Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классно-урочная система

Школа сегодня и завтра

Размышления на заданную тему

Школа сегодня

Речь пойдет о современной российской школе, начальной и средней, о школьной системе в целом.

Эта система – моя боль. И вот почему.

Ниже я приведу анализ этой системы с трех сторон

Почему с трех? Поясню на простом примере.
Предположим, у вас есть план: вы собираетесь купить пылесос.

Первая оценка этого планаот заявленного функционала (вид спереди). Действительно ли этот пылесос пыль собирает? А может, он ее разбрасывает?
Школа должна давать детям знания. Дает ли? Мой опыт показывает, что знаний мало, пробелов много

Вторая оценка– вид сбоку. Хороший пылесос. Но гудит так, что голова раскалывается.
Школа должна радовать всех участников процесса: детей, учителей, родителей. Радует ли? Мой опыт показывает, что нет, не радует.

Третья оценкавид сверху. А нужен ли нам пылесос? Может, нужен не пылесос, а стиральная машина за ту же цену?
Нужна ли нам такая школа? И какая школа нам нужна?

Примечание. Четвертый вид – вид сзади – историю вопроса – мы затронем лишь вскользь.

Модель школы «Сегодня»

Мы не можем здесь обсуждать «школу директора Иванова в Москве» и «школу директора Петрова в Саратове» – наша задача выявить свойства «типовой российской школы сегодня». То есть нам придется построить и обсудить абстрактную модель. Я буду называть ее «Модель «Сегодня»».

И включу в эту модель четыре простейших и важнейших механизма реальной школы

1. Оценка

2. Классно-урочная система

3. Предметно-тематический план

4. Правило 95+5

Покажем, как из этих четырех основных принципов логически вытекает «все остальное».

Оценка

Как известно, в школе ученика оценивают по 5-балльной системе. Но что означают все эти тройки-четверки-пятерки?

Тройка означает, что пробелы в общем объеме знаний ученика составляют не более 50%. Четверка – не более 25%. Пятерка – не более 10%. Десять процентов негодных элементов - много это или мало?

Представьте себе, что вы купили в магазине новую клавиатуру для своего компьютера. Принесли домой – а там каждая десятая клавиша не работает…

Это и есть десять процентов негодных элементов

Но это в одной теме. А темы меняются каждый месяц. И чем дальше, тем чаще новая тема базируется на том, что «это вы уже проходили»… Словом к 8му-9му классу доля учеников, понимающих, что говорит учитель, стремительно падает, … но к счастью не до нуля. Ибо остается небольшая группа учеников, – обычно два-три человека на поток, – которые учатся не для оценок, а просто так. Они устраняют пробелы своевременно, в том числе с помощью репетиторов. Эти получают в конце золотые медали.

На педсовете давно уже никто не спрашивает: «Отчего это дети к старшим классам перестают учиться?». Считается что «так всегда бывает», и это правда.

Классно-урочная система

Эта система предполагает, что все участники процесса действуют синхронно, притом в ограниченных временных рамках. Все они получают одни и те же задания в одной и той же форме и должны за одинаковое время эти задания выполнить и вернуть учителю ответ в заранее заданной типовой форме. Это синхронное обучение, короче - «синхрон». Здесь равно вредны для процесса ученики слишком быстрые и ученики слишком медленные. Но и процесс для таких учеников плох. В лучшем случае они просто теряют время. В худшем – входят в конфликт с системой.

Неестественность и вредность синхрона для любой нормальной человеческой жизни вытекает из неравенства начальных условий. Учеба - лишь частный, но самый понятный случай. Во-первых, ученики к началу урока подошли с разным багажом: они в одном и том же классе, но пробелы у них разные! Во-вторых, у них разные сложившиеся психофизические свойства мышления: разные темпераменты (это влияет на скорость работы вообще) и разные стили мышления (это влияет на скорость обработки информации данного вида).

С одной стороны, это означает, что лишь немногие выполнят задание в срок и с надлежащим качеством. С другой стороны, те, кто не успевает, отчаиваются добиться успеха и перестают учиться: пробелов все больше, мотивация все ниже.

Предметно-тематический план

Не так давно случилось мне вести в одной школе информатику. Поэтому я хорошо знаю, что именно положено изучать школьникам по этому предмету.

Весь материал программы по информатике я бы разделил на пять частей. Первая: то, что уже устарело. Вторая: то, что и так все знают. Третья: то, что могут понять только очень способные. Это, вероятно, пригодится профессионалам, но совершенно бесполезно для остальных. Четвертая: то, что может понять ученик средних способностей, имеет некоторое отношение к науке, но лежит на периферии этой науки и никак не приближает знающего к пониманию ее духа. Это можно знать, а можно и не знать. И, наконец, пятая часть: то, что может понять средний ученик, то, что приближает к пониманию духа науки, то, что можно освоить практически, а затем увидеть плоды своего труда и насладиться ими. Эта последняя часть занимает в программе по информатике самое большее десять процентов. В других предметах – другие проценты. Но те же части.

И самое главное: предметно-тематический план, как и классно-урочная система, не подлежит персональной подстройке под конкретного ученика.

Правило 95+5

Существует 5% школ, из которых ученика могут выгнать и 95% школ, из которых ученика выгнать не могут. Сам этот факт накладывает неизгладимый отпечаток на весь характер учебного процесса. Двоечник, которого нельзя выгнать, становится кумиром толпы и авторитетом, перед которым учитель – ноль. Педсостав тратит львиную долю своих усилий на то, чтобы уменьшить этот авторитет, но, как правило, тщетно. В итоге:

В 5% школ ученики сами стараются ликвидировать пробелы, а учителя стараются сами скомпенсировать недостатки программы и классно-урочной системы. В остальных 95% школ упомянутые выше три тенденции расцветают пышным цветом, превращая процесс обучения в кошмар и абсурд.


<== предыдущая | следующая ==>
Основные достоинства и недостатки геотермальной энергии | Дата выборов – 18 сентября 2016 года

Date: 2016-07-20; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию