Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 24. Управление персоналом: понятие, принципы, цели, методы





ВАРИАНТ 1

Управление персоналом – это система организационных, экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования рабочей силы на уровне организации.

Управление персоналом – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, включающая разработку концепции кадровой политики.

Принципы управления персоналом — это правила, основные поло­жения и нормы, которым должны следовать руководители и специа­листы в процессе управления персоналом.

Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвер­дившихся в отечественных организациях принципов: научности, де­мократического централизма, плановости, первого лица, единства рас­порядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля испол­нения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широ­ко используют следующие принципы управления персоналом: пожиз­ненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой, принятия ре­шений на основе консенсуса, т.е. обязательного одобрения принима­емых решений большинством работников.

Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:

- повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;

- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;

- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Методы управления персоналом — это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления коор­динации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персо­налом: административные, экономические и социально-психологиче­ские.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Со­циально-психологические методы исходят из мотивации и морально­го воздействия на людей и известны как методы убеждения.

Административные методы ориентированы на такие мотивы по­ведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой ха­рактер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-пси­хологические методы носят косвенный характер управленческого воз­действия.

Административные методы управления включают следующие со­ставляющие:

· установление госзаказов;

· формирование структуры органов управления;

· утверждение административных норм и нормативов;

· правовое регулирование;

· издание приказов, указаний и распоряжений;

· инструктирование;

· отбор, подбор и расстановка кадров;

· утверждение методик и рекомендаций;

· разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации;

· разработка другой регламентирующей документации;

· установление административных санкций и поощрений.

Административные методы основываются на отношениях едино­началия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организацион­ное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, представленное положениями о структурных подразделениях, организаци­онное нормирование в виде большого числа нормативов и организа­ционно-методическое инструктирование, осуществляемое в форме различных инструкций и указаний.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, рас­поряжения или указания, которые являются правовыми актами ненор­мативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управлен­ческим решениям.

Экономические методы — это элементы экономического меха­низма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления пер­соналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управ­ления.

Экономические методы управления включают следующие состав­ляющие:

· технико-экономический анализ;

· технико-экономическое обоснование;

· технико-экономическое планирование;

· экономическое стимулирование;

· финансирование;

· мотивация трудовой деятельности;

· оплата труда;

· капиталовложения;

· кредитование;

· ценообразование;

· участие в прибылях и капитале;

· налогообложение;

· установление экономических норм и нормативов;

· страхование;

· установление материальных санкций и поощрений.

Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в кол­лективе, социальные потребности и т.п.) и закономерностей социоло­гии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти мето­ды можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направлен­но воздействуют на личность конкретного человека.

Социально-психологические методы управления включают сле­дующие составляющие:

· социально-психологический анализ;

· социально-психологическое планирование;

· создание творческой атмосферы;

· участие работников в управлении;

· социальная и моральная мотивация и стимулирование;

· удовлетворение культурных и духовных потребностей;

· формирование коллективов, групп;

· создание нормального психологического климата;

· установление социальных норм поведения;

· развитие у работников инициативы и ответственности;

· установление моральных санкций и поощрений.

Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выде­ляются следующие методы: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала; социализация, профориентация и трудовая адапта­ция персонала; мотивация трудовой деятельности персонала; органи­зация системы обучения персонала; управление конфликтами и стрес­сами, управление безопасностью персонала, организация труда персонала, управление деловой карьерой и служебно-профессиональ-ным продвижением персонала; высвобождение персонала.

Date: 2016-07-20; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию