glutamic acid upon mental functioning in children and adolescents. Psychosom. Med., 1947, 9, 175—183. 96. Zimmerman, F. Т., Burgemieister, Bessie В., and Putnam, T. J. The effect of glutamic acid upon the mental and physical growth of Mongols. Amer. J. Psychiat., 1949, 105, 661-668. Date: 2016-07-22; view: 262; Нарушение авторских прав |