Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три поколения пионеров советского дизайна





Среди пионеров советского дизайна можно условно выделить три поколения.

Художники первого поколения, как правило, еще до революции получили систематическое художественное образование и активно участвовали в формировании и развитии левых течений изобразительного искусства. Они вели интенсивные формально-эстетические поиски, занимались лабораторными экспериментами с цветом, формой, фактурой и другими средствами художественной выразительности, постепенно переходя от фигуративных композиций к отвлеченным, а затем и к объемно-пространственным построениям. Они не только создавали своеобразный «задел» средств художественной выразительности для новой архитектуры и рождавшегося тогда дизайна, но и сами работали в области производственного искусства, «выходили» из живописи и скульптуры в мир предметно-пространственной среды.

Одной из важных особенностей этапа становления советского дизайна было то, что в этом виде творчества в те годы почти не было художников, которых можно было бы считать только дизайнерами. В своем подавляющем большинстве пионеры советского дизайна первого поколения были представителями других областей творчества, а в сфере дизайна (производственного искусства) они работали или эпизодически, или одновременно со своей основной работой «по совместительству».

Важно учитывать, что широта типологического диапазона сферы дизайна не позволяла многим художникам («совместителям»), лишь частично работавшим в этой сфере, охватить все ее области. Поэтому большинство пионеров советского дизайна первого поколения внесли творческий вклад лишь в определенную конкретную область дизайна, близкую к их основной профессии или связанную с другими особенностями творческой биографии художника.

К пионерам советского дизайна первого поколения вне зависимости от их возраста можно отнести тех, кто завершил свое профессиональное художественное образование к началу 20-х годов. Среди них: В. Татлин, К. Малевич, А. Родченко, А. Веснин, Л. Попова, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Экстер, В. Стенберг, Г. Стенберг, В. Степанова, Г. Клуцис, А. Ган, К. Медунецкий, К. Иогансон и др.

Пионеры советского дизайна второго поколения это те, кто (по возрасту или по другим причинам) не успел до революции (и к началу 20-х годов) получить систематического художественного образования. Они подключились к творческим поискам первого поколения на завершающей стадии их формально-эстетических экспериментов. Многие представители второго поколения не имели достаточных профессиональных навыков художников или скульпторов, им практически не от чего было отказываться в своем прошлом творчестве. Они, как правило, учились у художников-новаторов старшего поколения, причем именно в тот период, когда те сами наиболее интенсивно занимались лабораторными исканиями. Вместе со своими учителями они с увлечением экспериментировали с новой формой, активно боролись с традиционалистскими течениями. Все вроде бы у них было общее со старшими товарищами по борьбе за производственное искусство. Однако было и различие. Их учителя и старшие товарищи были не только очень талантливыми людьми, но и прошедшими хорошую школу художниками-профессионалами, которых в тот момент, когда они сами приступили к преподаванию, больше всего интересовали проблемы лабораторных поисков. Учебные курсы, руководимые ими, напоминали пропедевтические дисциплины архитектурных или дизайнерских факультетов. В результате, всесторонней профессиональной подготовки художников-живописцев или скульпторов многие их ученики на этой стадии все же не получали. Недостаточная художественная профессионализация при ориентации на изобретательную выдумку была характерна для второго поколения пионеров советского дизайна. Многие из них, собственно, никогда и не были профессиональными художниками или скульпторами. Они получили некое общее пропедевтическое художественное образование (по методике одного из художников-новаторов) и освоили некоторые архитектурные приемы и навыки. Это и было той суммой знаний и профессиональных навыков и приемов, на базе которых они уже в процессе практической работы специализировались как «художники-конструкторы». Причем в их работе сказывались отсутствие систематического художественного образования и недостаток технических знаний.

Однако именно на второе поколение пионеров советского дизайна (Л. Лавинская, Г. Зимин, Е. Семенова, Н. Суетин, И. Чашник и др.), бесповоротно связавшее свою судьбу с производственным и агитационным искусством и, как правило, не имевшее другой специальности, легла основная тяжесть массовой практической работы по разработке оборудования и художественного оформления предметно-пространственной среды. Если их старшие товарищи в 30-е годы, то есть после того как идеи производственного искусства потеряли популярность, вернулись к своей прежней профессии (А. Родченко — к живописи, А. Лавинский — к скульптуре и т. д.), то этим художникам-конструкторам некуда было уходить — они так и остались работать в области художественно-оформительской деятельности.

На дальнейшей творческой судьбе этих художников-конструкторов можно наглядно проследить процессы и понять условия формирования дизайна в нашей стране в 20-е годы, когда они брались за любую работу, четко сохраняя, однако, творческую приверженность идеям производственного и агитационного искусства и не выходя за рамки этой области творчества.

Третье поколение пионеров советского дизайна — это прежде всего те, кто получил систематическое дизайнерское образование на основных дизайнерских факультетах Вхутемаса-Вхутеина — металлообрабатывающем и деревообделочном (затем на объединенном дерметфаке). В 20-е годы, еще будучи студентами, они принимали участие в практических работах, однако сложившимися профессионалами они шли на производство в конце 20-х — начале 30-х годов. Получив хорошую техническую подготовку и квалификацию инженера-художника, многие из них в 30-е годы стали работать архитекторами или инженерами.

 

 

Date: 2016-07-22; view: 1250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию