Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура правового сознания.





Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.
Структура правосознания состоит из двух элементов:
-идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.
-психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния.
Виды правосознания:
По степени общности правосознание подразделяется на:
-массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение.
-групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы)
-индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем и групповое сознание, как правило не идеальное.
По глубине отражения правосознание делится на:
-научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.
-профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности.
-обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.
Взаимосвязь права и правосознания: Сам термин правосознание состоит из права и сознания. Понятие "правосознание" прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается субъектом, как субъект к нему относится. Не будь права, не было бы правосознания. Правосознание в российском обществе неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.

96. Основания классификации и виды правосознания.

97. Понятие и элементы правовой культуры. Правовое воспитание.

Правосознание тесно связано с понятием правовая (юридическая) культура, которая является частью общей культуры. В самом широком смысле культура - это общественное сознание (нематериальная культура) и материальные блага (материальная культура). Многие философы считают, что культура - это все, что создано умственным и физическим трудом. Есть более узкий подход к пониманию культуры - это состояние общества, сориентированного на апробированные общественной практикой ценности, которым подчинено его бытие, образование, трудовая деятельность, нравственность, религиозное мировоззрение, наука, искусство и др.
В этом плане можно рассматривать и правовую культуру. В широком смысле правовая культура - это все, что создано человечеством в правовой сфере: а) право, его нормы; б) источники права; в) правосознание; г) юридическая наука; д) юридическая практика. В узком смысле правовая культура - это знание правовых норм, уважительное отношение к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др.
Уровень, качество правовой культуры измеряется:
- состоянием правосознания, т.е. степень знания права, качество отношения к нему;
- состоянием законодательной базы, его совершенством и в технико-юридических измерениях, и содержательном отношении;
- состоянием и качеством работы судебной системы; правоохранительных органов;
- уровнем законности и стабильности правопорядка;
- развитием самой правовой культуры.
Правовые воспитание - система средств целенаправленного воздействия на личность с целью обогащения его юридическими знаниями, выработки цивилизованного правового мировоззрения и уважительного отношения к праву. Правовое воспитание может иметь государственный характер, строиться и развиваться на основе, например, президентской или правительственной программы, финансироваться за счет федерального бюджета, с "подключением" бюджетных средств субъектов Федерации и одобрением затрат на эти мероприятия бюджетов муниципалитетов (это в случае, если речь идет о федеративном государстве). Правовоспитание может и должно осуществляться в трудовых коллективах, образовательных учреждениях и т.д. К этому должны привлекаться опытные специалисты.
Средствами правового воспитания могут быть СМИ, специальная (и недорогая) юридическая литература и др. К сожалению, по общему признанию в современном российском обществе всему этому пока должного внимания не уделяется.

98. Правовое регулирование как разновидность социального регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие.

Юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – необязательно. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов и другие авторы).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соот

ветствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».

Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Разумеется, все вышеназванные формы воздействия права (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) на общественные отношения взаимосвязаны, между ними нет и не может быть «китайской стены». Аналогичное положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вывод: с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают), а с другой – полностью различать. В самом общем понимании их можно рассматривать как синонимы, ибо подобное разделение условно, оно связано с выделением различных граней общего действия права.

99. Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование есть длящийся процесс, который можно разделить на этапы (стадии). Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания правотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организаций' очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Date: 2016-07-20; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию