Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистический анализ родовых сходств и различий





Пятый и последний подход к анализу наследственности и окружающей среды заключается в статистическом анализе родовых сходств и различий. Этот подход будет обсуждаться в главе 9. Интерпретация таких сходств и различий осложняется тем, что близкие родственники, как правило, живут вместе. Окружающая среда для людей, живущих в одном и том же доме, является более сходной, чем в какой-либо другой ситуации, внешней по отношению к экспериментальной ситуации. В результате два класса факторов — наследственных и связанных с окружающей средой — действуют в одном и том же направлении, а именно, увеличивают сходство внутри обыкновенной семьи, в отличие от влияния на случайно выбранных индивидов. Чем теснее наследственное отношение, тем сильнее проявляется близость окружающей среды. Так, родители и дети, братья и сестры обычно живут в одном и том же доме; в то время как более далекие родственники, такие как дяди и племянники или двоюродные братья и сестры, вступают друг с другом в более редкие контакты. Вследствие сходства жилищных условий на родственников воздействует не только общая окружающая среда, но и они сами, образуя


148 Дифференциальная психология

 

окружающую среду друг для друга, через такое взаимное воздействие могут становиться в некоторых отношениях еще более близкими. Так или иначе, семьи представляют собой отличный пример воздействия окружающей среды, усиливающей поведенческое сходство их членов. В то же время тот факт, что члены одной и той же семьи несут в себе в разной степени общую наследственность, делает родовые сходства главным источником данных для проверки гипотез, связанных с факторами наследственности. При этом следует помнить о том, что само по себе родовое сходство не может рассматриваться как свидетельство наличия общей наследственности. Чтобы продемонстрировать действие наследственных факторов, потребуются дополнительные анализы и контрольные процедуры.

Исследования родословной. Проявление семейных родословных относительно некоей особой и легко идентифицируемой характеристики может способствовать получению ценных данных, касающихся факторов наследственности. Методы анализа родословной, используемые генетиками, особенно хорошо зарекомендовали себя при исследованиях простых физических отклонений, таких как альбиносность, перепонки на пальцах, наличие лишних пальцев или «копыта» и множества других более редких и более серьезных уродств или патологий. При помощи этих техник можно также анализировать некоторые психологические отклонения.

Однако применение анализа родословной к большинству психологических качеств обычно сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Главная трудность связана со множественностью факторов, влияющих на психологические свойства. В результате большинство исследований родословной в психологии ограничиваются демонстрацией того, что определенные качества, такие как слабоумие, безумие, музыкальный талант или выдающиеся научные способности, имеют тенденцию к воспроизводству в роду. Эти данные — их мы будем рассматривать в главе 9 — являются по существу описательными и практически не могут служить основанием для объяснения наблюдаемых сходств.

Корреляционные исследования родовых сходств. Степень сходства между родственниками можно выразить с помощью корреляционного коэффициента (ср. гл. 1). Например, высокая


Наследственность и среда: методология 149

 

положительная корреляция между результатами теста на умственные способности отцов и сыновей будет показывать то, что сыновья, отцы которых обладают высокими показателями, имеют тенденцию демонстрировать такие же высокие результаты. Большинство корреляционных исследований касалось степени родства между показателями родителей и детей, между близнецами и другими детьми данных родителей. Меньшая часть исследований имела дело с более слабыми родственными отношениями, такими как между двоюродными братьями и сестрами или между дедами и внуками.

Во всех исследованиях, связанных с близнецами, важным является различение однояйцевых и разнояйцевых близнецов (ср. гл. 3). Напомним, что однояйцевые близнецы несут в себе одну и ту же наследственность. Поэтому все различия между ними являются результатом пренатального или постнатального воздействия факторов окружающей среды. С другой стороны, разнояйцевые близнецы имеют большее генетическое сходство, чем простые братья и сестры. Таким образом, сравнивание степени сходства психологических качеств между однояйцевыми близнецами, разнояйцевыми близнецами и просто братьями и сестрами открывает новые возможности для анализа действия наследственности и окружающей среды.

