Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И методические проблемыСтр 1 из 78Следующая ⇒
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ И. И. МАМАИЧУК, М. Н. ИЛЬИНА ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА РЕБЕНКУ с задержкой психического развития
Научно-практическое руководство
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2004 ББК 88.492 М22
Мамайчук И. И., Ильина М. Н. М22 Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 352 с. ВК 5-9268-0308-Х В данном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития. Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми. ББК 88.492 I5ВN 5-9268-0308-Х ©МамайчукИ. И., ИльинаМ. Н.,2004 © Издательство «Речь», 2004 © Борозенец П. В. (оформление), 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.......................................................................................................................... 4 Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы 1.1. История развития психологической помощи детям с проблемами развития 5 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии.............................................................................................................. 20 1.3. Психологическое консультирование.................................................................... 24 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям 33 1.5. Психологическое сопровождение......................................................................... 44 1.6. Психологическая поддержка........................................................................" 48 Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой 2.1. Клинические характеристики задержки психического развития 54 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития 63 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР 71 2.4. Психогенная форма задержки психического развития 75 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза 81 Глава 3. Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологи 3.1. Возрастная динамика развития детей с ЗПР на первом году жизни 94 3.2. Особенности психичесюго развития детей с ЗПР в преддошкольном юзрасте... 114 3.3. Особенности психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста... 131 3.4. Психологические особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста 152 Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития 163 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни 163 4.2. Основные направления психологической помощи детям преддошколь- ного возраста и психокоррекционные технологии 182 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с ЗПР... 204 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития 271 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития 301 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР 330 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... 337 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 340 Введение
Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12-20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективное и нередко в девиантном поведении. Проблемой задержки психического развития занимаются многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно представлены ее психологические аспекты, не раскрыта роль психолога в диагностике, коррекции, сопровождении ребенка с ЗПР. Что же такое задержка психического развития? Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка? Как вовремя определить ее у ребенка и своевременно помочь ему и его семье в преодолении проблем в умственном и эмоциональном развитии вследствие ЗПР? На эти вопросы мы попытаемся вам ответить в этой книге, которая может быть полезна не только психологам, но и родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Date: 2016-07-18; view: 478; Нарушение авторских прав |