Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Верхняя одежда и обувь
Головные уборы и украшения Женские головные уборы разнообразны и декоративны. Девушки носили нарядные округлые шапочки тухъя, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины. Сверху в обычные дни повязывали более узкую головную повязку пуç тутри, а на праздники — нарядный головной убор хушпу, который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. По форме можно выделить 5-6 локальных видов хушпу: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча. Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные. Верхняя одежда и обувь В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок одевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многоообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк. Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки. Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений. Посуда и утварь. Деревянная посуда. У народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. Почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инструментов по деревообработке было много: бурав (пăра), коловорот (çаврам пăра) служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска (ăйă) – инструменты для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов (ыра); долото большое (кăра) применяется для выборки пазов бревен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и других долбленых изделий. Поперечное тесло (пулле) использовалось при выдалбливании деревянной посуды, корыт, лодок. Всевозможные ножи (çĕçĕ) использовали для резьбы рельефов и украшений. По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1) утварь долбленая с цельным дном; 2) долбленые сосуды со вставным дном; 3) клепаные изделия; 4) посуда из бересты, луба, коры; 5) плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней. Долбленые сосуды были удобны для обработки и хранения зерна, круп, муки и многих других продуктов. В основном цельнодолбленой была столовая посуда – чаши, солонки, ковши, ложки. Долбленые орудия использовались при толчении зерна (пшена, полбы, ячменя, проса), семян конопли, соли, а также обработки сырья (кудели, сукна). Для этих целей использовали ступы (килĕ) и песты (кисĕп). Нужную форму долбленым сосудам придавали техникой выжигания, доводку и расчистку в таких случаях производили с помощью долот. Уменьшенную форму ступы имели солонки (тăвар килли). Этот предмет часто украшали резьбой – геометрическими узорами. Солонка-ступка была в каждом доме, так как раньше каменную соль продавали немолотой. Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выбираемый для нее, диктовались ее назначением. Большая деревянная чаша (тирĕк, пысăк чашăк, чара) служила для подачи первого (яшка, шÿрпе) или второго блюда – каши (пăтă), мяса (аш) на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). В зависимости от подаваемых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например: çăкăр тирки – чаша для хлеба, яшка тирки – миска для супа, çу савăчĕ – чашка для масла, чара – чаша для замешивания пресного теста и т.д. Древние формы чаш сохранились до XX в. Одна из них – тарелка необычной формы (как бы чашка в чаше) для подачи вареных яиц (çăмарта), сыра (чăкăт). В древности она являлась ритуальной чашей для гаданий и магических действий. Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин (алтăр), малых ковшей для пива (курка). Они имеют форму ладьи. Носовая сторона большого ковша поднята кверху и, переходя в узкую шейку, расчленяется, образуя завершение в виде двух конских голов (ут-курка). Интересны своеобразные двух- и трехвыемочные ковши «тĕкелтĕк» и «янкăлтăк». В них одновременно наливали мед и пиво, а в трехсекционный ковш еще и «пылсем» (бальзам) из разнотравья. Эти «парные ковши» (йĕкĕрлĕ курка) предназначались только молодоженам. Красивой причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Они также часто имеют ладьевидную форму. Рукоять высокая с прорезной петлей, заканчивающейся крючком для подвешивания. Узоры на рукояти бывают разные: это солярные мотивы, жгут, выемка, желобки, скульптурные формы. Долбленой была корытообразная утварь – начевки для муки (такана), корыта (валашка, кункăра, шан). Долбленая посуда со вставным дном использовалась для хранения и переноски продуктов. Замечательное изделие этого вида – çÿпçе – выдолбленная из толстой липы кадушка – укладка для хранения одежды. Çÿпçе входило в качестве обязательного элемента в приданое невесты, оно украшалось резьбой. К этому же типу относится пахтаница (уйран çÿпçи), которая используется и в наши дни для сбивания масла. Изделия, выполненные долблением со вставным дном, известны под общим названием чĕрес. Основные их виды: чĕрес – кадушка для хранения продуктов, кăвас чĕресĕ – квашня, пăт чĕресĕ – пудовка (мера сыпучих тел в один пуд), патман, касмак – емкости для меда или зерна в 4 пуда, сĕт чĕресĕ – ведро для молока, чилек, ленкес, хăлаш – долбленые ведерки и др. Некоторые сосуды предназначались для пива и имели длинные и узкие горлышки: чăрхат, чарак, талпар, янтав, камшаяк, çавраяк... Чирясы изготовляли из стволов липы или осины высотой от 20 см до 1 м и более. Деревянные клепаные ведерки с крышкой и ручкой, как и долбленые ведра, назывались чĕрес. Специально для воды и доения коров предназначались клепаные ведра с носиком (витре, шайка). Для ношения воды они делались с ушками и с привязанными к ним веревками или сыромятными ремнями. Кадушечки для ношения турăх уйранĕ (молочного напитка) имели плотно закрывающуюся крышку – это чилек, лакăм. В быту чуваши широко пользовались посудой из бересты – сшивными туесами и кузовками (пурак) цилиндрической формы. Для хранения и переноски продуктов и разных вещей применялась плетеная тара; широкий набор плетенок из лыка известен под общим названием кошель (кушел). В кушел – аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты и мелкий скарб на дорогу. Пестерь (пушăт, такмак, пештĕр) являлся кое-где сумкой распорядителя свадебного поезда (туй пуçĕ). В эту сумку клали обрядовые блюда – хлеб (çăкăр) и сыр (чăкăт). Наряду с сумками в употреблении было плетеное лыковое ведро шăпаня для воды и пива. В плетеных чашках расстаивались хлеба перед выпечкой, плетеные коробки использовали в качестве солонки. Сосуд для воды (шыв савăчĕ) и туесок для пороха брали с собой на охоту. Многие предметы утвари плели из лозы. Из черемуховых или ивовых прутьев изготовляли корзину для ложек (çăпала пĕрни). Бытовали сосуды, плетенные из дранки, лозы и полосок бересты, лыка, пучков травы. Так делали, например, чаши для хлеба. Из ивовой лозы плели сенной кошель (лăпă), различные корзины (çатан, карçинкка), кузовки, курманы, сундучки, мебель, рыболовные снасти. Глиняная посуда. Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Ее производство в Волжской Булгарии стояло на высоком уровне. Однако с XVI в. местные традиции в изготовлении высокохудожественной керамики постепенно забываются. После присоединения к Русскому государству потребность в гончарных изделиях удовлетворялась в основном продукцией городских ремесленников.Глиняную посуду изготовляли из заранее заготовленной глины. Глину клали в деревянный ящик и основательно мяли ногами, руками, чтобы она была мягкой, эластичной и при скручивании из нее жгута не разрывалась. После этого из глины делали заготовки различных размеров в зависимости от величины посуды. Заготовки – это небольшие куски глины, скатанные в толстый и короткий жгут. Формовка сосуда производилась на ручном или ножном гончарном круге. Изготовленная посуда после просушивания покрывалась глазурью, что придавало ей прочность и блеск. После этого она обжигалась в специальной печи. Чувашские гончары изготовляли разнообразную посуду: горшки, корчаги (чÿлмек, куршак), кувшины для молока (мăйлă чÿлмек), для пива (кăкшăм), плошки (çу плашки), миски (тăм чашăк), жаровни, рукомойники (кăмкан). Они были самых разных форм и стилей. Абашевские, именьковские, булгарские и другие стили различались видами и формой, орнаментом. В домашнем хозяйстве чувашей использовалась и металлическая посуда (чугунная, медная, жестяная). Одним из древних сосудов, без которого не могла обходиться ни одна семья, являлся чугунный котел (хуран). В хозяйстве имелось несколько видов котлов различных размеров. Котел, в котором готовили обед, висел над очагом в избе. Котел большого размера для варки пива, пищи во время больших праздников, подогрева воды подвешивался над очагом лачуги (летней кухни). Чугун в чувашском хозяйстве появился сравнительно поздно. К числу старинной посуды относится сковорода (çатма, тупа). Наряду с чугунной посудой использовали медную: медный жбан (чăм), рукомойник (кăмкан), ендова (янтал), сосуд для питья медовки и пива, по форме напоминавший в некоторых случаях коня-инохода (çурхат). В составе кухонного инвентаря были и другие металлические предметы – кочерга (турчка), ухват, косарь (кусар), ножи (çĕçĕ), треножник (такан). В зажиточных семьях приобретали самовар. С конца XIX в. под городским влиянием в деревне появляются железные ведра, стеклянные бутылки. Металлические ложки, половники, чашки, кастрюли, тазы, корыта получили распространение уже в советское время. 32) Как же случилось, что мальчик из глухой чувашской деревушки попал в Санкт-Петербург и участвовал в создании царского «Парадиза», как называл свой город Петр Первый? К 1763 году относится первая известная нам работа П. Егорова. Проезжая город Пярну императрица Екатерина II пообещала построить в нем церковь. С этой целью сюда был послан архитектурный помощник Петр Егоров. 13 ноября того же года проект и смету церкви Петр Егоров представил в императорскую канцелярию строений. Церковь «во имя Успения богородицы» (позже она называлась «Екатерининской») в Пярну сыграла значительную роль в архитектуре Прибалтики. По ее образу тут строились церкви в городах Тарту, Курасааре и других. Интересно отметить, что знаменитая церковь Петра и Павла, во второй половине XVIII века созданная в Риге, также строилась по этому образцу. Начиная с 1766 года Петр Егоров возглавляет школу при императорской конторе строений, которой раньше руководили такие известные архитекторы, как Ж. Леблон, М. Земцов, С. Волков и в разное время преподавали тут И. Коробов, В. Растрелли, Ж. Валлен-Деламот и другие. В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного Мраморного дворца. Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством. Ограда Летнего сада строилась в течение 15 лет. Как свидетельствуют многочисленные архивные документы, проектировал ее и руководил строительством Петр Егоров. В течение двух лет он создает проекты перестройки домов адмиралов Г.А. Спиридонова и А.Н. Сенявина. В 1774-1775 годы контора строений поручает Фельтену и Егорову сочинение проектов Иордани - специального помещения, предназначенного для церковного обряда. До нас сохранились два варианта чертежей этих сооружений, выполненных П. Егоровым. Они имеют большой историко-художественный интерес. Недаром они в 1911 году были представлены на исторической выставке архитектуры. В 1779 году Петр Егоров создает проект и начинает строительство Рождественской церкви «на Песках» в Санкт-Петербурге. Строили ее около девяти лет. Но церковь не сохранилась. Судя по описаниям в книге В. Маслова (1887 г.), А. Королькова (1898 г.) и по фотоснимкам, это был изумительный памятник архитектуры. По проекту П. Егорова велось строительство служебного корпуса Мраморного дворца. Впоследствии он неоднократно перестраивался, и о его первоначальном облике мы можем судить лишь по гравюрам. Он был также изящен, очень сходен с Мраморным дворцом. Известный автор конца XVIII века И. Георги об этом корпусе писал, что здания «столь привлекательные, как здешние, бывают весьма редко». Со стороны Невы и Марсова поля служебный корпус соединяется оградой, созданной также П. Егоровым. В последние годы жизни П. Егоров создает проект «домов для священнослужителей» при церкви Казанской богоматери, проекты складов на берегу Невы, нового здания конторы строений (этот же проект одновременно был поручен на правах конкурса известному архитектору, автору знаменитого Таврического дворца Ивану Старову), участвует в перестройке дома банкира Штегельмана. Егоров занимался не только разработкой проектов, с первого же года обучения он участвует в строительстве императорской конторы строений, среди которых можно назвать такие прославленные сооружения, как Зимний дворец и Смольный монастырь (В. Растрелли); работает он в Петергофе, Екатерингофе, строит дома против Зимнего дворца, впоследствии перестроенные архитектором К. Росси в грандиозное здание Главного штаба, участвует в восстановлении Петропавловского собора. Около трех с половиной десятка лет своей жизни Петр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Его проектам свойственны простота, изящество, ясность и целостность композиции, строгая пропорциональность, благородство рисунка – лучшие черты архитектуры русского классицизма. 33) Иакинф Бичурин (Никита Яковлевич Бичурин, в монашестве архимандрит Иакинф; родился 29 августа (9 сентября) 1777 с. Акулево Чебоксарского уезда Казанской губернии — 11 (23) мая 1853, Санкт-Петербург) — один из основоположников российской синологии.
Один из классиков отечественной ориенталистики, заложивший основы научной синологии XIX в. в России. Дальнейшая судьба этой отрасли востоковедения неразрывно связана с его именем, которое навсегда вписано в историю российской отечественной науки. Русский дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, оставил значительное число сочинений о Китае и сопредельных странах. Ввёл в мировой научный оборот значительное число китайских исторических источников, в том числе «Описания Дай-цинской империи». Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (c 17 декабря 1828 года).
Отец — священник Яков Данилович Бичурин (1749—1812). Родился Никита Бичурин в селе Акаулево (Шемпер по-чувашски) в семье диакона, а не с. Бичурино, как указывал сам Н. Я. Бичурин в своих автобиографических записях, а затем эти данные перекочевали во все его биографии(Чебоксарский уезд, Казанской губернии) 29 августа 1777 года. Вероятно эта ошибка объясняется тем, что вскоре после рождения Никиты, семья Якова Данилова, получившего в 1779 г. сан священника, переехала в с. Бичурино (с рубежа 18-19 вв. село Пичурино стали писать как Бичурино, а по-чувашски (шинер, Типнер) Свияжского (с 1781 г. — Чебоксарского) уезда и здесь прошли детские годы будущего ученого, а место рождения — с. Акулево — не сохранилось в его памяти.
Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785—1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил её с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря.
В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава.
В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.
В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е. Ф. Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу — «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в забайкалье, откуда привёз тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).
С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.
В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых — А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И.А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале «Моссковский телеграф».
В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими.
В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г. 36) Кикин принадлежал к числу тех военачальников 1812 года, которые не пользовались громкой славой у современников и у потомков, но к которым полностью относятся слова Толстого, сказанные им в «Войне и мире» про Дохтурова и Коновницына, что они и подобные им были теми «незаметными шестернями, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины».
С начала войны Кикин исполнял обязанности дежурного генерала штаба 1-й Западной армии и на этой ответственной, но «черной и не блестящей работе» пробыл всю кампанию 1812 года.
Во время сражений Кикин находился на поле боя, неизменно проявляя в решающие минуты самоотверженное мужество. Так было 7 августа, когда 1-я армия, оставив пылавший Смоленск, начала отходить по проселкам на северо-восток, чтобы, оторвавшись от противника, свернуть затем на юг, выйти на большую Московскую дорогу и направиться на соединение со 2-й армией. Последняя еще накануне двинулась на восток, к Дорогобужу, чтобы не дать противнику перерезать коммуникации с Москвой.
Ночь перед Бородинским сражением Ермолов, Кикин и Кутайсов провели вместе. Вместе они были и в один из самых драматических моментов сражения, когда Ермолов возглавил контратаку на захваченную французами батарею Раевского и восстановил положение. Рассказывая в своих «Записках» об этой знаменитой контратаке, Ермолов писал: «Некоторые из адъютантов Военного министра и офицеры Главного штаба сделали мне честь находиться при мне, и заслуги их поистине выше всякой похвалы». 38)Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) родился 28 (16) декабря 1821 г. в околотке Юнгапоси дер. Юнго-Ядрино Янымовского сельского общества Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне дер. Юнгапоси Моргаушского района Чувашской Республики) — чувашский просветитель, историк, этнограф, фольклорист. Составил рукописный букварь. Содействовал открытию нескольких школ в чувашских селениях. Исследовал уровень образования чувашей (статья «Статистические очерки Козьмодемьянского уезда...», 1854). Автор многих литературных произведений, в т.ч. первых чувашских дидактичеких рассказов. Собрал и издал образцы чувашского фольклора (сб. «Чуваш, разговоры и сказки», 1853). В публицистических статьях призывал к просвещению чувашского народа. Защищал идею начального обучения чувашских детей на родном языке. Подчёркивал важное значение русской культуры в деле просвещения чувашей и марийцев. Исходя из принципов народной педагогики, идеалом воспитания выдвигал мыслящего, добропорядочного труженика. Главными средствами воспитания считал природу, труд, быт. Большое значение придавал нравственному влиянию художественной литературы; пропагандировал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя. 37) Национальная чувашская вышивка имеет строго геометрическую форму. Она плотная, при этом не имеет узлов. Рисунки представляют собой розетки. Основные цвета: синий, красный, зелёный, жёлтый, реже коричневый, чёрная окантовка. Обычно используют белый или серый фон. Ручную вышивку можно определить по одинаковому рисунку с обеих сторон (лицевая и изнанка). Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, раковинами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений. В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь. Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применялась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке высокохудожественных уборов - масмаков, сурпанов, сарă. Хлопчатобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой краской, основе. Вышивальщицы использовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку. Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную. Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикĕскĕ и поясного наряда сарă и т. д. Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков. Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадебных платках, покрывале невесты. Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана. Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько видов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкĕн наносилось на холст очертание узора, после чего швами чăрмаллахантăс заполнялось все поле контура. Кроме этих, наиболее характерных, существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хĕреслĕ тĕрĕ - крестик, хăю - простой стебельчатый, майратĕрри (шăтăкла) - тамбур и т.д. Вышивальщица, варьируя их в зависимости от типа предмета, создавала замечательные произведения искусства, которые явились значительным вкладом в мировую культуру. "В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов. Искусство вышивки оставило яркие следы в устном народном творчестве - в свадебных песнях невесты, легендах и т. д Украшения из бисера и серебра представляют собой одно из ярких и самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. Народные украшения - это не просто предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение космогонических представлений народа в конструкцию, форму определенного предмета, символизирующего модель мира или его части. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. У чувашей существовала традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. В комплект украшений или в костюм, выполненный в технике шитья серебром и бисером, входит женские и головные уборы хушпу и тухья, нагрудные украшения ама, шулкеме, девичий головной убор тухья, нагрудные украшения тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе, ушные сарка и другие. Сюда же относятся браслет - сула, колечки и перстни сере. Женские и девичьи украшения чувашей среди поволжских народов имеют свои аналогии в костюмах марийцев, мордвы, удмурцев. Бисерные головные уборы и украшения изготавливались большей частью в домашних условиях из купленных материалов. Бисер часто употреблялся и для изготовлений шейных украшений серке (наиболее древняя форма ожерелья в виде широкого крупного отложного воротника с застежкой сзади), ожерелья в виде бус с подвесками из раковин - ужовок. Из него низали подвески для кос, кисти с наспинным и поясным украшением. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Мастера избегали холодных тонов в шитье. Например, на головные уборы старались не пришивать синий или голубой цвет, т.к. синий считался символом смерти. Народные мастера смело помещали красный бисер на красный фон основы, добивались этим насыщенного цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место в украшениях уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям и т.д. Монеты нашивались на основу 2-5 рядов (в зависимости от характера украшения), чешуеобразно, реже - в ровный ряд, подчинялось четному ритмическому строю. Монеты использовались различного достоинства от гривенника до полтинника, применение находили и серебряные рубли. Кроме настоящих серебряных монет (в виде овала) использовались дешевые искусственные такой же формы, известные под названием нухраток. Немало нухраток нашивалось на задние лопости хушпу и тухьи, нередко перемежались с бисером и тесьмой. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица. Мелодичный звон висящих деталей при движении, исполнении танца складывался в красивую музыку. Видимо, от этого и осталось образное выражение "легкий серебряный звон", которое в народе живет и по сей день.
Date: 2016-07-20; view: 429; Нарушение авторских прав |