Исследования особых родовых отношений. Некоторые исследователи увидели в исследовании приемных детей новые возможности для определения влияния наследственности и окружающей среды. Такие исследования позволяют получить несколько групп данных. Например, можно изучать те изменения, которые произошли в результате изменения места жительства ребенка после переезда в дом приемных родителей, а также степень сходства приемных детей со своими собственными родителями, с приемными родителями и с детьми приемных родителей. Этот метод может применяться также для исследования однояйцевых близнецов, воспитывавшихся отдельно друг от друга у разных приемных родителей'. С этой точки зрения также могут быть ис-

1 Стоун (78) предложил использовать в подобных исследованиях определенные виды животных, которые в норме имеют многочисленное потомство, обладающее одинаковой наследственностью. Среди них клоны одноклеточных организмов и многочисленные потомки таких позвоночных, как бро-


150 Дифференциальная психология

 

следованы дети, воспитывавшиеся в интернатах. Основные результаты исследований, проведенных в русле каждого из перечисленных подходов, будут даны в главе 9.

РЕЗЮМЕ

Рассматривая методы, которыми пользуются психологи для исследования наследственности и окружающей среды, важно помнить о той проблеме, о которой шла речь в 3 главе. Это вопрос не о том, от чего зависит данный признак — от фактора наследственности или от факторов окружающей среды — и не о степени влияния каждого из факторов. Поднимаемый данными исследованиями вопрос заключается в идентификации специфических наследственных факторов и факторов окружающей среды, влияющих на развитие каждой функции, и состоит в том, как эти факторы связаны с возникновением наблюдаемых индивидуальных различий. Самое непосредственное отношение к этим проблемам имеет исследование влияния «структурных», или органических, условий на развитие поведения, поскольку наследственность может влиять на поведение только через соответствующие структурные характеристики.

Классификация методов, используемых в психологических исследованиях влияния факторов наследственности и окружающей среды на поведение, может включать пять основных групп: селективное выведение, исследования нормативов развивающегося поведения, исследование структурных факторов в развитии поведения, исследование влияния на поведение предшествующего опыта и статистический анализ родовых сходств и различий.

Селективное выведение психологических свойств с успехом применялось несколькими исследователями, работавшими с крысами, кроме этого, было положено начало подобной работы с другими видами животных. У крыс выводили такие признаки, как обучаемость прохождению лабиринта, спонтанная активность и эмоциональность. Дальнейшие исследования позволили сделать

неносцы. Это позволяет изучать однояйцевых близнецов на гораздо большем материале и в лучше контролируемых условиях, чем это возможно в случае работы с обычными испытуемыми.


Наследственность и среда: методология 151

 

предположение, что различия наследственных ветвей по признаку обучаемости прохождению лабиринта, возможно, больше связаны с эмоциями и мотивами, чем со способностями, как таковыми. То, что эндокринная активность также играет важную роль в различиях поведения представителей разных наследственных ветвей, получило подтверждение в проведении сравнительных исследований поведения существующих собачьих пород.

Исследования нормативов развивающегося поведения проводились пренатально и постнатально на животных и на людях при помощи таблиц, содержащих нормативные соотношения возраста и поведения. Такие исследования действия фактора созревания свидетельствовали в основном о внезапном появлении определенной активности, возникающей без предварительной подготовки, а также о единообразии этапов развития поведения. Результаты показывают, что и у людей, и у животных значимое поведенческое развитие начинается еще до рождения. В свете этих открытий, есть основания считать, что и после рождения возможно внезапное появление тех или иных форм поведения. Этапность является тем общим принципом развития поведения, который характерен как для пренатального, так и для постнатального периодов. В целом эти результаты показывают, что созревание имеет важное значение для происходящего в раннем возрасте развития простых сенсомоторных функций. Однако было бы неверным обобщать такие наблюдения и распространять их на развитие более сложных, символических функций в более старшем возрасте.

Исследования роли структурных факторов в развитии поведения проводились по-разному. Это могли быть таблицы, содержащие сравнительные данные по развитию различных физических качеств у представителей разных селективно выведенных наследственных ветвей, наблюдения за физическими изменениями, сопутствующими развитию поведения, искусственное манипулирование структурными факторами (например, экспериментальное удаление или стимулирование определенных зон коры головного мозга) и статистические исследования индивидуальных различий физических и психологических качеств. С помощью этого подхода удалось получить мало позитивной информации, касающейся тех структурных различий, которые могли бы быть однозначно идентифицированы с индивидуальными различиями в поведении. Даже когда такие соответствия оказыва-


152 Дифференциальная психология

 

ются найдены, многие вопросы, связанные с их причинной связью, остаются без ответа. Дальнейшее обсуждение этого подхода содержится в главе 5.

Среди исследований влияния предшествующего опыта на поведение многочисленные эксперименты над животными показали, что на модификацию многих форм поведения влияет приобретаемый индивидом ранний опыт, который считался до последнего времени «инстинктивным». Способность к обучению зависит от предыдущего обучения. Пока сравнительно мало экспериментальных исследований было проведено на младенцах. Используя метод ограничения двигательной активности и метод близнецового контроля, исследователи вновь пришли к признанию важности факторов созревания в раннем сенсомо-торном развитии, но полученные данные по ряду методологических соображений нельзя считать окончательными. Исследования «диких детей», найденных живущими в изоляции или среди животных, помогают найти ту степень, до которой дети усваивают типично человеческое поведение, общаясь исключительно с окружающими людьми. Исследователи культурных различий, существующих в практике воспитания младенцев, подтверждают достоверность результатов, полученных в исследованиях другого типа, например, то, что ограничение двигательной активности в младенчестве само по себе не влияет на появление определенных простых моторных реакций и что задержка в развитии остальных моторных функций быстро преодолевается, как только соответствующая практика становится доступной. Психологов также интересовало исследование возможных влияний других культурных различий в практике воспитания младенцев на их последующее личностное и интеллектуальное развитие. Более полное обсуждение этих исследований будет дано в главе 15. К исследованиям, связанным с влиянием предшествующего опыта на поведение, относятся также эксперименты по изучению школьного обучения на индивидуальные различия — об этом речь пойдет в главе 7.

Пятым общим методом является статистический анализ родовых сходств и различий, подробнее он будет рассмотрен в главе 9. Сюда относятся исследования родословных или историй родов; всевозможные родственные корреляции, выражаемые в показателях тестов; исследования воспитывавшихся порознь од-


Наследственность и среда: методология 153

 

нояйцевых близнецов, приемных детей и детей, выросших в условиях интерната.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ames, Louise В. The sequential patterning of prone progression in the human infant. Genet. Psychol. Monogr., 1937, 19, 409—460.

2. Beach, F. A., and Jaynes, J. Effects of early experience upon the behavior of animals. Psychol. Ruli, 1954, 51, 239-263.

3. Brudy, E. G. Genetic basis of spontaneous activity in the albino rat. Сотр. Psychol. Monogr., 1942, 17, No. 5.

4. Carmichael. L. The development of behavior in vertebrates experimentally removed from the influence of external stimulation. Psychol. Rev., 1926, 33, 51-58.

5. Carmichael, L. A further study of the development of behavior in vertebrates experimentally removed from the influence of external stimulation. Psychol. Rev., 1927, 34, 34-47.

6. Carmichael, L. A further experimental study of the development of behavior. Psychol. Rev., 1928, 35, 253-260.

7. Carmichael, L. An experimental study in the prenatal guinea pig of the origin and development of reflexes and patterns of behavior in relation to the stimulation of specific receptor areas during the period of active fetal life. Genet. Psychol. Monogr., 1934, 16, 339—491.

8. Carmichael, L. Ontogenetic development. In S. S. Stevens (Ed.), Handbook of experimental psychology. N.Y.: Wiley, 1951, 281—303.

9. Carmichael, L. The onset and early development of behavior. In L. Car-michael (Ed.), Manual of child psychology. (2nd Ed.) N.Y.: Wiley, 1954, 60-185.

10. Coghill, С. Е. Anatomy and the problem of behavior. Cambridge; Univer. Press, 1929.

11. Coronios, J. D. Development of behavior in the fetal cat. Genet. Psychol. Mongr., 1933, 14, 283-386.

12. Cruikshank, Ruth M. Animal infancy. In L. Carmichael (Ed.), Manual of child psychology (2nd Ed.). N.Y.: Wiley, 1954, 180-214.

13. Craze, W. W. Maturation and learning in chicks. /. сотр. Psychol., 1935, 19, 371-409.

14. Danzinger, L., and Frankl, L. Zum Problem der Funktionsreifung. Erster Berieht uber Entwickhlugsprufungen en albanischen Kindern. Z Kinderforch., 1931, 43, 219-254.

15. Davis, A., and Havighurst, R. J. Social class and color differences in child rearing. Amer. sociol. Rev., 1946, 11, 698—710.


154 Дифференциальная психология

16. Dennis, W. Infant development under conditions of restricted practice and of minimum social stimulation: a preliminary report. /. genet. Psychol., 1938, 53, 149-158.

17. Dennis, W. Does culture appreciably affect patterns of infant behavior? J. soc. Psychol., 1940, 12, 305-317.

18. Dennis, W. The significance of feral man. Amer. J. Psychol., 1941, 54, 425-432.

19. Dennis, W. Is the newborn infant's repertoire learned or instinctive? Pnychol. Rev., 1943, 50, 330-337.

20. Dennis, W. A further analysis of reports of wild children. Child Developm., 1951, 22, 153-158.

21. Dennis, W. and Dennis, Marsena, G. Behavioral development in the first year as shown hv forty biographies. Psychol. Rec, 1937, 1, 349—361.

22. Dennis, W., and Dennis, Marsena G. The effect of cradling practices upon the onset of walking in Hopi children. /. genet. Psychol., 1940, 56, 77-86.

23. Forgus, R. H. The effect of early perceptual learning on the behavioral organization of adult rats. /. сотр. physiol. Psychol., 1954, 47, 331-336.

24. Fromme, A. An experimental study of the factors of maturation and practice in the behavioral development of the embryo of the frog, Rana pipiens. Genet. Psychol. Monog., 1941, 24, 219—256.

25. Fuller, J. I. and Scott, J. P. Heredity and learning ability in infrahuman mammals. Eugen. Quart., 1954, 1, 28—43.

26. Furchtgott, E. Behavioral effects of ionizing radiations. Psychol. Bull., 1956, 53, 320-334.

27. Gesell, A. Wolf child and human child. N.Y.: Harper, 1941.

28. Gesell, A, The ontogenesis of infant behavior. In L. Carmichael (Ed.), Manual of child psychology. (2nd Ed.) N.Y.: Wiley, 1954, 335-373.

29. Gesell, A., et al. The first five years of life. N.Y.: Harper, 1940.

30. Gesell, A. and Amatruda, Catherine S. Developmental diagnosis. (2nd Ed.) N.Y.: Hoeber, 1917.

31. Cesell. A., and Thompson, Helen. Twins T and С from infancy to adoles-cence: a biogenetic study of individual differences by the method of co-twin control. Genet. Psychol. Monogr., 1941, 24, 3—122.

32. Gos, M. Les reflexes conditionnels chez I'embrvon d'oiseau. Bull. Soc. sci. Liege, 1935, 4, 194—199, 246—250.

33. Hall, С S. Emotionality in the rat.V. сотр. Psychol., 1934, 18, 385-404; 1936, 22, 61-68, 345-352; 1937, 24, 369-376.

34. Hall, C. S. The genetics of behavior. In S. S. Stevens (Ed.), Handbook of experimental psychology. NY.: Wiley, 1951, 304—329.

35. Hall, C. S., and Klein, S. J. Individual differences in aggressiveness in rats. J. сотр. Psychol., 1942, 33, 371-383.

36. Halverson, H. M. The acquisition of skill in infancy. J. genet. Psychol., 1933, 43, 3-48.


Наследственность и среда: методология 155

37. Harris, H. E. An analysis of the maze-learning scores of bright and dull rats with reference to motivational factors. Psychol. Rec, 1940 4 130-136.

38. Hayes, Catherine. The ape in our house. N.Y.: Harper, 1951.

39. Hayes, K. J., and Hayes, Catherine. The intellectual development of a home-raised chimpanzee. Proc. Amer. philos., Soc, 1951, 95 105-109.

40. Hayes, K. J., and Hayes, Catherine. Imitation in a home-raised chimpanzee. J. сотр. physiol. Psychol., 1952, 45, 450—459,

41. Hayes, K. J., and Hayes, Catherine. The cultural capacity of the chimpanzee Human Biol., 1954, 26, 288-303.

42. Hebb, D. O. The organization of behavior. N.Y.: Wiley, 1949.

43. Heron, W. T. The inheritance of brightness and dullness in maze learning ability in the rat. /. genet. Psychol., 1941, 59, 41—49.

44. Hilgard, J. K. The effect of early and delayed practice of memory and motor performances studied by the method of co-twin control. Genet. Psychol. Monogr., 1933, 14, 493-567.

45. Hirsch, J., and Tryon, R. C. Mass screening and reliable individual

measurement in the experimental behavior genetics of lower organisms. Psychol. Hull; 1956, 53, 402-410.

46. Hofstaetter, P. R. Testuntersuchungen an japanischcn Kindern und das Reifungsproblem. Z. Kinderforsch., 1937, 46, 71 — 112.

47. Hooker, D. The prenatal origin of behavior. Lawrence: Univer. Kansas Press, 1952.

48. Hunt, E. L. Establishment of conditioned responses in chick embryos. /. сотр. physiol. Psychol., 1949, 42, 107—117.

49. Hard, 1. M. C. The wild boy ofAveyron. (Transl. by C. and M. Humphrey.) N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1932.

50. Kellogg, W. N. A further note on the «wolf children» of India. Amer. J.Psychol., 1934, 46, 149-150.

51. Kellogg, W. N., and Kellogg, Luella A. The ape and the child. N.Y.: Whittlesey House. McGraw-Hill, 1933.

52. Kuo, Z. Y. Ontogeny of embryonic behavior in aves: I. The chronology and general nature of the behavior of the chick embryo. /. exp. Zooi, 1932, 61, 395-430.

53. Kuo, Z. Y. Ontogeny of embryonic behavior in aves: III. The structure and environmental factors in embryonic behavior. /. сотр. Psychol., 1932, 13, 245-272.

54. Kuo, Z. Y. Ontogeny of embryonic behavior in aves: IV. The influence of embryonic movements upon the behavior after hatching. /. сотр. Psychol., 1932, 14. 109-122.

55. Kuo, Z. Y Development of acetylcholine in the chick embryo. /. Neurophysioi, 1939, 2, 488-493.

56. Levinson, B. Effects of fetal radiation on learning. /. сотр. physiol. Psychol., 1952, 45, 140-145.


156 Дифференциальная психология

57. Lindsley, D. В. Heart and brain potentials of human fetuses in utero. Amer. J. Psychol, 1942. 55, 412-416.

58. Luchins, A. S., und Korgus, К. Н. The effect of differential post-weaning environment on the rigidity of an animal's behavior. J. genet. Psychol., 1955, 86, 51-58.

59. Milner, Esther. A study of the relationships between reading readiness in grade one school children and patterns of parent-child interaction. Child Develpm., 1951, 22, 95-112.

60. Munn, N. L. The evolution and growth of human behavior. Boston: Houghton Mifflin, 1955.

61. Pratt, К. С The neonate. In L. Cannichael (Ed.), Manual of child psychology. (2nd Ed.) N.Y.: Wiley, 1954, 215-291.

62. Riess, B. F. The effect of altered environment and of age on mother

young relationships among animals. Ann. N. Y. Acad. Sci., 1954, 57, 606-610.

63. Rundqist, E. A. Inheritance of spontaneous activity in rats. J. сотр. Psychol., 1933, 16, 415-438.

64. Scott, J. P. Genetic differences in the social behavior of inbred strains of

mice. /. Hered, 1942, 33, 11-15.

65. Scott, J. P. New directions in the genetic study of personality and intelligence. Eugen. News, 1953, 38, 97-101.

66. Scott, J. P., and Charles, Margaret S. Some problems of heredity and

social behavior. /. gen. Psychol., 1953, 48, 209—230.

67. Scott, J. P., and Fuller, J. L. Research on genetics and social behavior at the Roscoe B. Jackson Memorial Laboratory, 1946—1951-a progress report. J. Hered., 1951, 42, 191—197.

68. Searle, L. V. The organization of hereditary maze-brightness and

mazedullness. Genet. Psychol. Monogr., 1949, 39, 279—325.

69. Shirley, Mary M. A motor sequence favors the maturation theory. Psychol. Bull., 1931, 28, 204-205.

70. Shirley, Mary M. The first two years: Vol. I. Postural and locomotor

development. Vol. II. Intellectual development. Minneapolis: Univer. Minn. Press, 1931, 1933.

71. Silverman, W. Shapiro. F., and Heron. W. T. Brain weight and maze learning in rats. /. сотр. Psychol., 1940, 30, 279-282.

72. Singh. J. A. L., and Zingg, R. M. Wolf-children and feral man. N.Y.: Harper, 1942.

73. Smith, Marian W. Wild children and the principle of reinforcement. Child Develpm., 1954, 25, 115-123.

74. Spelt, D. K. The conditioning of the human fetus in utero J. exp. Psychol,. 1948, 38, 338-346.

75. Sperry, R. W. Mechanisms of neural maturation. In S. S. Stevens

(Ed.), Handbook of experimental psychology. N.Y.: Wiley, 1951, 236-280.


Наследственность и среда: методология 157

76. Squres, P. С. Wolf children of India. Amer. J. Psychol., 1927, 38, 313— 315.

77. Stockard, C. H., Anderson, O. D., and James, W. T. Genetic and endocrine basis, for differences in form and behavior. Philadelphia: Wistar Inst. Press, 1941.

78. Stone, C. P. Methodological resources for the experimental study of innate behavior as related to environmental factors. Psychol. Rev., 1947 54, 342-347.

79. Stratton, С М. Jungle children. Psychol. Bull., 1934, 31, 596-597.

80. Straver, L. C. Language and growth: the relative efficacy of early and deferred vocabulary training, studied by the method of co-twin control, Genet. Psychol. Monogr., 1930, 8, 209-319.

81. Tait, С D., Jr., Wall, P. D., Balmuth, Muriel, and Kaplan, S. J. Behavioral changes following radiation. II. Maternal behavior and maze performance. USAF, Sch. Aviat. Med., 1952, Spec. Вер. ii.

82. Thompson, W. R., and Heron, W. The effects of restricting early experience on the problem-solving capacity of dogs. Canad. J. Psychol., 1954, 8, 17-31.

83. Thompson, W. R. The heredity-environment problem, Bull. Marit. psychol. Ass., 1955, 30-10.

84. Tinbergen, N. The study of instinct. London: Oxford Univer. Press, 1951.

85. Tryon, R. C. The genetics of learning ability in rats: preliminary report. Univer. Calif Pub/. Psychol., 1929, 4, 71-89.

86. Tryon, R. C. Genetic differences in maze-learning ability in rats. 39th Year*., Nat. Soc. Stud. Educ, 1940, Part I, 111-119.

87. Whiting, J. W. M., and Child, I. L. Child training and personality: a cross-cultural study. New Haven: Yale Univer. Press, 1953.

88. Wickens, D. D., and Wickens, Carol. A study of conditioning in the neonate. /. exp. Psychol., 1940, 25, 94—102.

89. Zingg, R. M. Feral man and extreme cases of isolation. Amer. J. Psychol., 1940, 53, 487-517.

90. Zingg, R. M. Reply to Professor Dennis' «The significance of feral man». Amer. J. Psychol., 1941, 54, 432-435.


Date: 2016-07-22; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию