Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии оценки стиля воспитания в семьеСтр 1 из 3Следующая ⇒
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Семья, как один из важнейших факторов социализации, оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. С нашей точки зрения на направленность поведения оказывает влияние особенности и совокупность двух уровней внутрисемейных взаимоотношений: 1 уровень. Система межличностных отношений. Основу этого уровня составляют в основном разнообразные диадные и триадные отношения. 2 уровень. Система внутрисемейного взаимодействия. Она более сложная и включает супружеские отношения (между родителями как супругами), родительско-родительские (между отцом и матерью как родителями), родительско–детские отношения (родителей к детям), детско–родительские отношения (детей к родителям) и детско–детские отношения (между детьми). Причем, и это видно из нижеследующего рисунка, нарушения поведения у детей могут возникать и как в результате ее непосредственного влияния, и как в результате опосредованного – через формирование у ребенка негативных эмоциональных состояний. Вместе с тем, исследования показывают, что многие нарушения поведения возникают и определяются не столько недостатками реально существующих системы и стиля семейного воспитания ребенка, сколько особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя. Лишь в том случае, когда воздействия родителя оцениваются ребенком в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, и будут возникать «нарушения поведения» как реакция сопротивления или борьбы за сохранение самоидентичности.
Критерии оценки стиля воспитания в семье 1.Уровень протекции в процессе воспитания. Здесь имеется в виду сколько сил, внимания и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно отметить два уровня: Ø Гиперпротекция, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни (рисунок «Домашнее задание»). Ø Гипопротекция, ситуация в семье при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное (рисунок «За обедом»). 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка. Здесь имеется в виду степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных — прежде всего, в общении с родителями, в их любви и внимании, нужд ребенка. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. Можно также отметить два уровня: Ø Потворствование. О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Ø Игнорирование. Данный критерий противоположен предыдущему и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем. 3. Количество и качество требований к ребенку в семье. В данном случае имеет смысл отметить, что требования родителя к ребенку – неотъемлемая часть воспитания. Вместе с тем, существуют требования-обязанности, предписывающие что ребенок должен делать в семье и требования-запреты – предписывающие что ребенок не должен делать в семье. И наконец, за выполнением-невыполнением требований следуют санкции: поощрение или наказание. В связи с этим различают: Ø Чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации. Ø Недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Ø Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Ø Недостаточность требований-запретов. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера, и особенно, неустойчивого типа. Ø Чрезмерность санкций. Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Ø Минимальность санкций. Родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Исходя из различных комбинаций указанных выше критериев можно описать целый ряд родительских воспитательных стратегий, провоцирующих нарушения поведения у детей (И.А.Фурманов, 1997). Date: 2016-07-20; view: 1659; Нарушение авторских прав |