Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русско-Византийские отношения
Период правления Владимира Святославовича с 980 по 1015 гг. можно назвать самым удачным в развитии международных отношений с Византией. Почему именно в период правления Владимира? Ответ очевиден. Киевский князь принял христианство, что поспособствовало широкому открытию византийской культуры для русского общества. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный след крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: «Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю». Церковь, князь, армия находились в постоянном взаимодействии с Византией. Еще один слой общества находился в постоянном взаимодействии - купечество. Мы знаем, что русские купцы в большом количестве приезжали в Константинополь с начала десятого века, и для них была выделена постоянная штаб-квартира. В летописях упоминались купцы, именуемые «гречниками», т.е. торгующие с Грецией.
. Балканский полуостров . Центральная и Восточная Европа . Прибалтика На Балканах наибольшее значение для Киевской Руси имела Болгария. В культурном аспекте Болгария была неким посредником между Русью и Византией (Болгария присылала книги на Русь в славянском переводе, основываясь на греческие тексты), также присылала священников и переводчиков. Если говорить о торговых отношениях, то русские караваны проходили через Болгарию в Константинополь. Но в целом доказательства в источниках достаточно скудны. О личных, тесных контактах с Болгарией говорить сложно (ни одного династического брака заключено не было). Также информации об отношениях России с сербо-хорватами очень мало. В «Повести временных лет» есть короткая информация о Сербии и Хорватии. На Русь доходили сербские рукописи, а в Сербии нашли свое распространение русские рукописи. Это говорит о взаимном влиянии культуры. Что касается династических браков, то известен всего лишь один случай: в 1150 г. князь Владимир Дорогобужский женился на югославской княжне (она была дочерью Белоша, серба по происхождению) Отношения между Киевской Русью и Центральной и Восточной Европой можно охарактеризовать лишь как личные отношения, т.е. заключение династических браков. Говоря о Венгрии, известно, что четыре венгерских короля в киевский период имели русских жен. Стефан III был помолвлен с русской княжной, но по каким-то причинам свадьба не состоялась. Что касается венгерских жен у русских князей, известно, что Ростислав Тьмутараканский был женат на Ланке, дочери Белы I, а Владимир из Галича - на дочери Коломана. В русско-чешских отношениях была противоположная картина. Две из многочисленных жен Владимира Святого были чешским княжнами. В двенадцатом веке у двух русских князей были чешские жены. Известно, что только одна русская княжна - из Галича - была замужем за чешским князем. Со стороны Польши было выдано 8 невест. Многочисленность династических связей сама по себе является красноречивым показателем тесных контактов между русскими и западными славянами и мадьярами. Сведения об отношениях между русскими и балтийскими славянами в киевский период скудны. Известно, что Русские купцы часто посещали Волин(Польша) в XI в., а в XII в. существовала корпорация новгородских купцов, торговавших с Щецином (северо-запад Польши). В «Слове о полку Игореве» среди иностранных певцов при дворе киевского князя Святослава III упоминаются венедицы. Возможно это жители Винеты на острове Волине, но скорее всего это венецианцы. Что касается династических связей, у двух русских князей были померанские жены, а у трех померанских князей - русские жены.
Две самые могущественные политические силы средневековой Европы - Германская империя и папство - не остались вне дипломатического кругозора Киевской Руси. В 1073 сын Ярослава Мудрого Изяслав в борьбе с братьями искал содействия у германского императора. Его соперник и брат Святослав избежал вмешательства Германии только путем непосредственных переговоров с императором. Успех, достигнутый им, объясняется тем, что сам он был женат на сестре одного из крупнейших германских феодалов, Бурхарда, епископа трирского, который и служил посредником в переговорах (если говорить о немецко-русских супружеских связях, то по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены). Искал сближения с Германией и третий сын Ярослава Всеволод. Его дочь Евпраксия была замужем за маркграфом Бранденбургским и, овдовев, обвенчалась с императором Генрихом IV. В поисках союзников для своего восстановления на киевском престоле Изяслав Ярославич послал своего сына в Рим к папе и даже признал себя данником римского престола, принес должную присягу «в верности князю апостолов» и «принял царство опять, как дар св. Петра» из рук папы Григория VII. Демарши папского престола в Польше в пользу Изяслава привели к возвращению его в Киев при содействии Болеслава Смелого. Хотелось бы упомянуть, что Киевская Русь очень гостеприимно встречала немецких паломников. К примеру, св. Бруно после поездки в Киев, остался очень доволен и описывал князя Владимира, как щедрого и богатого властителя. Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г. Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II; а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г. Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом. А в отношениях с Францией известен лишь один династический брак это дочь Изяслава I, Анна. Она была замужем два раза и оба раза её браки были довольно успешны в плане приближенности к власти. Что касается торговых отношений, то в этом смысле нет прямых свидетельств о связи Франции и Руси.
По мере развития Русского государства, становления его внешней политики восточная политика Руси приобрела четко выраженную самостоятельность. Восток издавна манил русских купцов своими диковинными товарами, богатствами. Торговля с восточными странами была хотя и рискованным, но чрезвычайно прибыльным предприятием. Восточные походы на Северный Кавказ, Волгу, в Закавказье, особенно вдоль западных и южных берегов Каспийского моря, обещали богатую добычу; они постоянно будоражили воображение русских князей, бояр, дружинников. Но долгое время Русь не имела прохода на Восток. На восточных путях прочным заслоном стоял Хазарский каганат, давнишний друг и союзник Византии; путь по Волге контролировали вассалы Хазарии - волжские булгары. И все-таки со времени становления своего государства восточные славяне упорно стремились пробиться на Восток. А при рассмотрении связи Востока и Руси принято рассматривать как взаимосвязь двух религий: христианство и мусульманство. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого-либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. Можно добавить, что наряду с греко-православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви - монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. Что касается торговых отношений между Русью и Востоком по всей видимости, они могли быть оживленными, но разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские Связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. И это развитие способствовало усилению положения Древней Руси на международной арене, что является главной задачей дипломатии как таковой. Думаю, что эта задача была выполнена успешно, что в свою очередь говорит о силе самого русского государство и его народа.
Древнерусские село и город. Date: 2016-07-20; view: 1141; Нарушение авторских прав |