Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция
2015-2016 г.
Планирование составлено на основе авторской программы Тихомировой С.А., Яворского Б.М., «Физика 10 – 11 класс», изд. «Мнемозина», М., 2010.
1. «Сборник задач по физике 10-11». – Рымкевич А.П., изд. «Дрофа», М., 2010.
2. «Самостоятельные контрольные работы по физике» - Кирик Л.А., изд. «Илекса», М., 2010.
3. «Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11» - Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., изд. «Просвещ
Плановых контрольных работ - 4, лабораторных работ - 7.
Планирование составлено на основе авторской программы Тихомировой С.А., Яворского Б.М., «Физика 10 – 11 класс», изд. «Мнемозина», М., 2010.
1. «Сборник задач по физике 10-11». – Рымкевич А.П., изд. «Дрофа», М., 2010.
2. «Самостоятельные контрольные работы по физике» - Кирик Л.А., изд. «Илекса», М., 2010.
3. «Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11» - Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., изд. «Просвещение», М., 2009.
№ п./п
| Тема урока
| Дата
План Факт
| Тип урока
| Элементы содержания
| Характеристика
видов деятельности учащихся
| Вид и формы контроля
| Дом.
задание
|
Электродинамика (40 часа)
1. Магнитное поле. 4 часа
|
1/1
| Сила Ампера
| 2.09
| Урок изучения нового материала
| Магнитная индукция, соленоид, полюса магнита, правило правой руки, правило буравчика
| Понимать смысл закона Ампера, уметь применять правило левой руки.
| Устные ответы
| ДЗ. § 1–3; упр. 1.
|
2/2
| Сила Лоренца
| 3.09
| Урок изучения нового материала
| Сила Лоренца, её направление (правило левой руки), практическое применение в масс-спектрографах и ускорителях
| Уметь применять правило левой руки для нахождения силы Лоренца, знать магнитные свойства вещества.
| Устные ответы
| ДЗ. § 4; упр. 2.
|
3/3
| Магнитные свойства вещества. Тест №1 по теме "Магнитное поле"
| 9.09
| Комбинированный урок
| Магнитные свойства вещества
| Контроль ЗУН по теме.
| Фронтальный опрос, тестирование
| ДЗ. § 5; «Самое важное в главе 1».
|
4/4
| Обобщение. Контрольная работа №1 «Магнитное поле «
| 10.09
| Урок контроля
| | Контроль ЗУН за курс физики
| Контроль знаний
| ДЗ. «Из истории учения о магнитных явлениях».
|
2. электромагнитная индукция. (6 часов)
|
1/5
| Опыты Фарадея. Правило Ленца
| 16.9
| Урок изучения нового материала
| Понятие и расчет магнитного потока, формулировка правила Ленца
|
Знать правило Ленца и уметь его применять на практике, закон ЭМ индукции.
| Устные ответы
| ДЗ. § 6–8.
|
2/6
| Закон электромагнитной индукции
| 17.09
| Комбинированный урок
| ЭДС индукции, сила индукционного тока
| Знать историю открытия электромагнитной индукции, понятие магнитного потока и его формулу.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 9, 10; упр. 3.
|
3/7
| ЛР № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции»
| 23.09
| Практическая работа
| |
Уметь применять полученные знания на практике.
| Отработка практических умений
| |
4/8
| Самоиндукция
| 24.09
| Урок изучения нового материала
| Явление самоиндукции, понятие индуктивности и единицы измерение
| Знать понятие ЭДС, явления самоиндукции и ее коэффициента-индуктивности.
| Устные ответы
| ДЗ. § 11; упр. 4.
|
5/9
| Энергия магнитного поля
| 30.09
| Комбинированный урок
| Расчет энергия магнитного поля тока
| Знать формулы для расчета энергии МП, понятие электромагнитного поля.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 12; «Самое важное в главе 2».
|
6/10
| КР № 2 по теме "Магнитное поле. Электромагнитная индукция"
| 1.10
| Урок контроля
| Тесты и задачи
| Контроль ЗУН по теме.
| Контроль знаний
| ДЗ. «Из истории открытия закона электромагнитной индукции».
|
3. механические и электромагнитные колебания. (11 часов)
|
1/11
| Механические колебания
| 7.10
| Урок изучения нового материала
| Механические колебания. Период. Частота. Гармонические колебания. График колебательного движения. Фаза колебаний.
| Знать понятия свободных и вынужденных колебаний, их условия возникновения.
| Устные ответы
| ДЗ. § 13, 14.
|
2/12
| Пружинный маятник
| 8.10
| Комбинированный урок
| Свободные колебания. Динамика колебания пружинного маятника. Уравнение колебаний. Период и частота колебаний пружинного маятника
| Пружинный маятник. Динамика колебательного движения.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 15; упр. 8.
|
3/13
| Математический маятник
| 14.10
| Комбинированный урок
| Динамика колебаний математического маятника, период колебаний
| Математический маятник. Динамика колебательного движения.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 16; упр. 7.
|
4/14
| ЛР № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»
| 15.10 Выполнение лабораторной работы по описанию в учебнике
| Отработка практических умений
| |
5/15
| Энергия гармонических колебаний
| 21.10
| Урок изучения нового материала
| Преобразования энергии в процессе колебаний пружинного маятника. Разбор решения задачи в § 17.
| Разобрать процесс превращения механической энергии,
| Устные ответы
| ДЗ. § 17; упр. 8.
|
6/16
| Вынужденные механические колебания
| 22.10
| Комбинированный урок
| Частота и амплитуда вынужденных колебаний. Резонанс.
| Разобрать процесс превращения механической энергии, резонанс.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 18.
|
7/17
| Свободные электромагнитные колебания
| 28.10
| Урок изучения нового материала
| Возникновение свободных электромагнитных колебаний в контуре. Аналогии между электромагнитными и механическими колебаниями. Формула Томсона.
| Знать виды ЭМ колебаний, свойства колебательного контура.
| Устные ответы
| ДЗ. § 19, 20; упр.9.
|
8/18
| Вынужденные электромагнитные колебания
| 29.10
| Комбинированный урок
| Частота и амплитуда вынужденных электромагнитных колебаний. Резонанс. Генератор переменного поля.
| Знать виды ЭМ колебаний, свойства колебательного контура.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 21, 22; упр. 10.
|
9/19
| Мощность переменного тока
| 11.11
| Комбинированный урок
| Формула для средней мощности переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения.
| Знать что такое переменный электрический ток, его мощность, способы его получения.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 23.
|
10/20
| Трансформатор
| 12.11
| Урок изучения нового материала
| Действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Передача электрической энергии.
| Знать процесс генерирования электроэнергии, устройство и принцип действия трансформатора.
| Устные ответы
| ДЗ. § 24, 25; «Самое важное в главе 3».
|
11/21
| Тест №2 по теме «Механические и электромагнитные колебания»
| 18.11
| Урок контроля
| | Контроль ЗУН по теме.
| Контроль знаний
| |
4 механические и электромагнитные волны. (6 часов)
|
1/22
| Механические волны
| 19.11
| Урок изучения нового материала
| Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Графики волны.
| Повторить природу и принцип распространения механических волн, их характеристики.
| Устные ответы
| ДЗ. § 26; упр. 12.
|
2/23
| Интерференция и дифракция волн
| 25.11
| Урок изучения нового материала
| Когерентные волны. Явление интерференции волн. Разность хода. Условия интерференционного минимума и максимума. Явление дифракции волн.
| Повторить явления интерференции и дифракции механических волн
| Устные ответы
| § 27.
|
3/24
| Звук
| 26.11
| Комбинированный урок
| Звук, ультразвук, инфразвук. Источники и приёмники звука. Громкость, высота и тембр звука. Акустический резонанс. Звук и здоровье человека.
| Знать уравнение бегущей волны, повторить звуковые волны.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 28–30.
|
4/25
|
Электромагнитные волны
| 2.12
| Комбинированный урок
|
Гипотеза Максвелла. Электромагнитное поле. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.
| Познакомиться с ЭМ волнами, принципом их образования.
| Фронтальный опрос
|
ДЗ. § 31, 32; упр. 13.
|
5/26
| Радиосвязь
| 3.12
| Урок изучения нового материала
| Принцип радиосвязи. Блок-схема передающего и приемного устройства. Применение радиоволн. Биологическое действие электромагнитных волн.
| Знать протекание процессов детектирования и модуляции.
| Устные ответы
| ДЗ. § 33–35; «Самое важное в главе 4»; упр. 14.
|
6/27
| КР № 3 «Электромагнитные колебания и волны»
| 9.12 Проверить знания учащихся по теме «Электромагнитные волны»
| Контроль знаний
| ДЗ. «Из истории развития средств связи» (с. 96–99).
|
5. ОПТИКА. (13 часов)
|
1/28
| Скорость света. Закон отражения света
| 10.12
| Урок изучения нового материала
| Развитие представлений о природе света. Скорость света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света
| Познакомиться с принципом Гюйгенса, вспомнить закон отражения.
| Устные ответы
| ДЗ. § 36, 37, 38 (до закона преломления света).
|
2/29
| Закон преломления света
| 10.12
| Комбинированный урок
| Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления света. Полное отражение света. Предельный угол.
| Обобщить знания по закону преломления.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 38; упр. 15.
|
3/30
| Лабораторная работа № 3 «Определение показателя преломления стекла»
| 16.12
| Практическая работа
| Применить закон преломления света для определения показателя преломления среды
| Отработка практических умений
| ДЗ. Повторить § 38.
|
4/31
| Линзы
| 17.12
| Комбинированный урок
| Построение изображений в собирающей и рассеивающей линзах. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Оптические схемы лупы, проекционного аппарата, фотоаппарата и глаза человека. Дефекты зрения и их устранение.
| Повторить виды, свойства линз.
Научиться строить изображения, даваемые линзой.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 39; упр. 16.
|
5/32
| Дисперсия света. Виды спектров
| 23.12
| Урок изучения нового материала
| Дисперсия. Спектр. Цвета тел. Спектроскоп. Спектры излучения и спектры поглощения. Закон Кирхгофа. Спектральный анализ.
| Познакомиться с явлением дисперсии света, видами спектров
| Устные ответы
| ДЗ. § 40, 41.
|
6/33
| Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
| 24.12
| Практическая работа
| Сущность спектрального анализа, наблюдение сплошного и линейчатого спектров
| Уметь применять полученные знания на практике.
| Отработка практических умений
| Цвет в природе и живописи
|
7/34
| Интерференция света
| 13.01
| Урок изучения нового материала
| Явление интерференции света. Опыт Юнга. Опыт с бипризмой Френеля. Интерференция в тонких плёнках.
| Познакомиться с явлением интерференции света.
| Устные ответы
| ДЗ. § 42.
|
8/35
| Дифракция света
| 14.01
| Урок изучения нового материала
| Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса—Френеля. Дифракционная решётка. Условие возникновения максимумов освещённости
| Познакомиться с явлением дифракции, дифракционной решеткой.
| Устные ответы
| ДЗ. § 43.
|
9/36
| ЛР № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
| 20.01
| Практическая работа
| | Уметь применять полученные знания на практике.
| Отработка практических умений
| ДЗ. Повторить § 42–43.
|
10/37
| Лабораторная работа № 6 «Определение длины световой волны»
| 21.01
| Практическая работа
| | Уметь применять полученные знания на практике.
| Отработка практических умений
| ДЗ. Повторить §26.
|
11/38
| Поляризация света
| 27.01
| Урок изучения нового материала
| Опыты по поляризации света и их объяснение. Естественный и поляризованный свет. Поляроиды.
| Знать свойства ЭМ волн.
| Устные ответы
| ДЗ. § 45.
|
12/39
| Шкала электромагнитных излучений.
| 28.01
| Комбинированный урок
| Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. Электродинамическая картина мира.
| Разобраться с ЭМ шкалой излучений
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 45–47
|
13/40
| КР № 4 по теме "Оптика"
| 3.02
| Урок контроля
| Контроль знаний по геометрической оптике.
| Контроль ЗУН по теме.
| Контроль знаний
| |
Квантовая физика и элементы астрофизики (28 часов)
6. элементы специальной теории относительности (СТО). (2 часа)
|
1/41
| Постулаты СТО
| 4.02
| Урок изучения нового материала
| Постулаты СТО. Относительность одновременности событий, длины и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей.
| Познакомиться с теорией относительности Эйнштейна, ее постулатами
| Устные ответы
| ДЗ. § 48, 49.
|
2/42
| Закон взаимосвязи массы и энергии
| 10.02
| Урок изучения нового материала
| Закон взаимосвязи массы и энергии. Релятивистская и ньютонова механика. Принцип соответствия
| Познакомиться с формулами ТО.
| Устные ответы
| ДЗ. § 50, 51; «Из истории создания СТО».
|
7. ФОТОНЫ. (4 часа)
|
1/43
| Фотоэлектрический эффект
| 11.02
| Урок изучения нового материала
| Явление фотоэффекта и его экспериментальное исследование. Законы фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта
|
Познакомиться с фотоэффектом
| Устные ответы
| ДЗ. § 52.
|
2/44
| Теория фотоэффекта
| 17.02
| Комбинированный урок
| Квант света. Энергия фотона. Постоянная Планка. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоэлементы.
|
Познакомиться с законом фотоэффекта.
|
| ДЗ. § 53; упр. 18.
|
3/45
| Фотон и его характеристики
| 18.02
| Урок изучения нового материала
| Опыты Вавилова. Характеристики фотона. Двойственность свойств света. Давление света.
| Познакомиться с понятием фотона, его свойствами
| Устные ответы
| ДЗ. § 54–56; «Самое важное в главе 7».
|
4/46
| Обобщение. Тест №3 по теме «СТО. Фотоны»
| 24.02
| Контроль знаний.
| | Контроль ЗУН по теме.
| Контроль знаний
| |
8. Атом. (4 часа)
|
1/47
| Планетарная модель атома
| 25.02
| Урок изучения нового материала
| Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
| Обобщить знания о строении атома.
| Устные ответы
| ДЗ. § 58, 59; упр. 20.
|
2/48
| Люминесценция
| 2.03
| Урок изучения нового материала
| Явление люминесценции. Виды люминесценции. Люминесцентный анализ.
| Знать виды люминесценции
| Устные ответы
| ДЗ. § 60.
|
3/49
| Лазер
| 3.03
| Урок изучения нового материала
| Вынужденное излучение. Принцип действия рубинового лазера. Использование лазера.
| Знать устройство и принцип действия лазера.
|
| ДЗ. § 61.
|
4/50
| Волновые свойства частиц вещества.
| 9.03
| Комбинированный урок
| Гипотеза де Бройля и её экспериментальное подтверждение. Статистическое толкование волн де Бройля. Обобщение по главе 8.
| Разобрать волновые свойства частиц
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 62; «Самое важное в главе 8».
|
9. АТОМНОЕ ЯДРО И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ. (9 часов)
|
1/51
| Строение атомного ядра
| 10.03
| | Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Удельная энергия связи.
| Обобщить знания по строению атомного ядра.
| Устные ответы
| § 64,65, упр.№23,24. График энергии связи
|
2/52
| Радиоактивность
| 16.03
| Урок изучения нового материала
| Альфа-, бета- и гамма-излучение. Радиоактивность. Смещения ядер при альфа- и бета-распаде. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
| Обобщить знания о явлении радиоактивности.
| Устные ответы
| ДЗ. § 66; упр. 25.
|
3/53
| Ядерные реакции
| 17.03
| Комбинированный урок
| Энергетический выход ядерных реакций. Эксперименты в ядерной физике. Счётчик Гейгера. Камера Вильсона.
| Обобщить знания по ядерным реакциям.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 67, 68; упр. 26.
|
4/54
| ЛР № 7 «Изучение треков заряженных частиц»
| 30.03
| Практическая работа
| Методы регистрации элементарных частиц: камера Вильсона, счетчик Гейгера, пузырьковая камера
| Уметь применять полученные знания на практике.
| Отработка практических умений
| ДЗ. Повторить § 67, 68.
|
5/55
| Деление ядер урана
| 31.03
| Урок изучения нового материала
| Реакции деления тяжёлых ядер. Критическая масса. Ядерный реактор.
| Обобщить знания по ядерным реакциям деления урана.
| Устные ответы
| ДЗ. § 69.
|
6/56
| Термоядерные реакции
| 6.04
| Комбинированный урок
| Термоядерные реакции. Дозиметрия. Поглощенная доза излучения. Дозиметр. Действие радиации на человека.
| Изучить атомную энергетику.
| Фронтальный опрос
| ДЗ. § 70, 71.
|
7/57
| Элементарные частицы
| 7.04
| Урок изучения нового материала
| Элементарные частицы. Кварки. Античастицы.
| Познакомиться с видами элементарных частиц
| Устные ответы
| ДЗ. § 72, 73.
|
8/58
| Фундаментальные взаимодействия
| 13.04
| Урок изучения нового материала
| Четыре вида фундаментальных взаимодействий. Переносчики взаимодействий. Истинно элементарные частицы.
| Разобрать теорию фундаментальных взаимодействий
| Устные ответы
| ДЗ. § 74; «Самое важное в главе 9».
|
9/59
| К. р. № 5 по теме "Атомное ядро и элементарные частицы"
| 14.04
| Урок контроля
| | Контроль ЗУН по теме.
| Контроль знаний
| ДЗ. «Из истории открытия элементарных частиц».
|
10. СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ. (9 часов)
|
1/60
| Солнечная система
| 20.04
| Урок изучения нового материала
| Строение Солнечной системы. Законы движения планет.
| Обобщить знания о солнечной системе
| Устные ответы
| ДЗ. § 75; упр. 28.
|
2/61
| Солнце
| 21.04
| Урок изучения нового материала
| Основные характеристики Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность.
| Узнать о Солнце, его характеристиках
| Устные ответы
| ДЗ. § 76; упр. 29.
|
3/62
| Звёзды
| 27.04
| Урок изучения нового материала
| Основные характеристики звёзд и взаимосвязь между ними. Источник энергии Солнца и звёзд.
| Узнать о звездах, их характеристиках
| Устные ответы
| ДЗ. § 77; упр. 30.
|
4/63
| Внутреннее строение Солнца и звёзд
| 28.04
| Урок изучения нового материала
| Строение главной последовательности. Солнце, красные гиганты. Нейтронные звёзды, пульсары, чёрные дыры.
| Узнать о строении Солнца и звезд
| Устные ответы
| ДЗ. § 78; упр. 31.
|
5/64
| Наша Галактика
| 4.05
| Урок изучения нового материала
| Структура нашей Галактики. Туманности.
| Узнать о строении Галактике, ее характеристиках
| Устные ответы
| ДЗ. § 79; упр. 32.
|
6/65
| Эволюция звёзд
| 5.05
| Урок изучения нового материала
| Рождение, жизнь и смерть звёзд.
| Рассмотреть процесс эволюции звезд
| Устные ответы
| ДЗ. § 80; упр. 33.
|
7/66
| Звёздные системы
| 11.05
| Урок изучения нового материала
| Галактики. Активные галактики и квазары. Скопление галактик. Красное смещение в спектрах галактик и закон Хаббла.
| Познакомиться со звездными системами
| Устные ответы
| ДЗ. § 81; упр. 34.
|
8/67
| Современные взгляды на строение Вселенной
| 12.05
| Урок изучения нового материала
| Развитие представлений о строении Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Возраст Вселенной. Модель «горячей» Вселенной.
| Познакомиться с современными теориями Космоса
| Устные ответы
| ДЗ. § 82.
|
|
| |
| Повторение
|
|
|
|
1/68
2/69
3/70
| Повторение и обобщение знаний. Тест №4 по теме "Строение Вселенной"
| 18.05\ 19.05 /25.05
| Урок контроля
| Повторение и обобщение знаний по главе 10. Контроль знаний.
| Контроль ЗУН по теме.
| Контроль знаний
| ДЗ. «Самое важное в главе 10».
|
| | | | | | | | |