Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И методические проблемы





ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

И. И. МАМАИЧУК, М. Н. ИЛЬИНА

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА РЕБЕНКУ

с задержкой психического развития

 

 

Научно-практическое

руководство

 

 

РЕЧЬ

 

Санкт-Петербург 2004


ББК 88.492

М22

 

Мамайчук И. И., Ильина М. Н.

М22 Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Науч­но-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 352 с.

ВК 5-9268-0308-Х

В данном научно-практическом пособии подробно анализируются те­оретические, методологические и методические проблемы психологичес­кой помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психи­ческого развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.

Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.

ББК 88.492


I5ВN 5-9268-0308-Х


©МамайчукИ. И., ИльинаМ. Н.,2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................................... 4

Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы
психологической помощи детям................................................................................... 5

1.1. История развития психологической помощи детям с проблемами развития 5

1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами

в развитии.............................................................................................................. 20

1.3. Психологическое консультирование.................................................................... 24

1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям 33

1.5. Психологическое сопровождение......................................................................... 44

1.6. Психологическая поддержка........................................................................" 48

Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой
психического развития................................................................................................. 54

2.1. Клинические характеристики задержки психического развития 54

2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития 63

2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР 71

2.4. Психогенная форма задержки психического развития 75

2.5. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза 81

Глава 3. Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологи­
ческие критерии).......................................................................................................... 94

3.1. Возрастная динамика развития детей с ЗПР на первом году жизни 94

3.2. Особенности психичесюго развития детей с ЗПР в преддошкольном юзрасте... 114

3.3. Особенности психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста... 131

3.4. Психологические особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста 152

Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития 163

4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни 163

4.2. Основные направления психологической помощи детям преддошколь-

ного возраста и психокоррекционные технологии 182

4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с ЗПР... 204

4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школь­ников с задержкой психического развития 271

4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития 301

4.6. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР 330

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... 337

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 340

Введение

 

Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12-20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективное и нередко в девиантном поведении.


Проблемой задержки психического развития занимаются многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно представлены ее психологические аспекты, не раскрыта роль психолога в диагностике, коррекции, сопровождении ребенка с ЗПР.

Что же такое задержка психического развития? Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка? Как вовремя определить ее у ребенка и своевременно помочь ему и его семье в преодолении проблем в умственном и эмоциональном развитии вследствие ЗПР? На эти вопросы мы попытаемся вам ответить в этой книге, которая может быть полезна не только психологам, но и родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ







Date: 2016-07-18; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию