Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных странСтр 1 из 95Следующая ⇒
История государства и права зарубежных стран изучает государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важными ступенями в развитии этих обществ. История государства и права зарубежных стран является историко-правовой наукой. Потому, что изучает история государства и права, на познание какого социального объекта направлено ее внимание, она считается преимущественно юридической наукой, но потому, какими методами изучается этот объект, как устанавливаются закономерности функционирования явлений, история государства и права – преимущественно историческая дисциплина. В отличие от истории, история государства и права не исследует общество в целом, а имеет предметом изучения процессы развития систем государственных и юридических учреждений и правовых институтов. Следовательно, предметом всеобщей истории государства и права являются закономерности образования и развития государств и правовых систем отдельных стран со времени их возникновения и до наших дней. Такое последовательное систематизирование истории допустимо в границах истории одного государства, одной правовой традиции. В масштабах мировой истории государства и права сделать это сложнее, если вообще возможно. Так как, во-первых, значительный период мировой истории государственная организация и правовые системы разных народов развивались в разном темпе. Если даже они находились в сходной стадии развития, то были разделены веками и не соприкасались друг с другом (Западная Европа и Китай). Во-вторых, многие государства закончили свою самостоятельную историю тогда, когда история других государств только зарождалась (Древний Египет и Германия). Поэтому многие исследователи рассматривали историю как совокупность отдельных цивилизаций, каждая из которых существует в своем пространстве и своем времени, причем активное соприкосновение отдельных цивилизаций началось всего 2-3 века назад. Учитывая эти обстоятельства, обобщенность и жесткая периодизация истории государства и права будут маловажными для понимания исторических явлений. Примером такого обобщения истории была периодизация, основанная на марксистском учении «О социально-экономической формации». Согласно ее принципам, история государства и права делилась на периоды: 1. рабовладельческий 2. феодальный 3. буржуазный 4. период общего кризиса капитализма 5. начало социалистического общественного строя В основу изменения государственного устройства и права был положен критерий социально-экономического строя общества и упрощенное деление общества на антагонистические классы. Эта периодизация игнорировала тот факт, что не все перемены в государстве и праве можно связывать с изменениями в экономическом и социальном строе. Поэтому в последние годы ведется поиск новых подходов, которые основаны на анализе не только объективных, независимых от воли людей производственных отношений, но и связи субъективных, личностных, что привело к появлению в отечественной науке понятия «цивилизация». Сторонники цивилизационного подхода к истории ставят на первое место человека, так как исторические процессы во многом обусловлены личностью, что выражается в мировоззрении, образе жизни человека, его деятельности. Цивилизационный подход стал признаваться также в результате невозможности уложить в формационную схему историю ряда обществ и государств и, в первую очередь, Древневосточных государств. История государства и права древнего мира можно разделить на две основные государственно-правовые модели: древневосточную и античную. К древневосточной государственно-правовой модели относятся: Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Китай и государства, существовавшие в IV тысячелетии д.н.э – первой половине первого тысячелетия н.э на территории Африканского и Азиатского континентов. К античной государственно-правовой модели относятся: государства Древней Греции, Древний Рим. В отечественной науке ранее понятие «Древний Восток» территориально охватывало Северную Африку и Переднюю Азию, которые в IV в до н.э. были завоеваны Александром Македонским. Поэтому считалось, что Древний Восток и Античность – это два этапа в развитии рабовладельческого общества. Однако признание существования цивилизаций, а также социально-экономической и политической специфики Древневосточных и Античных государств привело к пониманию, что это два варианта развития человечества, двух цивилизаций – Западной и Восточной. В настоящее время наибольшее признание получила следующая периодизация: 1. История Древневосточного государства и права (IV-I тысячелетие до н.э.) 2. История Античного государства и права (вторая воловина I-го тысячелетия до н.э. – первая половина I-го тысячелетия н.э.) 3. История средневекового государства и права (середина I-го тысячелетия н.э. – 17 век) 4. История государства и права нового времени (17 век – начало 20 века) 5. История государства и права новейшего времени (начало 20 века – наше время) Метод науки – способ, с помощью которого отдельной наукой осуществляется процесс познания его предмета. Помимо формационного и цивилизационного подходов, имеются также общенаучные методы (анализ, синтез, ЕТС) и частнонаучные – конкретно-исторический подход, заключающийся в рассмотрении исторических явлений в тех условиях, в которых они сложились и получили развитие, сравнительный метод позволяет выявлять общие закономерности в развитии государства и права в отдельных странах в одно и то же время (синхронно) или же в различное (диахронно) Большое значение также имеет системный анализ. Date: 2016-07-20; view: 359; Нарушение авторских прав |